История исследования Центральных Анд
1
История исследования Центральных Анд
Археология Перу и Боливии как самостоятельная область американистики — науки о прошлом и настоящем населения Нового Света — зародилась только в последней четверти XIX в. До этого времени изучение древностей Центральных Анд прошло через два значительных периода в общих рамках развития американистики[4].
Первый период падает на столетия колониального господства испанцев в Новом Свете (XVI—XVIII вв.). Литература того времени, посвященная Центральным Андам, состоит из многочисленных хроник, в которых кастильские монахи и конкистадоры, подобные Педро Сьеса де Леону и Педро Писсаро — брату покорителя Перу, описывали само завоевание, природу, население и порядки во вновь покоренных землях. Много работ посвящено также описанию истории, государственного устройства и повседневной жизни инков, с державой которых непосредственно столкнулись испанцы.
Хронология древних цивилизаций Центральных Анд
Второй период изучения Центральных Анд приходится на первые три четверти XIX в. Это время, когда Перу и Боливию интенсивно посещают ученые-географы, оставившие подробные описания страны и в частности многочисленных руин и прочих древностей. Среди этих путешественников были А. фон Гумбольдт, А. д’Орбиньи, Э. Дж. Скуайер, Э. Миддендорф и др. Описания археологических памятников в их путевых заметках настолько подробны, что зачастую не теряют научного значения и до сих пор. Однако памятники или по традиции приписывались инкам — единственному известному по письменным источникам народу, или вообще не получали исторической интерпретации. Путешественники XIX в. собирали и коллекции древностей, но, как правило, из случайных находок и без какой-либо научной систематизации.
Третий период археологического изучения Центральных Анд продолжается с последней четверти XIX в. до сих пор. Это время становления и развития перуанистики как научной дисциплины. Первый этап этого процесса связан с именем «отца перуанской археологии» Макса Уле. Раскопки в Перу проводились и раньше, но научное исследование остатков материальной культуры началось только в конце XIX в. В 1880—1887 гг. в Берлине вышло многотомное издание находок немецких археологов В. Рейса и А. Штюбеля в древнем могильнике близ г. Анкон на Центральном побережье Перу[5]. Это издание привлекло внимание научных кругов Европы к раскопкам древностей Центральных Анд. В
Одновременно с Уле в Боливии и Перу работал А. Банделье, оставивший научное описание и чертежи множества древних развалин в различных районах этих стран [7].
В
В 1903—1904 гг. французская миссия Креки де Монфора предприняла первые раскопки в Тиауанако[13]. Их вел Ж. Курти, копавший чрезвычайно несовершенными методами. Основной целью было вскрытие отдельных деталей архитектуры. Исследованию культурных напластований совершенно не уделялось внимания. Во время раскопок не было и точной фиксации. Результаты оказались губительными для памятника. Одни сооружения были полностью разрушены, а в других культурный слой был уничтожен на большой площади. Кроме того, многие камни из строительных остатков тотчас же растащили местные жители для своих построек.
После этих раскопок в Боливии долгое время ведутся только полевые обследования и описания древностей. В них значительную роль сыграл шведский путешественник, этнограф и археолог Э. Норденшельд. В 1904 — 1905 гг. он исследовал районы, прилегающие к озеру Титикака с северо-востока, на границе Перу и Боливии[14]. Через 10 лет он же предпринял археологические изыскания в другой части периферии Альтиплано — в долинах Кочабамба и Миске [15], а также провел исследования археологических объектов района Мохос в низменной восточной части Боливии.
Все эти работы, особенно раскопки Уле на побережье, дали большой материал, и перед исследователями встала задача его систематизации и интерпретации. В начале нашего века довольно широко распространилась гипотеза о существовании в Центральных Андах доинкской «мегалитической империи». Наиболее подробно она была изложена в работах К. Маркхема[16]. Сторонники этой гипотезы объединяли в одну культуру все известные в то время доинкские древности, используя в качестве основного критерия сходства наличие монументальных каменных сооружений и изваяний. В результате воедино были сведены такие разновременные памятники, как Стела Раймонди из Чавин де Уантар и руины Тиауанако. Именно Тиауанако рассматривали как центр этой культуры. «Мегалитическая империя», по мнению сторонников этой теории, существовала в очень отдаленные времена, еще до поднятия Анд. Эта гипотеза была закономерной попыткой объяснить существование доинкских древностей, но опиралась на чисто умозрительные построения, оторванные от анализа конкретных археологических фактов[17].
Другая теория была сформулирована в это же время Уле. Еще в Берлине, заочно изучая Тиауанако, он обратил внимание на резкое отличие его материала от инкского и отнес Тиауанако к доинкской эпохе. Работая в Пачакамаке, он доказал путем стратиграфического и стилистического анализа, что между инкским завоеванием и периодом распространения на перуанском побережье «тиауанакоидных» элементов существует значительный временной промежуток. Результаты раскопок в долине р. Моче подтвердили эти выводы. Здесь Уле также обнаружил вещи «тиауанакоидного» стиля, залегающие ниже горизонта с инкскими вещами.
Таким образом были выделены две основные вехи для расчленения археологического материала во времени. Все, что залегало между «тиауанакоидными» и инкскими древностями, Уле отнес к Позднему периоду. Были выделены и материалы, относящиеся к Раннему периоду[18], предшествующему распространению «тиауанакоидных» элементов.
Всю историю Центральных Анд Уле разбил на несколько этапов: 1) эпоха примитивных рыболовов побережья; 2) высокие культуры, предшествовавшие распространению «тиауанакоидного» стиля; 3) эпоха доминирования культуры Тиауанако; 4) местные культуры, предшествовавшие инкскому завоеванию; 5) инкская эпоха.
Уле обычно не публиковал материалов своих раскопок и не приводил развернутых доказательств выводов, которые основывались главным образом на анализе стиля вещей (прежде всего расписной керамики), а иногда бывали и чисто интуитивными. Это снижало ценность его работ и настоящее их значение стало ясно гораздо позднее.
Второй этап изучения Центральных Анд (1915—1931) — время кабинетных исследований и попыток интерпретировать накопленный материал. Полевые работы затихают, хотя и не прекращаются совсем.
В
В
Известный североамериканский ученый Альфред Луис Крёбер провел в эти же годы многочисленные обследования долин Северного берега, собрал большой материал и описал топографию памятников, но никаких раскопок не производил[23].
По его инициативе Калифорнийским университетом было предпринято издание археологических коллекций Уле, хранившихся в университетском Музее антропологии.
С 1924 по
Схема Уле — Крёбера легла в основу современных хронологических построений. Однако в отличие от Уле Крёбер и его последователи не пытались построить какую-либо историческую периодизацию древностей Центральных Анд. Это вполне соответствовало теоретическим взглядам «исторической» школы американской этнографии, одним из лидеров которой был Крёбер.
На этом этапе развития перуанистики в центре внимания ученых оказывается проблема происхождения древних цивилизаций Центральных Анд. Существование многовековой, достигшей высоких ступеней развития культуры, открытой археологами, требовало объяснения. Некоторые исследователи пытались найти его, предполагая ряд миграций в Центральные Анды с севера (М. Уле[25], X. Хихон-и-Кааманьо[26]) или с северо-востока и востока (П. Риве [27], С. К. Лбтроп [28], X. Хихон-и-Кааманьо[29]). Эти теории сразу же встретили возражения сторонников другой точки зрения, развивавшей основную идею Г. Дж. Спиндена, который постулировал существование общего для древнеамериканских цивилизаций «архаического горизонта» [30], связанного с появлением и распространением земледелия, основанного на возделывании кукурузы. К этому же времени он отнес и появление керамики. Этот «архаический горизонт» служил, по мнению Спиндена, основой, из которой развились высокие культуры Нового Света.
Близкая точка зрения ярко выражена Крёбером[31]. Он проанализировал предполагаемое сходство между конкретными элементами культуры Перу и Мексики и заключил, что в Мезоамерике и Центральных Андах черты культуры всей Зоны древних цивилизаций получают только более интенсивное развитие [32]. Основным механизмом исторического процесса Крёбер считал диффузию культурных элементов.
В эти годы появляются и работы, авторы которых стремятся рассмотреть историю Центральных Анд в целом. Так, Тельо разделил древнейшее прошлое Андской области на три эпохи[33], в первую из которых (мегалитическую, или архаическую) он включил все найденные им ранние памятники гор и побережья. Он считал, что их носители пришли сюда из Монтаньи — лесистых восточных склонов Кордильер — и дали толчок развитию высоких культур этого района. За архаической эпохой шло время дифференцированного развития прибрежных культур и Тиауанако в горах. В третью эпоху происходило объединение племен в союзы, завершившееся созданием могущественной инкской державы.
Другим трудом, в котором обобщены все достижения перуанистики этого времени, была книга Ф. Э. Минса «Древние цивилизации Анд»[34]. Автор — большой знаток письменных источников — привлек их к интерпретации археологического материала. Эта сторона работы и до сих пор не утеряла своей ценности.
По поводу происхождения древних цивилизаций Центральных Анд Минс полагал, что основатели высоких культур пришли из Мезоамерики и были родственны майя. Однако в отличие от Уле он считал, что это были предки классических майя, стоявшие в момент переселения на «архаической» ступени развития. В понимании «архаики» Минс был очень близок к Спиндену.
Периодизация и общая концепция развития культуры Центральных Анд по Минсу в целом очень напоминает схему Уле.
Третий этап развития перуанистики (1931 — 1947) был временем усиленных полевых работ. Они начались раскопками североамериканского исследователя У. К. Беннета в Тиауанако[35]. Его работы резко отличались от всего, что было сделано здесь раньше. Вместо описаний видимых на поверхности архитектурных остатков или беспорядочных раскопок он применил стратиграфический метод, который требовал тщательного изучения последовательности культурных напластований и интереса к содержанию каждого слоя. Такой метод позволил Беннету построить первую научную периодизацию культуры Тиауанако, основанную на тщательном анализе керамического материала. Это было большим шагом вперед в познании прошлого Центральных Анд. Но хотя раскопочная методика Беннета и была для того времени достаточно прогрессивной, она оставалась еще очень несовершенной. Над ней, как и над всей североамериканской школой таких стратиграфических раскопок, довлела цель формально выяснить последовательность расположения материала в культурном слое без попытки какого-либо осмысления всего культурного комплекса. Исходя из этой цели и были построены все раскопки Беннета в Боливии. Он закладывал небольшие шурфы и траншеи в различных местах памятников, не получая при этом ни в одном из раскопов цельной картины.
Кроме Тиауанако, Беннет исследовал другие памятники этой культуры и ряд могильников в долине Кочабамба[36].
В 30-е годы на Альтиплано работают и латиноамериканские исследователи — аргентинец Э. Касанова[37] и боливиец М. Португаль[38]. В этом же районе вел раскопочные работы шведский ученый С. Риден, который заложил несколько стратиграфических шурфов и на Тиауанако. Он же собрал и свел воедино разрозненные сведения по чульпам — гробницам эпохи, предшествующей и одновременной господству инков на этой территории [39].
В 40-х годах археологические работы в бассейне озера Титикака продолжаются. А. Киддер II обследует и копает памятники своеобразной культуры Пукара на территории Перу, к северу от озера[40]. Эта культура одновременна ранним эпохам Тиауанако[41]. Почти в то же время М. Чопик изучает памятники следующей за Тиауанако эпохи и прежде всего чульпы [42].
В Центральном горном районе Тельо проводит обследование большого городища Уари близ г. Аякучо. В бассейне р. Мантаро несколько местных исследователей регистрируют большое количество памятников, но не ведут никаких раскопок. Г. А. Номленд, Дж. Р. Уэллс и К. Гитьеррес Норьега[43] осматривают памятники верхнего течения р. Мантаро. П. М. Медина и М. Каверо[44] описывают Уари.
В
В
В северной части горного Перу Тельо продолжил исследования Чавин де Уантар, а также провел разведку в верховьях рек Мараньон, Уальяга и Укаяли[48]. Культура Чавин привлекает внимание и других исследователей. В
Тельо проводил исследования и на Северном побережье. Ему удалось открыть несколько памятников, очень близких к памятникам культуры Чавин, и среди них интереснейший храм Серро Сечин[52].
С конца
В 40-е годы археология этого района сделала большой шаг вперед. Завершил свои исследования в долине Чикама перуанский археолог Р. Ларко Ойле. Он изучил большое количество памятников этой долины и систематизировал полученные результаты в ряде статей и монографий[54]. Основная заслуга этого ученого — выделение новых культур (Куписнике, Салинар) и создание периодизации древностей долины Чикама.
В
На Центральном побережье Перу исследования возобновляются только в самом начале 40-х годов. В 1941—1942 гг. североамериканская экспедиция, работавшая по программе Института Андских исследований, провела некоторые обследования и раскопки в основных долинах этой части побережья. Важнейшими результатами были: изучение наиболее ранних, чавиноидных, памятников близ Супе и Анкона[57]. раскопки ранних слоев Пачакамака, установившие большую древность этого памятника, и выяснение стратиграфии Серро де Тринидад — раннего памятника долины Чанкай[58]. Используя новые данные и опираясь на разрозненные выводы Уле, Крёбера и других исследователей, Г. Р. Уилли создал первую сводную хронологическую схему древностей Центрального берега[59].
На юге перуанского побережья в это время почти не ведется полевых работ. Исключение составляют раскопки нескольких погребений культуры Наска Г. Уббелоде-Дёрингом в
Размах полевых исследований и большое количество нового материала потребовали от перуанистов пересмотра и уточнения исторических построений.
В
Многочисленные стратиграфические раскопки 30—40-х годов позволили создать новую схему относительной хронологии. Ее основы были выработаны на специальной конференции, собранной в асьенде Чиклин, недалеко от г. Трухильо, в августе
На этой конференции была сделана попытка, опираясь на древности Северного берега, построить общую археологическую периодизацию всей Андской области. Работу эту завершила Нью-Йоркская конференция перуанистов в июле
Основным в новой схеме было то, что она подтвердила на значительно обогатившемся материале основные пункты старой относительной хронологии Уле — Крёбера. Таким образом была получена твердая система расположения древностей Центральных Анд во времени. Это позволило перейти к научному осмыслению древней истории Центральных Анд.
На Нью-йоркской конференции с попытками создания исторической периодизации древностей Андской области выступили Беннет, Стронг, Стьюард и отчасти Уилли [67].
Хотя каждый из них руководствовался несколько различными критериями, в целом их схемы совпадают [68]. Все авторы выделяют до- керамическую эпоху с начатками земледелия [69]. Вслед за ней идет эпоха становления и бытования высоких культур перуанского побережья [70]. Затем наступает время перемещений племен и завоеваний [71].
Различия этих периодизаций заключаются в терминологии и в разграничении некоторых мелких периодов. Новые термины придавали схемам Беннета, Стронга и Стьюарда видимость исторических периодизаций, но практически они не были надежно обоснованы конкретным археологическим материалом, а прикладывались механически, согласно тому, что каждому автору казалось наиболее существенным для данного периода[72]. Все эти схемы, на какие бы критерии они ни опирались, грешили излишне обобщенным и статичным подходом к древностям Андской области. Дело в том, что для североамериканской школы перуанистов вообще характерно полное пренебрежение к исследованию культур во всем их комплексе. Это неизбежно ведет за собой недостоверность исторических интерпретаций. Зачастую большие обобщения, в частности периодизации, строятся на основе очень незначительного полевого материала. Правильно отмечая единство древней истории всей Андской области, эти исследователи недооценивают различия и неравномерность в развитии отдельных районов и культур. Вершиной такого излишне обобщенного подхода к материалу было предложенное Беннетом понятие «перуанской общей традиции» (peruvian co-tradition). Этот исследователь, опираясь на концепцию культурного ареала, сформулированную Крёбером, считал, что древности Центральных Анд составляют единство, характеризующееся некоторыми общими чертами для всей территории на протяжении всей истории этого района, начиная с I тысячелетия до н. э.[73]
На самом деле эти черты прослеживаются не всегда и далеко не во всех районах Андской области. Так, например, ирригационное земледелие появляется в одном из наиболее развитых районов— на севере побережья — не ранее периода Салинар, а более древние культуры — Гуаньяпе и Куписнике — его не знают. На ранних этапах неизвестна и металлообработка. Она появляется не везде и не сразу. Нельзя также говорить о единстве мотивов изобразительного искусства на всем протяжении существования «общей традиции». Действительно, в искусстве эпох Чавин и Тиауанако есть сходные мотивы, но их трактовка и, по- видимому, значение совершенно различны.
Такие черты, как, например, упоминаемый Беннетом обычай паломничества к культовым центрам, вообще не могут быть прослежены на археологическом материале. Это чисто умозрительная ретроспекция обычаев инкского времени, известных по письменным источникам. То же относится и к вопросу о характере политических объединений.
Таким образом, в воззрениях североамериканских археологов существует значительный разрыв между тщательно, но формально проанализированным материалом и широкими, но не имеющими достаточного фактического обоснования историческими интерпретациями.
С
50-е годы ознаменовались большим оживлением археологических работ в Боливии. Отрадно, что археологи перестали интересоваться преимущественно блестящей культурой Тиауанако и обратились к скромным памятникам окраинных районов Альтиплано и к эпохам, предшествующим этой культуре. Большую роль в новом направлении исследований сыграли швед С. Риден и боливиец Д. Э. Ибарра Грассо.
С. Риден провел большие, хорошо документированные раскопки на памятниках долины Кочабамба[74], в районе Оруро[75] и в местности Мольо к востоку от озера Титикака[76], где он работал вместе с К. Понсе Санхинесом[77]. Его работы отличаются полнотой полевых исследований, издаваемых обычно тоже полностью. К сожалению, касаясь исторической интерпретации фактов, С. Риден не пытается осмыслить археологические памятники и культуры как комплексы, отражающие различные стороны жизни древнего населения. Он ограничивается только сравнением отдельных элементов культур, отдавая предпочтение орнаментации керамики.
Заслуга Д. Э. Ибарра Грассо состоит прежде всего в том, что он с огромной энергией взялся за изучение дотиауанакских эпох в Боливии. Он же собрал большой подъемный материал в центральных и южных районах Альтиплано, позволивший наметить области распространения археологических культур в этой части страны[78]. Исследованиями окраинных районов Альтиплано занималась в
Другим важным направлением работ были новые исследования Тиауанако и в первую очередь раскопки, организованные Центром археологических исследований в Тиауанако (CIAT), который возглавил К. Понсе Санхинес[80]. Он применил новые для Центральных Анд методические приемы. Вместо разбросанных стратиграфических шурфов была разбита сетка квадратов, разделенных бровками. Это позволило копать культурный слой на большой площади с хорошим стратиграфическим контролем. Несмотря на целый ряд недостатков, эта методика для перуанистов была прогрессивной, так как до этого такие площади на поселениях практически не вскрывались.
Большие успехи в это время были достигнуты в районе Куско. В
В 1954—1955 гг. в Южном Перу работает экспедиция Калифорнийского университета под руководством Дж. X. Роу. Она провела много обследований и в Центральном горном районе. В результате ее работ была намечена периодизация культуры Чанапата и уточнены границы ее распространения. Кроме того, были внесены значительные коррективы в границы культуры Уари. Еще в
В эти же годы возрос интерес перуанских ученых к археологии бассейнов рек Мантаро и Пампас. Центром исследований стал Институт этнологии и археологии Университета Сан- Маркос в Лиме. В работах приняли участие и местные музеи. В результате археологическая карта этого района обогатилась многими памятниками. К сожалению, основным методом исследования были только разведки с более или менее подробным описанием объектов и сбором подъемного материала. В редких случаях производилась шурфовка. Сколько-нибудь значительных раскопок не велось.
В 50-е годы наблюдается тенденция распространения полевых работ за пределы классической Андской области древних цивилизаций. Начинаются исследования дальнего севера Перу, как горного, так и прибрежного. На побережье, у границы с Эквадором, особенно много работает Э. Ланнинг[83]. Результаты работ в горах пока слишком отрывочны и не нашли еще прочного места в археологии основных районов Перу и Боливии.
На Центральном побережье исследования 50-х годов были связаны главным образом с изучением докерамических памятников, относящихся ко времени не позже II тысячелетия до н. э. Некоторые работы коснулись и интересующей нас эпохи. Так, Ф. Энгель раскопал еще один чавиноидный памятник — Курайяку — на самом юге Центрального побережья[84]. Особенно интересно, что здесь удалось вскрыть остатки построек того времени. Однако полная публикация материала этого памятника еще не вышла в свет. Отдельные раскопки погребений производили С. К. Лотроп и перуанские археологи[85]. В долине р. Чильон и у г. Анкон вел исследования Л. М. Штумер [86], а позднее Э. Табио[87].
Некоторое оживление полевых работ заметно на Южном берегу Перу. В 1952—1953 гг. здесь работала экспедиция Колумбийского университета под руководством У. Д. Стронга. Наиболее важные результаты дали раскопки на поселении Кауачи, где удалось проследить переход от культуры Паракас к культуре Наска [88]. В
Полевые работы 50-х годов в Центральных Андах проводятся североамериканскими археологами на том же методическом уровне, что и исследования долины р. Виру, публикации которых выходят в свет в начале этого периода. Они .полностью ориентируются на стратиграфические раскопки поселений и ставят своей главной задачей только установление относительной хронологии.
Большой заслугой североамериканских археологов было введение в практику радиокарбонного метода датирования, открытого
У. Ф. Либби[90]. Абсолютные даты андских древностей пытались определить и раньше, исходя из инкских династических списков [91], толщины культурного слоя[92] и даже мощности напластований гуано на прибрежных перуанских островах [93]. Однако только с появлением дат по С14 абсолютная хронология Центральных Анд приобрела надежное основание. Даты, полученные этим естественно-научным методом, не разрушили относительную хронологию. Они только раздвинули ее рамки. Расхождения были невелики и их вскоре удалось скорректировать[94]. Это послужило серьезной взаимной проверкой как для хронологической схемы Андской области, так и для радиокарбонного метода.
В исторических интерпретациях североамериканские археологи в 50-х годах стоят на базе концепций
Однако схемы
В 50-е годы появляются и исследователи, стоящие на других теоретических позициях. Наиболее значительная фигура среди них — Гордон Рандольф Уилли. Еще в
В конце 50-годов Уилли подверг критике периодизации
Их сила происходила главным образом из поддерживающей их хронологии, и это же самое обстоятельство привело к недоразумению. Развитие культуры имеет протяженность во времени, но эта протяженность не обязательно одинакова для всех мест или районов данной области» [97].
Уилли обращался и к вопросу о происхождении древнеперуанских цивилизаций, развивая основную идею теории Спиндена. Он показал, уже на новых материалах, что высокие культуры Андской области покоятся на прочной базе достижений предшествующего периода [98].
Большую роль в его построениях играют диффузии элементов культуры из одной области в другую. В одной из работ Уилли, правда, оговаривается, что «диффузии и независимые изобретения являются в конечном счете полярными абстракциями, касающимися сложных событий человеческой жизни, и двумя процессами, происходящими в согласии» [99]. В объяснении же конкретных фактов он зачастую сильно преувеличивает роль диффузии [100].
Теоретические взгляды Уилли сложились к началу 60-х годов и были сформулированы в ряде статей и в книге «Метод и теория американской археологии» [101]. Они касаются древней истории Нового Света в целом и близки взглядам В. Г. Чайлда и Р. Брейдвуда. В его периодизации древней истории Америки существенное место занимает переход от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция» по Чайлду), который, как он считает, «был одним из великих поворотных пунктов в человеческой предыстории»[102]. Большое внимание Уилли уделяет и появлению городских центров («городская революция» по Чайлду)[103].
Для Уилли характерен гораздо больший интерес к истории, чем для археологов школы Крёбера, но в своей периодизации он, уделяя много внимания совершенствованию способа производства пищи и, для более поздних эпох, системе поселений (settlement pattern), в очень слабой степени связывает их с развитием общества. В целом, однако, концепция Уилли представляет собой серьезный сдвиг в сторону историзма.
Конкретные моменты этой концепции, касающиеся области Центральных Анд, разрабатывает сейчас Д. Колье[104], который исследовал становление земледелия в Андской области, отметив длительность и постепенность этого процесса. Взгляды Уилли оказывают большое влияние и на молодое поколение североамериканских археологов-перуанистов[105].
В 50-е годы в Перу складывается национальная археологическая школа. Однако перуанские археологи чаще всего занимаются обследованиями и не ведут широких раскопочных работ. Большой их заслугой являются многочисленные разведки в менее изученной горной части страны. В методике раскопок они тесно связаны с североамериканской школой.
В
В ноябре
Складывается национальная археология и в Боливии. В
I Конференция круглого стола, созванная в
В начале 50-х годов Д. Э. Ибарра Грассо создал первую схему археологии Боливийского Альтиплано в целом[113].
Однако многочисленные работы этого автора часто страдают бездоказательностью и излишне широкими обобщениями на недостаточном материале. Для него характерны попытки выделять культуры и даже давать им широкую историческую характеристику на основании только подъемного материала, зачастую очень разнородного[114]. Кроме того, Ибарра Грассо очень склонен использовать внешнее сходство отдельных предметов для установления самых отдаленных связей [115].
В Центральных Андах работают и археологи Старого Света, пользующиеся в основном теми же методическими приемами и теоретическими установками, что и американские ученые.
В
Раскопки в Котос вместе с исследованиями Д. Латропа в Яринакоче и Грута де лас Лечусас[117], материал которых увязывается с недавно исследованными раннекерамическими культурами Эквадора (начало II тысячелетия до н. э.) [118], дают основание для пересмотра традиционных взглядов на ранние периоды развития древних цивилизаций Центральных Анд и наносят удар по концепции «перуанской общей традиции» Беннета.
В 60-х годах наблюдается некоторый застой в полевых работах. В небольших масштабах они ведутся лишь в Центральных районах горного и прибрежного Перу[119]. В области кабинетных исследований большая роль принадлежит калифорнийской группе археологов во главе с Роу. Опираясь на подробную хронологию древностей долины р. Ика[120], они продолжают разрабатывать дробные периодизации для различных долин побережья в дефинициях общей хронологической схемы Роу [121]. Специальные исследования посвящены Среднему горизонту, проблемы которого изучает Д. Менцель.[122]. Этими же вопросами занимается и перуанец Л. Г. Лумбрерас [123].
Среди работ других перуанских археологов следует упомянуть каталог важнейших памятников побережья[124].
Особое место в перуанистской литературе занимают сводные работы типа книг Дж. А. Мейсона и Дж. X. Башнелла[125]. Они носят скорее научно-популярный, чем исследовательский, характер и базируются обычно на североамериканской концепции археологии Центральных Анд. Их авторы добросовестно и более или менее подробно описывают древности Перу и Боливии, не делая существенных исторических выводов.
Значительна группа изданий искусствоведческого плана[126]. Чаще всего это великолепные публикации предметов искусства из различных музейных коллекций. В научном отношении они обычно обесценены тем, что изданные вещи не имеют точного паспорта, так как происходят из случайных находок или грабительских раскопок.
Ограбление и разрушение древних памятников существовало и продолжает существовать в Андской области, породив, как и во многих других районах древних цивилизаций мира, новую профессию — грабителей могил («уакерос»). Урон, наносимый ими науке, огромен, но никакой борьбы с этим явлением в Перу и Боливии практически не ведется.
Литература по археологии Центральных Анд на русском языке довольно ограниченна. Чаще всего это общие очерки в энциклопедических изданиях и журналах [127]. Самый обширный из них принадлежит перу Б. И. Шаревской. По необходимости краткие, такие работы знакомят читателя только с самой общей картиной древних культур Андской области.
Несколько работ посвящено изучению отдельных сторон доинкской истории Перу и Боливии [128]. Так, Р. В. Кинжалов в своей книге об искусстве древней Америки касается и древностей этого района, а в работе Ю. Е. Березкина собраны последние данные об исследовании докерамических памятников перуанского побережья в связи с проблемой появления здесь земледелия. В ряде небольших статей рецензируются отдельные работы зарубежных исследователей и публикуются предметы из музейных коллекций [129].
Таковы основные этапы развития археологии Центральных Анд. Сейчас она находится на перепутье. Становится совершенно очевидным, что старые методы исследования, подчиняющие его задаче хронологизации, как бы важна она ни была, могут привести только к очень обобщенным схемам типа схемы
Историю эту можно попытаться воссоздать только всесторонне изучив конкретные археологические культуры, разобравшись в их взаимосвязях и реконструировав, насколько это возможно при современном состоянии источников, хозяйственные и социальные аспекты жизни древних обществ, стоящих за этими культурами.
[4] Периодизацию развития американистики см.: L. Реricot у García, 1961, т. I, стр. 1—20.
[5] W. Reiss und A. Stübel, 1880—1887.
[6] A. Stübel und М. Uhle, 1892.
[7] A. F. Bandelier, 1905; Он же, 1910.
[8] М. Uhie, 1903.
[9] М. Uhle, 1906; Он же, 1910; Он же, 1913а; Он же, 1925.
[10] М. Uhle, 1913b; Он же, 1915.
[11] М. Уле, а вслед за ним и A. Л. Крёбер культуру Мочика называли Прото-Чиму.
[12] М. Uhle, 1914; Он же, 1924а; Он же, 1924b; Он же, 1924с; Он же, 1924d.
[13] G. Créqui de Montfort, 1906.
[14] E. Nordenskiold, 1906; он же, 1953.
[15] E. Nordenskiold, 1917; S. Ryden, 1956.
[16] С. Markham, 1906; Он же, 1912, стр. 21—39.
[17] К теории «мегалитической империи» восходит фантастическая концепция А. Познанского, посвятившего жизнь изучению Тиауанако. Приписывая этому памятнику на основании сложных астрономических расчетов чрезвычайную древность (15 000 лет до н. э.) и совершенно вырывая его из исторического контекста,
[16] А. Познанский полагал, что именно здесь зародилась вся высокая культура обитателей доколумбовой Америки (A. Posnansky, 1911; Он же, 1912; Он же, 1914;
[17] Он же, 1920а; Он же, 1920b; Он же, 1929; Он же, 1930a; Он же, 1930b; Он же, 1943; Он же, 1945; Он же, 1957).
[18] М. Уле чаще применял термин «протоидный», называя культуры этого периода Прото-Лима, Прото- Наска и т. д. Термины «Ранний» и «Поздний» окончательно введены A. Л. Крёбером (см.: A. L. Kroeber, 1927, стр. 625—628).
[19] Е. W. Middendorf, 1893—1895, т. 2, стр. 307; т. 3, стр. 88—104.
[20] J. С. Tello, 1929.
[21] J. С. Tello, 1928; Он же, 1929, стр. 117—149.
[22] Е. Yácovleff, I. С. Muelle, Р. Weiss у L. М. O'Neale, 1932.
[23] A. L. Кroeber, 1926а; Он же, 1930а.
[24] A. L. Kroeber and W. D. Strong, 1924; Они же, 1924b; W. D. Strong, 1925; A. L. Kroeber, 1925a; Он же, 1925b; Он же, 1926b, A. H. Gayton. 1927; A. H. Gayton and A. L. Kroeber, 1927.
[25] М. Uhle, 1920; Он же, 1922а; Он же, 1922b; Он же, 1923; Он же, 1923b; Он же, 1930.
[26] J. Jijon-y-Caamaño, 1930.
[27] P. Rivet, 1925.
[28] S. К. Lothrop, 1940.
[29] J. Jijon-y-Caamano, 1951.
[30] Н. J. Spindén, 1917; Он же, 1922.
[31] A. L. Kroeber, 1930b.
[32] Более подробный разбор всех этих теорий см.:
[33] В. А. Башилов, 1966а, стр. 271—274.
[33] J. С. Tello, 1929, стр. 21—25.
[34] Ph. A. Means, 1931.
[35] W. С. Bennett, 1934.
[36] Там же, 1936.
[37] Е. Casanova, 1937; Он же, 1942.
[38] М. Portugal, 1936; Он же, 1937; Он же, 1941.
[39] S. Ryden, 1947.
[40] A. Kidder II, 1943.
[41] A. Kidder II, 1948.
[42] М. Tschopik, 1946.
[43] G. A. Nomland, 1939; J. R. Wells, 1940; С. Guitiérrez Noriega, 1935; Он же, 1937.
[44] Р. М. Medina, 1936—1937; М. Cavero, 1936.
[45] J. Н. Rowe, 1944, стр. 10—23.
[46] Там же, стр. 60—62.
[47] J. Н. Rowe, D. Collier and G. R. Willey, 1950.
[48] J. С. Tello, 1938; Он же, 1943, стр. 151, 152.
[49] W. С. Bennett, 1944.
[50] R. Carrion Cachot, 1948.
[51] Т. D. McCown, 1945.
[52] J. С. Tello, 1933a; Он же, 1933b; Он же, 1937; Он же, 1940; Он же, 1943, стр. 136—151; Он же, 1956.
[53] W. С. Bennett, 1939.
[54] R. Larco Hoyle, 1938—1939; Он же, 1941; Он же, 1944а; Он же, 1945а; Он же, 1945b; Он же, 1945с; Он же, 1948. К сожалению, большинства этих работ нет в библиотеках Москвы и Ленинграда. Я смог ознакомиться с результатами, полученными Р. Ларко Ойле, только по краткому изложению их в Handbook of South American Indians (R. Larco Hoyle, 1946) и по упоминаниям в других работах (W. D. Strong and C. Evans, 1952, стр. 204—225).
[55] G. R. Willey, 1946b; Он же, 1953; /. A. Ford and R. Willey, 1949; J. A. Ford, 1949; W. C. Bennett, 1950b; W. D. Strong and C. Evans, 1952; D. Collier, 1955.
[56] J. B. Bird, 1948a; Он же, 1948b.
[57] Материал, происходящий, по-видимому, с памятников этого типа, был найден еще М. Уле.
[58] W. D. Strong and G. R. Willey, 1943; W. D. Strong and I. M. Corbett, 1943; G. R. Willey, 1943a; Он же,1943b; G. R. Willey and J. M. Corbett, 1954.
[59] G. R. Willey, 1943a, стр. 195, 196.
[60] Ubbelohde-Doering, 1958—1960.
[61] J. C. Tello, 1942—1943.
[62] G. R. Willey, 1946а.
[63] J. A. Ford, 1949; Он же, 1962; Дж. А. Форд, 1962.
[64] A. A. Ford and G. R. Willey, 1949, стр. 16.
[65] W. С. Bennett, 1948b.
[66] G. R. Willey, 1945; Он же, 1948. Подробнее о методе построения относительной хронологии Центральных Анд см.: В. А. Башилов, 1969.
[67] W. С. Bennett, 1948а, стр. 6; W. D. Strong, 1948, стр. 97—102; J. Н. Steward, 1948.
[68] См.: A. L. Kroeber, 1948, стр. 113—115, табл. 5.
[69] Early Farmers — у Беннета, Pre-agricultural и Developmental — у Стронга, Preceramic — у Уилли, Basic Agricultural — у Стьюарда.
[70] Cultists, Experimenters и Master Craftsmen — у Беннета, Formative и Florescent — у Стронга, Chavin, White-on-Red, Negative и время существования культур Мочика, Рекуай, Наска, Лима и классического Тиауанако — у Уилли, Inter-Areal Developmental, Regional Developmental и Regional Florescent — у Стьюарда.
[71] Expansionists, City Builders и Imperialists — у Беннета, Fusion и Imperial-—у Стронга, Tiahuanaco, время бытования на побережье культур Чиму, Чанкай и Ика, Inca — у Уияли, Empire и Conquest— у Стьюарда.
Все это в меньшей степени относится к схеме Уилли, которая имеет характер чисто хронологического, а не исторического построения, хотя при описании отдельных горизонтов этот автор касается исторических вопросов.
W. С. Bennett, 1948а.
[74] S. Ryden, 1952; Он же, 1959; Он же, 1961.
[75] 5. Ryden, 1959.
[76] S. Ryden, 1957.
[77] С. Ponce Sanginés, 1957b; Он же, 1956—1957.
[78] D. Е. Ibarra Grasso, 1953a; Он же, 1957a.
[79] H. D. Disselhoff, 1962.
[80] С. Ponce Sanginés, 1961; Он же, 1964а; Он же, 1964b.
[81] К сожалению, материал этих раскопок до сих пор не опубликован, и о них только бегло сообщается в информации Дж. X. Роу, посвященной его работам в Южном Перу (J. Н. Rowe, 1956, стр. 142).
[82] W. С. Bennett, 1953.
[83] Е. P. Lanning, 1960; Он же, 1963а; Т. Mejia Xesspe, 1960.
[84] F. Engel, 1956.
[85] S. К. Lothrop and J. Mahler, 1957a; Pontificia..., 1959.
[86] L. M. Stumer, 1954.
[87] E. E. Tabio, 1957; Он же, 1958; Он же, 1965.
[88] W. D. Strong, 1957.
[89] D. T. Wallace, 1962.
«7 W. F. Libby, 1951; Он же, 1955; F. Johnson, 1951.
[91] Ph. A. Means, 1917; Он же, 1920; Он же, 1928; Он же, 1931; J. Н. Rowe, 1945.
[92] 1. В. Bird, 1948b, стр. 27—28.
[93] G. Kubler, 1948.
[94] J. В. Bird, 1951; D. Collier, 1955, стр. 25, 26; G.R. Willey, 1958.
[95] J. Н. Rowe, 1960а. Терминология Дж. X. Роу — Начальный период, Ранний горизонт (Чавин), Ранний промежуточный период, Средний горизонт (Тиауанако), Поздний промежуточный период и Поздний горизонт (инки) — широко применяется сейчас.
[96] G. R. Willey, 1953.
[97] G. R. Willey and Ph. Phillips, 1958, стр. 66, 67.
[98] G. R. Willey, 1955a; Он же, 1955b; Он же, 1959.
[99] G. R. Willey, 1955a, стр. 29.
[100] G. R. Willey, 1955b, стр. 585; Он же, 1960, стр. 564, 565.
[101]Ph. Phillips and G. R. Willey, 1953; G. R. Willey and Ph. Phillips, 1955; Они же, 1958; G. R. Willey, 1960.
[102] G. R. Willey, 1960, стр. 560.
[103] G. R. Willey, 1960, стр. 568—570.
[104] D. Collier, 1961; Он же, 1962b.
[105] T.G. Patterson and Е. P. Lanning, 1964; D. Е. Thompson, 1964а; Он же, 1964b.
[106] S. L. G. Lumbreras, 1959а, стр. VIII.
[107] Кроме двух ранних периодов.
[108] Actas у trabajos..., 1959.
[109] R. Matos Mendieta, 1960.
[110] R. Matos Mendieta, 1959; S. L. G. Lumbreras, 1959b.
[111] E. Choy, 1960.
[112] C. Ponce Sanginés, 1957a.
[113] D. E. Ibarra Grasso, 1952; Он же, 1953b; Он же, 1955a; Он же, 1956а; Он же, 1956с; Он же, 1957b; Он же, 1960.
[114] D. Е. Ibarra Grasso, 1956b; Он же, 1956e.
[115] D. Е. Ibarra Grasso, 1955с; Он же, 1963.
[116] The Scientific Expedition..., 1962; S. Izumi and T. Sono, 1963.
[117] D. W. Lathrap, 1958; D. W. Lathrap and L.Roys, 1963.
[118] D. W. Lathrap, 1963.
[119] D. E. Thompson, 1966; A. C. Paulsen, 1968; R. H. Ravines Sánches, 1968.
[120] J. H. Rowe, 1958; Он же, 1960b; Он же, 1962b; D. Menzel, J. H. Rowe and L. E. Dowson, 1964.
[121] Т. C. Patterson and E. P. Lanning, 1964; Т. C. Patterson, 1966; D. Menzel, 1966; H. Scheele and Т. C. Patterson, 1966.
[122] D. Menzel, 1958; Она же, 1964; Она же, 1968а; Она же, 1968b.
[123] S. L. G. Lumbreras, 1960b; Он же, 1960с.
[124] Н. Horkheimer, 1965; D. Bonavía, 1966.
[125] J. A. Mason, 1957; Он же, 1962; G. Н. S. Bushnell, 1956; Он же, 1957; Н. D. Disselhoff, 1953; Он же, 1963; S. Canals Frau, 1955; R. Larco Hoyle, 1966 и др.
См., например: F. Anton, 1958; Он же, 1962; W. С. Bennett, 1954; F. Cossio del Pomar, 1949; W. Lehmann and H. Ubbelohde-Doering, 1924а; Они же, 1924b; Они же, 1926; М. Schmidt, 1929; Н. Ubbelohde-Doering, 1936; Он же, 1952; Он же, 1954.
[127] А. В. Мачинский, 1940; М. О. Косвен, 1941; Б. И. Шаревская, 1958, стр. 72—83; Она же, 1959, стр. 261—273.
[128] Р В. Кинжалов, 1962, стр. 166—218; В. А. Башилов. 1966а; Он же, 1966b; Он же, 1967; Ю. Е. Березкин, 1969.
[129] Р. В. Кинжалов, 1949; Он же, 1951; Он же, 1957; Т. А. Попова, 1963; В. А. Башилов, 1969.