«Эль Кастильо» — «Храм Кукулькана»
На расстоянии полутораста метров к югу от спортивной площадки возвышается храм, посвященный Кукулькану, одному из главных божеств пантеона майя в эпоху Нового царства. Испанцы назвали его «Эль Кастильо» — «Замок». Это здание бросилось в глаза Стефенсу раньше всех других памятников Чичен-Ицы — самое большое и величественное, оно возвышалось над равниной и было видно отовсюду. «Замок» выстроен в стиле древней архитектуры майя — высокая пирамида, и на усеченной ее вершине небольшой храм. Одна пирамида выстроена поверх другой так, что покрывает ее со всех сторон, согласно обычаю майя обновлять здания храмов. Ученые предполагают, что внутренний храм был выстроен в 900 году нашей эры; естественно, что храм, который покрывает его, выстроен позже. Мотивы орнамента — оперенная змея, символ бога Кукулькана.
"Кастильо" царивший над всеми зданиями Чичен-Ицы.
Стефенс оставил нам живые строки, передающие его впечатления:
«Каждое воскресенье на развалины приходят для прогулки жители соседней деревни, и ничто не может сравниться по красоте с этой живописной картиной, когда женщины в белом, с красной шалью на плечах, поднимаются на высокую пирамиду и гуляют на площадке, входят и выходят из дверей».
Длина пирамиды у основания, с южной и северной стороны,— шестьдесят пять метров, с восточной и западной стороны — шестьдесят семь. Высота ее — двадцать пять метров. Склоны пирамиды обращены к четырем сторонам света. На каждом склоне — лестница пятнадцатиметровой ширины, и на ней девяносто одна ступенька.
У подножия северной лестницы посетителя подстерегает пугающее зрелище: по обе стороны ее лежат на земле огромные каменные головы змей с открытой пастью.
«Нет сомнений,— записывает Стефенс,— что эти змеи были религиозным символом и внушали благоговение людям с пылким воображением, которые приходили сюда, чтобы подняться на вершину этой высокой пирамиды».
"Кастильо" после реставрации.
Верхняя площадка «Эль Кастильо»— двадцать метров длиной в направлении с севера на юг, и двадцать один метр с востока на запад. Размеры собственно храма, воздвигнутого на вершине пирамиды, если измерять в том же направлении, четырнадцать на шестнадцать метров. С каждой стороны по одной двери; они обращены на восток, на запад, на юг и на север. Притолоки сделаны из массивного ствола саподилового дерева, искусно украшены резным орнаментом, а на косяках — в технике горельефа по дереву — изображена фигура вождя. Скульптура довольно сильно пострадала от времени, но головной убор из перьев и местами богатая одежда еще отчетливо видны. Хорошо сохранилось гордое лицо вождя. Видны серьги в ушах, отверстие для кольца в носу — обычай настолько распространенный среди индейцев Юкатана, что испанцы издали закон, запрещающий его. Все косяки других дверей украшены в том же стиле.
Дверь, которая обращена на север, шире других; у входа две массивные колонны, украшенные затейливым скульптурным орнаментом. Через эту дверь посетитель входит в галерею тридцатиметровой длины. В задней стене галереи дверь с косяками, украшенными деревянной скульптурой, и притолокой из твердого дерева с резным барельефом. Эта дверь ведет посетителя в помещение, представленное на следующем рисунке.
Две четырехгранные колонны подпирают балку из дерева сапоте, украшенную резным орнаментом, сильно пострадавшим от времени. На обеих колоннах со всех четырех сторон находятся портреты, исполненные резцом.
Комната, обращенная на север. "Кастильо", Чичен-Ица. Рис. Казервуда.
Освещение в этой комнате было плохое — только через дверь; исследователи долго бились, чтобы рассмотреть и разгадать узоры.
«Впечатление, которое мы получили, входя в эту высокую комнату,— записывает Стефенс, —непохожую ни на что виденное нами ранее, было, вероятно, наиболее сильным из всего того, что мы пережили здесь. Мы провели в ней целый день, только время от времени выходили на верхнюю площадку и смотрели вниз на разрушенные здания древнего города, который расстилался вокруг на большое расстояние. Посетить Чичен-Ицу мы мечтали давно, мы многого ждали от встречи с ней, и наши ожидания вполне оправдались».
Чичен-Ица была одним из наиболее крупных городов Юкатана в X—XIII веке н.э. Она являлась важным культурным, религиозным и политическим центром майя.
Согласно сохранившимся историческим записям майя, Чичен-Ица трижды строилась заново. В 432 году племя ицев обнаружило поселение вблизи сенота, или колодца. Они начали здесь строить свой новый город, который позже стали называть Чичен-Ица, это означало: «У источника племени ицев». Через двести лет ицы покинули этот город, а в конце X века снова вернулись. Они пришли вместе с тольтеками — согласно легенде, во главе с тольтекским вождем Кецалькоатлем, переименованным в Кукулькана, символом которого была змея в птичьем оперении. Смешанное потомство ицев и тольтеков создало в Чичен-Ице столицу нового государства, носящего следы влияния тольтекской культуры. Два других участника похода Кукулькана в Северный Юкатан — Коком и Шив, или Тутуль-Шив,— создают затем два самостоятельных города-государства. Коком основал Майяпан, а Тутуль-Шив — прекрасный Ушмаль. Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль быстро растут и набирают силу.
Но чем великолепнее становились эти города, тем больше увеличивалась зависть и взаимная вражда в сердцах их правителей.
В 1194 году происходит открытое столкновение. Майяпанский правитель Хунак Кеель, из рода Кавич, при поддержке семи военных вождей и с наемными тольтекскими отрядами, нападает на Чичен-Ицу и захватывает ее. Хунак Кеель отдает прекрасный город своим союзникам, а халач-виника — правителя Чичен-Ицы — уводит к себе в Майяпан как заложника. В XIII веке к власти в Майяпане приходит могущественная династия Кокомов, которая становится неограниченным властителем Северного Юкатана.
Барельеф с изображением воина. "Кастильо", Чичен-Ица. Рис. Казервуда.
Владычество майяпанских Кокомов над остальными землями юкатанских майя продолжалось 250 лет. Но потом вспыхнуло общее восстание, которое положило конец господству Кокомов.
Этим восстанием руководил правитель Ушмаля Тутуль-Шив. 6 1441 —1461 годах победители уничтожили Майяпан — центр самовластия. Объединению народа майя помешала взаимная вражда и зависть халач-виников, которых называли, однако, «великими людьми».
И майя — народ, установивший единый точный календарь по всей стране, более точный, чем григорианский, которым пользуются в Европе, майя, создавшие великолепную архитектуру, которой до сих пор удивляется мир,— не смогли за всю историю объединиться в самостоятельное государство и собрать свои силы.
* * *
Незадолго до прихода испанцев осталось всего лишь восемнадцать независимых городов-государств народа майя.
Вскоре после разрушения Майяпана население покидает свою бывшую столицу и основывает новый центр в Текохе. Ицы снова покидают Чичен-Ицу и переселяются на юг — в Петен, где на острове, среди большого озера, строят новую столицу — Та-Ица, теперь известную под именем Тайясаль. Здесь они оказывают героическое сопротивление испанским конкистадорам, сохраняя свою национальную независимость на протяжении 155 лет после начала завоевания Юкатана. Переселяются и победители — ушмальская династия Шивов (их потомство до сих пор живет на Юкатане). Они основывают новую резиденцию — город Мани. Мы уже знаем смысл этого названия — «Все потеряно», и трагедию, которая разыгралась здесь с приходом испанцев. На кострах инквизиции были сожжены сотни и сотни книг и рукописей майя. И никто никогда не узнает, что записал в них иероглифами этот удивительный и талантливый индейский народ — майя. Древний период его истории останется неразгаданным, пока не будут полностью расшифрованы и прочтены тексты на памятниках — стелах, алтарях, каменных плитах во дворцах и храмах.