Археологические материалы и технологические реконструкции
Археологические данные свидетельствуют о том, что на территории современной Калифорнии есть следы древнейшей из известных науке культур Нового Света — палеоиндейской культуры кловис (11,5—11 тыс. л.н., без калибровки)[1].Среди подъемных материалов на местонахождениях Боракс Лейк (Borax Lake), Туларе Лейк (Tulare Lake) и других обнаружены целые и фрагментированные наконечники с характерным для технологии кловис желобком (рис. 8, 1). Примечательно, что большинство из наконечников выполнено из местного черного обсидиана и что изготовление наконечников типа кловис начинается с бифасиальной заготовки.
В поисках более детальных археологических данных об истоках практики изготовления крупных обсидиановых бифасов мы обратились к материалам раскопок погребальных комплексов в прибрежной части северо-западной Калифорнии и Орегоне. О находках обсидиановых изделий в местных погребениях сообщали еще в начале ХХ в. Г. Раст и У. Мурхед. Из наиболее известных комплексов — раковинные кучи с погребениями на острове Гюнтер (Калифорния) и могильник Голден Хилл (Орегон).
Рис. 8. Обсидиановые наконечники: 1 — изделия палеоиндейского времени из района Боракс Лейк. По [Handbook of North American Indians 1978]; 2 — крупнейший из известных специалистам наконечников кловис (24,7 см длиной), найденный в штате Вашингтон. По [Gramley 1993]
Раскопки на острове Гюнтер (Gunther Island) производились летом и осенью 1913 г. [Loud 1918]. Среди изучавшихся объектов — раковинная куча № 67, примерно 180 м длиной, 120 м шириной и около 4,2 м в высоту. Погребения в ней, по мнению авторов раскопок, располагались разновременными ярусами, а их возраст мог достигать 1500 лет. Всего было найдено 22 погребения, среди которых по сохранности и набору сопроводительного инвентаря выделяются шесть (четыре взрослых и два детских). В погребальном инвентаре есть и крупные двусторонне обработанные изделия из черного и красного обсидиана длиной 25—40 см [Ibid:: 355—356] (рис. 9).
Исследования могильника Голден Хилл производилось в несколько этапов, наиболее интенсивно — летом 1932 г. [Cressman 1933a, 1933b]. В этот сезон было вскрыто 39 погребений (в 32 были взрослые, в семи — подростки и дети). Возраст захоронений — от 1,5 до 2 тыс. л.н. Описание обсидиановых изделий, обнаруженных в сопроводительном инвентаре, процитируем полностью:
«Тринадцать обсидиановых пластин было найдено, шесть черных и семь красных, а также одна из сланца[2] <...> Как уже упоминалось в предыдущем отчете, обсидиановые пластины всегда сопровождали погребения парами, черная и красная вместе. Однако в этой части могильника во всех случаях было по одной пластине, за исключением погребения 13, содержащего пять пластин из красного обсидиана и одну из сланца <...> Судя по всему, эти пластины не были изготовлены на памятнике, ибо никаких свидетельств работы с черным или красным обсидианом найдено не было» [Cressman 1933b: 14—15].
Рис. 9. 1—2 — план и стратиграфические разрезы раковиной кучи на острове Гюнтер; 3 — обсидиановые изделия из погребений. По [Cressman 1933b]
В специальной таблице приведены метрические данные по 13 обсидиановым бифасам. Их размеры от 15,6 до 30 см в длину при толщине 1—2,3 см.. Автор отмечает важную деталь: практика сопровождения умерших бифасами из обсидиана в какой-то момент прекращается, и по этнографическим наблюдениям мы знаем о том, что обсидиановые изделия являются семейными реликвиями, тщательно оберегаются и передаются из поколения в поколение [Ibid: 18-19].
К обсидиановым изделиям из комплексов Гюнтер и Голден Хилл в 1980-х годах обратились Р. Хьюз и Р. Беттингер [Hughes, Bettinger 1984]. Используя данные по идентификации источников обсидиана, они констатируют следующее:
— двусторонне обработанные изделия ритуального назначения (погребения, Танец Шкуры Белого Оленя) изготавливались, как правило, из высокачественного обсидиана, добытого из источников, удаленных на 350—480 км, тогда как мелкие инструменты — из местных или близкорасположенных источников;
— смена традиции в использовании крупных бифасов с погребальной на демонстрационную (в танцах) свидетельствует о важных изменениях в социальной структуре местных племен;
— демонстрация предметов престижных технологий, изготовленных из импортных материалов, и их передача по наследству по семейной линии выходят на передний план в рамках социальной соревновательности [Ibid: 161—162].
Совершенно очевидно, что калифорнийские индейцы досконально знали все доступные для эксплуатации источники обсидиана на своей и соседних территориях. Уже в палеоиндейский и архаический периоды (11,5—5 тыс. л.н.) обсидиан в виде блоков и заготовок доставлялся к местам изготовления орудий с расстояния 200—450 км. [Jackson, Ericson 1994]. По данным, опубликованным еще в начале 1940-х годов, в регионе насчитывалось 24 месторождения вулканического стекла, пригодного для обработки [Heizer, Treganza 1944: 315]. Большая часть обсидиана была черная или темно-серая, красный и красно-коричневый оттенки встречались значительно реже. Среди наиболее важных источников — Glass Mountain (7), Sugar Hill (8), Big Borax Lake (3), Obsidian Butte (15), и St. Helena (2) (рис. 10, 1). По описаниям исследователей, они были покрыты метровыми слоями накопившихся за тысячелетия эксплуатации отходов производства: отщепами, обломками заготовок, сломанными изделиями, кусками галек-отбойников и т.д.
Несмотря на то что частной собственности на землю в полном смысле этого слова у индейцев не существовало, племена стремились контролировать близлежащие источники обсидиана и ограничивать доступ соседям без специального согласования. Естественно, не обходилось и без ожесточенных конфликтов:
«Когда соседняя группа не признавала прав на монопольное владение обсидиановым источником и была уличена в краже, результатом было вооруженное столкновение <...> То же самое могло приключиться, если источник находился на границе владений двух племен. Като и Юкки вместе претендовали на источник у Черного Камня, что привело к открытой войне между ними» [Ibid: 300].
Рис. 10. 1 — карта Калифорнии с наиболее важными источниками обсидиана. По [Heizer, Treganza 1944]; 2 — добыча обсидиана и изготовление бифасов калифорнийскими индейцами. Прорисовка Ю.В. Табаревой по [Heizer, Treganza 1944]
По данным тех же авторов, большинство источников обсидиана эксплуатировалось в течение длительного времени и выделить в рамках племени какую-то группу, специализировавшуюся на добыче сырья, сложно. Индейцы прекрасно разбирались в особенностях сырья, его пригодности для обработки, качестве, использовании для изготовления мелких или крупных орудий и т.д. У подавляющего большинства племен существовали высококвалифицированные мастера по изготовлению изделий из обсидиана. Например, у помо существовали т.н. ce emai tsu donts, или «изготовители наконечников стрел» [Ibid: 301].
К сожалению, информации о таких мастерах обработки обсидиана сохранилось мало. Ранние авторы (С. Пауэрс, П. Шумахер[3], Г. Раст, У. Мурхед) при описании церемониальных бифасов подчеркивали, что индейцы их используют, но уже давно не делают. Уникальные наблюдения за «последним из индейцев», Иши, сделанные А. Кребером и его коллегами, содержат очень полезную информацию о том, как он изготавливал различные наконечники стрел, но не крупные бифасы [Shackley 2003].
В Интернете нам удалось обнаружить интереснейшие материалы о жизни одного из последних мастеров по изготовлению ритуальных бифасов — Теда Оркатта (1862—1946), индейца из племени карок[4]. Он родился в селении Вейтчпек, с раннего детства увлекся обработкой обсидиана и кремня, учился у своего дяди, а впоследствии стал известнейшим мастером, которому заказывали изготовление обсидиановых бифасов для Танцы Шкуры Белого Оленя. По словам очевидцев, его мастерство было сродни волшебству: он мог сотворить из обсидиана все, что только можно вообразить[5]. Его изделия разошлись по многим частным коллекциям Америки и Европы, большая подборка хранится историческом музее Невады в г. Рино, а также в Музее естественной истории (г. Сакраменто) и Музее Юго-запада (г. Лос-Анжелес) и др. (рис. 11). Среди ритуальных бифасов, сделанных Т. Оркаттом, есть и абсолютный рекордсмен — 48,4 дюймов (более 121 см) при ширине 9 дюймов (22,5 см) и толщине не более трех четвертей дюйма (1,9 см).
Исследования древних технологий, включая «репликативные эксперименты»[6], до середины ХХ в. носили эпизодический характер (напр. [Holmes 1919]), поэтому подробности изготовления ритуальных обсидиановых бифасов калифорнийскими индейцами нам неизвестны. Лидеры экспериментального направления в США (Д. Крабтри, Д. Титмус, Ф. Герцог, Д. Фленникен, Э. Каллахан, Д. Кларк, Ф. Уилки, Б. Брэдли и др.) по крупицам собирали обрывочные описания техник и инструментов, использовавшихся индейцами. Согласно их реконструкциям, сложный процесс изготовления крупного бифаса начинался с тщательного выбора блока обсидиана, который не должен был содержать никаких внутренних включений или микротрещин. Затем при помощи жесткого отбойника изготавливалась «преформа», над которой мастер продолжал работать различными отбойниками (каменными, роговыми, костяными), попеременно снимая с каждой из сторон широкие плоские отщепы. Чем тоньше становился бифас, тем больше становилась опасность его излома по причине вибрации. Мастер вынужден был очень плотно прижимать бифас к бедру и, тщательно подготовившись, наносить последующий удар. Окончательная доводка краев производилась с помощью роговых отжимников.
Рис. 11. 1 — изделия Т. Оркатта; 2—3 — расписка о покупке Музеем естественной истории (Смитсоновский институт, г. Вашингтон) обсидианового бифаса у Т. Оркатта в феврале 1919 г. и фотография изделия [по информации на странице http://paleoplanet69529.yuku.com/topic/16161]
Наиболее крупные из известных нам индейских изделий весят до 4 кг, а экспериментальные наблюдения показывают, что при их изготовлении на отходы приходится до 90 % первоначального веса. Следовательно, мастер начинал работать с глыбой весом до 40 кг. Часть экспериментаторов в связи с этим полагает, что работу мастер выполнял не один, а при помощи ассистента(ов) (рис. 12).
Рис. 12. Положение мастера и помощника при изготовлении обсидианового бифаса Реконструкция Ю.В. Табаревой
[1] Многие археологи считают более корректным термин «палеоамериканцы».
[2] За все годы работ на памятнике было найдено 22 обсидиановых бифаса.
[3] Пол Шумахер оставил описания своих наблюдений за работой мастера по изготовлению наконечников стрел, ножей и других мелких инструментов из племени юрок, сделанных в 1877 г. [Hodgson 2005, 2007].
[4] http://paleoplanet69529.yuku.com/topic/16161.
[5] Возможно, именно Т. Оркатта имели в виду Голдшмидт и Драйвер, когда писали о том, что сами хупа не изготавливают обсидиановых бифасов, но знают одного из мастеров среди карок [Goldschmidt, Driver 1943: 119—120].
[6] Повторение всего процесса изготовления орудий (в нашем случае — из обсидиана) от заготовки до изделия с использованием отбойников и отжимников из камня и органических материалов.