Теночтитлан – великий город ацтеков
Мексика и Центральная Америка образуют часть древнего региона, который археологи называют Месоамерикой. В течение тысячелетий в этих краях жили кочующие с места на место группы; некоторые из них позже осели там и занялись земледелием. Поселения росли, и около 1200 г. до н.э. стали появляться настоящие города. Теночтитлан же был основан гораздо позже — в XIV в. н.э.
Первые в мире города возникли в Европе, Северной Африке и Азии в 3000-2000 гг. до н.э. Это были города шумеров в Месопотамии (главным образом на территории современного Ирака), египтян и населения долины Инда в современной Индии и Пакистане. Первые города в Месоамерике появились несколько позднее, около 1200 г. до н.э.; все они относятся к цивилизации, которую мы называем культурой ольмеков.
Последним из великих городов коренных жителей Месоамерики был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 г. этот город был столицей самой большой империи в Месоамерике. К тому же он был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой европейский город XVI столетия.
Падение Теночтитлана
13 августа 1521 г., после 70-дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением короля Испании. Великолепие этого города изумило торжествующих победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды: «...Такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Взятие Теночтитлана испанцами в том роковом году оказалось предзнаменованием гибели империи ацтеков.
Кодексы
Кодексы представляли собой длинные, сложенные гармошкой полосы бумаги, на которых ацтеки описывали и иллюстрировали свою жизнь и историю.
Ацтеки сами описали свой образ жизни в книгах, называемых кодексами. Кодексы представляют собой снабженные картинками рассказы о жизни и истории ацтеков. Это длинные полосы бумаги, сделанной из коры и сложенной в виде большой гармошки, совсем не похожие на знакомые нам книги. Большую часть кодексов испанские завоеватели уничтожили, но, к счастью, некоторые все же сохранились.
Массу сведений об ацтеках мы получили благодаря запискам испанских миссионеров, которых направили в Мексику вскоре после ее завоевания, чтобы обратить местное население в христианство.
Им пришлось изучить язык ацтеков, чтобы те могли рассказать им о своих религиозных верованиях и своем образе жизни.
Один из миссионеров, Фрай Бернардино де Саагун, приехал в Мексику в 1529 г. Он узнал, что ацтеки спрятали несколько кодексов. Его помощники из ацтеков показали их ему и объяснили каждую картинку. В течение 30 лет после этого Саагун составлял 12-томную историю ацтеков. Кое-кто из солдат самого Кортеса тоже написал о том, что видел своими глазами, — зрелища эти были одновременно и чудесными и страшными. Записки этих испанцев часто называют хрониками.
Помимо этого, сведения обо всех аспектах жизни ацтеков дает нам археология.
Сопоставив все, что мы узнали из письменных и археологических источников, мы получаем довольно полную картину жизни, обычаев и религиозных верований ацтеков.
Сегодня большая часть развалин Теночтитлана лежит, недоступная взору, прямо под современным Мехико — городом, основанным в XVI в. испанскими конкистадорами (завоевателями). Хотя Теночтитлан в основном утерян для нас, мы знаем немало об ацтеках и их столице благодаря историческим и археологическим источникам
Раскопки исчезнувшего города
Но каким способом можно искать остатки исчезнувшей цивилизации, лежащие под таким большим современным городом, как Мехико? Ведь нельзя же копать ямы под высокими зданиями — они просто рухнут. Как это часто бывает с большими городами, где многие поколения людей живут сотни и даже тысячи лет, открытие материальных остатков прошлого — вопрос удачи. Вот так оно и получилось со столицей ацтеков и городом Мехико.
Во время строительных работ, проводившихся в Мехико на протяжении последних 200 лет, были вновь открыты исчезнувшие когда-то свидетельства прошлых веков: резная скульптура, части каменных лестниц, фрагменты настенных росписей. Археологи XX столетия пользовались каждым удобным случаем, когда строители сносили старые дома, чтобы произвести небольшие раскопки на их месте, прежде чем начнут возводить новые здания.
Открытие Великого храма
Удача улыбнулась археологам, когда мексиканское правительство приняло решение о строительстве в Мехико системы линий метрополитена. Пока шло сооружение этих линий, а началось оно в 1966 г., из-под земли извлекли богатую коллекцию ацтекских артефактов. А 21 февраля 1978 г. электрики, копавшие землю в самом центре Мехико, обнаружили часть огромного, выпиленного из глыбы камня. Работы сейчас же прекратили и обратились к археологам. Четыре дня велись осторожные раскопки, и наконец из земли была извлечена массивная, высеченная из камня ацтекская богиня луны. Археологи поняли, что им удалось обнаружить часть Великого храма ацтеков, самого священного места во всем ацтекском мире и центра Теночтитлана, столицы ацтеков. Это было действительно потрясающее открытие. Мексиканские власти решили, что продолжение раскопок в этом месте чрезвычайно важно, и обратились к профессору Матосу Моктесуме, известному мексиканскому археологу, с просьбой возглавить эти работы.
Подготовка к раскопкам
Прежде чем начать какие бы то ни было раскопки, археологи должны разработать точный и подробный план. Им следует решить, что они хотят делать, отдавая себе отчет в том, почему они этого хотят, на какие вопросы они надеются получить ответы и какой техникой собираются для этого воспользоваться. И конечно, они должны получить как можно больше предварительных знаний о предмете своих раскопок. Моктесума и его коллеги внимательно прочитали все испанские хроники XVI в., в которых описывался Теночтитлан и жизнь ацтеков, чтобы получить представление о том, как должен выглядеть Великий храм. Это должно было помочь им распознавать объекты, которые удастся найти, и отдельные части храма во время раскопок; кроме того, они должны были иметь ясное представление о самих ацтеках. Так что это чтение было важной стороной подготовки к раскопкам.
Еще одним существенным моментом подготовительной работы был точный расчет мест раскапывания — ведь нужно было вести раскопки на обширном участке в центре многолюдного современного города и при этом не нанести вреда окружающим зданиям. Хотя здания эти относились к гораздо более поздним периодам, чем Теночтитлан. все же многие из них представляли определенную историческую ценность. В конце концов два дома пришлось-таки разрушить, но не раньше, чем особо значимые с исторической точки зрения участки этих зданий были самым тщательным образом сфотографированы.
Помимо всего прочего, археологам необходимо было учитывать уровень грунтовых вод, который находился не слишком глубоко под поверхностью города. 11оскольку Теночтитлан был построен на острове, археологи не имели возможности раскапывать нижние уровни участка — от этого и храм, и части современного города могли провалиться. Когда подготовительные работы были полностью завершены, Моктесума и его команда приступили к раскопкам. Они продолжались четыре года: с 1978 по 1982 г.
Что мы знаем о Теночтитлане?
Испанские хроники XVI в. сообщают нам, что в 1325 г. ацтеки основали Теночтитлан на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город со 150—200-тысячным населением. С берегами его связывали три широкие дороги: одна шла на север, другая на юг, третья на запад.
Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде — примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм.
Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных ацтекских богов: Уицилопочтли — бога солнца и войны и Тлалока — бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалока, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. А потому они, естественно, давным-давно разложились.
Дань в пользу правителя
Ко времени испанского завоевания империя ацтеков распространялась на большую часть Мексики. Каждый город, подчиненный ацтекам, должен был выплачивать дань (вид налога) правителю Теночтитлана.
Кодексы ацтеков рассказывают о колоссальном количестве всевозможных продуктов, поступавших из провинций, — маиса (кукурузы), фасоли, фруктов, какао, меда и перца.
В качестве дани привозили хлопок, шерсть, военные доспехи, головные уборы, щиты, одежду, бумагу, гончарные изделия, тростниковые циновки, драгоценные камни, ювелирные изделия, бирюзовые и каменные маски, изделия из перьев, золото, серебро, шкуры животных, морские раковины, а также рабов.
Выплачивание подобной дани было связано с большими лишениями в самих провинциальных городах, и мы читаем об их восстаниях, жестоко подавлявшихся армиями ацтеков. И в самом деле, население многих обложенных данью городов с радостью приветствовало испанских завоевателей и даже помогало им уничтожать ненавистных для них ацтеков.
Простые люди Теночтитлана тоже платили своему правителю нечто вроде налога.
Им приходилось отдавать ему часть произведенного ими урожая, выловленной рыбы, изделий своего ремесла. Кроме того, они должны были участвовать в разнообразных общественных работах — скажем, в строительстве храмов, — а если надо, то и воевать за своего правителя в качестве солдат.
Земледелие
Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские земледельцы создали полосы плодородной земли, используя ил и водоросли из окрестных болот.
Эти искусственно созданные поля, чинампы, разделялись каналами, а края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в болото.
Ацтекские чинампы были удивительно плодородными. Земледельцы выращивали множество разнообразных культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы, которые они отвозили на громадный рынок в одном из районов Теночтитлана под названием Тлательолько.
Рынок Теночтитлана
Судя по описаниям испанских солдат, им никогда прежде не доводилось видеть такого большого и хорошо организованного рынка с таким огромным разнообразием товаров, как в Теночтитлане. Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Тех, кто крал или обманывал, сурово наказывали. Насколько нам известно, денег у ацтеков не было; люди обменивались своими товарами либо платили бобами какао, медными топорами или отрезами материи.
Жилища
Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя ацтеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады — как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками.
Самым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские — там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников-специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире.
Правитель ацтеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича.
Открытия археологов
Рассказы очевидцев рисуют подробную картину жизни ацтеков в Теночтитлане. С помощью археологических раскопок эти письменные документы обрели новые краски.
Исследования, проведенные под руководством профессора Матоса Моктесумы, были предприняты на площади 5000—7000 квадратных метров в самом центре Мехико.
В результате раскопок была обнаружена гигантская пирамидальная конструкция, которую когда-то перестраивали не меньше шести раз. Сооружения на самом верхнем уровне были разрушены испанскими конкистадорами, которые использовали камни для строительства собственного города. От нижних уровней осталось, к счастью, гораздо больше, так как их испанцы просто не обнаружили. Самую же нижнюю часть открыть при раскопках так и не удалось из-за высокого уровня грунтовых вод; однако из исторических источников нам известно, что это был самый первый храм, построенный ацтеками после того, как они основали Теночтитлан в 1325 г. н.э. Эти перемежающиеся уровни дают нам очень много дополнительных сведений об ацтеках; в основном они подтверждаются историческими источниками.
Раскопки Великого храма
Когда ацтеки пристраивали новый храм, они строили его поверх старого, который полностью закрывался. Самый нижний уровень не был раскопан, а на вершине второго по счету храма археологи обнаружили сооружения, похожие на храмы богов Уицилопочтли и Тлалока.
Перед храмом Уицилопочтли находился камень, на котором совершали человеческие жертвоприношения. В хрониках XVI столетия описывались многочисленные человеческие жертвоприношения и даже указывался размер жертвенного камня. Перед храмом Тлалока обнаружили большую статую, чакмул, а внутри разукрашенных храмов находились и другие статуи.
На некоторых частях лестницы были обнаружены письмена ацтеков, называемые глифами; это позволило произвести датировку храма — с учетом календаря ацтеков, она соответствовала 1390 г. Таким образом была выяснена дата возведения данного конкретного храма. Глифы на других уровнях дали археологам возможность датировать постройку и некоторых других храмов.
Во всех раскопанных храмах были найдены скульптуры, высеченные из камня, и множество различных артефактов. Например, в третьем храме (датированном 1431 г.) у подножия лестницы нашли восемь статуй в человеческий рост. В четвертом храме (1454 г.) в результате раскопок обнаружили каменные жаровни (вероятно, их использовали для возжигания благовоний); жаровни были украшены символами богов Уицилопочтли и Тлалока. Боковые стороны храма были украшены змеиными головами.
Чтобы разобраться в тайнах Теночтитлана, погребенных под землей, археологи пользовались многими различными источниками информации.
С помощью записей испанских хронистов XVI в., кодексов самих ацтеков и археологических раскопок профессор Матос Моктесума блестяще справился со своей задачей, представив нам детальную картину экзотического прошлого Мексики.
Жертвоприношения богам
Двуглавые змеи часто упоминаются в месоамериканской мифологии. Вот этого змея, вырезанного из дерева и покрытого бирюзовой мозаикой могли носить во время религиозных ритуалов; возможно, он был среди даров, поднесенных Кортесу правителем ацтеков Мотекусомой II (Монтесумой).
Ацтеки приносили своим богам множество жертв. Жертвы, найденные внутри Великого храма, принесены в честь Уицилопочтли и Тлалока. Места жертвоприношений делятся на три вида. Это маленькие комнаты с каменными стенами, либо каменные ящики, либо углубления в земле, покрывающей более ранний храм. Большая часть жертвоприношений находилась вблизи передней части Великого храма или вблизи храмов, посвященных богам. Артефакты всегда уложены очень аккуратно, часто в особом положении, и направлены в определенную сторону. Поэтому мы понимаем, что для ацтеков такое положение объектов имело какой-то особый смысл.
Более 6000 артефактов было выкопано из жертвенных вместилищ. Многие из них были доставлены из отдаленных частей империи, особенно из прибрежных районов. Среди них есть раковины, кораллы и всевозможные рыбы. Находили и останки черепах и крокодилов, но этих рептилий использовали не целиком — обычно лишь панцири черепах и только шкуры и головы крокодилов. Точно так же погребали только черепа и шкуры змей, но не их тела.
Испанские авторы упоминают о жертвоприношениях ацтеков, но при этом ничего не говорят об объектах морского происхождения, а их среди раскопанных жертв было обнаружено немало. С другой стороны, они толкуют о распространенном обычае принесения в жертву птиц, однако как раз птиц при раскопках было найдено совсем мало. Профессор Матос Моктесума предполагает, что птицы были обычными, каждодневными приношениями, а морских животных приносили в жертву лишь по особым случаям, когда ритуал отправлялся в Великом храме. Жертвоприношения, особенно жертвенные животные, имели особый смысл, и их тщательно располагали особым образом. Одной из самых впечатляющих жертв оказался скелет ягуара с нефритовым шариком во рту.
Многочисленные жертвы, найденные в Великом храме, были принесены ацтекским богам Уицилопочтли и Тлалоку. Хотя ни статуй, ни масок Уицилопочтли при раскопках найти не удалось, но такие объекты, как черепа, ножи и артефакты из завоеванных областей, дают основание предположить, что он был богом войны.