Легенды о «божественной траве»
Религиозные легенды некоторых европейских народов утверждают, будто первый человек был сделан из глины; древние майя считали, что он был из кукурузы. Кукуруза, их главная пища, вместе с птицей кецаль с ее длинными хвостовыми перьями, составляли главные элементы цивилизации майя.
Вполне вероятно, что люди впервые начали выращивать кукурузу именно на территории, населенной майя. Тридцать американских специалистов — археологов, этнографов, ботаников, зоологов, географов и геологов, работавших под руководством Ричарда С. Мэк Ниша, в течение трех лет (1961—1964) вели обширные исследования в крупных долинах южной Мексики, особенно в долине Теуакана, определив около 400 пунктов со следами человеческого обитания. Находки в пещерах привели их к выводу, что 12 000 лет назад здесь существовало организованное первобытное общество. Люди пользовались каменными орудиями, переселяясь с места на место в поисках пищи.
В числе прочего в пещерах долины Теуакана найдены и остатки кукурузы — зерна, листья, пустые початки (в шести пещерах найдено более 20 тыс. початков). Исследования определили, что одни из окаменелых остатков — это дикая кукуруза, а другие — культурный сорт, появившийся там примерно в 5200 г. до н. э., когда местное население занималось земледелием, пользуясь уже более усовершенствованными орудиями из обтесанного камня и костей крупных животных. Это открытие внесло определенную ясность еще в одну остававшуюся нераскрытой до наших дней загадку: дикая кукуруза из долины Теуакана — прародительница всех ее культурных сортов.
У древних майя была любопытная легенда (по всей вероятности, более древнего, тольтекского происхождения) о том, что человек стал человеком благодаря кукурузе. Легенда рассказывает, что давным-давно кукуруза, называемая «божественной травой», была скрыта в пещере Синкальи, «кукурузном жилище», и благодаря ей плодоносило чрево женщины и питались еще не родившиеся и росшие во чреве младенцы. В то время лишь, особое расположение богов позволяло людям находить иногда заросли дикой кукурузы, и часто они вынуждены были голодать. На вопрос, где находится пещера Синкальи, позволителен был лишь такой ответ: «Это известно одним богам».
В действительности же и сами боги не знали, где находится их «божественная трава», и послали на поиски одного из своих, который узнал, что в определенные ночи красный муравей заползает в «жилище кукурузы» и выползает оттуда. Но где находится это жилище, он узнал только через пятьдесят два года, когда увидел красного муравья, выползающего с большим кукурузным зерном на спине из трещины в каменной горе. Тогда бог обернулся муравьем и пробрался через трещину в пещеру Синкальи, которая была полным-полна золотистых зерен. Бог забрал сколько мог этих зерен и отдал их людям.
И с тех пор человек в самом деле стал человеком. Ему уже не нужно было бродить по земле в поисках пищи, он зарыл зерна в землю и стал ждать, когда они «оживут» и дадут ему пищу. А в ожидании сложил себе хижину. Когда хижин стало много, родилось селение, а из многих селений родился народ…
Но человек не должен забывать бога, подарившего ему кукурузу, должен почитать его и благодарить, приносить ему жертвы. Иначе бог разгневается и пошлет слишком большой зной или слишком много влаги, чтобы его трава засохла или сгнила, наказав таким образом неблагодарных людей.
Это одна из многочисленных у майя легенд о кукурузе, считавшейся «божественной травой». К концу ее видно, что положение было вроде бы не таким уже тяжелым, потому что люди научились предотвращать гнев богов, сооружая плетеные амбары, куда в особо урожайные годы складывали кукурузу про запас на неурожайное время. В доказательство воспользуемся свидетельством одного испанского солдата, который описывал один из походов на Юкатан. Придя в селение майя, капитан отряда потребовал от вождя показать, где спрятано золото. Вождь привел их к своеобразной кладовой, засыпанной от пола до потолка золотистыми зернами. Солдаты католического короля бросились хватать эти золотистые зерна пригоршнями, но, к их великому разочарованию, оказалось, что это зерна какого-то растения. Зерна не возымели успеха и при испанском дворе, куда капитан поспешил отправить в качестве образца несколько полных горшков. Королевскому двору они были давно известны: за несколько лет перед этим их привез Колумб, открывший вместе с Америкой и кукурузу...
Другая легенда майя говорит, что сначала кукуруза была скрыта под огромной каменной горой, где ее обнаружили муравьи. Они вырыли под горою ход и выносили оттуда драгоценные зерна. За ними подсмотрела любопытная лисица, она попробовала кукурузу, и та ей пришлась по вкусу. Постепенно все животные оценили эту новую пищу и даже человеку она очень понравилась. Но доставать ее могли только муравьи.
Тогда человек попросил богов дождя помочь ему добраться до. кукурузы. Три божества попытались расколоть гору громом и молниями, но не смогли. Тогда их вождь, старый бог, до тех пор отказывавшийся от этих попыток, послал дятла простукать гору и найти место, где камень тоньше. Когда это место было найдено, бог велел дятлу спрятаться за скалой и послал один из своих самых мощных громов и расколол каменную гору. Однако любопытный дятел, не послушав бога, высунул голову из-за скалы, одна из молний задела его, и с тех пор голова у дятла красная.
Жар от молний, посланных вождем богов дождя, был столь велик, что частично кукуруза сгорела, одни зерна подрумянились, другие были слегка опалены, а некоторые остались нетронуты; поэтому и_ существуют четыре сорта кукурузы — черная, красная, желтая и белая.
А вот еще одна легенда о кукурузе, отзвуки которой и сегодня еще встречаются в индейском фольклоре на высоких плоскогорьях Гватемалы, а также и в книге Чилам Балам из Чумайеля. Кукуруза была спрятана в «зеленом камне богов» (в нефрите); боги раскололи его и дали кукурузу людям в пищу, а нефрит – на украшения. И наконец, более поздняя легенда, распространившаяся одновременно с завоеванием Юкатана астеками, говорит, что кукурузу похитил у богов и отдал людям Кецалькоатль, за что люди возвели этого великого вождя в ранг богов.
О кукурузе у древних майя сложен целый цикл дегенд, сложная мифология, свидетельство того, что это растение играло в их жизни исключительно важную роль. У них был даже бог кукурузы, который изображался с длинными шелковистыми волосами, олицетворявшими шелковистые нити, одевающие кукурузный початок. У кукурузного поля — мильпы — были свои духи, а початки, зерна, зеленая оболочка и стержни початков наделялись определенными символическими значениями, связанными с плодородием земли.
Влияние этой мифологии^ о кукурузе было настолько сильным, что она устояла в веках перед всеми религиозными воздействиями и концепциями европейцев.
Книга Чилам Балам, относящаяся ко второй половине XVI века, то есть к периоду уже после официальной христианизации среднеамериканцев, отождествляет Иисуса, «хлеб жизни», с богом кукурузы...
Более поздние отклики мифологий о Кукурузе еще и сегодня ощутимы, особенно в Британском Гондурасе и на Юкатане, и не только в фольклоре индейцев, но и в обычаях, связанных с полевыми работами.