«Междуцарствие» и расцвет Па'чана при Йашун-Б'аламе IV
Между смертью Ицамнаах-Б'алама III в 742 году и инаугурацией его сына Йашун-Б'алама IV в 752 году прошло десять лет. Это время известно в литературе как «междуцарствие». Одной из первых данный период в истории Па'чана исследовала Татьяна Проскурякова. Она отметила, что в Йашчилане отсутствуют тексты, которые можно было бы датировать временем «междуцарствия», и предположила, что после смерти Ицамнаах-Б'алама III началась борьба за власть, которая была настолько ожесточенной, что в течение десяти лет ни одному из претендентов не удавалось занять трон. Питер Мэтьюз считал, что, как сын младшей жены, Йашун-Б'алам IV являлся лишь одним из претендентов на трон, который в течение «междуцарствия» устранил своих конкурентов. Реконструкция событий той эпохи основывается на неполной и временами сомнительной информации, однако сегодня уже можно составить о них более полное представление.
Притолока 17 из Йашчилана (ныне хранится в Британском музее). Портрет Йашун-Б'алама IV.
Ни в одной из найденных в Йашчилане надписей нет упоминаний о правителях Па'чана между 742 и 752 годами. Однако высокий статус Иш-К'аб'аль-Шоок при жизни Ицамнаах-Б'алама III дает основания полагать, что она родила, по крайней мере, одного наследника мужского пола, чему у нас теперь имеются некоторые доказательства. Иш-К'аб'аль-Шоок пережила своего мужа на семь лет и, похоже, оставалась влиятельной фигурой в царстве после его смерти. Как сообщается на ступени Иероглифической лестницы 3 из Дос-Пиласа, в день 9.15.13.15.15, 7 Мен 18 Соц' (25 апреля 745 года) царь Южного Кукуля К'авииль-Чан-К'инич захватил в плен па'чанского «ахава» …б'-Шоока. Саймон Мартин и Николай Грюбе считают, что это был брат или племянник Иш-К'аб'аль-Шоок.[lii] Другой точки зрения придерживается Кэтрин Джоссерэнд, которая предположила, что …б'-Шоок упоминается на Притолоке 23 из Йашчилана как сын Иш-К'аб'аль-Шоок и являлся наследником Ицамнаах-Б'алама III.[liii]
Самый важный документ эпохи «междуцарствия», вероятно, ключевой для понимания того, что тогда происходило, был найден не в Йашчилане, а в Пьедрас-Неграс. На Панели 3 из этого городища упоминается царь Па'чана, который в день 9.15.18.3.13, 5 Бен 16 Ч'ен (31 июля 749 года) присутствовал на церемонии в честь окончания 20-летия царствования йокибского царя Ицам-К'ан-Ака IV. Этот владыка имел имя основателя па'чанской династии и, кажется, у нас нет особых оснований сомневаться в том, что это был новый царь Па'чана Йо'паат-Б'алам II, который правил во время части, если не всего, периода «междуцарствия». Александр Сафронов считает, что поход царя Южного Кукуля на Усумасинту в 745 году был осуществлен в интересах Йокиба, после этого похода на трон Па'чана был возведен йокибский ставленник Йо'паат-Б'алам II.[liv] В самом Йашчилане Йо'паат-Б'алам II не упоминается, скорее всего, монументы этого царя были позднее уничтожены Йашун-Б'аламом IV.
Иероглифическая лестница, ступень 7. Двое карликов наблюдают, как Йашун-Б'алам IV готовится принять на себя мяч, сделанный из тела лакамтуунского правителя.
Причины такой ненависти Йашун-Б'алама IV к своему предшественнику не вполне понятны. После смерти отца будущий царь Йашун-Б'алам IV, если верить его собственным надписям, не только не подвергался преследованиям, но и занимал в родном городе очень высокое положение. В день 9.15.13.6.9, 3 Мулук 17 Мак (21 октября 744 года) он играл в мяч на площадке «Трех Побед». Игра сопровождалась принесением в жертву пленника – владыки из Лакамтууна по имени Ик'-Чих, поэтому, вероятно, была связана с победой над этим царством. Затем в день окончания периода 9.15.15.0.0, 9 Ахав 18 Шуль (4 июня 746 года) будущий Йашун-Б'алам IV принимал участие в установлении стелы. Интересно, что сам этот камень в Йашчилане не нашли, о его существовании известно лишь из текста на более поздней Стеле 11. Возможно, монумент уничтожили в связи с тем, что в надписи на нем упоминался Йо'паат-Б'алам II.[lv]
В марте 749 года умерла царица Иш-К'аб'аль-Шоок. Вероятно, она была погребена под полом своего «дома», то есть «Здания 23». Роберто Гарсиа Моль провел в этом сооружении раскопки и обнаружил «Погребение 3», в котором было найдено тело пожилой женщины, окруженное богатыми подношениями, в числе которых 431 бусинка из жадеита и 34 керамических сосуда (на одном из них изображена пожилая госпожа). Мать Йашун-Б'алама Иш-Ух-Чан-Леем ненадолго пережила свою соперницу и умерла в день 9.15.19.15.3, 10 Ак'баль 16 Во (13 марта 751 года), так и не увидев коронации сына.[lvi]
Притолока 16 из Йашчилана (ныне хранится в Британском музее). Йаш-Киб'-Тоо'к', сахаль владыки Вак'ааб'а, кусает свои пальцы - жест подчинения и страха. Йашун-Б'алам IV захватил этого пленника в феврале 752 года, за два месяца до своего воцарения.
В мае 750 года будущий Йашун-Б'алам IV в маске и одежде бога дождя осматривал неких пленников. Неясно, были ли это чужеземцы или па'чанцы из враждебной партии. В июне того же года он показан в воинском одеянии вместе с «сахалем» из «Городища R» (Лаштунича). В день 9.16.0.13.17, 6 Кабан 5 Поп (10 февраля 752 года) Йашун-Б'алам совершил так называемое прединаугурационное пленение Йаш-Киб'-Тоо'к'а[lvii], «сахаля» Пай-Лакам-Чаака, владыки Вак'ааб'а.[lviii] Эта акция, несомненно, была направлена против Йокиба, поскольку царство Вабе' с начала VIII века являлось его союзником или вассалом и, кроме того, Па'чан от Вабе' отделяет территория именно Йокиба, поэтому Йашун-Б'алам должен был пройти по владениям давнего противника.[lix]
Всего через восемь дней после пленения Йаш-Киб'-Тоо'к'а, в день 9.16.0.14.5, 1 Чикчан 13 Поп (18 февраля 752 года) у Йашун-Б'алама и его жены Иш-Чак-Чами родился сын Чель-Те'-Чан-К'инич, а в день 9.16.1.0.0, 11 Ахав 8 Сек (3 мая 752 года) Йашун-Б'алам IV официально короновался как новый царь Па'чана. В день восхождения на трон Йашун-Б'алам IV совершил торжественный танец со скипетром К'авииля, в котором принимала участие его главная жена Иш-Чак-Чами. Обряд в очередной раз демонстрировал связь Йашун-Б'алама IV с могущественным «сахальским» родом.
Йашун-Б'алам IV был одним из самых энергичных правителей классического периода, в течение своего 16-летнего правления он создал большое количество памятников искусства и архитектуры. Вся эта деятельность была направлена на достижение одной, едва скрываемой цели: подтверждение его собственной легитимности.
Правление Йашун-Б'алама IV началось с целого ряда торжественных обрядов. Вообще Йашун-Б'алам IV более чем любой другой владыка классических майя любил участвовать в публичных церемониях, и при этом почти всегда привлекал к ним своих жен или самых влиятельных подданных, расширяя тем самым круг собственной поддержки в элитах.[lx] Через девять дней после коронации новый владыка посвятил обновленный древний храм «Наах Чан Сууц'наль», расположенный рядом с «домом» Иш-К'аб'аль-Шоок. На сороковой день царствования Йашун-Б'алам IV вызывал бога Ах-К'ак'-О'-Чаака и ознаменовал это событие танцем с посохом «шукпи». Во время вызывания бога рядом с царем мы видим его «главного сахаля» К'ан-Тоо'к'-Вайаб'а, а во время танца – его третью жену Иш-Вак-Халам-Чан, которая происходила из рода владык Ик'а (Мотуля-де-Сан-Хосе). В день 9.16.1.8.6, 8 Кими 14 Мак (16 октября 752 года) Йашун-Б'алам IV танцевал с посохом «чак-к'ат», в танце принимали участие К'ан-Тоо'к'-Вайаб' и еще одна жена владыки Иш-Мут-Б'алам. Спустя два дня царь танцует уже вместе с Иш-Чак-Чами – как и отец, он неуклонно соблюдал баланс в отношениях с женами и стоящими за ними кланами.[lxi]
Правление Йашун-Б'алама IV характеризуется небывалым усилением местной элиты. Именно на его царствование приходится наибольшее число монументальных текстов, посвященных «сахалям». «Сахали» сопровождают царя на войне, участвуют вместе с ним в важнейших ритуалах и даже воздвигают собственные стелы и притолоки, увековечивая свою сопричастность царской особе. Практически все па'чанские монументы, на которых фигурируют «сахали», следуют своеобразному «канону». Как правило, это двухфигурные композиции (царь и «сахаль»), лишенные какого бы то ни было внешнего выражения иерархии в отношениях между персонажами. Основной текст сообщает о действиях царя в данной сцене, в то время как изображение «сахаля» сопровождается надписью с указанием имени и титулов. И хотя подобный жанр нельзя назвать информативным, поразительно, что с 752 по 771 годы изготавливается около двух десятков таких монументов, восемь из которых были обнаружены в самом Йашчилане. Примечательно, что со смертью Йашун-Б'алама IV и воцарением Ицамнаах-Б'алама IV упоминания о «сахалях» постепенно идут на убыль.[lxii] Очевидно, такое повышенное внимание Йашун-Б'алама IV к областной знати было напрямую связано с непростыми обстоятельствами его утверждения на троне. Видимо, во время борьбы за власть Йашун-Б'алам IV опирался на поддержку мощной коалиции «сахалей», и позднее ему, чтобы уверенно себя чувствовать, пришлось разделить власть и влияние с политическими союзниками.
Притолока 41 из Йашчилана (ныне хранится в Британском Музее). Йашун-Б'алам IV в сопровождении своей жёны Иш-Вак-Халам-Чан готовится к победному походу против области …-Хук'(ай), который состоялся 9 мая 755 года. Элементом его головного убора является маска теотиуаканского Бога Бабочки (примечательным образом выделяется стилизованный хоботок бабочки).
В сфере внешней политики Йашун-Б'алам IV в 750-760-х годах совершил ряд успешных завоеваний, благодаря которым Па'чан вновь укрепил свои позиции на Верхней Усумасинте. В день 9.16.4.1.1, 7 Имиш 14 Сек (9 мая 755 года) он разгромил пограничную с Шукальнахом область …-Хук'(ай) и пленил некоего Ухоль-Мо', а его «главный сахаль» К'ан-Тоо'к'-Вайаб' пленил владыку некой местности Кокте'. Этот поход, несомненно, был направлен на ослабление позиций Йокиба на Верхней Усумасинте. На Притолоке 1 из Ла-Пасадиты сообщается, что в день 9.16.8.3.18, 9 Эц'наб 11 Йашк'ин (14 июня 759 года) Йашун-Б'алам IV захватил в плен человека по имени Т'уль-Чиик с титулом «владыка К'ина», то есть области в составе Йокиба. Следовательно, имела место война между Йокибом и Па'чаном. Очевидно, Ла-Пасадита сыграла в этой войне важную роль, поскольку Йашун-Б'алам IV привел связанного пленника к местному «сахалю» Тилоому. Наконец, на так называемой «Нидерландской притолоке» сообщается, что в феврале 767 года сановник Йашун-Б'алама принес в жертву пленника – некоего Эк'-Чаналя. Этими эпизодами имеющиеся в нашем распоряжении сведения о войнах Йашун-Б'алама IV исчерпываются, хотя этот царь имел титул «Хозяин двадцати пленников». Также Йашун-Б'алам IV часто именуется «Хозяином Ах-Укуля», однако мы не знаем, когда и при каких обстоятельствах он захватил этого пленника. [lxiii]
Стела 11 из Йашчилана, установленная в 752 году. Йашун-Б'алам IV показан в маске бога дождя Чаака над тремя неизвестными пленниками.
Не менее важным средством налаживания отношений с соседями, чем военные походы, для Йашун-Б'алама IV были династические браки. Из четырех его жен две – Иш-Вак-Туун и Иш-Вак-Халам-Чан – происходили из Ик'а. Иш-Мут-Б'алам происходила из Хиш-Вица – царства, с которым Па'чан ранее неоднократно воевал. Четвертая жена Иш-Чак-Чами происходила из «сахальского» рода Па'чана, именно ее сын Чель-Те'-Чан-К'инич стал наследником трона под именем Ицамнаах-Б'алама IV, что, без сомнения, вновь обострило отношения между Па'чаном и восточными соседями.
В историю Па'чана Йашун-Б'алам IV вошел, в первую очередь, как царь-строитель. По подсчетам Питера Мэтьюза, из 39 известных нам крупных сооружений Йашчилана, которые можно датировать, треть были построены или перестроены при Йашун-Б'аламе IV. Если учесть, что его правление продолжалось не более 16 лет, получается, что новое здание строили каждые год и два месяца. В самой высокой точке города, рядом с отцовским «Зданием 41», Йашун-Б'алам IV построил «Здание 40», перед которым установил свою коронационную Стелу 11. На тыльной стороне этого монумента показан ритуальный танец с посохами «хасав-чан», который Йашун-Б'алам IV совершил вместе со своим отцом в 741 году, всего за год до смерти последнего (смотрите выше). На Главной площади Йашчилана Йашун-Б'алам IV построил парадный тронный зал – «Здание 33».
«Здание 33». Реконструкция. Как и другие важные строения городища, здание изначально было украшено штуковым орнаментом и фигурками, ныне практически полностью утраченными. Представленная на рисунке цветовая раскраска является гипотетической.
Здание было украшено резными притолоками, на которых воссоздавалась коронация Йашун-Б'алама IV, а также описывалось его участие в церемониях окончания периодов 9.16.5.0.0 и 9.16.6.0.0. Ведущие на вершину «Здания 33» ступени украшены тринадцатью рельефными панелями, на которых представлены четыре женщины и девять мужчин. Две женщины (бабка Йашун-Б'алама IV Иш-Пакаль и, вероятно, его мать Иш-Ух-Чан-Леем) показаны в сценах вызывания К'авииля, а еще две, одна из которых главная жена владыки Иш-Чак-Чами, подают мячи для игры. Все мужчины представлены как игроки в мяч, которые играют символическими мячами, сделанными, вероятно, из тел связанных пленников. Пять игроков, в том числе сам Йашун-Б'алам IV, а также его отец и дед, имеют титулы «Священных Владык Па'чана». Два игрока, в том числе царевич Учан-Чами, названы просто «Владыками Па'чана». На одной из панелей показан «главный сахаль» К'ан-Тоо'к'-Вайаб'. Крышу «Здания 33» венчал высокий гребень. В середине храма в нише была установлена статуя Йашун-Б'алама IV на троне.[lxiv]
«Здание 33». Вершина архитектурных достижений в Йашчилане. Представляет собой длинное помещение с тремя входами и высоким гребнем крыши.
Ниже Главной площади были построены чертоги жен Йашун-Б'алама IV - Иш-Чак-Чами («Здание 20»), а также Иш-Вак-Туун и Иш-Мут-Б'алам («Здание 24»). К «Зданию 23», бывшему «дому» Иш-К'аб'аль-Шоок, Йашун-Б'алам IV пристроил небольшой мемориальный храм, посвященный умершим членам царской семьи, начиная со своей бабки Иш-Пакаль и до своей матери Иш-Ух-Чан-Леем.
В 764 году над берегом Усумасинты было завершено строительство дворца, вероятно, служившего Йашун-Б'аламу IV «домом». Рядом с дворцом располагалось «Здание 12» с семью входами. Далее на речном берегу стояло «Здание 16» - храм вызываний К'авииля.[lxv]
Однако Йашун-Б'алам IV не только строил новые здания, но также много сделал для сохранения сведений по династической истории Па'чана и изображения прошлого в выгодном ему свете. Это царь перенес в «Здание 12» из неизвестного древнего строения четыре притолоки VI века с перечнем раннеклассических правителей, и создал свою собственную, более подробную версию царского списка на огромной Иероглифической лестнице 1. В тексте на 480 иероглифов излагается история Па'чана, начиная с основателя династии и до самого Йашун-Б'алама IV. Следует, однако, отдавать себе отчет, что Йашун-Б'алам IV руководствовался не столько бескорыстным желанием сохранить историю царства для потомков, сколько стремлением создать «свою» версию событий прошлого, очевидно, необходимую для достижения каких-то политических целей. При выполнении этой задачи он не останавливался перед явными историческими фальсификациями. По меньшей мере, две роскошные «полнофигурные» иероглифические скамьи, созданные в правление Йашун-Б'алама IV, были выданы за наследие его деда Йашун-Б'алама III. Одним из направлений деятельности Йашун-Б'алама IV было уничтожение ранних текстов. Лицевая сторона Стелы 6, одного из монументов его деда, была полностью стерта и покрыта новой резьбой. Иероглифическая лестница 1 также была вырезана поверх уже существовавшего текста. Этот текст мог быть работой «исчезнувшего» царя или царей периода «междуцарствия».[lxvi]
Притолока 9 из Йашчилана, последний монумент Йашун-Б'алама IV. На притолоке показан танец с обменом посохами «хасав-чан» между царем и братом его жены, «сахалем» Чак-Чами, который состоялся 20 июня 768 года.
Последние даты, связанные с Йашун-Б'аламом IV, соответствуют 768 году. В день 9.16.17.6.12, 1 Эб 0 Моль (20 июня 768 года) состоялся показанный на Притолоке 9 танец с обменом посохами «хасав-чан» между царем и братом его жены, «сахалем» Чак-Чами, который еще в 741 году принимал участие в важном обряде коллективного кровопускания. С точки зрения сюжета сцена повторяет Стелу 11, с помощью которой Йашун-Б'алам IV обосновывал свою легитимность тем, что получил разрешение на правление от своего отца. Чак-Холь назван в тексте «дядей владыки», то есть сына и преемника Йашун-Б'алама IV Чель-Те'-Чан-К'инича. Учитывая, что наследнику тогда было всего 16 лет, этот танец вполне мог быть связан с официальным утверждением Чак-Чами в качестве регента при нем.[lxvii] По крайней мере, мы знаем, что в дальнейшем Чак-Чами обладал значительным влиянием при дворе Ицамнаах-Б'алама IV.
Прорисовка Притолоки 2 из Йашчилана. Йашун-Б'алам IV и его сын Чель-Те'-Чан-К'инич (будущий Ицамнаах-Б'алам IV) исполняют танец в 757 году.
Дата смерти Йашун-Б'алама IV неизвестна, как неизвестна и дата воцарения Чель-Те'-Чан-К'инича. В 2004 году в научный оборот был введен изъятый у мародеров фрагмент притолоки, происходящей, вероятно, из периферийного городища Ретальтеко, на которой показаны Йашун-Б'алам IV, его «главный сахаль» К'ан-Тоо'к'-Вайаб' и жена Иш-Мут-Б'алам. В надписи на монументе Йашун-Б'алам IV назван «владыкой четырех к'атунов», то есть человеком в возрасте от 60 до 80 лет. Этого возраста Йашун-Б'алам IV достиг в день 9.16.17.12.10, 2 Ок 18 Мак (16 октября 768 года), следовательно, он был тогда еще жив.[lxviii] Самая поздняя дата, которая встречается на монументах Йашун-Б'алама IV – это окончание периода 9.17.0.0.0, 13 Ахав 18 Кумк'у (24 января 771 года), однако она записана как расчетный день будущего события, поэтому нет уверенности, что царь к тому времени еще жил. Известно, что в день 9.16.18.0.19, 1 Кавак 2 Во (22 февраля 769 года) Чель-Те'-Чан-К'инич в сопровождении «сахаля» из Ла-Пасадиты Ах-Чак-Маша совершил обряд зажжения огня. Саймон Мартин и Николай Грюбе считают, что к тому времени Чель-Те'-Чан-К'инич уже был полноправным царем Па'чана, но с этим мнением согласны не все исследователи. Ритуал зажжения огня обычно предшествовал началу войны, поэтому существует предположение, что Чель-Те'-Чан-К'инич провел данную церемонию в статусе наследника престола перед тем как совершить так называемое «прединаугурационное пленение» человека по имени Тахаль-Мо'. В дальнейшем эпитет «Хозяин Тахаль-Мо'» постоянно присутствует в титулатуре Ицамнаах-Б'алама IV.[lxix]
Примечания:
[lii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 127
[liii] Josserand K. The Missing Heir at Yaxchilan: Literary Analysis of a Maya Historical Puzzle // Latin American Antiquity, Vol. 18, No. 3, 2007, pp. 295-313 http://www.mayavase.com/themissingheir.pdf
[liv] Сафронов А.В. Государства… страница 138
[lv] Талах В.М. Войовники… ст. 4-5
[lvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 126
[lvii] Чтение второго компонента имени остается в значительной степени условным. Соответствующий знак передает название дня, который в юкатекском называется Киб'. Нет уверенности относительно того, что в классические времена этот знак читался именно так (смотрите Талах В.М. Войовники… прим. 21). Другое предлагаемое чтение: Йаш-Чаб'-Тоок.
[lviii] Среди историков нет единого мнения относительно того, что представлял собой Вак'ааб'. Саймон Мартин и Николай Грюбе полагают, что это древнее название царства, столица которого находилась на месте современного археологического городища Санта-Елена. По мнению же Александра Сафронова, Вак'ааб' – это только название области в составе царства Санта-Елена, которое этот исследователь вслед за Дмитрием Беляевым называет Вабе'. Титул «ахав», употребленный по отношению к Пай-Лакам-Чааку на Притолоке 16 из Йашчилана, не должен вводить в заблуждение, поскольку правитель области, если он принадлежал к царскому роду, вполне мог именовать себя «ахавом», то есть «владыкой», и иметь в своем подчинении собственных «сахалей».
[lix] Сафронов А.В. Государства… страница 138; Талах В.М. Войовники… ст. 5
[lx] Подробнее о ритуальных церемониях Йашун-Б'алама IV смотрите специальные публикации: Токовинин А.А. Ритуальный танец...; Helmke С. The Transferral and Inheritance of Ritual Privileges: a Classic Maya Case from Yaxchilan, Mexico // Wayeb Notes, No. 35, 2010 http://www.wayeb.org/notes/wayeb_notes0035.pdf
[lxi] Талах В.М. Войовники… ст. 6
[lxii] Токовинин А.А. Царь и его сахали: областные правители в западных царствах майя (VII-VIII вв. н.э.) // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып.
[lxiii] Сафронов А.В. Государства… страница 139; Талах В.М. Войовники… ст. 7
[lxiv] Талах В.М. Войовники… ст. 8
[lxv] Там же
[lxvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 129-130
[lxvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 132; Токовинин А.А. Ритуальный танец...
[lxviii]
[lxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 134; Сафронов А.В. Государства… страницы 145-146