Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Душа и мозг революции

Гавриков Юрий Павлович ::: Куба: страницы истории

В списке лучших выпускников 1945 г. гаванского кол­леджа «Белен» против фамилии Ф. Кастро сделана сле­дующая запись-характеристика: «Фидель всегда отличал­ся во всех гуманитарных дисциплинах. У него выдаю­щиеся личные качества. Настоящий атлет, он всегда смело и гордо защищал знамя училища. Он сумел за­воевать всеобщее восхищение и любовь. Он хочет посвя­тить себя юридическим наукам, и мы не сомневаемся, что в книгу своей жизни он впишет немало блестящих страниц...» 1

Фидель Кастро Рус родился 13 августа 1926 г. в Би­ране (провинция Орьенте). Его отец еще в конце прош­лого века эмигрировал на Кубу из Испании и стал там богатым землевладельцем.

По окончании колледжа Фидель поступает на юриди­ческий факультет Гаванского университета, где сразу же активно включается в студенческое движение. В те годы в университет не раз врывались бандиты, подкупленные правительством Р. Грау Сан-Мартина. Они избивали мо­лодых оппозиционеров, требуя отказаться от политиче­ской деятельности. Фидель, рискуя жизнью, участвует в схватках с гангстерами. Он организует студенческие де­монстрации в поддержку требований трудящихся об улуч­шении условий жизни. Трудовой люд столицы протестует против повышения платы за проезд на автобусах, и Фи­дель проводит смелую операцию по захвату автобусов: студенты угоняют их и держат на территории универси­тета до тех пор, пока автобусная компания не отказы­вается от намерения повысить тарифы.

Исповедуя идеи латиноамериканской солидарности, Фидель вместе с группой кубинских революционеров при­нимает активное участие в подготовке на Кубе воору­женной экспедиции для свержения диктатора Трухильо в Доминиканской Республике, в организации Латиноаме­риканского конгресса студентов, для чего совершает по­ездку в ряд стран континента. Его пребывание в Колум­бии в 1948 г. совпало с волнениями в Боготе. Молодой кубинский революционер сражается в рядах революцион­но настроенных боготинцев.

В 1949 г. Фидель успешно заканчивает университет и открывает скромную адвокатскую контору в Гаване. Бес­платно защищает он бедняков, ведет их дела в суде. Все свободное время посвящает работе в молодежной секции Партии кубинского народа — «ортодоксов». Смерть Э. Чибаса заставила его всерьез задуматься о дальнейшей по­литической деятельности.

После свершения Батистой государственного перево­рота Фидель Кастро направляет в Верховный суд жало­бу на диктатора, в которой, ссылаясь на уголовный ко­декс, обвиняет его в измене, нарушении законов и про­дажности. Жалоба, естественно, осталась без ответа.

Выше говорилось, что Фидель с группой единомыш­ленников создал организацию «Поколение столетия», при­ступившую к подготовке штурма военных казарм. Не­смотря на все трудности в приобретении оружия (главным образом финансовые, ибо за деньги коррумпирован­ные военнослужащие продавали буквально все), в боевой подготовке в условиях строжайшей конспирации, выступ­ление состоялось в намеченный срок — 26 июля 1953 г.

Как известно, штурм, о котором подробнее будет рас­сказано позднее, окончился неудачей. Фидель, возглав­лявший передовой отряд, буквально чудом остался в жи­вых и с несколькими товарищами скрылся в горах. Обес­силенные, они были схвачены солдатами на привале.

В сентябре 1953 г. началось судилище над участника­ми штурма, которое революционеры превратили в обви­нительный процесс против диктатуры. Фидель сам вел за­щиту, отказавшись от адвоката. Чтобы заставить замол­чать мужественного патриота, батистовцы попытались отравить его. Только случай спас Фиделя от гибели. Суд был вынужден организовать проверку пищи и охрану за­ключенного. Под предлогом заботы о безопасности Фиде­ля его судили одного, на закрытом судебном заседании, в небольшой комнате городской больницы.

Чувством гордости за начатое дело и презрением к батистовским палачам проникнута программная речь Фиде­ля, известная под названием «История меня оправдает»: «Я заканчиваю речь в свою защиту. Но я не завершу ее просьбой об оправдании обвиняемого, как всегда поступа­ют адвокаты. Я не могу этого сделать, когда мои това­рищи томятся в гнусной тюрьме на острове Пинос. От­правьте же меня к ним, чтобы я разделил их участь... Я знаю, тюрьма будет для меня более тяжелым испыта­нием, чем для кого бы то ни было. Я знаю, меня ожи­дают там угрозы, низкие и подлые провокации, но я их не боюсь, как не боюсь и ярости тирана, который отнял жизнь у семидесяти моих братьев. Вы можете меня осу­дить, это не имеет значения. История меня оправдает!»2.

Ф. Кастро приговаривают к тюремному заключению на долгих 15 лет. Там он не только много читает сам, в том числе марксистскую литературу, переправляемую тайно друзьями, но и организует среди заключенных по­литшколу, в которой ведет курс истории и философии. Видя растущее влияние Фиделя на узников тюрьмы на Пиносе, тюремщики сажают его в камеру-одиночку, без электроосвещения, с выбитым окном, в которое днем и ночью летят москиты.

«Какая потрясающая школа эта тюрьма! — пишет Фи­дель 19 декабря 1953 г. друзьям.—* Здесь я окончательно формирую свое представление о мире и нахожу смысл собственной жизни... Я чувствую, как одна черта все усиливается во мне: страстное желание жертвенности и борьбы. Я чувствую глубокое презрение к существованию, которое цепляется за жалкие побрякушки комфорта и денежной выгоды» 3.

Действительно, время, проведенное в тюрьме, не про­пало даром для молодого борца. Оно стало прежде всего временем углубленного изучения революционной теории. В одном из писем он делится впечатлением от только что прочитанных книг — «Отверженных» Гюго и «18 брю­мера Луи Бонапарта» К. Маркса: «Сравнивая эти две книги, систематически сопоставляя их, можно отметить огромную разницу между научной и реалистической кон­цепцией истории и ее чисто романтической интерпрета­цией. Там, где Гюго видит только удачливого авантю­риста, Карл Маркс видит неизбежный результат социаль­ных противоречий и борьбу господствующих интересов в определенный исторический момент. Для одного исто­рия — только случайность, для другого — процесс, управ­ляемый законами». С большим интересом знакомится мо­лодой революционер и с трудами В. И. Ленина, в первую очередь с работой «Государство и революция». Спустя много лет он скажет: «Основное ядро руководителей на­шего движения, которые в условиях напряженной дея­тельности находили время для изучения Маркса, Энгель­са, Ленина, видели в марксизме-ленинизме единственное подлинно научное обоснование революции и единственное средство, позволяющее с полной ясностью осознать поло­жение нашей страны. Марксизм прежде всего дал нам ясное понимание исторической миссии рабочего класса, единственного подлинно революционного класса, призван­ного до основания разрушить капиталистическое общест­во, и понимание роли масс в революциях»3.

Понимая, какое значение для сплочения широких на­родных масс может иметь публикация его речи на судеб­ном процессе, Фидель восстанавливает ее по памяти (а она всегда была у него феноменальной) и тайно пе­реправляет текст на волю с участницами штурма Монкады Мельбой Эрнандес и Айдеей Сантамариа (сестрой Абе­ля Сантамариа, заместителя Фиделя, погибшего в бою), после шести месяцев заключения выпущенными из тюрь­мы. В этом факте проявилось понимание Фиделем важ­ности революционной пропаганды, которую он называл «душой всякой борьбы» 5. Не меньшее значение придавал молодой революционный лидер сплоченной политической организации и четко сформулированной программе, ко­торая должна быть «прежде всего направлена на защиту интересов бедных эксплуатируемых классов» 6.

Значительную роль в активизации масс на Кубе сыг­рала борьба за амнистию участникам штурма Монкады, охватившая самые широкие слои кубинского населения»

Испугавшись этой широкой кампании, Батиста объяв­ляет амнистию. 15 мая 1955 г, Фидель с товарищами выходит на свободу.

В середине 1955 г. возникло революционное движе­ние. которое в честь памятной даты нападения на Монкаду получило название «Движение 26 июля». Среди его участников были, помимо тех, кто штурмовал Монкаду, многие «ортодоксы», а также представители некоторых небольших радикальных организаций оппозиции, желав­шие активно бороться против диктатуры. Создавались местные секции организации, прежде всего в Орьенте, где душой стал молодой учитель Франк Пайс. Нацио­нальное руководстве «Движением» возглавил. Ф. Кастро. Принимались мены по вовлечению в движение кубинских эмигрантов в США, Мексике, Венесуэле и других стра­нах. главным образом, для сбора средств и закупки оружия.

Программа «Движения», как п речь «История меня оправдает», содержит в основном общедемократические требования, достаточно, однако, радикальные для тех ус­ловии, которые сложились в стране: решение аграрного вопроса путем ликвидации латифундий и распределения земель среди крестьян: снижение налогов; участие рабо­чих п служащих в прибылях предприятий: индустриа­лизация страны: решение жилищного вопроса; национа­лизация коммунальных служб; развитие образования и культуры; государственное обеспечение на случай безра­ботицы; реформа судебной системы; конфискация неза­конно нажитого батистовцами имущества и др.

Правительство стремится воспрепятствовать политиче­ской деятельности Фиделя Кастро. Поэтому он уезжает в 1955 г, в Мексику, где уже находится его младший брат Рауль'. В конце того же года Кастро публикует свою статью «Против всех», в которой отмежевывается от всякого рода буржуазных политиканов, лишь на словах выступающих за преобразования. «Кубинский народ,— пишет ок.— требует большего, чем простая смена руко­водства. Куба требует серьезных радикальных перемен во всех областях ее социальной и общественной жизни. На­роду надо дать нечто большее, чем абстрактная свобода и демократия. Каждый кубинец должен иметь возмож­ность жить по-человечески. Государство не может быть безразлично к судьбе каждого из своих граждан, родив­шихся и выросших в стране» 8.

Фиделю и его сторонникам пришлось размежеваться формально и с партией «ортодоксов»: трудно было при­мирить соглашательство партийных боссов с революцион­ной линией созданной организации. Выступая по этому поводу со статьей в журнале «Боэмиа», Фидель Кастро писал: «„Движение 26 июля44 является революционной организацией обездоленных, созданной обездоленными и для обездоленных» 9.

Важнейшим направлением в деятельности Ф. Кастро становится подготовка и обучение ядра будущей Повстан­ческой армии. Он — главный организатор и руководитель планируемой операции, участникам которой будет сужде­но вписать в кубинскую историю одну из славных ее страниц. Рядом с Фиделем постоянно его брат Рауль; ар­гентинский врач Эрнесто Гевара 10; Камило Сьенфуэгое 11; Антонио Лопес (Ньико), руководитель штурма казармы в Баямо; Сиро Редондо, погибший позднее в боях за осво­бождение родины; Хуан Альмейда; Рамиро Вальдес; Каликсто Гарсиа; Османи Сьенфуэгое; Универсо Санчес; Фаустино Перес и многие другие, ставшие после победы революции видными государственными и партийными деятелями Кубы.

В городе Мехико революционеры снимают несколько квартир якобы для кубинских студентов, обучающихся в местном университете. Практические военные занятия они проводят на небольшом ранчо, арендованном у быв­шего участника мексиканской революции — сподвижника Панчо Вильи. Военный инструктаж ведет проживающий в Мексике полковник испанской армии — республиканец Альберто Байо.

Революционеры поддерживают регулярные контакты с соратниками на Кубе. Дважды в Мексику приезжает Ф. Пайс, который по заданию Ф. Кастро устанавливает в Орьенте связь с рабочим движением, организует во­оруженные отряды. Вместе они разрабатывают широкий план мероприятий, которые должны отвлечь внимание батистовцев от высадки десанта на остров.

Много внимания уделяет Фидель и вопросам единства всех патриотических сил на Кубе. В сентябре он встре­чается с руководителем Федерации университетских сту­дентов и созданного незадолго до этого «Революционно­го студенческого директората» X. А. Эчеверриа. В ре­зультате переговоров они подписывают соглашение, известное как Мексиканский пакт, в котором говорится о решимости «тесно объединить свои усилия с целью свержения тирании и завершения кубинской революции», о том, что они могут «обещать народу его освобождение в 1956 г.» 12.

Подготовка к экспедиции на Кубу проходила в труд­ных условиях. Мексиканская полиция не раз конфиско­вала обнаруженное у Фиделя и его друзей оружие, а в июне 1956 г. его вместе с несколькими товарищами аре­стовала и заключила в тюрьму. Случилось это так. Пат­руль, гнавшийся за какими-то бандитами, потерял их след и решил, что те находятся в мчавшейся по направлению к ранчо «Санта-Роса» машине, а в ней сидели Фидель и его товарищи. В багажнике машины находилось оружие.

Только протесты мексиканской общественности приве­ли к быстрому освобождению кубинских патриотов.

С трудом удалось Фиделю достать судно для экспеди­ции. Попытка приобрести в США быстроходный катер не увенчалась успехом. В результате была куплена яхта «Гранма», принадлежавшая богатому шведу В. Грину и стоявшая в мексиканском порту Туспан. На нее револю­ционеры истратили почти все деньги, какие имели,— 12 тыс. долл.

Приближалось отплытие: ремонтировали мотор, запа­сались продовольствием, грузили обмундирование, ору­жие. Сбывалась мечта Фиделя, о которой он писал из тюрьмы на острове Пинос: «С какой радостью я перевер­нул бы нашу страну до самого основания! Я убежден, что тогда можно было бы сделать счастливыми всех ее обитателей. Ради этого я готов навлечь на себя нена­висть и проклятия одной или двух тысяч человек, и среди них нескольких родственников, половины моих друзей, двух третей моих коллег и четырех пятых моих бывших товарищей по колледжу» 13,

Правда, к реальному осуществлению этой мечты вел нелегкий путь. Впереди был трудный переход на пере­груженной яхте через Карибское море, высадка в непре­дусмотренном болотистом месте, неожиданное — во время привала — нападение батистовских солдат, которых привел изменник-проводник, долгие упорные сражения в те­чение более двух лет партизанской войны. Впереди были горькие минуты прощания с погибшими товарищами и соратниками, многое предстояло еще пережить...

Но ничто не могло остановить Фиделя. Несмотря на молодость (к моменту высадки на Кубе ему исполнилось 28 лет), он уже тогда обладал качествами незаурядного политического вождя и революционного лидера. Фидель был прекрасным оратором, глубоко знал историю Кубы и ее настоящее. Он всегда отличался исключительной смелостью и обладал железной волей. Ему приходилось подбадривать уставших, сдерживать чрезмерный пыл тех, кто стремился немедленно ринуться в бой, прививать чувство ответственности за порученное дело. И по сей день жизнь Фиделя Кастро, его деятельность неотделимы от жизни Кубы, забот и радостей ее парода.


1     Цит. по: Мерлъ Робер. Монкада. Первая битва Фиделя Кастро. М., 1968, с. 37.

2     Castro F. La Historia me absolverá. La Habana, 1961, p. 129.

3     Эта и другие выдержки из писем на свободу цит. по: Мерлъ Ро­бер. Указ. соч., приложение.

4     Ediciones OR, 1973, N 7, p. 9.

5 Conte Agüero Luis. 26 cartas del presidio. La Habana, 1960, p. 53.

6 Conte Agüero Luis. Fidel Castro. Vida y obra. La Habana, 1959, p. 317.

7 Рауль Кастро родился в 1931 г. Вместе с братьями Фиделем и Рамоном учился в колледже «Белеи» в Гаване. Активно участ­вовал в кубинском молодежном движении. Штурмовал Монкаду, был заключен в тюрьму на острове Пинос. После выхода из тюрьмы снова привлек внимание полиции, которая вскоре сфабриковала против Рауля обвинение в том, что он «руково­дит группой заговорщиков и организовал взрыв бомбы в одном из гаванских кинотеатров». Чтобы избежать ареста и возможной физической расправы, Рауль был вынужден искать политиче­ское убежище в мексиканском посольстве, которое помогло ему 24 июня 1955 г. выехать в Мексику. Рауль Кастро являлся одним из активных участников экспедиции «Гранмы» и одним из ру­ководителей партизанской войны. Вскоре после победы револю­ции Р. Кастро назначается министром Революционных воору­женных сил, на I съезде Компартии Кубы избирается членом Политбюро и Вторым секретарем ЦК партии.

8 Цит. по: Леонов Н. С. Доброго здоровья тебе, Фидель! — Латин­ская Америка, 1976, № 4, с. 133.

9 Bohemia, 1956, N 13, р. 27.

10 Эрнесто Гевара де ла Серна (1928—1967) родился в аргентинском городе Росарио. В 1953 г. окончил медицинский факультет уни­верситета в Буэнос-Айресе. В 1954—1956 гг. работал врачом в Институте кардиологии в Мексике. В 1955 г. в Мехико завя­зывается их дружба с Фиделем Кастро. В числе 82 повстанцев во главе с Фиделем Гевара высаживается на Кубе с яхты «Гранма», участвует в революционно-освободительной войне. Ему присваивается высшее звание Повстанческой армии — командан­те (майор). В ноябре 1959 г. Гевара назначается директором Национального банка Кубы, в феврале 1961 г.— министром про­мышленности, с мая 1963 г. он — член Политбюро ЦК и Секре­тариата Единой партии социалистической революции, получив­шей в 1965 г. наименование Коммунистической партии Кубы. На ее учредительном заседании Кастро прочел прощальное пись­мо Э. Гевары, или Че, как называли его кубинские друзья из-за типично аргентинского междометия «че», которое он часто упо­треблял в разговоре. 9 октября 1967 г. Э. Че Гевара был убит в боливийском селении Игера (подробнее см.: Лаврецкий И. Эр­несто Че Гевара. М., 1978).

11 Камило Сьенфуэгос (1932—1959) — участник экспедиции на «Гранме», герой многих сражений в революционно-освободи­тельной войне, соратник и близкий друг Ф. Кастро, начальник штаба Повстанческой армии. В октябре 1959 г. самолет, на ко­тором он возвращался в Гавану после подавления мятежа контр­революционеров в Камагуэе, по одной из версий, попал над морем в бурю. Две недели длились поиски, но безрезультатно. Ежегодно в день гибели Камило жители Гаваны бросают в море букеты и венки цветов. (Подробнее см.: Зорина А. М. Камило Сьенфуэгос — герой кубинской революции. М., 1976).

12 Цит. по: Никифоров Б. С. Куба: крах буржуазных политиче­ских партий. М., 1973, с. 292—294

13 Мерлъ Робер. Указ. соч., с, 326