О правовой основе древнеацтекского общества
Система правовых отношений и древнеацтекском государстве, как, впрочем, и многие другие стороны жизни этого общества, традиционно воспринимаются большинством исследователей как бы сквозь призму хрестоматийной «индейской экзотики». Последняя мешает увидеть многие важные моменты в этой культуре, причем существенные и принципиальные настолько, что позволяют наконец отказаться от представления о ней, как знаменитой главным образом своими кровавыми человеческими жертвоприношениями. Конечно, они существовали. Однако известно, что и в Финикии, например, богам приносили аналогичные жертвы вплоть до позднейших периодов древней истории. Таким образом, этот общий признак в ритуальной практике должен как будто бы объединять доколумбовую Мексику с одной из самых передовых культур древнего Востока. Равносилен лк он, однако, знаку тождества между данными культурами? Разумеется, нет.
В настоящем определяется настоятельная необходимость всестороннего и современного анализа советской наукой древнеацтекской общественной структуры, как это сделано, например, применительно к стадиально близкой ей культуре Шумера и Аккада[1]. Притом изучение правовых отношений должно занимать здесь не последнее место. Более того, источниковедческий анализ показывает, что именно они дают ценный материал для характеристики не только доколумбовой Мексики, но и других аналогичных древних обществ.
Ацтеки принадлежали к последней волне индейских племен, переселявшихся из более северных районов американского континента в долину Мехико, где издавна существовали высокие цивилизации, в частности, культуры Теотиуакана (период расцвета III—VII вв.) и тольтеков (период расцвета IX — середина ХII в.). Считается, что ок.
Первоначально переселенцы попали в зависимость от г. Кулуакана (до
В
Имеются совершенно определенные данные о том, что законодательные акты самого различного характера принимались уже на раннем этапе истории древнеацтекского общества. Так, через семьдесят лет после основания Теночтитлана начал свое правление первый из известных древнеацтекских законодателей Уитцилиуитль (139(5—1416 гг.)[3]. Его продолжателем был Моктесума I Старший (1440—1469 гг.), который выработал «мудрые законы» и «сурово наказывал за отступление от них»[4]. Наконец, и последний из доиспанских ацтекских правителей Моктесума II Младший также занимался законодательством[5]. Эти законодательные акты появлялись вполне закономерно: они объясняют и формирование у ацтеков государственности, идущей на смену родовым традициям (эпоха трех ранних правителей, к которым принадлежал и Уитцилиуитль), и активное территориальное расширение государства, и усложнение его структуры при последующих правителях. Словом, правовые указы были столь же естественны, сколь и необходимы, ибо отражали активно изменяющиеся социально-экономические условия жизни общества.
Но одна из наиболее интересных страниц в истории данного региона связана, безусловно, с именами Неса'уалькойотля (1430—1472 гг.) и его сына Неса'уальпилли (1472—1510 гг.). Они были правителями Тескоко, входившего, как уже говорилось, наряду с городами Теночтитланом к Тлакопаном в Тройственный союз, создавший и контролировавший то, что обычно определяется как ацтекское государство. Первый из них, Неса'уалькойотль известен как правитель, обнародовавший так называемые «восемьдесят законов». Соблюдение этих законов было обязательным, поэтому, согласно источникам, Неса'уалькойотль требовал, чтобы его сыновья знали их на намять[6]. Законодательство тескоканских правителей оказало решающее влияние на аналогичную деятельность владык Теночтитлана, в том числе и па упоминавшегося выше Моктесуму II Младшего. В целом о праве древних ацтеков мы узнаем прежде всего благодаря данным, которые содержатся в трудах европейских хронистов раннего колониального периода (Гомара Ф., Саагун Б., Мотолиния Т., Сорита А., Кортес Э. и др.). Другой важнейший источник — индейские письменные памятники. Среди лих следует выделить как сочинения индейских авторов, написанные в раннеколониальный период (Ф. А. Иштлильшочитль, А. Тесосомок), так и древнемексиканские кодексы. Последние из-за отсутствия развитой системы письма представляют собой пиктографику, дополненную в раннеколониальный период разъяснением (толкованием) на испанском языке смысла рисунков (рис. 1 —10). Наибольший интерес здесь представляет так называемый Кодекс Мендосы (этот и другие источники — см. ниже в тексте).
При использовании исторических документов чрезвычайно важно знать позиции и установки их авторов и составителей, которые в известной мере определяли характер источников, Имея это ввиду, мы можем отметить, например, некоторую ностальгическую идеализацию тескоканской истории у Ф. А. Иштлильшочитля, ацтекской — у А. Тесосомока. Общеизвестно стремление самого Э. Кортеса, знаменитого завоевателя ацтеков, несколько преувеличить размеры их богатства, с тем чтобы его заслуги должным образом были бы оценены испанской короной. И все же, когда мы говорим о известной предвзятости освещения древнеацтекской истории, то имеем в виду прежде всего нечто иное, а именно тенденциозность в характеристике индейской религии, кровожадность которой единодушно подчеркивалась первыми европейскими документалистами — будь они в платье миссионера или латах солдата. Самих завоевателей трудно было бы, на наш взгляд, чем-то поразить, в том числе — и жестокостью индейских обычаев и обрядов. Показателен в этом смысле пассаж из знаменитых записок Берналя Диаса, солдата и соратника Э. Кортеса, пассажа, сдобренного, по словам русского издателя работы, «чисто солдатской иронией и крупнозернистым юмором»: «На ночлег мы расположились подле веселого ручейка, обмыли раны и смазали их, за неимением масла, жиром, вытопленным из убитого индейца»[7]. Данным, связанным с освещением правовых норм и обычаев, повезло в большей степени: какие-либо значительные их искажения отсутствуют. Объясняется это тем, что в раннеколониальный период за исключением испанского юриста и королевского чиновника А. Сориты, пожалуй, никто из хронистов специально не изучал социальную и правовую структуру древне-ацтекского государства. Мы в лучшем случае можем встретить здесь упоминание отдельных сведений о правовом порядке в рамках более широкого и необычно богатого древнемексиканского материала. Кстати А. Сорита, работа которого здесь будет широко использоваться, высоко ценился современниками за его «справедливость и доброе сердце», понимание трагизма положения аборигенного населения под испанским колониальным гнетом. Таким образом, у исследователя есть возможность, используя разные сведения из различных источников, дать им соответствующую оценку в свете современной науки.
Исторический и временной период, в котором существовало ацтекское государство, был очень незначителен: от приобретения независимости с последующим образованием Тройственного союза в
Итак, имея охарактеризованную выше источниковедческую базу (даже при отсутствии судебников, подобных, например, древневосточным), можно предпринять анализ правоотношений в древнеацтекском обществе, а это значит прежде всего показать, в какой степени они приобрели те общезначимые признаки, которые характерны праву раннеклассовых структур вообще. Известно, что важнейшую особенность права составляет его обусловленность экономической и политической структурой общества, уровнем его культурного развития, влиянием различных идеологических факторов. В этом отношении и древнеацтекское право не является исключением. Каковы же основные черты этой правовой системы, вытекающие из перечисленных выше факторов?
Наиболее ранней формой выражения правовой нормы является, как известно, обычное право, с образцами и примерами которого мы прежде всего и имеем дело при анализе ацтекской соционормативной культуры. В раннеклассовый период государство первоначально в основном закрепляло стихийно складывающийся обычай. Таким образом, из мононормы родового общества он превращался в юридическую норму, обычное право. Даже в римском правосознании отсутствовала, как мы знаем, строгая разница между обычным правом и законом и, напротив, существовала их принципиальная интеграция в единой системе[8]; в менее развитой структуре правоотношений, к какой несомненно следует отнести ацтекскую, она тем более очевидна. Это можно проследить, в частности, на примере первобытной религии, которая оказывала влияние на формирование норм раннего права. Нередко нарушение религиозных установлений рассматривалось как преступление в собственном смысле слова. Отсюда — определенные религиозные взгляды и правила поведения, берущие начало в родовом обществе, приобретали правовой характер, а отклонение от них считалось преступлением. Так, следы пережитков первобытных представлений можно увидеть в практике запрета под страхом смерти женщине носить мужскую одежду и украшения и наоборот[9]. По тем же причинам сурово каралось «чародейство»: человека, заподозренного в колдовстве, принесшем «зло городу», предавали смерти[10]. Приведенные примеры не есть единственное проявление обычного права: рассматриваемый материал еще позволит вернуться к нему.
(14,0 Kb)
Рис. 1. Два человека, мужчина и женщина, ночью (на это указывают четыре знака «око звезд») воруют узел с добром. В надписи поясняется, что воровство происходит на рынке. Такое преступление наказывалось смертью, на что указывает фигура справа (Кодекс Кинатцин)
(14,2 Kb)
Рис. 2. Вор обшаривает петлакалли, короб из тростника. За такое преступление вора приговаривали к смерти (Кодекс Кинатцин)
(16,2 Kb)
Рис. 3. На фрагменте пиктографический рукописи изображен вор, грабящий ночью спящих в доме хозяев. На рисунке показаны дорогие перья, ткань (тюк?) и коробок с золотыми изделиями, как поясняет надпись. За это преступление полагалась смерть (Кодекс Кинатцин)
Судя по источникам, древнеацтекское государство уже выполняло и свою конститутивную роль, санкционируя правовые нормы, стоящие вне границ обычного права и отражающие эпоху раннеклассовых отношений, Разумеется, здесь еще невозможно говорить о какой-либо дифференциации видов права: хорошо известно, что рабовладельческое право (за исключением разве что древнеримского) не знало ее. Скорее это было своего рода «совокупное право», где гражданские, уголовные, «международные» и т. п. нормы существовали только в форме зачатков.
Важнейший институт любой системы права — право собственности. В условиях раннеклассового общества важнейшая задача государства — закрепление отношений собственности, сложившихся на данном историческом этапе. В источниках достаточно сведений, подтверждающих это направление развития права — формирование своего рода имущественного права: от общего запрета захватывать и пользоваться чужой собственностью до более или менее обстоятельного перечисления всех возможных случаев покушения на нее, как недопустимых и наказуемых (рис. 1—3). Так, один из первых тескоканских правителей Нопальтцин (1232 — 1263 гг.) ввел некоторое число правовых актов, часть которых касалась охоты. В соответствии с этими нормами, никто не мог под страхом смерти «разводить огонь в поле или горах, если не было на то разрешения», а «также охотиться». Под угрозой «лишиться лука и стрел» нельзя было изымать попавшую в «чужие сети» дичь. Наконец, данными законами определялись «границы охоты», которые нельзя нарушать под угрозой смерти[11].
Словом, в древнеацтекском обществе противоправное завладение чужим имуществом, посягательство на собственность рассматривалось как деликт и влекло за собой наказание. Если учесть, что общеисторической чертой раннего права была суровость такого наказания, то перечисленные выше правила вполне укладываются в эти общераспространенные, нормы. Важно подчеркнуть, однако, что здесь вместе с тем обнаруживает себя (хотя и слабо) тенденция соизмерять суровость репрессивных мер с характером преступления, его частотой и последствиями, т.е. стремление объединять прецеденты по признаку размера причиненного ущерба. В качестве доказательства можно привести примеры наказаний за воровство агавы и маиса, культур, занимавших важное место в древнемексиканской материальной культуре, такое, как, например, кунжут на древнем Востоке. В соответствии с более ранней нормой каралось смертью любое воровство маиса, даже в «размере семи початков»[12] (на память приходит законодательство Драконта в Аттике!). Позже, однако, лишь кража двадцати и более початков влекла за собой а качестве наказания смерть, другие же случаи завершались возмещением ущерба (обычно — накидками[13]). В конце концов в качестве кары за воровство маиса появляется практика обращения в рабство[14]. За кражу агав в размере до «двадцати» вор расплачивался накидками, но если он не имел возможности выплатить определенного по суду или брал агавы больше, чем «двадцать», то становился рабом потерпевшего[15]. Примечателен закон, обнародованный Моктесумой Старшим: если стоимость похищенного не была высока, то вора продавали за цену, соответствующую размеру украденного; по тому же указу в случае значительного размера кражи предавали смерти[16].
На только что приведенных примерах можно косвенным образом проследить противостояние раннеклассового права, защищающего имущественные интересы, и наиболее архаического слоя права, так называемой символики руки и действия, имеющей истоки еще в родовом строе, по которой захват вещи ведет к фактическому владению ею. Пережитком правовой архаики является и действие закона эквивалентного возмездия в виде продажи вора за цену, соответствующую, не более и не менее, размеру причиненного ущерба[17]. В русле защиты имущественных интересов следует рассматривать и норму, в соответствии с которой намеренное, умышленное причинение ущерба (например потрава маисового поля) имело своим наказанием смерть[18]. Нельзя не подчеркнуть, наконец, еще одно важное обстоятельство: убийство, как наказание за покушение на собственность, специально оговаривалось, чем и ограничивалась самочинная расправа (право убить вора на месте преступления, допускаемое обычаем), и таким образом укреплялась государственная система правосудия.
В древнеацтекской соционормативной структуре значительное место постепенно стало занимать то, что в науке определяется как вещное право. Так, например, если кто-нибудь крал рыболовную сеть, то, будучи уличен, оплачивал ее стоимость, а если не мог это сделать, становился рабом потерпевшего[19]. Если кто-нибудь крал лодку, то либо платил ее стоимость, либо обрекал себя на рабство у ее хозяина[20]. Если одежда (накидки) давалась взаймы и вовремя не возвращалась, то должник становился рабом ее владельца[21].
Перечисленные выше примеры представляют собой, видимо, отражение конкретных прецедентов; отсюда правомерно подчеркнуть казуистический характер древнеацтекского права, укладывающийся опять-таки в общеисторические рамки. Подтверждением служит и специфический шаблонный характер формулировок: «если кто-то совершит то-то, за это он подвергается такому-то наказанию...» И если бы в нашем распоряжении был бы древнеацтекский судебник, то он представлял бы собой более или менее пространный список конкретных случаев и ничем в этом смысле не отличался бы от других ранних юридических памятников.
О неразвитости древнеацтекской системы судопроизводства и самих норм говорит и суровость наказания за нарушение норм права собственности. Так, жестоко наказывался разбой на дорогах: виновного публично забивали камнями[22]. Впрочем, известен и другой вариант — преступника в первый раз обращали в раба и лишь вторично провинившегося убивали[23]. Еще более беспощаден был закон к воровству на рынке: вора публично забивали (палками или камнями) прямо на месте преступления специальные служители[24]. Это было, видимо, связано с особой заинтересованностью государства в развитии товарно-денежных отношений. Сурово наказывался и тот, кто захватывал военную добычу другого[25]. Если из-под стражи по нерадивости охраны убегал пленник, захваченный в бою, то по закону хозяину пленника возмещался убыток в виде «рабыни и некоторых ценных вещей», причем расплачивалась вся община, к которой принадлежал провинившийся охранник — вина одного из членов общины рассматривалась как ее общая вина[26].
Однако важнейшим объектом рабовладельческого права была, как известно, земля. И для ацтеков накануне испанского завоевания именно она представляла одну из главных ценностей. Здесь, как и в большинстве стран древнего Востока, имелось несколько категорий земельных владений с различным правовым режимом. Верховным собственником земли был «царь» (ацт. tlatoani)[27], но реально она существовала в виде общинных, храмовых и должностных владений. Земли общины (ацт. calpulli) были поделены на наделы между семьями. Фактически участок принадлежал тому, кто его обрабатывал и не мог быть произвольно отчуждаем[28]. Если же земля в течение двух лет не обрабатывалась общинником по той или иной причине, она изымалась и перераспределялась между остальными членами кальпулли[29]. Таким образом, здесь действовал ацтекский вариант древнего принципа «трудовой собственности»: переставший пользоваться землей лишался ее в пользу того, кто способен обрабатывать надел.
Судя по источникам, в древнеацтекском обществе накануне Конкисты шел процесс формирования и частноземледельческих отношений. Но это был, видимо, лишь самый начальный этап процесса, поэтому существование значительного влияния общинных отношений не подлежит сомнению. Например, если кто-нибудь незаконно продавал чужую землю или закладывал ее, то в качестве наказания его обращали в раба[30]. Но если он передвигал межи, то наказывался смертью[31]. Такое распределение наказаний кажется совершенно парадоксальным с точки зрения обыденного сознания. Однако в действительности именно оно в наибольшей степени соответствует реальному положению вещей. В самом деле, продажа и закладывание чужого надела (мошенничество) в условиях только начинающегося процесса формирования частноземледельческих отношений не представляло еще такой опасности, как нарушение гораздо более привычных норм общинного землевладения: купля-продажа земли еще редка и, судя по описанному прецеденту, еще недостаточно обобщена с правовой точки зрения. В то же время общинное землевладение — норма, явление очевидное.
В связи с формированием отношений собственности совершенно закономерен вопрос о том, как с юридической стороны они документировались. До нас не дошли образцы ацтекских частноправовых документов, столь характерных, например, для древнего Востока. Однако совсем отрицать существование обязательного права (наем, мена, купля-продажа и т.п.) не приходится, так как без него трудно представить раннеклассовое общество. Ввиду отсутствия развитой системы письма вполне допустимо предположить существование, например, договоров в форме устной клятвы перед жрецом или каким-нибудь должностным лицом. И такой материал есть в наших источниках. Так, если нужда заставляла родителей продавать своих детей, то законность этой продажи должна быть подтверждена присутствием четырех свидетелей[32]. Займы же делались как на основе поручительства о возвращении предоставленной вещи, так и с помощью залога[33].
Древнеацтекские брачно-семейные нормы регламентировали многообразие межличностных отношений: от элементарного определения прав и обязанностей членов семьи до защиты общепринятых моральных ее устоев. Основу семьи составлял брак, процедура заключения которого была в равной степени актом и религиозным и юридическим. Он строился, как правило, по принципу моногамии, но для состоятельных допускалась и полигамия. Главная жена находилась в привилегированном положении[34]. Как и на древнем Востоке, довольно обычным явлением были наложницы. Иногда наложницу брали в семьи на особых условиях, например для того, чтобы она родила сына хозяину. Когда ребенок рождался, родители наложницы могли требовать от мужчины либо официально оформить брак, либо отпустить ее, так как условие (рождение ребенка) было выполнено[35].
Наиболее характерная общеисторическая черта брачно-семейных отношений в древнеацтекском обществе — безграничная власть отца и мужа. Так как семья была патриархальной, отец считался полным хозяином жизни и смерти ее членов. Наиболее ярко это проявлялось, конечно, в существовании патриархального рабства со всеми его характерными признаками[36].
Имущественные проблемы, связанные с браком (брачные дары, наследование и т. п.) естественно возникали и в этом обществе. К сожалению, в нашем распоряжении не так много данных, чтобы нарисовать здесь достаточно подробную картину. Тем не менее очевидно существование двух видов наследования — по закону и по завещанию. Сыновья от разных жен признавались без всякого исключения как законные, так как полигамия признавалась допустимой. Но сыновья от особо выделенной жены могли определяться отцом как наиболее предпочтительные наследники[37]. Наследование дочерьми отсутствовало[38]. Закон был беспощаден к тем, кто, как сообщает источник, «не берег завещанное отцами»[39].
Существовал в этом обществе и институт опекунства, поскольку известно, что «сурово наказывались нерадивые опекуны»[40].
В полном соответствии с нормами древнего патриархального брака особо защищались привилегии мужчины и мужа. Неудивительно поэтому, что источники много говорят относительно преступлений, затронувших семейные устои. В ранний период второй тескоканский правитель Нопальтцин ввел «законы, касающиеся прелюбодеяния»: обоих виновных убивали стрелами[41]. Позднее появляется большее разнообразие в наказаниях, хотя расплатой за супружескую измену по-прежнему была смерть[42]. Любовников часто забивали камнями[43] (рис. 4). Иногда несчастных связывали, клали на землю и расплющивали их головы тяжелыми камнями[44]. Виновных также нередко бросали связанными в реку[45], забивали до смерти палками[46], вешали[47]. Применяли и квалифицированные формы казни: мужчину заживо поджаривали, опрыскивая при этом водой, а женщину вешали[48] (рис. 5).
Но наиболее распространенной формой казни оставалось побитие камнями, причем приговоры приводились в исполнение чаще публично: виновных выводили связанными на площадь и все присутствующие бросали в них камни. «Бросали камней больше, чем у них было волос на голове»,— отмечает хронист[49]. Он же добавляет, что жертвы не очень страдали, так как им старались попасть в висок. И хотя он также настаивает, что «зверства не имели места среди... аборигенов»[50], тем не менее приведенные примеры наглядно демонстрируют архаические черты патриархальной жестокости, столь характерные для раннего права. Почти во всех приведенных случаях карательная система предельно проста — смерть, только в разных вариантах. Несомненно, такое брачно-семейное право в своих общих чертах близко древневосточному, особенно среднеассирийскому.
Как же осуществлялось правовое регулирование подобных преступлений на практике? Если прелюбодеев заставал муж женщины, то их до смерти забивали на месте, а трупы выбрасывали на съедение диким зверям[51]. Если же женщина только подозревалась в преступлении, то муж доискивался доказательств, при этом допускалась пытка ее и любовника[52]. И только в случае признания в преступной связи, любовники приговаривались к смерти, причем опьянение не служило оправданием прелюбодеяния. Таким образом, право самосуда, берущее начало в обычном праве, в наших источниках регламентировано: оно применялось лишь к лицам, застигнутым на месте преступления.
(19,2 Kb)
Рис. 4. Наиболее типичное наказание за супружескую измену — побитие камнями (Кодекс Кинатцин)
(22,5 Kb)
Рис. 5. Наказание за супружескую измену. В то время как женщину наказывали удушением (9), мужчину ожидала мучительная смерть у костра (Кодекс Кинатцин)
(16,1 Kb)
Рис. 6. Сцена суда. Судья (изображен сидящим в своей резиденции) объявляет свое решении мужчине и женщине. Внизу показан мужчина, казненный но приговору суда (Кодекс Кинатцин)
Карались смертью кровные родственники за интимные отношения: виновных вешали[53]. Однако допускались левиратные браки[54]. В то время как прелюбодеяние считалось преступлением, проституция была распространена. Правда в г. Тескоко был издан указ, запрещающий ее вплоть до казни проституток[55]. Жестоко и необычно каралось сводничество: преступнику поджигали волосы на голове, что считалось чрезвычайно позорным[56]. Разводы были редки, но если случались, то судьи сначала пытались примирить стороны, предпринимая при этом также моральное давление. Когда же супруги проявляли твердое намерение расторгнуть брак, судьи осуществляли развод[57] (рис. 6).
Среди правонарушений, сурово каравшихся, следует назвать пьянство. Только люди, достигшие пятидесяти[58], или даже семидесяти лет[59], могли потреблять пьянящие напитки, причем строго определенное количество. Нарушающих данные нормы наказывали различными способами. Пьяницы не могли назначаться на должность[60]. Должностные лица лишались службы, если имелись доказательства их пристрастия к выпивке[61]. При более серьезных обстоятельствах виновных публично стригли на рынке и разрушали их дома, «показывая тем самым, что им нет места среди других людей»[62]. В особых случаях за это правонарушение полагалась и смерть. Например, молодых людей, уличенных в пьянстве, наказывали в школе, иногда забивая насмерть[63].
Общественное спокойствие тщательно охранялось и нарушение его строго наказывалось. Так, в назидание другим по указанию правителя г. Тескоко была казнена некая женщина, которая устроила публичный скандал и нанесла телесные повреждения другой[64].
Убийство, как наиболее тяжкое преступление, в основной каралось смертью[65], Если лекарь помогал беременной женщине избавиться от плода. то оба приговаривались к смерти как убийцы[66]. В случае намеренного отравления казнили не только убийцу, но и того, кто обеспечил его ядом[67]. Из данных прецедентов следует, что был известен своего рода институт соучастия в преступлении. Впрочем, зафиксирован и другой исход дела: убийцу делали «вечным рабом» семьи или родственников, убитого[68].
Существовали и зачатки своего рода административного права. К примеру, наказывали смертью тех сборщиков налогов, которые собирали с населения больше, чем это полагалось[69]. Едва ли всегда был действен этот юридический принцип, однако то, что он зафиксирован в историческом документе, доказательно. Его наличие доказывает важные шаги государственной власти по укреплению своего контроля за делами на местах ради более далекой и объективно прогрессивной перспективы — создания прочной административной структуры, управленческого аппарата.
Были разработаны и некоторые правовые нормы, обеспечивающие торговые операции, однако, это своего рода «торговое право» отличалось крайним несовершенством, что подтверждает сохранившийся прецедент. Некто продал в г. Ацкапотцалько (здесь был один из наиболее крупных рынков работорговли) рабыню. Однако через некоторое время покупатель передумал и торговая сделка была расторгнута[70].
Сложились на территории древнеацтекского государства и первичные нормы, регламентирующие межплеменные и межгосударственные отношения, как-то: объявление войны, способы ее ведения, режим плена, формулировки для посланий, приема послов и т.п.[71] Согласно этому своего рода «международному праву», убийство, например, посланников или купцов рассматривалось в качестве законного повода к войне[72]. Любопытно, что даже для расправы с восставшими, проявившими непокорность народами члены Тройственного союза, судя по источникам, имели особые правила. Если какой-нибудь «район» восставал, то по нормам члены Тройственного союза сначала «посылали узнать», «весь ли город восстал или только вождь его». В том случае, если только вождь оказывал неповиновение, то посылали судей и стражу, чтобы публично его судить. Когда же в восстание было вовлечено все население, то центральные власти первоначально мирными средствами призывали их к повиновению. И лишь исчерпав все возможные меры предостережения, объявляли военные действия против восставших, посылая им предварительно «знаки войны» — щит, оружие[73] (рис. 7). В приведенном материале наряду с прочим довольно отчетливо прослеживаются и принципы, на которых строились взаимоотношения между соседними племенами еще по крайней мере в эпоху военной демократии. Они лишний раз предостерегают от соблазна модернизма, даже осторожного, но от этого не менее порочного.
(107,0 Kb)
(59,7 Kb)
Рис. 7. На фрагменте пиктографической рукописи представлены эпизоды, связанные с политикой древнеацтекского государства по отношению к жителям восставших районов.
Внизу слева (4): нападение на торговый караван — повод для военно-карательной экспедиции ацтеков; внизу справа (5) — традиционная процедура объявления военных действий: правителю восставших преподносится щит и особой военно-ритуальной черной краской послы смазывают ему голову. Вверху слева (1) — главнокомандующий ацтеков в центре; (2) — казнь через удушение вождя восставших; справа (3) — на его жену и детей надевают рабское ярмо (Кодекс Мендосы)
При анализе правоотношений в ранней государственной структуре не обойти важнейший вопрос — вопрос об их классовой природе. Древнеацтекское право в этом отношении определенно носило классовый характер. Круг правоспособности зависел от социальной принадлежности лица. Закон гласил, например, что если свободный человек напоит другого свободного человека и тот умрет, виновного ожидала смерть под палками. Однако если жертвой оказывался несвободный, то преступника обращали в рабство[74]. Таким образом, если имело место убийство свободного, то виновного убивали, но если жертвой был несвободный, то убийца терял только свободу. В данном прецеденте несомненно проявление следов обычного права в виде принципа эквивалентного возмездия, тальона, применительно к свободным, которые выступают как субъекты права. Что же касается рабов, несвободных, то в отношении их действует своего рода вещной иск, и они выступают лишь как объекты права, ибо применение тальона к социально неравным лицам не может иметь места. Правда, выше уже отмечалась и возможность замены казни рабством, что означает потерю свободным состояния правосубъективности.
(17,4 Kb)
Рис. 8. Фрагмент пиктографической рукописи содержит своего рода морально-правовое наставление и вместе с сопровождающей его расшифровкой латиницей может рассматриваться как притча о плохом и хорошем сыне.
Слева изображен сидящий на сундуке с добром достойный уважения сын; другой (персонаж в доме) — пример человека непутевого, не гнушающегося разбоем. Рядом с ним показаны щит, военный мундир с оторванным рукавом; испорченное головное украшение. Недостойного сына ожидало осуждение на смерть (Кодекс Кинатцин)
Важнейшим показателем защиты древнеацтекским правом интересов государства являлась суровость наказании за предательство, измену интересам страны и правителя. Наиболее тяжко карался заговор с целью захвата власти, зачинщиков ожидала смерть (разрывали на куски[75] или забивали палками[76]), их имущество конфисковывалось[77], а родственников вплоть до четвертого или даже пятого[78] колена обращали в рабов. Есть сообщение и о том, что родственников также могли казнить[79]. Таким образом, существовала коллективная ответственность, прежде всего членов семьи, за преступления сородичей, своего рода круговая порука.
Но право в древнеацтекском обществе, как и на древнем Востоке, имело не только классовые признаки. Ввиду незавершенности процесса классообразования, ему была присуща и сословность, то есть применение неодинаковых правовых норм к разным категориям свободного населения. Примеры этого можно предложить из разных сфер жизни общества. Так, наказание за одно и то же преступление против нрава собственности у разных категорий свободного населения было различным. Например, если сын знатного без разрешения отца «продавал его землю» или «проматывал» отцовское имущество, его тайно вешали, а если это совершал сын простолюдина, то становился рабом[80] (рис. 8). Если в нарушении супружеской верности были виновны знатные, то их казнили в тюрьме[81]. После приведения приговора в исполнение тело знатного хоронили в общем с почетом: одевали обычные в этом случае погребальные одеяния и украшения и сжигали[82]. Отдельно выделяются в сохранившихся сообщениях нормы, регулирующие жизнь жречества. Жреца, виновного в связи с женщиной, тайно забивали палками, отбирали имущество, а дом разрушали. Убивали также всех тех, кто был причастен к этому преступлению. Если жрец имел противоестественные склонности, то его заживо сжигали[83]. Примечательно наказание и за упоминавшееся уже сводничество: если оно приносило позор семье знатного, то сводник предавался смерти[84]. Разное толкование по отношению к различным сословиям имели закон, карающий за пьянство. Пьяного жреца убивали на месте. Молодого человека незнатного происхождения приводили в школу и там наказывали палками (порой забивая насмерть) в присутствии других юношей[85], но если он был из знатной семьи, его били тайно[86]. Был даже закон, по которому никто кроме «знатных и вождей» не мог под страхом смерти строить дом с двумя этажами[87].
Один из древних обычаев, связанных с войной, предполагал, что община, родственники не должны были принимать обратно соплеменника, побывавшего в неприятельском плену. Однако со временем этот обычай приобрел характер закона и даже привел к формированию своего рода кодекса чести для верхних слоев военной знати. Теперь, если бежавший из плена был человеком «низкого происхождения», то ему не угрожало изгнание из общины и семьи, «знатного» же убивали сами соотечественники, родственники[88]. Последнее означает не что иное, как проявление общеисторической тенденции — стремление сохранить верхушкой общества прочность своего положения, в том числе и путем ужесточения некоторых сословных норм.
Касалось это и одежды, которую со времени указа Моктесумы Старшего носили в соответствии с сословной принадлежностью, должностью. Например, воин-простолюдин под угрозой смерти не мог носить одежду из хлопка, но только выполненную из волокон агавы; длина ее при этом ни должна была опускаться ниже колен[89]. Нельзя было носить и чужие знаки отличия и украшения[90]. Поскольку позволить себе богатые украшения фактически мог только знатный и состоятельный человек, то появление их у простолюдина и бедняка порождало подозрение в воровстве и наказывалось по нормам, карающим за кражу[91].
Представлять любую систему права невозможно без рассмотрения вопросов судопроизводства. Что касается подобного древнеацтекского института, то здесь несомненно имели место как «горизонтальные» правовые связи, когда те или иные дела решались заинтересованными лицами без участия государства (например, общинные суды, профессиональные суды купцов, имеющие право выносить даже смертные приговоры)[92], так и «вертикальные правоотношения», когда судьба подсудимых зависела от решения государственных органов и должностных лиц. Однако в связи с тем, что древнеацтекское государство было по преимуществу конфедерацией (разумеется, при ведущей роли г. Мехико-Теночтитлана), нет оснований представлять судопроизводство как исключительно контролируемое и направляемое столицей, ибо каждый из членов Тройственного союза имел свои определенные границы юрисдикции.
(10,2 Kb)
Рис. 9. На рисунки представлены заключенные в тюрьму (клеть) мужчина и женщина, уличенные в супружеской неверности (Кодекс Кинатцин)
В судопроизводстве всех трех провинции и регионов (Мехико-Теночтитлан, Тескоко, Тлакопан) было много общего, особенно у первых двух. Совершенно определенно имели место суды различных инстанций. Своего рода низшей инстанцией были суды на местах, которые рассматривали только незначительные преступления, или те, очевидность которых легко доказуема[93]. Они, видимо, и решали основную массу дел рядовых граждан. Э. Кортес, описывая Мехико-Теночтитлан, отмечал, что на главной рыночной площади было особое помещение, «здание суда», где всегда заседали 10—12 судей. Они рассматривали все возможные преступления, которые случались на этом рынке, и отдавали приказание наказывать виновных, ибо в их руках была сосредоточена и исполнительная власть в лице особых служителей[94]. Пример организации низшего звена судопроизводства известен и в Тескоко: подвластные ему районы делились па шесть частей, в каждой из которых находилось по два судьи, решавших местные конфликты[95].
Это только два примера организации судопроизводства на самом низшем уровне. На более серьезные случаи судьи заводили дело, осуществляли своего рода следствие и даже могли задерживать подозреваемых (рис. 9). Случалось, что их отправляли в центр для окончательного решения дела, так как там были суды следующей, более высокой инстанции[96]. Однако примечательно, что в связи с сословным характером права они специализировались на рассмотрении дел в соответствии с сословной принадлежностью вовлеченных лиц. Так, в Мехико-Теночтитлане имелись отдельные суды для светской и военной знати. Высший суд (ацт. Tlacxitlan) рассматривал дела светской знати. Этот орган состоял из четырех человек и его решения имели окончательную силу[97]. Судебные дела высших военных чинов, видимо, решал Военный совет[98] (рис. 10).
(55,2 Kb)
Рис. 10. Управление и суд в древнеацтекском государстве. На странице пиктографической рукописи изображена резиденция-дворец ацтекского правителя. Сам правитель показан сидящий на троне в верхней части рисунка, справа и слева от него — помещения дворцового комплекса, где останавливались правители союзных городов. Четыре фигуры в нижнем помещения (внизу справа) представляют членов высшего совета (Совета четырех); слева — зал заседаний военного совета. Перед дворцом показаны двое судей (в центре), которые рассматривают апелляцию двух женщин; дело мужчины, покидающего судей, видимо, уже решено.
Правители городов членов Тройственного союза имели максимальный авторитет и власть в юридической системе своего региона. Особенно хорошо это известно относительно Мехико-Теночтитлана и Тескоко. Эта власть реализовывалась, например, в Тескоко в функционировании под руководством правителя особого Верховного суда, так называемого «Суда восьмидесяти дней» (ацт. Nauhpohualtlatolli). Название связано с тем, что заседания случались один раз в четыре древнемексиканских месяца (1 месяц — 20 дням). Суд продолжал работу в течение 10—12 дней, поскольку к очередному заседанию могло накопиться много дел. Этот орган рассматривал и апелляционные вопросы, отсюда восемьдесят дней по закону были крайним сроком для окончательного решения наиболее спорных дел[99]. Правда, есть сведения, что апелляционные проблемы решались в более узком кругу — правителем и двумя высшими судьями-советниками, которыми могли быть только его близкие родственники[100]. Следует обратить внимание на то, что «Суд восьмидесяти дней» решал не только вопросы юридического свойства, но и многие другие, важные для региона[101].
Однако не во всех юридических вопросах члены Тройственного союза были абсолютно самостоятельны. Согласно историческим данным, для рассмотрения дел народов, подвластных Мехико-Теночтитлану, были особые «двенадцать судей», которые заседали во дворе верховного правителя ацтеков, бывшего одновременно главным лицом в Тройственном Союзе. Таким образом, ацтеки, игравшие ведущую военную и политическую роль в конфедерации, старались закрепить за собой и юридическое главенство. Это позволяет утверждать, что они предпринимали усилия по всем возможным направлениям, с тем, чтобы укрепить свое ведущее положение и тем самым сделать более прочным то, что определяется ныне в науке как «древнеацтекское государство».
Вообще же следует заметить, что изучение исторических источников по части организации и функционирования высших судебных инстанций не дает такой четкой картины, как хотелось бы. В самом деле, по одним сведениям этих судов в каждом городе имелось три: первый был советом по военным делам, второй рассматривал дела «простых людей», третий считался «советом» для «сеньоров» и «рыцарей» (то есть социальной верхушки). Он же разрешал конфликты, связанные с нарушением «границ» и «межей». На этом совете иногда присутствовал сам правитель[102]. По другим сведениям, не менее достойным внимания, в Тескоко со времени законодателя Неса'уалькойотля действовало не три, а четыре совета, в разной степени связанных с правосудием. Первый занимался гражданскими и уголовными делами. Он судил предателей, воров, пьяниц и т. п. Здесь же решались споры, касающиеся собственности, рабов, службы. В введении следующего сонета были вопросы идеологического характера — религия, наука. Третий совет специализировался на военных делах. Наконец, четвертый занимался наблюдением за сбором дани и распределением ее, контролировал перепись населения[103].
Здесь мы видим типичную для древневосточного общества картину судебной организации. Суд, как орган классового, а не общественного принуждения, не всегда отделен от администрации, и правитель — высший судья в государстве. Судебно-административный аппарат был монополизирован представителями господствующей общественной верхушки. В высших инстанциях судьи были людьми «благородными», чаще назначаемыми по признаку родства правителю. Судебные чиновники получали от него содержание в вида служебного надела, на котором были посажены общинники в качестве «арендаторов», так как «возделывали чужую землю» и выплачивали определенную часть урожая[104]. Формально сыновья судей не имели права на землю, считающуюся должностным владением[105]. Но вероятно, происходило фактическое наследование ее через переход должности от отца к сыну. Каждые восемьдесят дней правитель позволял себе одаривать судей подарками (золото, ткани, украшения, зерна какао и маиса) в соответствии с «качеством службы и достоинствами». Эти дары не имели строго определенных размеров и выдавались в том количестве, какое считал нужным правитель[106].
Судьи обычно начинали свою работу на рассвете и завершали ее на закате с перерывом в середине дня[107]. Суды имели своих «писцов», точнее сказать, художников, которые с помощью пиктографики изображали, фиксировали существо дела, имена тяжущихся, вынесенные приговоры[108].
В идеале судьи не должны были брать никаких подношений и подарков от своих клиентов, так как получали содержание от правителя, не делать различия между богатыми и бедными во время рассмотрения дел. В том случае, если чиновник хоть сколько-нибудь отступал от этих правил, его сначала ожидал своего рода профессиональный суд (суд чести, суд коллег). Если же после него виновный продолжал нарушать «образ жизни судьи», его стригли, «что считалось очень позорным» и отстраняли от должности[109]. В наиболее вопиющих случаях (причастность к несправедливому осуждению, подкуп[110], неверное информирование самого правителя о деле), судью ожидала смертная казнь[111].
Обучение судебному искусству было, что называется, «из рук в руки»: будущие судьи обучались, непосредственно присутствуя при рассмотрении тех или иных дел[112]. Имели место здесь и зачатки своего рода «процессуального права», определявшего процедуру решения конфликта. В соответствии с ним самосуд не допускался. Сошлемся на уже упоминавшийся пример: если муж убивал жену, даже виновную в супружеской измене, его казнили, так как он этим присвоил себе право, принадлежащее суду[113].
Как отмечают источники, индейцы в общем были «миролюбивыми и вражда между ними была редкой». Так как оружие они не носили (за исключением периода военных действий), то если ссоры случались, они выливались в драки и разорванные одежды. Суд после дознания заключал обидчика в тюрьму. Он же платил за лечение пострадавшего и возмещал ущерб, например, стоимость разорванной одежды[114]. Тюрьмы представляли собой либо тесные клетки[115], либо низкие сырые и темные помещения, признанные стращать тех, кто в них попадал[116].
(98,7 Kb)
(137,7 Kb)
Рис. 11. Камень для жертвоприношений (так называемый «Камень Тисока»), Подобные камни обычно устанавливались в храмах и на рыночных площадях. Не исключено, что на них принимали смерть некоторые категории осужденных древнеацтекским судом.
Применялась в древнеацтекском суде и «клятва перед богом», столь типичная для всего раннего судопроизводства «клятва землей»[117]. Она состояла в «поедании земли»: приносящие клятву касались пальцем сначала земли, а затем языка[118]. Клевета, лжесвидетельство, подкуп судей и свидетелей рассматривались как преступления против правосудия[119].
Приведении приговора в исполнение проводилось по особым правилам, даже если дела были не самыми приметными. У покорителя ацтеков Э. Кортеса сохранилось описание одной из экзекуций — казнь индейца, укравшего золотую монету. Вора привели на рынок к специальному камню, «лобному месту», громко оповестили всех присутствующих о вине осужденного и затем забили палками (рис. 11)[120]. Не исключено, что приведение в исполнение решения суда осуществлялось и в строго определенные дни древнеацтекского календаря. Во всяком случае известно, что, например, и день «4.ветер», считавшийся индифферентным в религиозно-магическом смысле, казнили осужденных за нарушение супружеской верности, а также освобождали из тюрьмы невиновных[121].
Такова была правовая структура общества, с которым столкнулись в начале XVI в. испанские конкистадоры. Любопытно, что отношение к правовому наследию (как, впрочем, и культурному в целом) древнеацтекского государства вызвало формирование трех основных, особых направлений в испанской общественной мысли XVI/XVII вв. Сторонники первого из них, возглавляемые знаменитым испанским богословом XVI в. Ф. Виториа, настаивали на том, что индейцы имеют право сохранить свои законы и обычаи под властью испанской короны, каковой, по их мнению, необходимо было искать подходящие пути для осуществления этой задачи. Второе направление, наиболее ярким представителем которого был франсисканец X. Мендиета, проповедовало идею двух общин во вновь покоренных испанцами землях — европейской и индейской. Индейскую самобытность, правда, предполагалось несколько «подправить» в соответствии с принципами христианства. Наконец, третья школа во главе с поэтом, историком и географом XVII в. К. Сигуенса-и-Гонгора ратовала за возможно более быструю ассимиляцию индейцев, точнее, возможно более быстрое освоение ими европейской социальной культуры[122]. Что касается официальной испанской государственной политики по этому вопросу, то она предусматривала, в целях наиболее эффективной эксплуатации местного населения, сохранять индейскую организацию и образ жизни до тех пределов, пока они не противоречат «христианскому закону» и интересам короны. С этой целью вскоре после завоевания появился специальный указ о необходимости сбора данных об индейских обычаях и нравах в доиспанский период. Большинство источников, на которые мы опирались в нашем исследовании, как раз и появились в результате этого указа. Следует подчеркнуть, что выполняя его, христианские миссионеры и чиновники не только собрали ценнейшую информацию, но и под знаком борьбы с язычеством загубили множество бесценных памятников доколумбова периода.
В настоящем сообщении приведен и проанализирован практически весь имеющийся в распоряжении науки документальный материал о древнеацтекском праве. Разные стороны правоотношений в нем представлены неравномерно, но это уже не вина исследователя — таково соотношение материала в самих источниках. Но было ли дреннеацтекское право? Этот вопрос звучит, видимо, несколько странно, учитывая то, что в тексте постоянно упоминалось о нем. Нам думается, что вернуться к этому вопросу необходимо, так как автору важно уточнить свое понимание проблемы с учетом существующей историографии. Задача кажется тем более необходимой, что эта тема в русской и советской науке не освещалась совсем, а за рубежом сводится к считанным исследованиям.
Первая специальная работа была написана почти сто лет назад Й. Колером[123]. Следующую издал в
Не так давно появилась работа Д. А. Оффнер, посвященная, наряду с прочим, исследованию законодательства в городе-государстве Тескоко — важнейшем регионе древнеацтекской конфедерации[125]. Не давая оценки другим проблемам, анализируемым в ней, следует отметить, что рассмотрение права здесь носит, по сути, выборочный характер, и ничего принципиально нового по сравнению с работами Й. Колера и Л. Мендиеты-и-Нуньеса, не дается. Более того, Д. А. Оффнер решается сделать вывод о сходстве английского и древнеацтекского законодательства лишь на том основании, что в обоих традициях господствует прецедент, не всегда различаются lex (конкретный закон) и jus (закон в общем его значении)[126]. Такая временная и этническая параллель вряд ли справедлива. Кстати, она еще раз подтверждает неплодотворность попыток построения какой-либо конструкции на основе одного отдельно взятого признака. Нельзя не отметить, что правовая тема косвенным образом присутствует, затрагивается в большинстве работ, посвященных общим вопросам истории и культуры древних ацтеков. Авторы высказывают при этом разные точки зрения, иногда весьма спорные. Видимо, несколько слов о них тоже следует сказать. Наиболее ошеломляющую оценку правоотношений дает мексиканская исследовательница А. Э. Дель Рио. Опираясь на концепцию психоанализа, точнее, культурного психоанализа, она относит к сфере «Оно» наряду с прочим и правонарушения, а к «Сверх-Я» — расплату за них, то есть наказание[127]. Иными словами, как и полагается в рамках этой методологии, извечные конфликты в человеческой психике определяются в качестве глубинных причин и содержании такого социального явления, как право. Рассматривая некоторые из примеров, приведенных нами в настоящем сообщении, А. Э. Дель Рио приходит ко вполне закономерному для нее выводу: правонарушения являются продуктами «антисоциального поведения», точнее, «проявлением сексуальных побуждений»[128]. По этой концепции очень легко воровство, например, определить явлением вневременным, внеисторическим, почти вечным, что, кстати, исследовательница и делает. Едва ли есть какой-либо смысл в дискуссии на ату тему.
В литературе общего характера можно найти и более серьезный анализ рассматриваемого вопроса. Можно сослаться в этом отношении на две работы, которые так или иначе затрагивают древнеацтекскую правовую проблему. М. Морено, автор одной из них, говоря о государстве, отмечает, что активность его в той или иной форме «направлялась принципами юридического порядка». Он видит миссию права в том, чтобы «санкционировать неравенство, существовавшее между людьми и общественными классами ацтекского общества»[129]. В целом такой подход, конечно, в большей степени соответствует реальному положению вещей, хотя утверждение о «высокой юридической организации древних мексиканцев», на наш взгляд, несколько преувеличено.
Еще один автор, мнение которого хотелось бы здесь привести — Ф. Катц, отражает правовую ситуацию в древнеацтекском обществе с нашей точки зрения более объективно. Прямо утверждая, что верховный правитель, глава Тройственного союза «не имел абсолютной власти»[130] и, следовательно, не был самостоятелен, наряду с прочим в правовых вопросах, он тем самым определяет сущность этого государства как раннеклассового со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Наша позиция близка мнению последних двух авторов и состоит в том, что в данном случае мы имеем дело с этико-правовыми нормами, в которых переплелись законы писаные и неписаные, санкционированные государством и рожденные еще эпохой родового коллективизма. A это значит, что древнеацтекское общество имело такой же институт правоотношений, какой был в «классических» странах древнего Востока от Египта до Индии. Этико-правовые нормы, а не просто право как таковое, и составляли основу соционормативной структуры древнеацтекской «империи». Как нам кажется, приведенный выше материал в основном подтверждает этот-тезис.
В. Е. Баглай
The legal bases of the ancient aztek society, as reconstructed through sources
V.E. Baglay
The article examines the legal structures of the ancient Azlek state. The analysis of data, preserved by European and Indian authors of the early colonial period allows us to mark the presence of a significant layer of common law in the ancient socio-normative system. However, the state fulfilled its constitutive role, sanctioning legal norms, that were not within the boundaries of common law, and reflecting the era of early class relations. This was reflected more obviously in the defence of established property relations. But ancient Aztek law, as any early law was not differentiated and was a sort of joint law, where the civil, criminal, administrative and other norms existed only in rudimentary forms. Backwardness, the characteristic of an early legal system, was expressed in the severity of the punitive measures, and the lack of details, although there were some weak attempts to determine the relation between these measures and the crime, its frequency and consequences. The preserved documental material gives us the opportunity to distinguish not only the class features but also the social ones of ancient Aztek law and also how that state applied different judicial norms to different social groups. Analysis shows that we are dealing with a judicial system typical of early society. The court served as an organ for social compulsion, and was not always separated from the administration. The supreme ruler was also the supreme judge. Summing up, the author concludes that in the ancient Aztek society, ethical-legal norms prevailed, written and unwritten laws were interwoven, sanctioned by the state and dating back to the times of patrimonial collectivism. This means, that in the given society, legal relations were similar to those in the «classic» countries of the Ancient East, from
[1] История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.
[2] Здесь и далее в скобках указаны принятые ныне даты правления.
[3] Duran D. The History of the Indies of
[4] Codex
[5] Duran. Op. cit. Ch. 53; Tezozomoc A. Cronica mexicana.
[6] Ixtlilxochitl F. A. Historia chichimeca. Т. 2.
[7] Егоров Д. Н. Записки солдата Берналя Диаза. Т.
[8] Культура древнего Рима. Т.
[9] Motolinia Т. В. Memoriales.
[10] Orozco у Berra М. Historia antigua у de la coquista de Mexico. V. 1.
[11] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 8. P. 54.
[12] Ixtlilxochitl, Op. cit. Cap, 38. P. 102.
[13] Orozco y Berra. Op. cit. P. 270. Накидки (плащ, одеяло, основной вид одежды) в условиях слабого развития товарно-денежных отношений выполняли роль средства обмена.
[14] Orozco у Berra. Op. cit. Р. 275; El Conquistador anonimo. Relacion de algunas cosas de
[15] Оrоzсо у Berra. Op. cit. P. 269.
[16] Duran. Op. cit. Ch. 26.
[17] Codice Ramirez // Mitos indigenas. Biblioteca del estudiante universitario.
[18] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 8, P. 54; Orozco у Веrrа. Op. cit. P. 270.
[19] Orozco у Веrrа. Op. cit. P. 239.
[20] Ibid.
[21] Ibid.
[22] Ibid. P. 270, 271.
[23] Gomara. Op. cit. P. 252.
[24] Оrоzсо у Berra. Op. cit. Р. 270. 273; Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 102.
[25] Orozco у Berra. Op. cit. P. 272.
[26] Motolinia. Op. cit. P. 160; Katz F. Situacion social у economica de los aztecas durante los siglos XV у XVI.
[27] Tapia A. Relacion hecha рог el senor Andres de Tapia sobre la conquista de
[28] Zorita A. The Lords of
[29] Zorita. Op. cit. P. 107 — 108. Размеры настоящей статьи и ее узкая направленность не позволяют остановиться здесь на анализе важного, но требующего специального рассмотрения вопроса о формах землевладения в древнеацтекском обществе. Кроме того, учитывая «фундаментальную» дискуссионность этой «вечной» темы в науке о древней истории вообще, мы касаемся ее пока в самом общей виде, опираясь на данные исторических документов.
[30] Orozco у Berra. Op. cit. P. 274.
[31] Ibid. P. 273.
[32] Gomara. Op. cit. P. 249.
[33] Zorita. Op. cit. P. 135.
[34] El Conquistador anonimo. P. 397;
[35] Zorita. Op. cit. P. 133.
[36] Подробнее о древнеацтекском варианте патриархального рабства см. Баглай В. Е. К вопросу о характере рабства у ацтеков // ВДИ. 1981. № 3.
[37] El Conquistador anonimo. P. 397;
[38]
[39] Orozco у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 273; Ixtlilxochltl. Op. cit. Cap. 38. P. 102.
[40] Orozco у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 273.
[41] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 8. P. 54.
[42] Gomara. Op. cit. P. 252.
[43] Zorita Op. cit. P. 130.
[44] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164.
[45] Duran. Op. cit. Ch. 26. P. 132.
[46] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164.
[47] Ibid.
[48] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 101-102.
[49] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164.
[50] Ibid.
[51] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 101; Codice Ramirez. P. 55—56.
[52] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 101; Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164; Orozco y Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 271.
[53] Orozco у Berra. Ор. cit. Сар. 3, Р. 270, 274.
[54] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164.
[55] Gomara. Op. cit. Т. 2. P. 252.
[56] Zorita. On. cit. P. 136-138.
[57] Ibid.; Codex Mendoza. P. 96.
[58] Orozco у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 274.
[59] Codex Mendoza, P. 98.
[60] Zorita. Op. cit. P. 132.
[61] Orozco у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 274.
[62] Motolinia. Op. cit. Cap. 18. P. 167; Zorita. Op. cit. P. 132.
[63] Sahagun B. Historia general de las Cosas de Nueva Espana. T. 1.
[64] Motolinia. Op. cit. Cap. 17. P. 166.
[65] Gomara. Op. cit. P. 252.
[66] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164; Gomara. Op. cit. P. 252; Orozco у Berra. Op. cit. P. 272.
[67] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164.
[68] Codice Ramirez. P. 55
[69] Ixtlilxochitl. Op. cit. T. 2. Cap. 38. P. 105.
[70] Orozco у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 269.
[71]
[72] Zorita. Op. cit. P. 134.
[73] Orozco у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 272; Zorita. Op. cit. P. 134.
[74] Orozco у Berra. Op. cit. P. 270, 271.
[75] Ibid. P. 273 274; Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. К 101.
[76] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 101; Gomara. Op. cit. P. 252.
[77] Sahagun. Op. cit. T.
[78] Ixtlilxochttl. Op. cit. Cap. 38. P. 101; Orozco у Berra. Op. cit. P. 273, 274;
[79] El Conquistador anonimo. P. 383.
[80] Оrоzcо у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 269.
[81] Ibid. P. 271.
[82] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164; Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 101.
[83] Orozco у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 271, 272.
[84] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 160.
[85] Orozco у Berra. Op. cit. Cap. 3. P. 274.
[86] Sahagun. Op. cit. T.
[87] Duran. Op. cit. Ch. 25. P. 132.
[88] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 160.
[89] Duran. Op. cit. Ch. 26. P. 131 — 132.
[90] Ixtlilxochitl. Op. cit. Сaр. 38. P. 101; Motolinia. Op. cit. Cap. 13. P. 160.
[91] Orozco у Berra. Op. cit. P. 270, 274.
[92]
[93] Ibid. P. 122-123.
[94] Cortes H. Cartas у documentas.
[95] Motolinia. Op. cit. Cap. 15. P. 164.
[96] Gomara. Op. cit. P. 251; Motolinia. Op. cit. Cap. 15. P- 164; Zorita Op. cit, P. 10.
[97] Sahagun. Op. cit. Т.
[98] Ibid. Т.
[99] Gomara. Op. cit. Т. 2. P. 251; Motolinia. Op. cit. Cap. 15; Zorita. Op. cit. P. 130; Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 36.
[100] Gomara. Op. cit. P. 251; Motolinia. Op. cit. Cap. 15. P. 163.
[101] Sahagun. Op. cit. T.
[102] Orozco y Berra. Op. cit. P. 274.
[103] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 101—105.
[104] Motolinia. Op. cit. Cap. 15. P. 163.
[105] Ibid.; Zorita, Op. cit. P. 125.
[106] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 105.
[107] Motolinia. Op. cit. Cap. 15. P. 163;
[108] Gomara. Op. cit. P. 25; Motolinia. Op. cit. Cap. 15. P. 164; Zorita. Op. cit. P. 128;
[109] Motolinia. Op. cit. Cap. 15. P. 163; Gomara. Op. cit. P. 252;
[110] Ixtlilxochitl. Op. cit. Cap. 38. P. 105.
[111] Orozco у Вerrа. Op. cit. P. 273; Gomara. Op. cit. P. 252.
[112] Codex
[113] Motolinia. Op. cit. Cap. 16. P. 164; Orozco у Berra. Op. cit. P. 271.
[114] Motolinia. Op. cit. Cap. 17. P. 166.
[115] Ibid.
[116] Gomara. Op. cit. P. 252.
[117] Ibid.
[118] Mololinia. Op. cit. Cap. 15. 163; Gomara. Op. cit. P. 252.
[119] Codice Ramirez. P. 56.
[120] Cortes. Op. cit. P. 46.
[121] Sahagun. Op. cit. T.
[122] Borah W. The Spanish and indian law; New Spain / The Inca and
[123] Kohler J. Das Recht der Azteken,
[124] Mendieta у Nunez. Op. cit.
[125] Offner J. A. Law and politics in aztec Texcoco. Cambr., 1983.
[126] Ibid. P. 242-243.
[127]
[128] Ibid.
[129]
[130] Katz. Op. cit. P. 129.
Автор - Баглай Валентина Ефимовна
Материал прислала - Улетова Юлли (портал "Новый Геродот")
Источник - Вестник древней истории, 1992 г., № 1.