Долины рек Мантаро и Пампас
ДРЕВНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРНОГО ПЕРУ
Центральный горный район простирается от озера Хунин и истоков р. Мантаро на севере до верховьев рек Апуримак и Вильканота на юге. Узкая долина Мантаро тянется с северо- запада на юго-восток, поворачивая затем к северо-востоку. Навстречу ей с юга несет свои воды Апуримак. В верховьях он имеет разветвленную сеть притоков, важнейший из которых — р. Пампас — близко подходит к низовьям Мантаро. Параллельно долине Апуримака идет долина Вильканота — Урубамба, зажатая между горными цепями Кордильера Вилькабамба с запада и Кордильера Вильканота с востока. Все реки этого района, сливаясь, образуют р. Укаяли — один из истоков Амазонки.
Долины рек Мантаро и Пампас
Чавиноидные памятники района Аякучо
Пункты с обломками керамики чавиноидного облика на поверхности встречаются в различных местах в бассейнах рек Мантаро и Пампас. Лучше всего известны памятники в окрестностях г. Аякучо, где, согласно утверждению X. Касафранка, заметно сильное влияние керамического стиля культуры Чавин [341]. Здесь было зарегистрировано несколько пунктов с керамикой такого типа. Только один из них — Кичка Пата — описан более или менее подробно. Плохо опубликованы и материалы поселения Уичкана, где И. Флорес Эспиноса провела шурфовку и получила интересные данные[342]. На поверхности всех обследованных поселений видны остатки каменных кладок. Они принадлежали некогда зданиям и подпорным стенам террас и платформ. На поселении Уанчак Гранде найдены каменные прямоугольные помещения, на Айхас — сооружения, напоминающие ступенчатую пирамиду.
На поселении Кичка Пата находятся три платформы, где в шурфах были найдены обломки чавиноидной керамики. Большая часть фрагментов имеет довольно грубый резной орнамент с гладкими полосами, ограниченными нарезками, и полями, покрытыми короткими насечками или наколами. Иногда встречаются черепки с красным ангобом. Есть и обломки с негативной росписью.
На поселении Уичкана найден керамический материал, близкий к материалу описанных памятников, но имеющий, с другой стороны, сходство с керамикой культуры Чанапата
в окрестностях г. Куско, что, по мнению И. Флорес Эспиноса, говорит о контакте между чавиноидными памятниками и этой культурой[343].
Сколько-нибудь цельной картины чавиноидной культуры этих мест по имеющимся материалам получить невозможно.
Керамическая группа Уарпа
При раскопках на городище Уари, в
В росписи посуды этой группы преобладают простые геометрические узоры. Здесь встречаются ленты или полосы вдоль венчика, вертикальные и горизонтальные пересекающиеся полосы. Часты чередующиеся черные и красные вертикальные волнистые линии. Встречаются параллельные линии, зигзаги, комбинации линий и кружков. Однако криволинейные фигуры редки. Также редки и сюжетные мотивы. Обычный цвет росписи — черный по белому или оранжевому фону. Иногда используется и красный цвет.
Очень характерны небольшие глиняные ложки с загнутыми кверху концами ручек[344].
В публикации, посвященной раскопкам на Уари, Беннет относил эту керамику к позднему периоду существования городища. В дальнейшем Л. Г. Лумбрерас и Д. Менцель показали, что она старше, чем основные материалы городища, а автор раскопок ошибался, считая стратификацию шурфа 4 на Уари результатом нарушения культурного слоя[345].
Культура Уари
Древние развалины Уари расположены между ущельями на мысу, поверхность которого идет уступами. На нижнем из них много остатков зданий, стен, террас и других сооружений. Общая площадь памятника достигает 1,5—2 кв. км.
Беннет заложил в различных местах дюжину стратиграфических шурфов. Эти раскопки позволили изучить последовательность залегания керамики в культурном слое, но не выяснили ее связи с архитектурными сооружениями. Практически памятник во всем его комплексе остается археологически неизученным.
В его окрестностях есть еще несколько пунктов, где найдена керамика, сходная с материалом самого Уари.
Строительные остатки. Каменные сооружения Уари многочисленны и разнообразны. Одно из самых больших и наиболее хорошо сохранившихся зданий — Ла Капилья, или Капилья Пата. Это большая постройка, состоящая из высоких (до
Культура Уари
Кроме построек типа Ла Капилья, в Уари есть искусственные холмы, подпорные стены и другие сооружения. Северный из двух искусственных холмов, носящих одно и то же имя Кантерон, достигает высоты
Из тесаного камня выстроены и подземные камеры, описанные Беннетом. Они найдены в различных местах памятника и различаются по величине. Сложный комплекс таких камер расположен несколько южнее центральной части памятника. На поверхности земли находилась крышка камеры, тесно окруженная стенами из грубого камня. Она состояла из четырех камней с круглыми отверстиями[348]. Общая длина ее (с севера на юг)
В непосредственной близости от этих камер располагались еще две, имевшие самое простое устройство. Назначение всех этих сооружений совершенно неясно.
Таковы наиболее четко описанные в литературе постройки. Другие только упоминаются. Широко отмечается, однако, применение двух строительных техник: кладки из грубого камня и использования тесаных плит и блоков[349]. Беннет предполагает, что они разновременны: постройки из тесаного камня несколько старше, чем кладки из грубого камня[350]. Но он не считает это доказанным. Однако ниши Северного Кантерона и то, как точно вписаны подземные камеры комплекса в контуры стен из грубого камня,— все это заставляет скорее предполагать, что обе строительные техники неразрывны, хотя каждая из них имеет специальное назначение.
Своеобразное сооружение найдено в Уари- Уилька близ г. Уанкайо, где развалины стен толщиной до
Скульптура. Из Уари происходит несколько статуй, не имеющих более точного паспорта. Большинство из них находится на окружающих памятник асьендах или в музеях. Беннет упоминает восемь экземпляров[352].
Статуи Уари представляют собой стоящие человеческие фигуры высотой не более
В сходной манере передаются обычно рот и уши. На коротком коренастом торсе надето нечто вроде рубашки, перехваченной поясом. У статуи 2 (по списку Беннета) на груди широкий воротник. Руки статуй либо вытянуты вдоль туловища, либо согнуты в локтях и лежат на груди, сжимая какой-то предмет. Над кистью часто проведены бороздки, изображающие браслет или конец рукава рубашки. Ноги обычно отбиты. У статуи 4 они согнуты в коленях, поскольку это изваяние изображает сидящего человека. Все скульптуры очень похожи друг на друга.
Первоначальная позиция этих скульптур на памятнике совершенно неясна. Соответственно невозможна и их интерпретация. Беннет предполагает, что они были непосредственно связаны с каменной архитектурой [355].
Керамика. Обильный керамический материал, полученный Беннетом из шурфов и сборов на Уари, очень разнообразен как по формам, так и по орнаментике. Чаще всего встречаются большие и маленькие сосуды с округлым туловом и миски. Округлые сосуды имеют вертикальный или отогнутый венчик [356]. У них нередки широкие петлеобразные ручки, идущие от венчика к плечикам, а также расположенные вертикально или горизонтально на стенках сосуда [357]. Роль ручек играют и налепы с отверстием [358]. На боку такого сосуда иногда бывает носик [359].
Миски имеют прямые расходящиеся, выгнутые, выпуклые и вертикальные стенки[360]. Иногда венчик бывает отогнут. У некоторых мисок также есть носики [361]. На толстостенных мисках с расходящимися краями встречаются широкие горизонтальные ручки в виде петли. Найдено несколько мискообразных триподов [362].
Многочисленны также большие толстостенные сосуды с округлым, несколько удлиненным туловом и с широким расходящимся или вертикальным горлом. На тулове иногда имеются вертикальные ручки. Горло часто имеет вид головы с рельефным лицом. В этом случае тулово обычно расписано в виде человеческой фигуры[363].
Нередки круглодонные чаши, иногда со скошенным внутрь венчиком[364].
Интересны находки кубков-«керо», характерных для боливийского Тиауанако. Они часто имеют или выпуклый поясок в верхней части или скульптурную личину[365].
Встречаются округлые сосуды с длинным суживающимся горлом и отходящей от него широкой ручкой[366] и двойные фигурные сосуды. Вообще найдено много обломков моделированной посуды. Иногда такие же длинные суживающиеся горлышки относятся к двугорлым сосудам. Попадаются также U-образные урны.
Орнаментика расписной керамики, найденной на городище Уари, очень разнообразна. Беннет выделяет несколько керамических групп, опираясь в основном на различия в стиле росписи. Большая часть обломков относится к группе Уари. Роспись керамики этой группы сложна. Многочисленны геометрические фигуры — ступеньки, кресты, пересекающиеся линии, ленты, круги, точки, волнистые линии, S-образные элементы и т. п. Здесь же и сложные мотивы, изображающие растения, животных и человека. Стилистика этих сюжетных изображений очень близка к приемам изобразительного искусства боливийской культуры Тиауанако[367]. Человеческая фигура рисуется с квадратным лицом, с овальными или круглыми глазами, от которых по щекам идут «слезы». В сходном стиле расписана и посуда со скульптурными личинами. Позы стоящих фигур также близки к тиауанакским. Они стоят en face с раздвинутыми руками, в которых держат какое-то оружие или жезл[368]. Вообще близость к орнаментике этой боливийской культуры очень заметна, хотя есть и существенные различия, особенно в передаче деталей изображения.
Обильны в группе Уари зооморфные и растительные мотивы. Особенно часто встречаются головы кондора и пумы, нередко связанные с украшениями одежды и головных уборов человеческих фигур. Эти изображения, так же, как и растительные мотивы с их резкими, изогнутыми под прямым углом линиями, очень близки к характерному тиауанакскому стилю.
[341] J. Casafranca, 1960.
[342] I. Flores Espinosa, 1960.
[343] I. Flores Espinosa, 1960, стр. 343.
[344] W. С. Bennett, 1953, табл. 10, В, D — G.
[345] S. L. G. Lumbreras, 1959b, стр. 224—226; Он же, 1960а, стр. 140, 141; D. Menzel, 1964, стр. 7, 8.
[346] J. Н. Rowe, D. Collier and G. R. Willey, 1950, рис. 42, внизу, слева.
[347] Там же, вверху.
[348] W. С. Bennett, 1953, рис. 3, 4; табл. 1, вверху справа.
[349] J. Н. Rowe, D. Collier and G. R. Willey, 1950, стр. 122, 123; W. C. Bennett, 1953, стр. 18—24.
[350] W. C. Bennett, 1953, стр. 18.
[351] I. Flores Espinosa, 1959, табл. XLVI, 1.
[352] W. C. Bennett, 1953, стр. 25—26.
[353] R. P. Schaedel, 1948b, стр. 73, вверху в центре и внизу слева.
[354] Там же, стр. 73, вверху слева; Е. Ishida а. о., 1960, стр. 288, фото 5.
[355] W. С. Bennett, 1953, стр. 26.
[356] Там же, рис. 8, J.
[357] Там же, рис. 8, Н; 9, А —С, G, Н; 10, I.
[358] Там же, рис. 9, D, Е; 11, /.
[359] Там же, рис.
[360] Там же, рис. 8, А—Е.
[361] Там же, табл. 5, А, В.
[362] Там же, рис. 9, I — L; 10, /.
[363] Там же, табл.
[364] Там же, рис. 10, D. Е.
[365] Там же, табл.
[366] Там же, рис.
[367] Там же, рис. 15; табл. 8, А, В, F, Н
[368] Там же, рис.