Демографические процессы
По некоторым оценкам, к началу европейской колонизации на территории Канады проживало около 200 тыс. индейцев и около 10 тыс. эскимосов. Болезни, истребительные войны и другие негативные последствия колонизации привели к сокращению численности аборигенного населения. К моменту образования доминиона Канада в 1867 г. в стране проживало 100— 125 тыс. индейцев, около 100 тыс. их осталось к 1920 г. Начавшийся за последние 60 лет рост коренного населения резко усилился со второй половины 50-х годов, в результате чего общая численность индейцев более чем утроилась.
Последняя перепись 1981 г. фиксировала четыре основные группы среди коренного населения: зарегистрированные, или статусные, индейцы (320 тыс.), метисы (90 тыс.), нестатусные индейцы (64,5 тыс.) и эскимосы (15 тыс.).
В целом доля коренных жителей в начале 80-х годов составила 2 % всего населения Канады, а официально зарегистрированных индейцев— 1,3%. Доля последних за сто лет сократилась почти вдвое (2,5 % в 1881 г.).
С конца 50-х годов естественный прирост индейского населения составлял около 3 % в год, в 1968 г. он был более 3,4 %, но к 1970 г. упал до 2,8 % и с тех пор постоянно сокращается, но все равно остается почти вдвое выше общеканадского уровня — 1,4%.
Сравнение с тенденцией общенационального прироста населения показывает, что среди индейцев имел место, с отставанием примерно в восемь лет, тот же «бэби-бум», что и среди остального населения страны в конце 40-х — начале 50-х годов. Однако причины быстрого и длительного прироста коренных жителей с большим основанием можно будет объяснить факторами социального и культурного характера, в том числе улучшением медицинского обслуживания, некоторым повышением жизненного уровня. По прогнозам специалистов, темпы прироста индейского населения в ближайшие 15 лет будут оставаться выше общеканадских и число статусных индейцев увеличится к 1996 г. на 125 тыс., составив около 450 тыс.5 Видимо, можно говорить о бесповоротной тенденции к росту общей численности индейцев и эскимосов в Канаде, по крайней мере до конца XX в.
Демографический взрыв внес существенные коррективы в возрастную характеристику коренных жителей. Индейское население страны сейчас гораздо моложе, чем остальное: в возрасте до 25 лет — примерно 6 из 10 индейцев и 4 из 10 неиндейцев. Это обстоятельство прежде всего сулит обострение и без того сложной проблемы с занятостью. Вместе с этим вполне возможно усиление общественно-политической активности индейцев, ибо уже в середине 80-х годов почти треть их (34 %) составила возрастная группа от 15 до 29 лет. Именно молодые представители аборигенов, как правило, идут в первых рядах индейского общественного движения.
Индейцы проживают во всех 10 провинциях Канады, а также в Юконе и Северо-Западных территориях. Больше всего их живет в Онтарио (24 %) и в Британской Колумбии (18,6%), меньше всего — в Приморских (Атлантических) провинциях (3,6 %), в Юконе и Северо-Западных территориях (3,2 %). По прогнозам специалистов, индейское население будет продолжать концентрироваться в таких провинциях, как Онтарио, Британская Колумбия и Саскачеван. Различна доля аборигенов и в общем населении провинций и территорий: самая высокая — в Северо-Западных территориях (16 % населения составляют статусные индейцы); самая низкая — в Новой Шотландии и Ньюфаундленде (0,5 %), а также в Нью-Брансуике, Острове Принца Эдуарда и Квебеке (0,6 %). В Юконе, Манитобе и Саскачеване статусные индейцы соответственно составляют 13,2, 4,3 и 4,3 % всего населения, а все аборигенное население (включая метисов, нестатусных индейцев и эскимосов) составляет 18,0, 6,6 и
6,3 % соответственно. В Северо-Западных территориях 60 % всех аборигенов составляют эскимосы, 8,5 % — метисы и 4,1 % — нестатусные индейцы. В трех Степных провинциях после статусных индейцев метисы составляют вторую крупнейшую группу аборигенов. В Альберте метисы составляют свыше /ъ (35 %) коренных жителей, в Манитобе и Саскачеване 28 %.
В настоящее время большинство канадских индейцев проживает на территории резерваций отдельными официально зарегистрированными общинами, состав которых определяется федеральными властями в сугубо административных целях. Общины могут создаваться и упраздняться министром по делам индейцев, и поэтому число общин меняется. В 1981 г. в Канаде существовало 576 общин. Численность индейцев в каждой общине может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч, но наблюдается рост средней численности общин, т. е. укрупнение отдельных ячеек индейского населения. Большинство индейцев входит в общины численностью менее 1 тыс. человек. Однако все больше коренных жителей концентрируется в общинах численностью свыше 1 тыс. человек. В целом этот процесс можно рассматривать как дальнейшие аккультурацию индейского населения и его приспособление к современным общественным условиям. В то же время концентрация индейского населения, укрупнение общин не только ведут к расширению и диверсификации их хозяйственной деятельности, но и создают новые дополнительные возможности для дальнейшего развития этнического самосознания, роста общественно-политической и культурной активности аборигенов, консолидации сил индейского движения.
Индейские общины расположены на территории резерваций. В 1980 г. в Канаде было 2240 резерваций общей площадью около 6 млн акров (более 2,9 млн га). Хотя размеры индейских земель с 1960 г. остаются почти неизменными, число резерваций за последние годы несколько сократилось (2279 в 1969 г.), а число общин увеличилось (558 в 1969 г.) . Размеры отдельных резерваций могут быть от нескольких акров до 500 кв. миль. Установлен только максимум владения землей одним индейцем — 160 акров. Некоторые общины имеют по одной резервации, но многие располагают несколькими. По крайней мере в Британской Колумбии на 195 общин приходится более 1600 резерваций.
Вопрос об ареале аборигенов Канады тесно связан с вопросом о Географическом расположении резерваций, количестве и качестве занимаемых ими земель. Современные канадские индейцы расселены дисперсно по огромной территории. Разбросанность резерваций, их удаленность от крупных промышленных центров и районов обитания основного населения порождают проблему связи резерваций с остальными территориями, проблему изоляции от рынков труда и товаров, очагов современной культуры. Даже при высокоразвитой канадской хозяйственной инфраструктуре лишь 50 % резерваций связаны с остальной территорией дорогами, 41 % доступны только водному транспорту или гидросамолетам и 4 % не имеют никаких средств сообщения. Изолированность — одна из причин, тормозящих экономическое развитие резервационных земель и вызывающих миграции индейцев из резерваций.
Что касается количества и качества земли, то остающийся стабильным общий фонд индейских территорий при одновременном росте аборигенного населения ведет к уменьшению резервационных земель в расчете на каждого индейца. К 1990 г. доля резервационной земли на душу населения уменьшится на 50 % по сравнению с 1960 г. Учитывая важность в хозяйственной жизни индейцев таких традиционных занятий, как охота и рыболовство, этот вопрос имеет исключительное значение для будущего аборигенов. При этом следует учитывать, что резервационные земли распределены неравномерно среди индейских общин и неравноценны по своему качеству и потенциальным ресурсам. Из 6 млн акров примерно половину (2,7 млн акров) составляют леса и только около 1,5 млн — земли, пригодные для сельского хозяйства. Многие резервационные земли содержат богатые залежи полезных ископаемых, повышающиеся в цене возобновляемые ресурсы, прежде всего запасы воды и древесины. Резервации в Альберте, и без того богатые нефтью и газом, в 8 раз превышают размеры индейских резерваций в Квебеке и Приморских провинциях. Не случайно на пять крупных резерваций Альберты приходится более 80 % всех доходов индейцев от добычи нефти и газа.
Одна из самых примечательных демографических характеристик новейшего времени — это усиление миграции индейцев из резерваций. В 1966 г. за пределами резерваций проживало 16 % статусных индейцев, в 1981 г.—39 %. Наибольшее число индейцев, живущих вне резерваций, отмечено в провинциях Британская Колумбия (50,6%) и Онтарио (44,7%), а также в провинциях канадских прерий, что связано с более высоким уровнем деловой активности в этих регионах и несколько лучшими возможностями с наймом на работу коренных жителей. Если резервационные индейцы — это почти исключительно сельские жители (94 %), то среди живущих вне резерваций статусных индейцев преобладают городские жители (77 %).
Индейцы уезжают прежде всего в крупные города, где они составляют иногда довольно значительную и концентрированную часть городского населения. Самое большое число индейцев в 1981 г. жило в Виннипеге (8185 человек), Ванкувере (7480) и Торонто (6645 человек). Причем это только статусные индейцы. Здесь же проживает и большое число канадцев индейского происхождения, но утративших официальный статус, т. е. не приписанных ни к одной из индейских общин. По некоторым данным, в Торонто и Ванкувере временно или постоянно уже живет 15—20 тыс. аборигенов, в Виннипеге — около 16 тыс. Причины переселения именно в крупные города заключаются в больших возможностях получить работу низкой квалификации и в наличии там, хотя и слабо выраженных, индейских гетто, где можно получить кое-какую поддержку соплеменников. Однако в отличие от других этнических меньшинств индейцы с большим трудом объединяются в городские общины, прежде всего из- за существующих больших культурных и языковых различий.
Значительная часть индейского населения концентрируется в средних городах, особенно тех, которые расположены поблизости от резерваций и где индейцы уже на протяжении долгого времени работают по найму. Это такие города, как Порт-Алберни, Камлупс, Принс-Руперт, Принс-Джордж — в Британской Колумбии; Эдмонтон и Калгари — в Альберте; Саскатун, Принс-Альберт, Норт-Батлфорд — в Саскачеване; Брандон, Томпсон, Лe-Пас, Флин-Флон — в Манитобе; Кенора, Су-Сент-Мари, Шеффервилл, Валь-д’Ор — в Онтарио и Квебеке.
Хотя достаточно твердо установлено, что главная причина миграций из резерваций в города — это поиск работы по найму, индейская в сравнении с обычной трудовой миграцией имеет свои отличительные черты. Во-первых, среди нерезервационных статусных индейцев преобладают женщины (их 56 %). Это можно объяснить, пожалуй, только одним обстоятельством: в случае смешанных браков с другими канадцами женщины чаще покидают резервации, чем мужчины. Во- вторых, индейцы-мигранты из резерваций — это главным образом молодежь от 16 до 25 лет, уезжающая в город, чтобы быстрее начать самостоятельную трудовую жизнь и стать на ноги. Но отъезд из резервации во многих случаях не является окончательным, это всего лишь определенный этап на жизненном пути индейца. Он не порывает связь с домом, где остались его родственники и друзья, не рассматривает город и его среду как свой «новый дом», не стремится обжиться в нем и влиться в новое окружение. Многие индейцы, особенно в последние годы, все чаще смотрят на резервацию как на необходимую жизненную опору, связывающую их с родным народом, обеспечивающую им своего рода убежище от враждебного евроканадского капиталистического окружения.
Меняющаяся роль резерваций в современной жизни канадских индейцев проявляется и в том, что в последние годы прекратился отлив из них коренного населения. За период 1976—1981 гг. число мигрантов в резервации превысило на 1 тыс. число мигрантов из резерваций. Если же говорить в целом о внутренней (межрегиональной) миграции статусных индейцев, то она идет довольно интенсивно (за 5 лет 10 тыс. индейцев, или 3,6 %, поменяли районы жительства) и имеет направленность в сторону западных и северных областей страны. В 1976—1981 гг. положительное сальдо индейской миграции имели только Альберта (1465 человек), Британская Колумбия (295), Юкон и Северо-Западные территории (110 человек). Причем мигрируют главным образом индейцы, уже покинувшие резервации и переезжающие с места на место вне их: эти мигранты составляют 7395 из 10 тыс. человек, т. е. 75 %.
Нужно также отметить, что часть индейцев все же покидает резервации навсегда. Причины этого разные, но главные — квалифицированная работа в фирме или на предприятии, женитьба, личные конфликты в резервации. Для этих индейцев город становится их новым домом, а ассимиляция в новой среде и обязательно среди белых сограждан — жизненной целью. Эти так называемые белые индейцы часто настроены против своих соплеменников, что дает им больше шансов преуспеть среди белых. Однако многие из них не расстаются со статусом индейцев главным образом для того, чтобы продолжать пользоваться некоторыми льготами со стороны властей и общины, к которой они остаются приписанными официально.