с тихоокеанского порта Навидад (ныне Барра де Навидад) на Филиппины отправилась экспедиция Мигеля Лопес де Легаспи и Андреса де Урданеты. Именно А. Урданета два года спустя сможет отыскать удобный путь обратно в Америку, по которому впоследствии пройдет торговый маршрут Галеона Манила
21 ноября 1620
после 3-месячного плавания на корабле «Мэйфлауэр» семьи английских переселенцев-пуритан высаживаются в Северной Америке в районе мыса Код
21 ноября 1831
основан Национальный Исторический Музей (помещённый в замке Чапультек)
Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).
Чьяпас – навсегда индейский
Джон Шмэл
:::
Страны
:::
Мексика
За последнее десятилетие штат Чьяпас, долгое время бывший попранным и притесняемым районом Мексиканской республики, был буквально вброшен на мировую сцену и попал под внимание масс медиа. Внимание к политической ситуации в Чьяпасе вызвало большой интерес к положению местного населения штата. Но понимание нынешней ситуации в этом южном штате требует экскурса в его историю и обзора его сложного этнического разнообразия.
В то время как другие мексиканские штаты во время колониального периода развивались и процветали [в некотором роде] по большей части из-за их минеральных богатств и сельскохозяйственного потенциала, Чьяпас, будучи на юге и практически без минеральных ресурсов, прозябал в бедности и отрешении. Местизация и ассимиляция, проходившая в большинстве Мексиканских штатов, трансформировала мексиканских индейцев в мексиканских местизо. И с независимостью мексиканские местизо стали гражданами Мексиканской республики.
Процесс местизации, однако, не был так распространён в Чьяпасе, как это было на севере. В результате местная индивидуальность чьяпасских индейцев хоть и была изменена, но не проходила в такой степени. В то время как во многих других штатах Мексики проходила ассимиляция и культурное исчезновение местных групп, многие чьяпасские этнические группы поддерживали свою древнюю культуру, традиции и обычаи. Так, Чьяпас подвергал сомнению свою позицию в качестве части Мексики, но никогда полностью не сливался со своими соседями майя с юга, из Гватемалы. В сущности, штат был с одной неоспоримой особенностью – Чьяпас навсегда индейский.
На юго-западе El Estado Libre y Soberano de Chiapas (свободный и независимый штат Чьяпас) омывает Тихий океан. С Чьяпасом, также граничат штаты Табаско (на севере), Веракрус (на северо-западе), Оахака (на западе), а на юго-востоке с ним граничит государство Гватемала. По занимаемой площади Чьяпас восьмой среди мексиканских штатов. Он занимает 73 724 км2, что составляет 3,8% всей территории Мексики. Политически штат разделён на 111 муниципалитетов со столицей в Тустла-Гутьеррес.
Своё название Чьяпас считается получил по названию древнего города Чиапан, что на языке науатль означает «место где растёт чиа». Сам по себе Чьяпас является просто частью одного большого региона, который был заселён индейцами майя. Культура древних майя была раскинута по территории доброй части современной территории Гватемалы, Белиза, Сальвадора, западного Гондураса и пяти мексиканских штатов Юкатан, Кинтана Роо, Табаско, Кампече и Чьяпас. В целом, майя приблизительно занимали 500 000 км2 и иногда их именуют собирательным названием El Mundo Maya (мир майя).
На протяжении как минимум 2 000 лет культура индейцев майя процветала и развивалась в Месоамерики. майя жили за счёт сельского хозяйства, охоты и рыболовства. Также они были умелыми ткачами и строителями храмов, оставившими после себя последующим поколениям удивительные сокровища в виде археологических зон. Языковая семья майя является одной из самых больших в Америке и подразделяется на многочисленные майяские языки, в том числе уастекский, юкатекский, групп западных и восточных майя.
Доминирующим языком на севере Гватемалы, в Белизе и в мексиканских штатах полуострова Юкатана (Кампече, Кинтана Роо и Юкатан) является юкатекский, языки западной группы майя являются доминирующими языками в Чьяпасе. Наиболее общими языками западных майя являются цельталь и цоциль. Однако, среди других языков на которых говорят в Чьяпасе есть чонталь, чоль, тохолабаль, чух, канхобаль, акатек, хакальтек и мотосинтлек.
Первый контакт между испанцами и жителями Чьяпаса состоялся в 1522 году, когда Эрнан Кортес направил сюда сборщиков налогов, после того как была покорена ацтекская империя. Вскоре после этого, в 1523 году, Луис Марин, один из офицеров Кортеса, прибыл в Чьяпас, чтобы начать испанское покорение той территории. И хотя Марин смог покорить некоторые из индейских групп, он встретил ожесточённое сопротивление индейцев цоциль и высокогорья.
И по прошествии 3 лет Марина не смог взять под полный контроль всех жителей Чьяпаса. Для завершения начатого испанцы направили новую военную экспедицию под командованием Диего де Масариегоса. Но, столкнувшись с пленом и рабством, многие воины индейцы предпочли смерть потери свободы. В сражении Тепетчиа многие индейцы предпочли броситься в Каньон дель Сумидеро и так принять смерть, нежели подчиниться чужеземным захватчикам.
Постепенно индейское сопротивление ослабло и испанский контроль был установлен на большей части Чьяпаса. К концу 1528 года конкиста Чьяпаса была завершена, а цоцили и цельтали подчинены. 31 марта 1528 года капитан Масариегос основал Сьюдад Реаль в долине Ховель. Сьюдад Реаль, позже переименованный в Сан Кристобаль де Лас Касас, будет столицей провинции 364 года.
Испанская колониальная администрация быстро ввела в Чьяпасе систему энкомендеро, фактически понизив статус индейского населения до рабов. Вынужденные платить дань дважды в год, жители Чьяпаса передавали накапливаемое недовольство от поколения к поколению, что вылилось в мятеж сообществ цельталей в Лос Альтосе в 1712 году. Вскоре к ним присоединились цоцили и чоли, но в течение года правительство смогло подавить восстание.
Согласно переписи 1814 года, Чьяпас населяло около 130 000 человек. Население состояло из 105 352 индейцев, 21 447 местизо и 3 409 испанцев. Во второй половине 18 века в Чьяпас прибывает множество фермеров и ранчеро испанцев и местизо. Эти вновь прибывшие становятся элитной группой богатых семей, владеющих землями, постоянно расширявшие свои владения, что в конце концов привело к вытеснению индейских сообществ с их традиционных земель. И это происходило как до, так и после независимости.
В 1821 году Мексика становится независимым государством. 1 сентября 1821 года Чьяпас объявляет о принятии мексиканского плана де Игуала, ожидая, что соседняя Гватемала сделает тоже самое. И 3 сентября 1821 года Чьяпас официально заявляет о своём отделении от Испанской империи. Однако в 1823 году Гватемала становится частью Объединённых Провинций Центральной Америки, которые соединились, чтобы сформировать федеральную республику, просуществовавшую с 1823 года по 1839 год. За исключением промексиканского Сьюдад Реаля, многие чьяпасские города и деревни поддерживали идею независимости от Мексики, а некоторые и идею объединения с Гватемалой. В тоже время элита Чьяпаса открыто продвигала инкорпорирование с Мексикой. В июле 1824 года округ Соконуско юго-запада Чьяпаса отделился от Чьяпаса, заявив, что собирается присоединиться к Центральной Американской Федерации.
14 сентября 1824 года после референдума по вопросу присоединения к Федеральной Республике Центральной Америки или к Мексики, правительство Чьяпаса одобрило инкорпорирование штата с Мексикой. Но округ Соконуско продолжал поддерживать свой нейтральный статус 18 лет вплоть до 1842 года, когда оахакские войска под командованием генерала Санта Анны не оккупировали провинцию. После полной военной оккупации, Санта Анна объявил о воссоединении Соконуско с Мексиканской республикой. Гватемала не признавала этого действия до 1895 года.
Однако и после воссоединения Соконуско майяские штаты Мексики, в отличие от других штатов, продолжали следовать сепаратистскому пути. Юкатан, штат с доминирующим майяским населением, поднял восстание в 1839 году и объявил независимость от Мексики 31 мая 1841 года. Заново присоединённый к Мексике в декабре 1843 года, штат снова объявил о независимости в 1846 году, но вскоре он снова был воссоединён с Мексикой. С 1847 по 1855 год полуостров Юкатан охватила «Война Каст», что вынудило многих белых бежать с полуострова. Подобные брожения были и в высокогорьях Чьяпаса и мексиканское правительство боялось здесь возникновения второй «войны каст». С 1868 по 1872 год поднимали восстание цоцили, но затем правительственный контроль там был восстановлен.
В современном Чьяпасе всегда было значительное индейское население. В федеральной переписи 1895 года 120 942 человека в возрасте старше 5 лет, живших в Чьяпасе, были классифицированы как говорящие на индейских языках, что составляло 37,8% от общего населения штата (315 599). Пять лет спустя на рубеже веков индейское население Чьяпаса числом в 129 843 человека составляло 36% населения штата (360 799).
В необычной переписи 1921 года были опрошены резиденты каждого штата, которых попросили отнести себя к категориям «indigena pura» (чистые индейцы), «indigena mezclada con blanca» (индейцы смешанные с белой кровью) и «blanca» (белые). Из общего населения (421 744) 47,6% (200 927) респондентов ответили, что являются чистыми индейцами, 36,3% (152 956) классифицировали себя со смешанной кровью и 11,8% (49 836) заявили, что являются белыми.
И хотя 47,6% чьяпассцев заявили, что являются чистыми индейцами, много меньше людей были классифицированы как говорящие на индейских языках. В 1921 году 98 105 человек старше 5 лет говорили как минимум на 25 индейских языках, что составляло 27,4% от населения всего штата старше 5 лет. Судя по переписи самыми распространёнными тогда языками были цельтальский (25 839 носителей), цоцильский (20 803), соке (11 592), чоль (10 330), маме (6 158), чонтальский (1 454) и сапотекский (1 145).
Ко времени переписи 1990 года 716 012 жителей Чьяпаса пяти лет и старше говорили на 57 индейских языках. И у этих индейцев было 169 593 ребёнка в возрасте до 4 лет. Не разговаривающих на индейских языках индейцев насчитывалось 244 221 человек. В конечном результате по переписи 1990 года в штате отождествляли себя к индейцам 1 129 826 человек, что составляло 35,19% всего населения штата (3 210 496). Если сравнивать с индейским населением всей Мексики, то в Чьяпасе проживало 12,97% всего индейского населения Мексиканской республики.
Согласно переписи 2000 года на индейских языках в штате разговаривало 809 592 человека. Самыми большими индейскими группами в Чьяпасе являются: цоцили (291 550), цельтали (278 577), чоли (140 806), соке (41 609), тохолабали (37 677), канхобали (5 769) и маме (5 450).
Этническая диверсификация Чьяпаса очень сложная и представляет собой динамический постоянно меняющийся феномен. Даже сегодня из 111 муниципалитетов в 99 проживает значительное индейское население, большинство из которых относится к майя-говорящим группам, находящихся в близком родстве друг с другом. В 2000 году в 13 муниципалитетах индейцы составляли минимум 98% общего населения этих муниципалитетов. В 22 муниципалитетах индейского населения насчитывалось свыше 90%, а в 36 муниципалитетах – свыше 50%.
Самая большая концентрация людей, говорящих на индейских языках, обнаружена в 5 чьяпасских районах: Лос Альтос, Сельва, Норте, Фронтериза и Сьерра. В оставшихся 4 районах (Центро, Фраилеска, Соконуско и Коста) население в основном состоит из местизо. Об основных группах Чьяпаса написано ниже:
Майя-цоциль (батсиль виник’отик)
Индейцы цоциль сами себя называют батсиль виник’отик, что на их языке означает «настоящие люди». У них близкие родственные связи с цельталями, называющих себя виник атель («рабочий люд»). Обе группы говорят на языке, который они называют батсиль к’оп (истинный язык). Цельтальские и цоцильские языки формируют цельтальскую группу языковой семьи майя. Лексикостатистическое исследование этих двух языков определило, что они, возможно, начали отделяться друг от друга где-то к 1200 году н.э.
Согласно переписи 2000 года, на цоцильском языке говорило 291 550 человек в возрасте старше 5 лет, что составляет 36% всего индейского населения Чьяпаса. Единственной группой, которая приближается по количеству людей, являются цельтали – 278 577 человек, представляющих 34,41% индейского населения штата. Вместе обе группы насчитывают 570 127 человек старше 5 лет, т.е. свыше 70% общего индейского населения или 14,54% общего населения штата (3 920 892).
Сегодня цоцили живут практически в каждом муниципалитете Чьяпаса, но в основном в 10, расположенных в районе Лос Альтос. Традиционная территория для цоцилей находится на северо-западе и юго-западе Сан-Кристобаля де Лас Касаса в высокогорьях центрального Чьяпаса.
Цоцили Лос Альтоса организованы в баррио сообщества, каждая из которых имеет свою социальную и культурную черту. У каждого баррио есть свой уникальный святой покровитель. Цоцили в основном вовлечены в сельское хозяйство, выращивая главным образом кукурузу, бобы и тыкву. Поскольку за последние десятилетия экономика Чьяпаса стала более диверсифицированной, часть цоцилей начали переселяться с их традиционных мест проживания в урбанистические территории севера.
Цельтали (виник атель)
Цельтали называют себя виник атель, что на их языке означает «рабочий люд». В штате Чьяпас их 278 577 человек в возрасте старше 5 лет, т.е. они представляют значительный процент индейского населения штата – 34,41%. Цельтальский язык распространён в 20 из 111 муниципалитетов Чьяпаса.
Во время испанского правления цельтали были распределены в энкомендеро и были вынуждены выплачивать подать дважды в год. Столетиями цельтали были вынуждены работать на рудниках, фабриках и хасиендах Чьяпаса за жалкие гроши. Как и цоцили, цельтали сегодня в основном занимаются сельским хозяйством и выращивают кукурузу, бобы, перец чили, тыкву, юкку, картофель и чайоте. В районе, где проживают цельтали, очень заметна и значительна характерная отличительная черта их сообщества. В каждом сообществе сформирована отличная социальная и культурная структура со своим собственным диалектом, главами, обычаями и религиозными традициями.
Чоли (виник)
На чольском языке, согласно переписи 2000 года, говорили 17,39% (140 806) индейского населения Чьяпаса и он является третьим по численности говорящих на этом языке индейцев в штате. Чоли называют себя «виник», что на языке майя означает «человек». Столетиями чоли считали себя «miliperos», людьми, чья жизнь и существование сосредоточено вокруг выращивания маиса, их самой священной пищи.
Где-то 2000 лет и более чоли жили в регионе где ныне расположена Гватемала и Гондурас. Со временем они разделились на 2 группы, чоли постепенно переселились на территорию современного Чьяпаса, а чорти остались в Гватемале. Сегодняшние чоли находятся в близком родстве как с чонталями Табаско, так и с чорти восточной Гватемалы.
Чолей больше всего в северо-западной части Чьяпаса, также они живут на территории соседнего Табаско. Основной экономической деятельностью чолей является занятие сельским хозяйством. В основном они выращивают кукурузу и фрихоль (фасоль), а также сахарный тростник, рис, кофе и некоторые виды фруктов.
Соке (о’депат)
Соке из Чьяпаса называют себя «о’депат», что означает «люди языка» или «слово человека», что возможно символизирует «аутентичность» или «истинность». Согласно переписи 1990 года всего в Мексике, говорящих на языке соке было 43 160 человек (в возрасте старше 5 лет). Из них 34 810 человек проживали в 57 муниципалитетах штата Чьяпас. К 2000 году население соке снизилось до 41 609 человек старше 5 лет, что составляло 5,14% всего говорящего на индейских языках населения Чьяпаса. Больше всего индейцев соке проживают на территории северного Чьяпаса, растянувшейся на 3000 км2.
Тохолабали (тохольвиник’отик)
Тохолабали сами себя называют тохольвиник’отик, что означает «правильные или истинные люди». Согласно устной традиции тохолабали пришли на север из Гватемалы. Во время переписи 2000 года 37 667 жителей Чьяпаса говорили на тохолабале, что составляло 4,65% индейского населения штата. В 1980 году в 60 километрах от Комитана правительственные войска убили 50 тохолобалей, занявших финка (большую ферму).
Канхобали
Жители Чьяпаса, говорящие на языке канхобали, в основном проживают вдоль границы Чьяпаса и Гватемалы. И хотя большинство канхобалей проживает в Гватемале, всё же в Чьяпасе есть 5 769 жителей, говорящих на языке канхобалей (согласно переписи 2000 года). Считается, что значительная часть этих говорящих на канхобале жителей Чьяпаса родились в Гватемале, а потом мигрировали в этот штат, поддерживая тем самым крепкие культурные связи с соседней нацией.
Маме
Язык маме является одним из самых древних языков майя. Маме в основном проживают в Гватемале, но согласно переписи 2000 года, в Чьяпасе жили 5 450 маме. Большинство из них проживают в Фронтеризе, Сьерре и Соконуско.
События 1994 года
О сапатистском движении впервые стало известно миру когда их повстанческие силы оккупировали чьяпасские города Сан Кристобаль де Лас Касас, Лас Маргаритас, Альтамирано и Окосинго 1 января 1994 года, в тот же день когда начало действовать Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Они огласили миру своё объявление революции и начали осаду близлежащей военной базы, захватывая оружие и высвобождая из тюрем многих заключённых. Мексиканская армия ответила жестоко, вытеснив повстанческие силы в сельское высокогорье Лос Альтос.
Сапатисты, однако, выплеснули на поверхность долго назревавшие индейские вопросы, их бедность и связь с землёй. Согласно мексиканского национального народного совета нынешний Чьяпас является самым бедным штатом в Мексике. Жители 94 из 111 муниципалитетов штата живут у порога бедности. В Окосинго, Альта Мирано и Лас Маргаритас, там где впервые проявила себя сапатистская армия в 1994 году, 48% взрослого населения неграмотные. 80% семей зарабатывают менее 245 долларов в месяц, а у 70% нет электричества.
Более всего это потрясает на фоне признания Чьяпаса одним из самых богатых на ресурсы штата Мексики. Выращивание кофе, кукурузы и какао, разведение крупного рогатого скота, гидроэлектроэнергия и лесозаготовка в джунглях Лакандона даёт Чьяпасу новое экономическое воздействие на сёстры-штаты. В Чьяпасе выращивают 35% всего мексиканского кофе, который традиционно был основной приносящей доход культурой. Однако, выращивание бананов, какао и кукурузы также делает штат Чьяпас вторым по производству сельскохозяйственных культур в целом.
Также установлено, что в Чьяпасе есть богатые запасы нефти, что повышает его статус в мировой экономике. Добыча нефти началась в течение 1980-х годов и Чьяпас стал четвёртым по объёмам добыче сырой нефти и природного газа среди мексиканских штатов. 35% всего вырабатываемого в Мексике электричества поступает от ГЭС Чьяпаса. И поскольку в Чьяпасе сохранилось множество археологических зон связанных с древними майя, этот штат притягивает к себе международный туризм.
В свете чьяпасского экономического потенциала и бедности индейцев, сапатисты объяснили миру, что они борются за труд, землю, дома, еду, здравоохранение, образование, независимость, свободу, демократию, справедливость, мир, культурное признание, информацию и безопасность. Более того, они связали своё движение с движением сохранения окружающей среды и борьбы с коррупцией. Вопросы, которые накопились у сапатистов к мексиканскому федеральному правительству являются слишком сложными и не вписываются в рамки этой статьи.
Чьяпас 21 века – земля суматохи. Трения между индейским прошлым и мировым голодом по природным ресурсам штата привели к тому, что штат стал свидетелем переселения своих жителей, что изменит этническую демографию, существовавшую до этого столетиями. Однако, даже со всеми этими изменениями состояние индейских campensino (крестьян), очевидно, останется тем же. Чьяпас будущего станет свидетелем схватки между теми, кто потребует изменений и теми, кто захочет сохранить социальные структуры, которые начали развиваться там с 1526 года.
Автор:
Джон Шмэл (John P. Schmal) – историк, преподаватель. Обладает степенью по истории (Университет Лойола Мэримаунт) и по географии (Университет Сент-Клауд). 2004 г.
Alvarez, Fernando, "Peasant Movements in Chiapas," Bulletin of Latin American Research 7,2 (1988): 277-298.
Benjamin, Thomas, "A time of Reconquest: History, the Maya Revival and the Zapatista Rebellion in Chiapas," American Historical Review 105,2 (4/00):417-50.
Hayden, Tom (ed.), The Zapatista Reader. New York: Thunder's Mouth Press/Nation Books, 2002).
INEGI, Resultados Definitivos del XII Censo General de Poblacion y Vivienda.
Lyon, Stephen. Zapata Lives!: Histories and Cultural Politics in Southern Mexico. Berkeley: University of California Press, 2002.
Weinberg, Bill, Homage to Chiapas: the New Indigenous Struggles in Mexico. London: VERSO, 2000.