Чили, земля непокоренная
Ради нее, ради Свободы ведутся
партизанские войны...
Чтобы теплая кровь оставалась в
жилах, а не на поле битвы.
...Сеять смерть, убивать, не давать
передышки врагу —
значит дать нам новую силу
жизни, а им, партизанам, молчаливый
цветок забвения.
Эфраин Уэрта
Эта омываемая океаном страна, подобно «узкому и длинному клинку»258 протянувшаяся до самых ледяных просторов Антарктики, впервые была завоевана несметными полчищами Тупака Инки Юпанки, сына Солнца. Ни ему, ни его сыну Уаине Капаку не удалось перейти реку Мауле. Еще дальше на юг, за рекой Био-Био, лежала земля гордого народа мапуче (названного поэтом-конкистадором Эрсильей арауканами), не желавшего покоряться каким бы то ни было завоевателям.
Согласно легенде, обитатели этой земли, мапуче, произошли от союза горных духов, проживавших на высоких горных вершинах и позднее взявших потомков под свое покровительство259, с местными женщинами. Так на свет появилось непобедимое племя.
Первую попытку установить власть испанской короны над землями мапуче предпринял Альмагро в 1536 году, когда он решил разделить земли с братьями Писарро прежде, чем между ними вспыхнула война, приведшая к смерти главных участников преступлений, совершенных в Перу.
После того как Альмагро в 1537 году покинул Чили, Педро де Вальдивия добился разрешения начать завоевание этой страны. Он приступил к действиям в 1540 году, однако эта попытка, как и все предыдущие, не увенчалась успехом. В том же году он основал Сантьяго-дель-Нуэво-Экстремо, а чуть позднее был вынужден построить форт для защиты города от натиска индейцев, столь упорного, что солдаты вскоре стали проявлять беспокойство и желание вернуться в Перу, считая, что жизнь — слишком дорогая плата за те жалкие крупицы золота, которые здесь добывались. Тогда Вальдивия послал за подкреплением отряд из тридцати человек с наказом убедить находящихся в Перу испанцев в существовании в захваченной им земле несметных богатств. В начале путешествия посланцы и их лошади сияли «словно солнце, украшенные с ног до головы золотом... Золотыми были и стремена, широкие и большие, и подпруга, и уздечки, и вся упряжь их лошадей»260. Когда же эта нарядная группа искателей приключений добралась до долины Копьяпо, на них напали индейцы. Почти весь отряд был перебит, в живых остались только двое. Они скакали до тех пор, пока лошади не выбились из сил, а затем сдались в плен. Их схватили и отвели в деревню, где они предстали перед вождем и его женой. Жена вождя, увидев, в каком плачевном состоянии они находятся, сжалилась над пленниками, подошла к ним и стала их утешать. Она сама развязала им руки и подарила жизнь. Почувствовав себя «словно возвращенными к жизни, они поднялись на ноги и предложили ей свои услуги, добровольно вызвавшись стать ее рабами, так как благодаря ее доброте вырвались они из объятий смерти, уже занесшей над ними свой меч»261. Вождь уступил просьбам жены, происходившей из более родовитой семьи, чем он сам, и оба солдата стали спокойно жить среди туземцев. Так жили они шесть месяцев.
Однажды, во время прогулки с вождем, которого они начали обучать искусству верховой езды, испанцы неожиданно напали на вождя, решили, что убили его, и скрылись. Через несколько дней вождь, жена которого спасла испанцам жизнь, скончался от ран. Вскоре индейцы напали на город Ла-Серена, основанный Альмагро, и сожгли его. Вальдивия, возмущенный «наглостью индейцев, которые вместо того, чтобы обрабатывать землю, воюют с испанцами»262, а возможно, и для того, чтобы показать туземцам свою силу, приказал убить «почти две тысячи индейцев. И многие при этом были ранены, а триста или четыреста — захвачены в плен. Он приказал отрезать им носы и правые руки». Похоже, что он размышлял о «наглости индейцев» и тогда, когда рассказывал о других событиях в письме к Эрнандо Писарро: «Они напали на нас... с таким улюлюканьем и такой яростью, что казалось, будто земля уходит из-под ног; а потом они стали биться с нами с такой решительностью, какой мне, вот уже тридцать лет воюющему с разными народами, не приходилось видеть ни в одном сражении. Они были так сильны, что конный эскадрон из сотни человек в течение трех часов не мог сломить их; стрелы и копья сыпались градом, так что христиане не могли заставить своих лошадей выступить против индейцев»263.
Очень скоро конкистадорам пришлось признать, что они попали в трудное положение и завоевать арауканов будет не так просто. «Здесь испанцы столкнулись с тем, чего никак не ожидали. Они начали осознавать, что прийти сюда с лошадьми, собаками и пушками, захватить в плен вождя, обратить в бегство его армию — не значит стать полновластным хозяином страны. Они столкнулись с народом, который, хотя и испытывал страх перед лошадьми и аркебузами испанцев, сумел победить в себе этот страх и выступил на борьбу с захватчиками. Обе воюющие стороны несли большие потери. Здесь впервые кровь испанцев, до той поры внушающих всем страх и уважение, обильно оросила поля сражений. Здесь завоеванные земли были усеяны костями захватчиков, и до сегодняшнего дня не прекращается эта кровавая бойня»264.
Многочисленные потери обеих сторон не могли остановить войну. Этого не желали ни упрямый Вальдивия, у которого на склоне лет не оставалось другой возможности прославиться, кроме как покорить Чили, ни вождь арауканов, который твердо был намерен защищать свою землю до последнего вздоха.
Арауканы наблюдали за тем, как осторожный Вальдивия, совсем недавно прибывший в Чили, продвигался все дальше на юг, как строил он форты и основывал города. В период с 1541 по 1553 год он создал опорные пункты по всей стране: основал Сантьяго-дель-Нуэво Экстремо, который позднее стал столицей, восстановил Ла-Серену, разрушенную в отместку за смерть великодушного вождя, построил Сантьяго-дель-Эстеро, Консепсьон, Вальдивию, Ла-Империаль, Ла-Вилларику и Лос-Конфинес (ныне Анголь). Для защиты городов возводились форты, три из них — Пурен, Тукапель и Арауко — были воздвигнуты на самой границе завоевываемых земель.
Но что такое настоящее решительное сопротивление, Вальдивия понял, лишь когда столкнулся с войсками Лаутаро — бывшего раба, «служившего у него конюхом», сына вождя Куриньяку, убитого конкистадорами. Когда ему еще не было и 18 лет, Лаутаро проявил себя дерзким стратегом, отважным и Непобедимым. Привыкнув к лошадям у испанцев, он больше не боялся их и научил мапуче также не бояться этих животных. Он доказывал соплеменникам, что лошади тоже смертны, что от хорошего удара палкой по голове они встают на дыбы и выбрасывают из седла наездника, с которым, когда он на земле, почти так же легко совладать, как с мапуче. Он придумал лассо с затяжной петлей, с помощью которого индейцы стаскивали конкистадоров с лошадей, в чем в свое время пришлось убедиться заместителю Вальдивии Франсиско Вильягре. Более того, Лаутаро экипировал своих воинов кожаными кирасами, хорошо выдерживающими удар шпаги. Он снимал с лошадей подковы, которые индейцы затачивали и использовали в качестве орудий труда. Шпаги, захваченные у противника, он привязывал к копьям, создавая таким образом весьма эффективное оружие. Лаутаро придумал также много военных уловок, ибо понимал, что только изобретательностью можно победить врага. Помимо использования обычных ловушек, представляющих собой замаскированные ямы с заостренными кольями на дне, индейцы шли и на многие другие хитрости. Например, они заманивали конкистадоров в болота, где их лошади вязли в трясине, или завлекали небольшие отряды испанцев далеко в чащу леса, где на них внезапно сверху нападали индейцы. Лаутаро стремился измотать вражескую армию, организуя беспрерывные атаки. Индейцы нападали на испанцев в полдень, когда солнце в зените, и конкистадоры, защищенные металлическими шлемами и кирасами, страдали от жары вместе с покрытыми потом лошадьми. Так готовил своих воинов Лаутаро, и они одерживали победы.
От сражения к сражению обогащался боевой опыт индейцев. В 1550 году испанцы основали Консепсьон, на который индейцы сразу же напали. Во время битвы вождь пенконов Аинавильо покрыл себя славой и сдался в плен лишь после упорного сопротивления. Когда озлобленные испанцы решили казнить пленников, один из вождей попросил повесить его на самом высоком дереве, чтобы народ знал, что он умер, борясь за свободу.
Ла-Империаль — «еще один город Королевства Чили, который навлек на себя ярость индейцев, поднявшихся против испанцев и против господа Бога, и был ими уничтожен»265 (довольно любопытная интерпретация исторических событий). Здесь индейцам удалось повернуть течение реки в сторону, оставить жителей города без единой капли воды и затем перебить их, несмотря на суеверные представления, бытовавшие среди туземцев в период конкисты, о том, что завоеватели не только имеют право на насилие, но им еще и покровительствует провидение, свидетельством чему служат регулярные явления небесных сил, приходящих на помощь конкистадорам.
В форт Тукапель доступ туземцам был воспрещен. Только лишь индейцы янаконы могли туда войти266. Однажды восемьдесят человек, переодевшись слугами испанцев, доставили в форт вязанки дров и сена, в которых было спрятано оружие. Оказавшись в форте, они выхватили оружие и одновременно с отрядом мапуче, находившимся снаружи, напали на испанцев. Трижды покидали конкистадоры стены форта и сражались в открытом поле, и каждый раз их вынуждали вернуться. Под покровом ночи испанцы тихо ушли из форта и укрылись в крепости Пурен, предварительно казнив индейских вождей, бывших у них в плену.
Лаутаро, Кауполикан и весь народ мапуче, «поклявшись все как один перед Солнцем, что они либо умрут, либо перебьют всех»267 испанцев, разрушили форт и предали его огню.
Вальдивия, находящийся в этот момент в Консепсьоне, решил напасть на индейцев, однако алчность взяла верх, и вместо того, чтобы сразу прийти на помощь соотечественникам, он сначала объехал свои золотые прииски. На приисках, добывая золото, работали тысячи покоренных индейцев. Когда месторождение было открыто, Вальдивии «принесли большой лоток, наполненный золотом. Этот лоток был сделан из части деревянного ствола, из которого извлечена сердцевина так, что он напоминает серебряный поднос, большой и глубокий. При помощи таких лотков добывали золото. Золото, что принесли ему индейцы, они добыли всего лишь за несколько дней. Как мне рассказывали очевидцы, Вальдивия, увидев золото, произнес лишь следующие слова: «Отныне я стал сеньором»268.
Построив форт для обеспечения безопасности приисков, Вальвидия направился в Тукапель, от которого остались только развалины. Как сообщает нам историк, там ждала его кара господня, ибо, «когда порядок вещей предопределен божественным провидением, нельзя идти ему наперекор. И ясно, что Господь решил покарать Вальдивию за грехи его и за открытое сожительство с любовницей из Кастилии, дающее дурной пример всем остальным»269. Любовницей этой была Инес Хуарес, о «великодушии» которой повествует нам другой историк, рассказывая о сражении при Сантьяго: «Но так как заря уже занялась и началось кровавое сражение, семеро вождей, находившихся в заточении, стали кричать своим соплеменникам, чтобы те пришли и освободили их из тюрьмы». Донья Инес Хуарес, находившаяся в том же доме, что и пленные, услышала их голоса и, взяв шпагу, решительно направилась к ним и приказала стражникам Франсиско Рубио и Эрнандо де ла Торре убить вождей, прежде чем индейцы придут им на помощь. Когда Эрнандо де ла Торре, больше охваченный страхом, нежели желанием убивать, спросил ее: «Сеньора, как мне их убить?», она ответила: «Вот так». И, вытащив шпагу из ножен, всех их заколола...»270
Кто знает, равнялась ли решимость Вальдивии, приближавшегося к Тукапелю, той решимости, с какой сеньора убила вождей. Мрачные предчувствия терзали его, и он выслал вперед разведать дорогу двух лазутчиков, которые не вернулись. Чуть позже испанцы нашли их головы, подвешенные к веткам деревьев. Они все же продолжили путь и, прибыв в форт, увидели лишь руины. Неподалеку, на одном из лишенных растительности пригорков, их поджидал Лаутаро со своими решительными и великолепно подготовленными воинами. Стоял жаркий полдень, и индейцы напали на испанцев. Они атаковали небольшими группами, которые, как только испанцам удавалось их рассеять, пополнялись новыми, отдохнувшими воинами. Индейцы оттеснили конкистадоров к месту, где была расположена засада, а измотав их — к болоту. Под командованием Лаутаро, который «был не иначе как злым демоном, решившим погубить Вальдивию, кому дотоле фортуна благоприятствовала»271, мапуче одержали полную победу. Когда отряд Вальдивии был разбит, он в сопровождении своего капеллана повернул назад. Однако все дороги были перекрыты. Его заставили спешиться, снять доспехи и повели в лес на совет племени. На совете конкистадор обещал индейцам в обмен на жизнь увести всех испанцев с земель мапуче и дать туземцам две тысячи овец. Но молодому вождю нужна была только жизнь испанца. И Вальдивию казнили ударом дубины по голове.
Арауканы праздновали победу. Лаутаро разделил власть с Кауполиканом, до тех пор являвшимся верховным вождем. Много дней длились празднества по поводу победы.
Когда жители Консепсьона увидели тех немногих, кому удалось ускользнуть, их охватила паника. Среди спасшихся был и Вильягра, позднее ставший преемником казненного Вальдивии. После ужасного поражения испанцы не видели уже иного спасения, кроме бегства, иного убежища, кроме городских стен. Однако жители города тоже бежали: индейцы лишили их желания защищаться. И они ушли «почти исхоженными дорогами... эти поверженные боги, изгнанные неумолимыми дубинками индейцев»272. Вскоре появился победитель. Стоя на вершине холма, окруженный армией мапуче, он издал боевой клич: «Я — Лаутаро, сын Куриньяку!» И индейцы устремились к только что покинутому городу. Через несколько минут город пылал со всех сторон. Вместе с ним исчезло и золото, при помощи кнута добытое из земли мапуче.
Собравшись с силами, конкистадоры восстановили город Консепсьон, куда можно было посылать подкрепления морем, так как он расположен на берегу бухты Талькауано. Через два месяца Лаутаро вновь появился поблизости; теперь он применил новую боевую тактику. Воины его, маскируясь ветками кустарника, спустились с окрестных холмов к городу так, что стража их не заметила. Они воздвигли вокруг стен форта частокол, служащий им укрытием. Когда в лагере испанцев протрубили трубы и началась пальба из аркебуз, мапуче были уже на городской стене. Сначала они расправились с индейцами янаконами, высланными вперед; затем их дубинки обрушились на головы лошадей, которые взвивались на дыбы, выбрасывая всадников из седел.
Те, кто мог — прежде всего женщины и дети, — покидали город и грузились в спасательные лодки, которые доставляли их на борт стоящего на рейде корабля. Лишь очень немногим солдатам удалось спастись. Когда на корабле подняли паруса, находящиеся на палубе испанцы видели, как над городом вновь взвился столб пламени.
Лаутаро одержал полную победу. Он нанес поражение Вильягре при Мариуэну, уничтожив половину его людей. Самого Вильягру он выбил из седла и обратил в беспорядочное бегство армию завоевателей. Он победил Вальдивию — вождя конкистадоров. Он предал огню форты и города. Гонимые страхом, который внушал им «этот сатана», испанцы покинули Вилла-Рику и Лос-Конфинес. Лаутаро оставалось лишь завоевать Сантьяго, окрестности которого ему были незнакомы. Прежде всего он послал Ренго к покоренным индейцам, работающим на приисках, чтобы убедить их бежать от испанцев и присоединиться к освободительной армии. Это ему удалось: добытчики золота ночью напали на спящих хозяев, и вскоре бывшие рабы — мужчины и женщины с кандалами на руках — присоединились к восставшим. «Они прибежали с криком «Свобода!» на устах и прыгали от возбуждения»273. Свершилось невероятное: благодаря доблести одного-единственного человека эти люди, превращенные в стадо, сбросили с себя оковы рабства. Когда Лаутаро говорил, «те, кто не знал его, вдруг ловили себя на том, что находятся во власти его слов»274.
Шесть месяцев потратил Лаутаро на разведку незнакомой местности. Наконец он прибыл к берегам реки Матакито. У склона горы, служащего естественным препятствием, индейцы построили форт, окруженный частоколом из толстых бревен. Со стороны откоса форт настолько неприступен, что они даже не выставляли здесь охраны. Лаутаро предвидел все: он отдал приказ запастись продовольствием в достаточных количествах, чтобы, если возникнет необходимость, выдержать длительную осаду, посоветовал местному населению увеличить посевы на случай голода, договорился о сигнализации с помощью дыма с воинами, находящимися на удаленном расстоянии.
У испанцев близость армии Лаутаро вызывала беспокойство, и они решили, несмотря на страх перед ним, напасть на туземцев. Однако индейцы приготовили им ловушку: в находящееся неподалеку от предполагаемого места сражения болото они бросили толстые бревна и, расположившись на них, замаскированные лианами, поджидали испанцев. Конкистадоры направились к болоту, которое казалось им твердой землей, но лошади проваливались в трясину, копыта их увязали, всадники не могли двинуться с места, и в этот момент на них напали индейцы. Слишком поздно конкистадоры поняли, что их заманили в западню. Потери испанцев были велики, к тому же много лошадей осталось у туземцев. Это была последняя победа Лаутаро.
От деревни к деревне шла молва об этих событиях. Индейцы разнесли весть о своих успехах по всей округе. Они рассказывали о недавнем поражении испанцев, о борьбе за власть между Вильягрой и Агирре.
Когда Лаутаро решил напасть на Сантьяго, Вилья гра придумал способ избавиться от него. Он знал, что Лаутаро невозможно победить в сражении, и потому замыслил предательство. Один индеец из племени пикунче предложил испанцам жизнь Лаутаро в обмен на золото (страсти, присущие европейцам, уже разбудили подобные же страсти в душе туземцев.) Он сказал, что знает дорогу, которая ведет в лагерь мапуче. Следуя за предателем, конкистадоры вышли к лагерю индейцев с той стороны, которую мапуче считали неприступной. 29 апреля 1557 года на рассвете испанцы ворвались в спящий форт. Проснувшись, Лаутаро бросился к двери своей хижины. Стрела, пущенная не известно кем, вонзилась ему в сердце.
Водрузив голову Лаутаро на самое длинное копье, армия испанцев вернулась в Сантьяго.
Однако мапуче-арауканы не сдались. «Против насилия, применяемого испанцами, у защитников земли мапуче нет иного оружия, кроме ответного насилия»275.
Уртадо де Мендоса, вице-король Перу, принимая во внимание угрозу вооруженного столкновения между Вильягрой и Агирре, а также то, что количество испанцев в Чили значительно сократилось, решил назначить губернатором этой провинции своего сына Гарсию, двадцати одного года от роду. Вместе с ним прибыл Алонсо де Эрсилья, который в перерывах между сражениями писал «Араукану». Они высадились на острове Кирикина, где провели два месяца, прежде чем отважились перебраться на континент. Первым делом новый губернатор стремился убедить арауканов, что он идет к ним с миром и что миссия его заключается только в том, чтобы проповедовать Священное писание и спасти души индейцев. В то же время он восстановил и укрепил форт Консепсьон. Согласно обычаю, индейцы собрались и обсудили заявление губернатора. Они не поверили его словам, которые расходились с делом, однако направили к нему Мильялалко. Уже не раз их пытались склонить к миру, но ответ всегда был один: «Если мир, что несешь ты нам, такой же, какой был до тебя, никому он не нужен, ибо лучше воевать, нежели жить в таком мире. Среди нас нет ни рабов, ни тех, кто стремится стать властелином свободного народа и чужих земель...»276
Увидев военные приготовления в Консепсьоне, индейцы расположились в Талькауано и вызвали испанцев на битву, однако те не приняли вызов. Тогда индейцы напали на крепость. Отважный Тукапель «взобрался бы и на небо, если была бы туда дорога или лестница», прыгнул через ров, взобрался на стену форта и с невиданной храбростью сражался в самом городе. Раненому, ему удалось спастись. Испанцы вышли из форта и в открытом поле начали упорное сражение, во время которого конкистадоры взяли в плен Гальбарино, а затем, отрезав ему обе руки, отпустили назад к индейцам. Превозмогая боль, доблестный вождь собрался с силами и, воздев над головой окровавленные обрубки, призвал своих товарищей драться до победного конца. Битва продолжалась с переменным успехом до тех пор, пока «испанский эскадрон, на который только и оставалась надежда», не бросился в бой с такой решимостью, что ему удалось заставить мапуче отступить. Гальбарино вновь взяли в плен и повесили на дереве.
Губернатор Гарсия Уртадо де Мендоса, «чрезвычайно гордый и необыкновенно дерзкий, обладающий утонченными манерами, набожный и щедрый», презиравший «подчиненных и похвалявшийся своим авторитетом», считавший, что «в Чили не найдешь и четырех человек, знающих, кто их отец»277, не производил впечатления человека, способного умиротворить этот многострадальный народ бунтарей и внушить уважение своим соотечественникам. Один из испанцев, чье имя неизвестно истории, на Королевском совете по делам Индий высказал свое мнение о Чили следующим образом: «В этой стране не будет прочного мира до тех пор... пока ее населяют индейцы... Несомненно, конкиста была бы завершена, если бы испанцы подожгли горы, а затем, когда они сгорели бы и врагу негде было бы скрываться, перебили всех индейцев, никого не оставив в живых»278.
Народ, обладающий несгибаемой волей, был полон решимости отстоять свою землю от иноземных захватчиков. «Кауполикан — демон войны, гордость Чили», преследовал конкистадоров повсюду, как раньше их преследовал Лаутаро и многие другие непобедимые вожди. Индейцы досаждали испанцам постоянно: при малейшей неосторожности со стороны конкистадоров тут же появлялись тысячи индейцев, однако, когда испанцы намеревались на них напасть, те исчезали словно призраки.
Кауполикан также стал жертвой предательства. Один пленник-индеец купил свою свободу в обмен на жизнь вождя: он показал испанцам дорогу к форту, где расположились главные вожди, неподалеку от Онгольмо. Он повел туда конкистадоров труднопроходимыми дорогами. Нападение совершилось столь стремительно, что индейцы были лишены возможности защищаться. Они пытались спасти Кауполикана, отрицали, что вождь — он, «хотя стройное и сильное тело его свидетельствовало о том, что он был выдающейся личностью»279. И только лишь гнев жены выдал его.
Капитан Рейносо приговорил вождя к смерти. Его живым посадили на кол, а затем расстреляли из арбалетов. К тому времени прошел год со дня смерти Лаутаро.
Мир, который, как ожидалось, будет достигнут после позорной казни, не был установлен. Кауполикан это предвидел:
Не думай, что, когда я умру в твоих руках,
Государство останется без вождя,
Ибо на смену мне придут тысячи Кауполиканов.
Молодой и неспособный губернатор через несколько лет был смещен. Но колония продолжала существовать. В Испании сменялись короли, и мольбы колонистов о помощи оставались без внимания. Те далекие земли не интересовали испанскую корону, хотя именно ради нее туда отправлялись люди.
Болезни и постоянный голод преследовали испанцев. «И так голод вновь терзал их... Из-за него повысились цены на еду, а цены на золото и серебро упали... Одна женщина, родив ребенка, съела его. Многие тогда ели человеческое мясо, а мясо индейцев, которых убивали, солили и коптили. Нужда дошла до того, что люди решили метать жребий, чтобы определить, кому быть съеденным. Однако капитан Бастидас, очень благоразумный и решительный, отговорил их от этого и убедил в том, что лучше есть убитых индейцев...»280
От голода метисы и мулаты, и даже испанцы, переходили в лагерь индейцев. «Нужда и голод заставляли наших солдат продавать свое оружие врагу, а потом и самим переходить к нему и помогать советом и делом в борьбе против испанцев». И далее историк делает следующий вывод: «Все это позволяет ясно видеть, что драгоценное время было потеряно напрасно и что попытка завершить конкисту заранее была обречена на неудачу»281.
Строки эти были написаны после крупного восстания индейцев в 1598 году, в результате которого все города и форты на юге страны были разрушены. Историк уверен в недопустимости «продолжения бесконечной войны», ибо, останься в живых из всего населения той земли хотя бы одна-единственная старуха, и та будет драться против завоевателей.
Каждый год с приходом весны конкистадоры совершали против индейцев рейд, который назывался кампеадой. Туземцы с нетерпением ожидали подобных рейдов, так как в результате неизменно извлекали из них выгоду: захватывали лошадей и оружие, отбивали у противника пленных рабов-соплеменников, да и сами испанские солдаты переходили на их сторону, предпочитая жизнь среди индейцев тому жалкому, полуголодному существованию, которое вели они в городах. Для индейцев же знания испанцев оказывались весьма полезными, особенно в том, что касалось обращения с пушками, стрелять из которых сами они не умели. Нередко испанские женщины, пожив некоторое время среди туземцев, отказывались возвращаться когда за них предлагали выкуп. Они, так же как и испанские солдаты, принимали туземные имена и без сожаления меняли образ жизни, к которому привыкли в укрепленных городах, на простой и свободный образ жизни туземцев.
Наиболее ценной добычей являлись лошади. Доказательством тому, что у индейцев лошадей было гораздо больше, чем у конкистадоров, да и содержались они в лучших условиях, служат постоянные сетования испанцев по этому поводу. На что только не шли мапуче, чтобы добыть лошадей. «Дерзость их доходила до того, что, когда мы разбивали лагерь на берегу какой-нибудь полноводной реки, они ночью — нередко весьма холодной — вплавь переправлялись на наш берег, ползком, совершенно незаметно пробирались в лагерь и уводили пасущихся лошадей. А когда мы разбивали лагерь в горах, они перед рассветом тайком спускались со склонов и, приникая к земле, чтобы наши дозорные и часовые их не увидели, пробирались к выведанному заранее месту, где паслись наши лошади. Когда же наступал день, они ходили по пастбищу не скрываясь, присматривая лучших лошадей, прямо на глазах у наших людей, которые принимали их за прислугу, ибо индейцы делали вид, будто косят траву. Так они приближались к тем лошадям, каких считали лучшими, накидывали на них веревки вместо уздечек, подхватывали с травы копья, прыгали на лошадей и скакали так быстро, что, несмотря на стрельбу часовых и погоню, им удавалось ускользнуть в горы, где наши отряды прекращали их преследовать из боязни попасть в засаду»282.
Можно сказать, что конкистадоры и туземцы поменялись ролями. «Теперь уже индейцы ведут против нас войну»,— говорится в одном из писем королю. Теперь лишь только жалобы да причитания содержатся в письмах его величеству. Весьма показательно одно из посланий, где высказывается наивная мольба о немедленном оказании помощи, «ибо из-за нужды и опасности, коим мы подвергаемся, дело не терпит отлагательств». Складывается впечатление, будто эти люди от ужаса потеряли всякое представление о времени и пространстве. Жалобы текут бесконечным потоком: «Все ваши вассалы, прибывшие в эти земли Вашего Величества... столь далекие и отрезанные от родины... больше завидуют мертвым, павшим в сражениях, нежели тем, кто остался в живых... Мы находимся в таком положении, что владеем лишь той землей, на которую ступаем. Если и можно доставить сюда (в Консепсьон) какие-либо предметы или продовольствие, то только морем, ибо индейцы захватили все дороги, а нас притеснили настолько, что описать невозможно, и нет у нас иного защитника и спасителя, кроме Вашего Величества...»283 «Я больше боюсь находиться среди испанцев, нежели среди индейцев; я боюсь, что буду вынужден отвернуться от своей родины... Нельзя заставлять людей воевать, особенно в такой долгой и трудной войне, как эта, когда они не имеют ни надежды, ни награды, ни обуви, ни одежды, ни даже пищи...»
За этой жалобой следует оправдание поведения индейцев: «Те, кто ведет войну, видя дурное обращение с теми, кто сохраняет мир, стремятся продолжать войну и предпочитают умереть сражаясь, нежели покориться людям, которые несправедливо и без всяких на то оснований причиняют столько горя...»284 «Зверства, которые совершали и продолжают совершать испанцы, атмосфера беззакония и безнаказанности, царящие здесь с попустительства губернаторов, а также злоупотребления королевской казной — я не в силах описать все это в письме»285. «В этих землях Вашего Величества совершено множество преступлений, и они остаются безнаказанными»286.
По поводу некоторых из этих писем-жалоб в архиве сохранились указания: «Оставить без ответа».
Мапуче по-прежнему не хотели покоряться, и колония все больше и больше приходила в упадок.
Со временем политическая структура этой страны изменилась, и прекрасная чилийская земля уже не принадлежит испанской короне. Однако история борьбы мапуче занимает одну из ярчайших страниц истории человечества.
И сегодня, спустя четыреста с лишним лет, потомки героического и непокоренного народа мапуче по-прежнему хранят в своем сердце ранящую память о годах жестокого притеснения со стороны иноземных завоевателей, память, которая и в наши дни пробуждает в душе стремление, побеждающее и время, и страх перед пытками, — стремление к свободе.