«Благородная» птица кецаль
Древние города майя оживали только во время важных религиозных церемоний и торговых дней. В промежутках между этими событиями в городах оставалась лишь знать да слуги, в обязанности которых входила забота о культовых дворцах, хранение масок и церемониальных одежд.
А в праздничные дни, предназначенные для церемоний, центры вновь наводняла толпа. Приезжали, часто из отдаленных районов, торговцы и покупатели, продавались товары из южных районов — обсидиановые орудия, зеркала, глиняная домашняя утварь, краски, смола копал и другие товары, в том числе и украшения. После завершения сделок купцы и покупатели несли свои жертвенные дары в скромные святилища, ибо богатые храмы были только для знатных. Затем на специальной площадке в центре города проходили игры с мячом и представления, в которых танцы совершались в фантастических масках, под звуки барабанов и духовых инструментов.
Следует отметить, что эти празднества дочти без изменений сохранились у майя вплоть до наших дней, особенно в селениях горных районов Гватемалы. Даже в наши дни майя живут в разбросанных поселениях поблизости от своих кукурузных полей, и в определенные праздничные дни собираются в городах для участия в важных религиозных церемониях (правда, католических, но с ритуалом, напоминающим их древние традиции) и во время различных гражданских событий, например, выборов административных органов. По свидетельствам многочисленных путешественников современные города Гватемалы и Гондураса живут жизнью, сходной (конечно, в ограниченном смысле) с жизнью, какая была здесь и тысячу лет назад: в промежутках между большими праздниками, вообще совпадающими со временем ярмарок и карнавалов, они полубезлюдны.
Этот характерный для древних церемониальных центров майя образ жизни претерпел некоторые изменения к концу так называемого классического периода, когда города стали превращаться в крепости и окружаться крепостными стенами или же перемещаться в менее доступные места, на вершины холмов, на острова, на береговые косы, окруженные глубокими рвами.. Но даже в этот период площадь для церемоний, — находившаяся в центре города, окруженная террасами, платформами, пирамидами и часто многочисленными памятными стелами, всегда прямоугольная, построенная по плану, который не менялся тысячелетиями, — продолжала играть роль культового и торгового центра, где в определенное время собирались представители всего общества.
Во многих городах Юкатана возвышались монументальные ворота, иногда очень внушительных размеров, что ввело в заблуждение некоторых археологов конца прошлого века: использовались они лишь в церемониальных целях, а отнюдь не для въезда в крепость (ибо древние майя не знали колеса и повозки, не имели вьючных и тягловых животных). Довольно широкие улицы связывали между собой разные кварталы, а искусно проложенные дороги, хотя и только для пешеходов, а не для транспорта, связывали окраинные районы с такими крепостями как Тикаль, Вашактун и Ошкинток. На северо-востоке «трапеций», а также в районе Кинтана-Роо была довольно густая сеть сельских дорог. Одна из этих дорог, шириной свыше девяти метров, связывала города Коба и Яхуна, протянувшись на сто километров.
Самой богатой из населяемых древними майя областей был, как уже говорилось выше, лежавший на юге «трапеции» край, охватывавший территорию современной Гватемалы и часть Гондураса. Здесь находились запасы обсидиана (твердого вулканического стекла, образовавшегося при быстром остывании лавы), который, служил сырьем для производства ножей и наконечников копий. Вулканический туф (плотно слежавшийся вулканический пепел), выдерживающий очень высокую температуру, был прекрасным сырьем для производства керамики, а жители тихоокеанского побережья были большими мастерами этого дела. Древние майя, знали сульфид железа и пользовались им для изготовления зеркал, а красный железняк (окись железа) составлял у них основу широко применявшихся вишнево-красных красителей. К концу периода тольтекского влияния майя, по всей вероятности, добывали и медную руду и извлекали золото из речного песка, но первых высадившихся на Юкатаніе испанцев разочаровало ничтожное количество найденного здесь золота, и Эрнандо Кортес предпрчел отправиться дальше, к «позолоченному городу» Теночтитлану.
У древних майя не столь ценилось золото, сколь перья птицы кецаль. В самом деле, товаром, который, вероятно, больше всего обогатил горные районы «трапеции» майя, были, как ни странно нам кажется сегодня, хвостовые перья кецаля, редкой птицы, обитавшей только в очень высоких горных районах, особенно в горах северной Гватемалы и близлежащих районах Чиапаса и Британского Гондураса. Эти перья пользовались большим спросом: из них изготовляли одежду для знати, они были отличительным знаком знатных граждан.
Хвостовые перья кецаля были предметом широкой торговли, как и нефрит, считавшийся самым ценным украшением и достигавший в торговле Центральной Америки очень высокого курса. Нефрит добывали в горных районах или собирали по руслам рек. До недавнего времени исследователи склонны были считать, что его привозили из других мест, но в последние годы были открыты довольно богатые месторождения нефрита в горах севернее Сакапы, откуда он, вероятно, и поступал в торговую сеть древних крепостей майя.
Среди промыслов, практиковавшихся древними майя, первое место занимала охота. Любопытно, что лук и стрелы появились у майя довольно поздно, уже в период господства кокомов, вождей Майяпана, будучи введены, вероятно, мексиканскими наемниками, находившимися на службе у крепостных властей. Нет никакого сомнения, Что десятки тысяч лет назад лук и стрела пришли из Азии вместе с охотниками, пришедшими на Аляску через Берингов пролив, но на юг они продвигались страшно медленно. Во всяком случае, в Древнем царстве майя они были неизвестны, на изображениях из Чичен-Ицы их тоже нигде нет, и появляются они только в Майяпане. Впрочем, когда майя узнали лук и стрелы, они стали применять их по всей своей территории как на охоте, так и в военных целях. До их появления майя пользовались капканом и копьем, а на птиц охотились с сарбаканом — трубкой с глиняным шариком на конце, который они метали необыкновенно ловко.
Основным занятием и в то же время основной пищевой базой являлось земледелие. Самыми главными техническими культурами были обыкновенная агава, дающая прочное волокно, и мексиканская агава, возделывавшаяся на гватемальском плато, а также и другие ее разновидности, использовавшиеся для изготовления одежды, веревок, мешков. Из сока агавы древние майя делали хмельной напиток — бальче, своего рода водку, которая использовалась главным образом при ритуалах; этот напиток давали тем, кто должен был быть принесен в жертву, «чтобы им легче было сообщаться с богами». Разумеется, эффект напитка нельзя проверить, но так или иначе, опьянение позволяло жертвам легче переносить кровавый обряд.
Из продовольственных культур выращивались картофель, сладкий батат, черная фасоль, тыква и другие (к которым мы еще вернемся), но главным образом кукуруза. Многие ученые считают, что кукурузу (культурную, а не дикую) человечеству подарили древние майя. Во всяком случае, кукуруза была материальной базой цивилизации майя, а также и других цивилизаций Мексики и Центральной Америки. Поэтому на ней следует, остановиться особо.