Чёрные карибы и мопан Белиза: экологический и этнокультурный аспекты адаптации
Индейское население современного Белиза (до 1973 г.— Британский Гондурас), по различным данным, составляет около 25—30% всех жителей страны и насчитывает примерно 30— 50 тыс. человек1. Точное определение численности затруднено тем, что, как и в ряде других центральноамериканских стран, долю индейцев в испаноязычном населении оценить сложно. Основная часть так называемых испанцев — выходцев из соседних стран и их потомков — по происхождению чистые индейцы, но не считают себя таковыми.
Большинство индейцев — не коренные жители Белиза, их предки переселились на территорию британского владения преимущественно в XIX в., уже после того как здесь сложилось колониальное общество, во многом аналогичное существовавшим в британских владениях в Вест-Индии. Основным этническим компонентом этого общества являлись креолы — потомки рабов-африканцев, испытавшие влияние английской культуры. Поэтому, попав в Британский Гондурас, индейцы были вынуждены приспосабливаться не только к новой природной среде обитания, но и к иной социально-политической и этнокультурной обстановке. Адаптация по-разному протекала у двух различных групп индейского населения, представители которых живут в южной части страны,— черных карибов и мопан.
Черные карибы (или гарифы) появились на территории Белиза в начале XIX в. Формирование этого народа происходило в XVI—XVIII вв. на о-ве Сент-Винсент (принадлежит к группе Малых Антильских островов). До прихода европейцев Сент-Винсент населяли потомки от смещения коренного аравакского населения и появившихся на Антилах в XIV в. карибоязычных выходцев с материка. После создания европейцами плантационного рабовладельческого хозяйства на острове рабы-африканцы бежали с плантаций и невольничих кораблей в общины местных жителей и вступали в браки с индеанками. В результате потомки автохтонного населения утратили «индейский» физический типг но в значительной степени сохранили традиционную культуру, в том числе и язык. Англичане, закрепившиеся на острове в XVII в., вели с индейцами долгую борьбу, завершившуюся после 1797 г. выселением последних с Сент-Винсента. Переселенные первоначально на о-в Роатан (в настоящее время принадлежит Гондурасу), черные карибы постепенно распространились по всему побережью Гондурасского залива, включая юг Белиза. В 1802 г., по оценке английского историка О. Болланда, на территории современного Белиза жило всего около 150 черных карибов 2, а к концу XIX в. они составляли уже большинство населения южной части страны. К началу 80-х годов в Белизе насчитывалось около 12 тыс. представителей этого этноса3.
Следует отметить, что среди исследователей нет единства в признании черных карибов индейским народом. Действительно, современная материальная культура описываемой этнической общности в значительной степени испытала влияние креольской; антропологически черные карибы почти не отличаются от креолов Белиза и бывших британских владений в Вест-Индии. По мнению крупнейшего исследователя этой проблемы Д. Тэйлора, в духовной культуре, в первую очередь в религиозных верованиях, равно как и в языке народа, доминирует аравакский элемент, однако американская исследовательница Н. Солейн считает, что верования черных карибов имеют африканские корни 4. На наш взгляд, черных карибов можно считать индейским народом прежде всего потому, что сами они считают себя таковым, четко отграничиваясь от креолов. Весьма характерно высказывание одного из информаторов Д. Тэйлора, молодого школьного учителя: «Негры только испортили нашу расу». В то же время представители этого этноса подчеркивают и свое отличие от майяязычных жителей Центральной Америки, которых называют «варау» 5. Интересно отметить, что карибы Гайаны тоже называют «варау» или «варао» более ранних насельников своей страны, и от них это название перешло в лексикон европейцев.
На о-ве Сент-Винсент основным занятием черных карибов было рыболовство в сочетании с земледелием и охотой. На новом месте они сохранили приверженность традиции, что обусловило и особенности их расселения. Как отмечает исследователь рыболовства в Британском Гондурасе А. Крэйг, при выборе места для селения черные карибы исходили в первую очередь из наличия удобной бухты и пресной воды, а затем уже подходящей для обработки земли6. В настоящее время они живут в поселках по побережью Атлантического океана в южной части Белиза, а также в городах Стэнн-Крик, Пунта-Горда, небольшое их число — в крупнейшем городе страны Белизе. Занятие рыболовством способствовало постепенному освоению всей прибрежной полосы. При расселении на север черные карибы сравнительно рано, уже в середине XIX в., вступили в контакт с креолами, а с начала XX в., с созданием в южной части страны плантаций сахарного тростника и цитрусовых, этот контакт стал постоянным. Креолы расселялись в пределах той же прибрежной полосы с севера на юг, и сегодня в городах южной части побережья живут наряду с карибами креолы и появившиеся здесь позднее «испанцы» 7, а в сельской местности — преимущественно черные карибы.
Здесь у них сохраняется традиционное разделение труда между полами, когда женщины занимаются земледелием, выращивая маниоку, бананы и ямс, а мужчины — преимущественно рыбной ловлей и охотой, расчисткой участков под огороды, постройкой домов, ремеслами, в первую очередь изготовлением каноэ и плетением корзин. Однако с распространением на юг Белиза капиталистических производственных отношений гораздо большую роль стали играть традиционно «мужские» занятия, и сегодня о черных карибах уже нельзя говорить как о «народе, живущем за счет труда своих женщин» 8. Правда, занятия ремеслом и тем более охотой, которая скорее превратилась в вид спорта, не имеют серьезного значения в жизни индейцев, но рыболовство стало одним из основных источников существования многих карибских семей. В настоящее время продукция рыболовства идет и на экспорт. Маниока и бананы по-прежнему выращиваются во всех хозяйствах рыбаков, где для этого есть возможность, поэтому черные карибы меньше зависят от рыночной конъюнктуры, чем рыбаки северной части побережья — креолы и метисы9. Рыболовецкие навыки индейцев создали им славу искусных моряков, и сегодня матросов-карибов можно встретить не только на местных каботажных, но и на иностранных трансокеанских судах. Определенное значение имеют также сезонные работы на сафре и уборке цитрусовых, в которых занята часть карибов.
Особенности расселения и характер традиционных занятий обусловили ранние и прочные контакты черных карибов с креольским населением, а также быструю интеграцию этого народа в капиталистическое колониальное общество. Сегодня большинство индейцев вовлечено в сферу товарно-денежных капиталистических отношений, которые способствуют формированию социального неравенства: существует группа карибской буржуазии и интеллигенции и группа лишь частично занятых (на сезонных сельскохозяйственных работах на плантациях) людей. Некоторые молодые -мужчины работают и за рубежом, преимущественно в южных портах США докерами. Вместе с тем в сельской местности сохраняются традиции взаимопомощи, а в городах зажиточные люди также оказывают некоторую помощь своим соплеменникам, что уменьшает социальные противоречия.
Черные карибы — наиболее креолизированная группа современного индейского населения страны. Карибский язык является языком внутрисемейного общения и постепенно вытесняется английским креолем. По данным американского историка С. Гранта, еще в 1960 г. только 1395 человек, т. е. менее 20% всех черных карибов, говорили лишь на своем языке, остальные владели английским (большинство — в форме местного креольского диалекта). Некоторые знают также испанский10. Черные карибы носят одежду европейского типа, как и креолы (традиционно сохранились у женщин плетеные соломенные шляпы, напоминающие корзины). Широко используются в быту промышленные товары, в том числе предметы бытовой техники, в большинстве жилищ — мебель европейского образца, радиоприемники, телевизоры. В религиозном отношении 80% черных карибов формально католики, остальные в основном методисты11. Сохраняются пережитки традиционных верований: обрядами заклинания лесных духов и обрядовыми танцами руководят колдуны «буйай», но гораздо большее значение имеет заимствованный у креолов магический культ обиа. В целом довольно явственно прослеживается тенденция к постепенному поглощению черных карибов расово близкой креольской общностью, хотя вместе с тем, как отмечалось, сохраняется этническое самосознание; браки с креолами заключаются редко. Существует ряд карибских клубов, в г. Стэнн-Крик группа молодых интеллигентов организовала фольклорный ансамбль «Урибагабага» («Бабочка»). Можно сказать, что карибская группа представляет собой как бы буфер между креолами и индейцами. Власти страны посылают в деревни майя в качестве учителей и полицейских черных карибов, и в этих случаях последние выступают основными проводниками креольской культуры среди индейских крестьян Белиза.
Наряду с черными карибами, на территории Белиза проживают три группы майяязычных индейцев. Это юкатеки на мексиканской границе на севере страны и в горах Майя на юго-западе, кекчи и близкие по языку и культуре к юкатекам мопан (С. И. Брук рассматривает их вместе с юкатеками как «майя»). Мы подробнее рассмотрим хозяйственную практику мопан — непосредственных соседей черных карибов, насчитывающих около 2 тыс. человек 12.
Майяязычные индейцы мопан появились на юго-западе страны в конце XIX в. Это были уроженцы гватемальской провинции Петэн, уже на родине в известной степени ладинизированы, т. е. усвоившие католическую религию, обычаи, а некоторые — и язык испаноговорящего населения Гватемалы13. Переселение их на территорию британского владения было вызвано притеснениями со стороны гватемальских властей. Сегодня они живут на землях, выделенных им правительством в горах на условиях небольшой арендной платы,— в своего рода «резервации», а также в г. Сан-Антонио.
Длительное время контакты их с иноэтничным населением Белиза были ограничены. Индейцы выращивали маис и бобы на маленьких полях, мужчины охотились с кремневыми и фитильными ружьями на диких животных. Как и в Гватемале, они сохраняли традиции общинного самоуправления: назначаемые властями старосты-алькальды в их деревнях особым уважением не пользовались. Можно сказать, что мопан принесли из Гватемалы в Белиз все культурно-хозяйственные и религиозные традиции, образ жизни своих предков, покоренных и обращенных в католичество испанцами. В этой связи характерна история основания городка Сан-Антонио. В 1884 г. группа индейцев мопан из гватемальского г. Сан-Луис перешла на территорию британского владения и основала новое поселение. На первых порах небольшая община испытывала значительные хозяйственные трудности, которые суеверные крестьяне объяснили уходом от «святынь» предков. Тогда несколько мужчин, вооруженных кремневками, вернулись в Сан-Луис и ограбили ночью тамошнюю церковь, унеся статуи, иконы и даже колокола. Гватемальцы позднее пытались вернуть вооруженным путем собственность своего храма, но безуспешно — жители нового поселка Сан-Антонио давали им отпор. Законность и справедливость их действий не вызывала у мопан сомнений, они даже обратились к властям колонии с просьбой о защите, заявляя, что «подверглись нападению по неизвестным причинам»14. Со временем жители Сан-Антонио справились с трудностями на новом месте, и успехи своей хозяйственной деятельности, разумеется, приписали традиционным «святыням».
Практикуемая мопан система подсечно-огневого земледелия — «мильпа» вынуждает их каждые несколько лет осваивать новые участки, и их поселки расположены далеко как друг от друга, так и от населенных пунктов страны. Почти все производимое индейцами потреблялось ими самими. Только с начала XX в., с развитием на юге Белиза плантационного хозяйства, капиталистические производственные отношения стали проникать в селения мопан: мужчины начали уходить на сезонные работы на плантации цитрусов и сахарного тростника. Появились потребительские и сбытовые кооперативы. Например, в г. Сан-Антонио кооператив, организованный местным священником, существенно помог индейцам в сбыте их сельскохозяйственной продукции 15.
В быт индейцев постепенно входили фабричные изделия. Вместе с тем и сегодня многие мопан в горах Майя заняты выращиванием маиса на небольших участках и ведут фактически натуральное хозяйство. До настоящего времени они являются наиболее замкнутой, изолированной группой в полиэтническом населении Белиза, чему в немалой степени способствует как отдаленность их селений, так и традиционная «мильпа» — экстенсивное нетоварное земледелие.
Несмотря на то что в большинстве индейских поселков есть школы, преподавание в которых ведется на английском языке, основная часть мопан этим языком не владеет, в первую очередь потому, что он почти не применяется в их повседневной хозяйственной практике. Более интенсивно идет процесс ладинизации, начавшийся еще в Петэне и обусловленный устойчивыми стереотипами, по которым повышение социального статуса было связано с усвоением испанских обычаев и культуры.
В этой связи следует отметить, что немногочисленные мопан, попадающие на побережье в качестве сезонных сельскохозяйственных рабочих и оседающие в городах, как правило, вливаются в состав «испанской» общности. Только их потомки усваивают креольский диалект английского в ходе повседневного общения с представителями этой этнической группы населения. В сельской местности язык майя сохраняется лишь в самых отдаленных селениях, вытесняемый «пограничным», или «кухонным», испанским 16.
Многие общины мопан в Белизе больше похожи на общины своих соплеменников в Гватемале и поддерживают с ними связь. Партизанская война вынуждает гватемальских мопан искать убежища в индейских селениях на белизской территории, и это неоднократно давало повод гватемальским властям обвинять администрацию соседней страны (особенно в период правления Народной национальной партии до 1985 г.) в поддержке герильи. Кроме того, Гватемала претендует на южный белизский округ Толедо, и требования свои наряду с прочим аргументирует гватемальским происхождением значительной части его жителей, в том числе мопан.
При поддержке извне в округе даже создана прогватемальская Прогрессивная партия Толедо17, лидеры которой выступают с коммуналистскими и сепаратистскими лозунгами. В этом контексте проблема интеграции мопан в экономическую и культурную жизнь страны имеет существенный политический аспект.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что традиционные хозяйственные навыки двух рассмотренных нами индейских этносов сыграли весьма значительную роль, определив как особенности расселения, так и ход социальной и этнокультурной адаптации. Разумеется, на ход этой адаптации оказала влияние расовая близость черных карибов к креолам, а мопан — к «испанцам», но важными факторами явились и характер занятий, характер освоения окружающей среды. Именно традиционные занятия (у черных карибов — рыболовство, а у мопан — подсечно-огневое земледелие) в известной степени обусловили интеграцию в общеэкономическую жизнь страны и креолизацию первых, равно как и сохранение обособленности вторых.
- Брук С. И. Население мира: Этнодемографический справочник. М., 1981. С. 710.
- Bolland О. N. The formation of a colonial society: Belize, from conquest to crown colony. Baltimore; L., 1977. P. 132.
- Брук С. И. Указ. соч. С. 710.
- Taylor D. The black carib of British Honduras. N. Y., 1951. P. 140; Solein N. West Indian characteristics of the black carib//Peoples and cultures of the Caribbean/Ed. M. Horowitz. N. Y., 1971. P. 136.
- Taylor D. Op. cit. P. 39, 40.
- Craig A. Geography of fishing in British Honduras. Baton Rouge, 1966. P. 70
- Grant C. The making of modem Belize. Cambridge (Mass.), 1976. P. 11.
- Taylor D. Op. cit. P. 55.
- Craig A. Op. cit. P. 69-70.
- Grant C. Op. cit. P. 12; Allsop S. R. R. British Honduras the linguistic dilemma//Caribbean Quarterly. 1965. V. 11, N 4. P. 55.
- Waddel D. A. G. British Honduras: A historical and contemporary survey. L., 1961. P. 73.
- Caiger S. British Honduras: Past and present. L., 1951. P. 172.
- Waddel D. Op. cit. P. 73.
- Dobson N. A history of Belize. Longman, 1973. P. 53.
- Gregory J. R. Inrage of limited good, or expectation of reciprocity? // Curr. Anthropol. 1975. V. 16, N 1. P. 73—83.
- Allsop S. R. R. Op. cit. P. 58.
- Interviu. Madrid, 1981. N 280. P. 76.