Долина верхнего течения р. Мараньон
2
Древности горного Перу и Боливийского Альтиплано
Горная часть Центральных Анд — Сьерра— представляет собой ряд хребтов высотой почти
Климатические условия Сьерры чрезвычайно разнообразны и изменяются от высоты местности. Обычно здесь выделяют четыре климатические зоны. Нижняя, «тьерра кальенте» (до высоты 1000—1500 м над уровнем океана) — жаркая. Следующая за ней «тьерра темпляда» (до 2000—2800 м) обладает умеренным климатом. Выше идут «тьерра фриа» (до 3200—3500 м) с невысокими положительными температурами и «тьерра эляда» (выше
Наиболее характерное животное Центральных Анд — лама — обитает именно здесь и особенно распространена в южных районах Сьерры, где встречаются также гуанако, викуньи и альпака. Здесь же живут пума, или кугуар, лисы и огромные хищные птицы — кондоры.
Памятники горных районов Центральных Анд изучены хуже, чем древности побережья, но именно в горах были найдены следы культур, которые сыграли большую роль в древней истории всей Андской области. Кроме того, здесь в последнее время сделаны открытия, касающиеся самых ранних периодов эпохи древних цивилизаций в этом районе мира.
ДРЕВНОСТИ СЕВЕРА ГОРНОГО ПЕРУ
Географические рамки района Северной Сьерры практически совпадают с бассейнами верхнего течения рек Мараньон и Уальяга, текущих с юго-востока на северо-запад и разделенных хребтом Центральной Кордильеры. К этому же району относится и Кальехон де Уайлас — замкнутая со всех сторон горами долина верхнего течения р. Санта, впадающей в Тихий океан.
Долина верхнего течения р. Мараньон
Культура Чавин
Одна из важнейших культур древнего Перу — Чавин — получила свое название по селению Чавин де Уантар на восточном склоне хребта Кордильера Бланка, близ которого находится основной памятник этой культуры[130]. Здесь, на берегу одного из мелких левых притоков р. Мараньон, стоят развалины древнего строительного комплекса, который большинство археологов рассматривают как храмовый.
Строительные остатки. Основное сооружение памятника представляет собой почти квадратную платформу (75X72,50 м[131]), стены которой сложены из камней, лежащих плашмя, причем два ряда узких плит перемежаются рядом плит большей толщины[132]. Высота стен в юго-западном, наиболее сохранившемся углу постройки достигает
На уровне упомянутого уступа в древности выступал карниз из каменных плит, нависавших над стеной[133]. Торец и выступавшая часть плит снизу были украшены резьбой[134]. Ниже карниза шел ряд скульптурных голов с человеческим лицом, имеющим много фантастических черт. У этих голов сзади есть выступ, при помощи которого они были вмонтированы в кладку стены [135].
Культура Чавин
С востока на вершину этого здания, носящего в литературе имя Кастильо, вела лестница, обнаруженная X. С. Тельо[136]. Однако ранее вход на вершину располагался примерно посредине восточной стороны здания, цоколь которого был облицован большими плитами. По бокам ступенчатого входа стояли две круглые колонны, украшенные резными фигурами фантастических существ. Южная колонна была сделана из белого, а северная — из черного камня. Они некогда поддерживали огромную каменную притолку с вырезанными изображениями кондоров, которая была найдена разбитой на куски подле колонн. Этот вход получил название Черно-белого портала[137].
Пространство внутри подпорных стен Кастильо заполнено землей и битым камнем, и эта толща пронизана многочисленными подземными галереями, до сих пор еще по-настоящему не исследованными. Наряду с высокими и довольно широкими коридорами здесь встречены более узкие шахты, предназначенные скорее всего для вентиляции и стока воды. Коридоры снабжены нишами и лестницами и ведут в другие туннели или в небольшие помещения[138]. Стены галерей выложены той же кладкой, что и наружные. Потолки сложены из больших плит, целиком перекрывающих проход или опирающихся на слегка выдвинутые верхние камни стен. Такие галереи идут, по всей вероятности, несколькими этажами.
К северо-западному углу Кастильо с севера примыкает довольно узкая насыпь. В ней находится один из наиболее интересных объектов памятника — изваяние божества, стоящее в подземной комнате. В литературе оно получило имя Лансон. Насыпь смыкается с двумя холмами, также скрывающими в своей толще древние сооружения.
Обращенный на восток фасад Кастильо выходит на широкую (
Таким образом, Кастильо стоит как бы на специальной платформе. Непосредственно перед ней располагается площадка ограниченная с юга и севера прямоугольными возвышениями, по-видимому, остатками зданий[139].
Кроме отдельных шурфов и зачисток, на основном памятнике культуры Чавин не было никаких археологических раскопок. Поэтому все попытки интерпретировать памятник в целом не имеют достаточного фактического обоснования.
Наиболее развернутая гипотеза, реконструирующая историю архитектурного комплекса в Чавин де Уантар, предложена Дж. X. Роу[140].
Он, вероятнее всего, прав в утверждении, что этот комплекс подвергался неоднократным перестройкам. Ядром его Роу считает насыпь с камерой, где помещается Лансон, которому первоначально и было посвящено все святилище. Храм того времени имел П-образную форму с замкнутым с трех сторон двориком, причем южная часть здания (то, что позже стало Кастильо) была значительно меньше, чем сейчас. Роу связывает увеличение его размеров с возвышением божества, которому была посвящена эта часть храма. Перед Кастильо были выстроены два прямоугольных здания, ограничивших с севера и юга предхрамовую площадку, что снова придало всему святилищу традиционную П-образную форму.
Такая гипотеза вполне приемлема, но только фундаментальные раскопки могут ее подтвердить или опровергнуть. Пожалуй, единственное, с чем вполне можно согласиться, это трактовка всего сооружения как храма. Размеры и украшение стен и входа на Кастильо позволяют считать его общественным зданием, а о религиозном назначении свидетельствуют статуя божества в недрах сооружения и обилие камней с вырезанными на них фантастическими существами в очень специфическом и традиционном стиле. Это скорее всего «портреты» божества и мифические образы.
Другой архитектурный комплекс культуры Чавин обнаружен в Кунтур Уаси, на водоразделе между долинами рек Пакасмайо и Мараньон[141]. Здесь открыто сооружение в виде трехступенчатой пирамиды, на вершине которой видны остатки зданий. На поверхности найдены многочисленные каменные плиты, украшенные резьбой, изваяния, орнаментальные головы, вставлявшиеся в кладку стен, и другие архитектурные детали типичного стиля Чавин.
Скульптура. С искусством культуры Чавин мы знакомимся в основном по замечательным произведениям древних скульпторов. В Чавин де Уантар и на других памятниках этой культуры найдено много монолитов с вырезанными на них фигурами. Чаще всего это плоские камни, покрытые изображениями в низком рельефе. Реже встречается круглая скульптура. Наиболее полная сводка этих изваяний составлена А. Л. Крёбером[142].
Центральная фигура искусства культуры Чавин — хищник из семейства кошачьих, прототипом которого были скорее всего ягуар или пума. Полное его изображение встречается, однако, довольно редко. Ярче всего этот образ передан на плитах карниза Кастильо[143], где хищник вырезан стоящим в профиль, с оскаленной пастью и длинным хвостом, конец которого закручен в кольцо. Тело покрыто сильно стилизованными изображениями морды хищника. На спине и груди — выступы в виде голов змей (?). На лапах — большие изогнутые когти. Такое изображение было, по-видимому, каноническим, поскольку оно повторяется как в плоской резьбе[144], так и в объемной скульптуре [145]. Иногда зверь изображен лежащим [146].
Кроме этого основного образа, в искусстве культуры Чавин широко распространены изображения фантастических существ, составленные из различных элементов, принадлежащих животным и человеку.
Изображения, входящие в группу антропоморфных существ, обычно обладают человеческой фигурой, но наделены пастью хищника с характерными выступающими клыками и звериными когтями на руках и ногах [147]. Для довершения чудовищного облика этих фантастических существ их длинные волосы часто оканчиваются змеиными (?) головами. Головные уборы или прически на Лансоне и Стеле Раймонди состоят из повторяющихся стилизованных голов хищников.
Два сложных образа вырезаны на колоннах Черно-белого портала[148]. Это чудовища с человеческим туловом en face, широко раскинутыми орлиными крыльями и изображенной в профиль мордой кошачьего хищника, смотрящей вверх. К морде приставлен крючковатый орлиный клюв. В опущенных лапах чудовища горизонтально держат копьеметалки. В этих сложных фигурах смонтированы черты кошачьего хищника, кондора и человека.
Образ кондора также очень распространен. Восемь профильных изображений этой могучей птицы украшают каменную притолку Черно-белого портала[149]. Семь из них стоят, повернувшись влево, лицом к восьмому. Хотя на этих рельефах тулово всегда имеет вид птичьего, схема головы та же, что и у чудовищ Черно-белого портала: это голова кошачьего хищника с приставленным спереди клювом. Ряд изображений кондора с распростертыми крыльями еще более близок фигурам с колонн. Лапы кондоров расставлены, а хвост вырезан в виде широкого веера[150]. Голова составлена так же, как и в предыдущем случае, и смотрит вверх.
Гораздо реже встречается образ змеи с головой кошачьего хищника. Такие змеи вырезаны на торцах плит карниза Кастильо[151]. По тому же принципу полиморфизма построено и изображение рыбы с кошачьей головой перед мордой зверя на Стеле Тельо[152] и на камне из Яуйя[153].
Стилистически резьба по камню культуры Чавин характеризуется прямыми линиями, округленными углами, обилием орнаментальных деталей, покрывающих всю фигуру настолько, что подчас бывает трудно разобраться в самой схеме изображения. Как правило, элементы орнамента состоят из многократно повторяемых частей изображения кошачьего хищника. Чаще всего это голова, или только пасть с клыками, или глаза. Очень распространенная деталь — голова «змеи» на длинной шее. Однако скорее всего эти «змеи» представляют собой крайне упрощенную схему все той же головы хищника.
На памятниках культуры Чавин найдена небольшая группа изображений, которые, будучи близки описанным выше, стилистически несколько отличаются от них. Существование этой группы отмечал еще Крёбер [154], который сближал их с резьбой по камню в Серро Сечин — чавиноидном памятнике на побережье. Ф. Д. Эйресом было опубликовано еще несколько сходных изображений из Чавин де Уантар[155]. Все они имеют важные отличия от классических скульптур культуры Чавин.
Пожалуй, ближе всего к классическим фигуры на двух резных плитках, восходящие по своей схеме к кондорам с распростертыми крыльями[156]. Одна из них имеет голову хищника с приставленным клювом. Трактовка крыльев и других деталей отлична от классической: прямые линии и скругленные углы заменены изогнутыми линиями, орнаментальные морды и пасти превращены в геометрические узоры, не заполняющие пространство целиком, а вся фигура стала более динамичной.
Среди изображений этой группы больше антропоморфных существ, причем встречаются как фантастические образы с телом человека и звериной пастью, крыльями или приставленным к лицу клювом кондора[157], так и человеческие изображения[158]. Часта фигура хищника в довольно реалистической трактовке[159]. Очень своеобразна и нехарактерна для классических изображений передача глаза в виде кружка с примыкающими к нему двумя треугольниками.
В целом эта группа, хотя она и отличается большим реализмом, динамизмом и меньшей орнаментальностью изображений, тесно связана с классическими изваяниями культуры Чавин как по составу, так и по трактовке основных образов.
Керамика. Большая часть посуды с изображением ярко выраженного стиля Чавин найдена на памятниках перуанского побережья. В горах — основной зоне распространения этой культуры — керамика встречается чаще всего в обломках[160], по которым в сочетании с редкими целыми сосудами можно получить определенное представление о посуде культуры Чавин. Широко были распространены открытые плоскодонные миски, сферические сосуды и бутыли с высоким цилиндрическим или слегка суживающимся горлом, припухлым венчиком и круглым туловом. Встречаются также сосуды со стремевидным горлом — форма, которая в течение долгого времени оставалась характерной для северного Перу.
Посуда была богато орнаментирована. Техника нанесения орнамента очень разнообразна. Здесь и нарезка, и широкие бороздки, и оттиски штампов, и наколы. Изредка попадаются рельефные украшения типа налепов или валиков. Мотивы орнаментации тоже разнообразны. Встречаются ленты, ограниченные нарезкой и заполненные наколами или нарезкой внутри[161]. Очень характерны кружки и кружки с точкой[162]. Часто на посуде резными линиями нанесены зооморфные изображения, стилизованные в манере, обычной для скульптуры[163].
К сожалению, ни погребения, ни вещи (кроме керамики), которые можно было бы считать бесспорно относящимися к культуре Чавин, до сих пор не изучены.
Периодизация. Историческое место культуры Чавин было точно установлено только после раскопок Р. Ларко Ойле на севере перуанского побережья в конце 30-х годов. Попытки создать периодизацию этой культуры делаются только сейчас, хотя еще Крёбер писал, что есть основания считать Стелу Раймонди и некоторые другие скульптуры несколько более поздними, чем основная группа изваяний[164].
В
Периодизация Роу кажется мне не более чем попыткой разобраться во всей сложности причудливой резьбы по камню культуры Чавин. Ему не удалось прийти к достаточно убедительным выводам. Во-первых, Роу исходил не из анализа изображений этой культуры, а из очень далеких сопоставлений. Ведь между Чавин де Уантар и полуостровом Паракас лежит
Во-вторых, Роу не произвел тщательного анализа всех изваяний культуры Чавин и не попытался выяснить развитие иконографии их изображений, а именно этот путь, как мне кажется, наиболее перспективен для создания периодизации.
В-третьих, хронологию развития искусства Чавин Роу связывает с уже упоминавшейся схемой истории построек Чавин де Уантар[167]. Но эта схема была им создана без каких-либо раскопок. Она чисто умозрительна и не может сама быть основанием для хронологических построений.
Все это не позволяет считать периодизацию Роу доказанной, несмотря на некоторые правильные наблюдения, содержащиеся в ней. На мой взгляд, пока следует только констатировать существование в искусстве культуры Чавин стилистических групп, о которых уже говорилось. Вопрос о том, являются ли различия между этими группами хронологическими, не может быть решен на известном материале.
Недостаточная изученность памятников культуры Чавин не позволяет сделать какие- либо выводы о развитии производства и характере общества. Но канонические изображения зверя-божества, сложные полиморфные образы искусства Чавин с подчеркиванием силы и мощи хищных зверей и птиц и строительство храмов заставляют предполагать существование религиозных воззрений, соответствующих довольно высокому уровню общественного развития. Подобные формы религии чаще всего наблюдаются у народов, стоящих на стадии перехода к классовому обществу.
Памятники с керамикой, расписанной белым по красному
Керамика с орнаментом, нанесенным белой краской по красному фону глины, широко распространена в северном Перу. Но памятники Северной Сьерры, где она была найдена, крайне невыразительны и не подвергались специальному исследованию. Погребения с посудой, имеющей такую роспись, прорезают культурный слой в Чавин де Уантар[168]. Однако описание погребальных сооружений и обряда захоронения в публикации У. К. Беннета не приводится.
Здесь найдены только сосуды с прямыми расходящимися стенками[169], миски с выпуклыми боками и блюда. Днища чаще всего округлые. Расписана посуда «комбинациями прямых горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, волнистыми линиями, треугольниками, заполненными точками, и кружками»[170].
Время существования памятников с этой керамикой на Севере горного Перу довольно неопределенно. Ясно только, что они моложе культуры Чавин. Более четкое место они находят в хронологических колонках перуанского побережья.
[130] К культуре Чавин обычно относят и некоторые памятники Северного берега Перу. Но они достаточно специфичны, и речь о них пойдет в разделе, посвященном этому району.
[131] F. D. Ayres, 1961, рис. 2.
[132] J. С. Tello, 1929, рис. 17; W. С. Bennett, 1944, табл. 6, А, В; 7, D.
[133] W. С. Bennett, 1944, табл. 7,D.
[134] J. С. Tello, 1929, рис. 37, 38.
[135] J. С. Tello, 1943, табл. XXI, a; W. С. Bennett, 1944, табл. 7, D.
[136] J. С. Tello, 1943, табл. XX; L. Е. V alear cel, 1957, рис. 2.
[137] F. D. Ayres, 1961, рис. 3.
[138] С. van S. Roosevelt, 1935, рис. 23.
[139] W. С. Bennett, 1944, рис. 25; F. D. Ayres, 1961, рис. 1.
[140] J. Н. Rowe, 1962.
[141] R. Carrion Cachot, 1948; G. R. Willey, 1951, стр. 114, 115.
[142] A. L. Kroeber, 1944, стр. 82—86. См. также: W. С. Bennett, 1942, где опубликованы многочисленные плиты с рельефами из Чавин де Уантар.
[143] J. С. Tello, 1929, рис. 37; Он же, 1943, табл. XXII; W. С. Bennett, 1942, рис. 1.
[144] J. С. Tello, 1929, табл. IV, у морды основной фигуры.
[145] Там же, рис. 27, 28; J. Н. Rowe, 1962, рис. 33.
[146] J. С. Tello, 1929, рис. 33, табл. IV; W. С. Bennett, 1942, рис. 6, 9.
[147] Лансон — J. С. Tello, 1929, рис. 29; J. Н. Rowe, 1962, рис. 7, 7а, 76. Стела Раймонди — J. С. Tello, 1929, табл. Ill; F. D. Ayres, 1961, рис. 16; J. Н. Rowe, 1962, рис. 16. «Бог с раковинами» — F. D. Ayres, 1961. рис. 10; J. Н. Rowe, 1962, рис. 11; кроме того, W. С. Bennett, 1942, рис. 11, 23. Скульптурные головы— I. С. Tello, 1929, рис. 25; Он же, 1943, табл. XXI, b, е.
[148] J. Н. Rowe, 1962, рис. 9, 10.
[149] L. Е. Valcarcel, 1957, рис 8; F. D. Ayres, 1961, рис. 3—6; 1. Н. Rowe, 1962, рис. 1.
[150] J. С. Тello, 1929, рис. 35, 36; W. С. Bennett, 1942, рис. 3; L. Е. Valcarcel, 1957, рис. 6, 7; F. D. Ayres,1961, рис. 7, 9.
[151] J. С. Tello, 1929, рис. 38; W. С. Bennett, 1942, рис. 2.
[152] J. С. Tello, 1929, табл. IV.
[153] J. Н. Rowe, 1962, рис. 31.
[154] A. L. Kroeber, 1944, стр. 86, группы Sd и Se.
[155] F. D. Ayres, 1961, рис. 11—15, 17, 18.
[156] Там же, рис. 12, 13.
[157] Там же, рис. 14, 17.
[158] W. С. Bennett 1942, рис. 4, 12; F. D. Ayres, 1961, рис. 18.
[159] W. С. Bennett, 1942, рис. 5, 30; F. D. Ayres, 1961, рис. 11, 15.
[160] Она происходит с поселений, в то время как на побережье такая керамика известна в основном по погребениям.
[161] J. С. Tello, 1943, табл. XIV, Ь, первый и последний фрагменты в нижнем ряду; W. С. Bennett, 1944, рис. 29,1, К, М.
[162] J. С. Tello, 1943, табл. XIV, Ь, последний фрагмент из второго сверху ряда, второй справа фрагмент из нижнего ряда; W. С. Bennett, 1944, рис. 29, А — С, Е—G; 30, Q.
[163] J. С. Tello, 1943, табл. XVIII, a; W. С. Bennett, 1944, рис.
[164] A. L. Kroeber, 1944, стр. 86, 87.
[165] J. Н. Rowe, 1962, стр. 12, 13.
[164] D. Menzel, J. Н. Rowe and L. Е. Dowson, 1964.
[167] J. Н. Rowe, 1962, стр. 7—13.
[168] W. С. Bennett, 1944, стр. 78, 79, 92.
[169] W. С. Bennett, 1944, рис. 31, R.
[170] Там же, стр. 92.