Майяские дома
Доиспанские дома майя были сделаны из органических материалов, что является основной причиной, по которой до наших времён не дожили примеры тогдашних домов. Большинство исследователей полагают, что они немногим отличались от сельских домов, построенных сегодня. С 16 века Испанские завоеватели были главным образом заинтересованы в получении политической, социальной силы над майя и получении доходов, золота; и они вообще не обращали внимание на то, как и в чём живут обычные жители, их подданные.
Изначально, дома майя строились на низких платформах с небольшим огороженным участком земли, включая семейное кладбище. Обычно эти solaris (участки земли) были разграничены albarradas (низким забором, сложенным из камней). Участок земли каждого семейства включал в себя: хижину, колодец, уборную, детскую, сад и batea (хозяйственная комната-прачечная) с простой тростниковой крышей.
Дом состоит из одной прямоугольной комнаты с округленными углами, без окон, и с одной центральной дверью, выходящей на восток. Иногда имелась и другая дверь, которая вела ко второй хижине, используемой в качестве кухни и детской. На кухне, женщины готовили на гриле, состоящей из трёх камней и более. Когда вывешивали гамаки, главный одноместный дом преобразовывался в спальню.
Пол в майяском доме был сделан из sascab, в основе которого гравий, покрытый белым утрамбованным грунтом. Стены дома имели деревянную основу, которая затем покрывали саманом (необожженным кирпичом), а затем белили известью. Иногда у дома были деревянные плинтусы.
Сегодня, семейные дома обычно называются palapas, майяское слово, переводится как "крыша". Крыша непосредственно сделана из древесины, которая связана вместе, для формирования балок. Балки затем покрывают соломой с ветвями пальм. У майя не было гвоздей, так что все стыки в доме были связаны эластичной, тропической вьющейся лозой называемой лианой.
Помимо этих технических характеристик - было много древних традиций, связанных с майяским домом. Например - брак: когда двое молодых возлюбленных решались вступить в брак, обычно вся община объединялась для того, чтобы построить для них новый дом.
Этот рисунок иллюстрирует современный дом майя и из каких компонентов он состоит. Все компоненты подписаны на языке майя с переводом на русский язык. Интересный факт: beelcho (серединная балка) буквально переводится с майяского языка как "мышиная дорожка". Суффикс che - означает "дерево".
Дома, нарисованные в кодексах
Дома, нарисованные на фресках
Каменные дома с декоративными элементами
Археологические зоны майя - лишь часть того, что раньше было большими религиозными, коммерческими и политическими центрами.
Города были построены вдоль определенной оси, с широкими площадями, которые были связаны с платформами, на которых были построены храмы, дворцы и пирамиды. Майяские города не всегда строились по плану, а часто соответствовали топографии земли, на которой были расположены, и обычно согласовывались с математическими измерениями и с магическим символизмом.
На полуострове Юкатан (Мексика), города строились непосредственно рядом с большим естественным колодцем с водой (их называют сеноты), и были связаны между собой длинными sacbes (белыми дорогами). В таких городских центрах проводились религиозные церемонии; игры в мяч; и, по определённым дням, открывались рынки, на которых собирались купцы со многих концов земли майя.
Города майя были также и бюрократическими центрами где велись политические, гражданские и военные дела.
Кое-где, в течение постклассического периода (900-1500 гг. н.э.), появились первые валы - земляные насыпи, ограждающие определённый участок земли. Верхние классы - знать и священники - жили в изящных зданиях внутри границ таких валов. Обычные люди жили вокруг акрополя, занимая простоватые хижины, живя семьями и занимаясь сельским хозяйством на своих полях. В своё время, такие "фортифицированные" города были роскошными и красочными центрами.
Древние майя, подобно другим великим культурам, предприняли попытку связать религию, астрономию и архитектуру вместе, исходя из своих знаний о небесах и небесных светилах. Результатом этого являются их города и храмы, которые стали астрономическими "приборами", гигантскими диаграммами небес, разработанные для того, чтобы соединить человека с космическим временем.
Майя тщательно разрабатывали, ориентировали и, потом, создавали свои городские центры в соответствии с орбитами движения звезд; они считали звезды своими богами. Их города были часами (хронометрами), которые служили в качестве (и с удивительной точностью) гигантских каменных календарей для гражданских, религиозных и сельскохозяйственных целей.
Для достижения этого, майя измерили восходы и заходы солнца во время солнцестояний и равноденствий, а также и время прохождения солнца через зенит. Они записывали основные координаты и другие данные, касающиеся звезд, Луны, планет (главным образом Венеры) и различных созвездий.
Цивилизация майя выразила своё космовидение в архитектуре. Майя конструировали свои здания таким образом, чтобы они были и практичными в использовании и символическими - неся в своём исполнении религиозные познания майя. Свои сооружения древние архитекторы майя замышляли в качестве гигантских машин, предназначенные для удержания и сосредоточения божественной энергии. Цель для построенных пирамид - быть уменьшенным макетом Вселенной.
Более того, храмы содержали геодезические данные. Например, большинство из них имели разделения на девять рядов (колоннад), девять слоев или уровней, и девять ступеней, все из которых представляли собой девять уровней астрономического бытия. Предполагается, что данная нумерология связана с представлениями майя о культовом месте обитания их богов. Пирамида Кукулькана (майяское имя пернатого змея - Кетцалькоатля) в Чичен Ице (Мексика) - символизирует это. Она имеет точное число элементов (в данном случае ступеней), которые соответствуют календарному числу дней в году - 365 ступеней.
Архитектура храмов Чичен Ицы зародилась и стала развиваться на основе обычных деревенских (сельских) домов простых людей, и после всяческих экспериментов с каменными блоками и внедрением скульптурной архитектуры, она стала формироваться в свой особый стиль - прямо-таки майяский стиль барокко. Майяские архитекторы стали добавлять всевозможные, искусно сделанные, маски на фасады своих зданий, а также ниши и колонны с выгравированными лицами божеств. Стали также добавляться иероглифические надписи на каменные и деревянные плиты-перемычки. Внутренние панели пирамид были часто покрыты штуком (майяский аналог штукатурки) с лепниной и фресками.
Античные проектировщики часто украшали фасады зданий миниатюрными решетками, пронизанными символическими изображениями змей и других животных, цветов и людей. Каменные постройки обычно покрывались штуком, который окрашивали, в основном, красной краской. Гребни храмов строились относительно тонкими (возводилась на вершине храмов тонкая стенка) - они создавали такой зрительный эффект, при котором казалось, что конструкция ещё выше, следовательно, и более массивная, нежели на самом деле. Считается также, что эти гребни, возможно, служили в качестве звездных координат, используемыми древними астрономами для своих расчётов. Для древних майя, все эти элементы (некоторые из которых сегодня рассматриваются только с декоративной точки зрения) формировали смесь из священных символов.
Каменные своды у майя (крыши для могил, жилых помещений и прочих зданий) создавались из последовательно сложенных вертикально камней, которые замыкались на самом верху в так называемый "колпак". Такое сооружение называется "декоративной аркой", потому что "колпак" не является клином. Так как карнизный камень (перекрывающий всю каменную кладку) не делает здание устойчивым, то майя не могли создавать просторные интерьеры в своих храмах - помещения внутри храмов были небольшими по размерам. Некоторые майяские арки строились на концах sacbes (белых дорог), а также использовались в качестве коридоров в зданиях.
Платформы для обрядов и церемоний. Обычно они не длинные - максимум четыре метра; часто бока платформ покрывали выгравированными рисунками. Для общественных церемоний в верхней части платформ устанавливали алтари, курильницы, флажки, а иногда цомпантли - деревянные рамы, на которых вешались черепа.
Чичен Ица, Мексика
Ушмаль, Мексика
Храмы. Здесь исполнялись различные ритуалы поклонения богам. Храмы располагались наверху пирамид и были выполнены в декоративном стиле и покрывались различными узорами. Они имели внутренние помещения и святилища - место для алтарей. В некоторых случаях, храмы расписывались фресками и имели панели, вырезанные в камне.
Тулум, Чичен Ица, Паленке, Танках - Мексика
Дворцы. Они располагались по одиночке или группами на платформах, внутри церемониальных центров городов. У них были плоские стены, которые были украшены бордюрами. Внутри дворцов было много помещений, которые служили в качестве резиденции для правящего класса и жрецов.
Ушмаль, Кабах - Мексика
Вашактун, Гватемала
Башни. Такие каменные памятники были найдены главным образом в Кампече, Мексика. Башни имели астрономические функции: служили неким подобием календарных маркеров, использовавшие движение Солнца и Венеры для астрономических расчётов. Некоторые из них были и обсерваториями.
Чанчен,Шлабпак,Паленке,Нокучич,Пуэрто Рико - Мексика
Пирамиды. Майяские пирамиды строились друг над другом (новое здание "накладывалось" поверх старого) и возводились только к определённым датам (часто по окончанию катунов = 20-ти лет), оставляя старые постройки пирамид неповреждёнными. Чаще майяские пирамиды были ступенчатыми и имели центральную (главную) лестницу, ведущую на вершину сооружения к храму, расположенному на небольшой платформе.
Коба, Ушмаль - Мексика
Эль Мирадор, Гватемала
Площадки для игр в мяч. Игра имела космическую значимость для древних майя. Поле площадки располагалось в центре; стороны были наклонными, переходящие в вертикальные стены, на которых имелись кольца, сквозь которые нужно было пробрасывать каучуковые мячи. Сверху вдоль стен возводили платформы, на которых располагались общественные и церемониальные храмы.
Сакулеу, Гватемала
Копан, Гондурас
Обсерватории. В данных сооружениях не было какого-либо специального оборудования для изучения поведения звёзд, но здания были расположены фиксировано таким образом, что позволяли вести наблюдения древними астрономами за звездами. Иногда, такие здания были неким подобием астрономических маркеров, с помощью которых, при определённом пути прохождения через маркеры лучей солнца, майя опознавали, например, дни весеннего равноденствия и т.п.
Цибильчальтун, Чичен Ица - Мексика
Вашактун, Гватемала
Другие типы сооружений. Майя очень часто строили чултуны (chultunes) - подземные цистерны, используемые для сбора дождевой воды. Также они строили и содержали паровые ванны, используемые для ритуальных обрядов очищения, а также и в медицинских целях. Майя с математической точностью планировали и строили сточные трубы (канализацию). Строились ими также и sacbes (белые пути), ведущие к колодцам-сенотам - часто они спасали от наводнения. В Постклассический период (900-1500 гг.) стали часто строиться стены, ограждающие частные участки земли. Строились и усыпальницы, как простые, так и более тщательно разработанные и искусно сделанные могилы для правящего класса.
Красные руки. На стенах некоторых храмов майя нарисованы руки в натуральную величину - по одной паре или сразу несколько. Они известны под названием каб-уль (kab-ul), что означает божественные руки творца. Они являются символом Ицамны - владыки небес и повелителя всех богов.
Фаллос. Символ фаллоса ассоциируется с человеческими обрядами изобилия и с плодородием Матери Земли. Они не часто встречаются у майя, обычно в области Пуук (Puuc) и в городе Чичен Ица, Мексика. Фаллос представляет собой каменную скульптуру, помещенную внутри храма или снаружи на возвышенности. В La Casa de los Falos (дом фаллоса) в Чичен Ице, у фаллоса прослеживаются следы обрезания.
Чак Моол. Считается, что в руках Чак Мооля был либо какой-то объект, либо дары богам. Он представляет собой загадочную фигуру с неестественно изогнутой спиной и повёрнутой головой. В основном, такого типа статуи были найдены в Чичен Ице и ассоциируются с тольтекской культурой.
Алтари. Это гравированные каменные монументы, находящиеся как внутри храмов, так и вне их стен. Было найдено множество таких монументов различных форм и размеров. Очень часто на алтарях встречаются иероглифы, которые описывали как исторические, так и мифологические события. В некоторых случаях, считается, что алтари использовались в качестве тронов правителей.
Стелы. Барельефные каменные памятники, которые располагались на площадях перед пирамидами либо по одному, либо целой группой. Обычно на стелах изображался правитель с иероглифами, описывающими что-либо о нём, о его династии, всё это сопровождалось датированием. Обычно стелы покрывались барельефом только с одной стороны, хотя иногда иероглифы можно увидеть и сбоку. В некоторых местах (например, в Копане, Гондурас и в Киригуа, Гватемала) стелы достигали высоты в 4 метра.
Наранхо, Шультун, Яшха - Гватемала
Фрески. У майя не часто встречаются храмы, покрытые настенной живописью. Наиболее выразительные и значимые фрески находятся в городах Вашактун, Мулчик (Mulchic), Чичен Ица, Тулум и Бонампак. Фрески в Бонампаке считаются наиболее изысканными и хорошо сохранившимися. Краска для фресок создавалась из минеральных и растительных составляющих, использовались глина и растения. Пожалуй, самая яркая краска у майя была синяя - почти бирюзовая. В основном, фрески изображали эпизоды войн и религиозных церемоний. Также на фресках изображали символы, отождествленные с правителями. Фрески - неоценимый источник информации о ритуалах, об одеждах и других принадлежностей знати.