«Храм воинов»
К юго-востоку от спортивной площадки стоят два здания, примыкающие друг к другу. Переднее здание, вопреки обычаю индейцев майя, выстроено не на искусственном возвышении, а прямо на земле. Оно невысокое. Второе, выстроенное с большим вкусом, поднимается над ним на восемь метров. Орнамент, изображающий процессию ягуаров, рельефно выделяется на его фасаде. Это высокое здание с деревьями, растущими на его крыше, показалось исследователям очень живописным на фоне зелени.
Но не только красота здания привлекла внимание Стефенса, оно заставило его над многим задуматься.
Стена фасада переднего здания рухнула, от колоннады остались лишь две полуразрушенные колонны, украшенные барельефом с изображением людей.
"Храм воинов" - архитектурный шедевр Чичен-Ицы. Реставрация К.Кананта.
Через обвалившуюся переднюю стену видна стена внутреннего помещения; она украшена очень тонко выполненным барельефом, на котором изображена процессия. По индейскому обычаю на головах у изображенных людей плюмаж из перьев. В верхнем ряду каждый в процессии несет охапку копий или же колчан стрел.
Но, к сожалению, этот барельеф сильно пострадал от дождя и ветра, которые год за годом делали свою разрушительную работу.
Художник мог работать только один или два часа, когда здание было в тени: жара была настолько сильной, что под лучами тропического солнца линии сливались и становились нечеткими.
«Все фигуры людей расписаны красками. И какое же сильное впечатление должны были производить эти цветные барельефы, когда они не были повреждены! Они представляют особую и большую ценность»,— записывает в дневнике Стефенс.
Индейцы называют эту комнату «Кетоль» и говорят, что здесь изображены старинные танцы индейцев.
Портал "Храма воинов" со змеевидными колоннами. Чичен-Ица. Фото.
Лестница обвалилась; археологу и художнику пришлось карабкаться через груды камней, чтобы добраться до верха высокого здания. Дверь открывалась на плоскую крышу соседнего здания, откуда была видна вся спортивная площадка. Потолок передней галереи поддерживал ряд массивных колонн, украшенных скульптурным орнаментом.
Притолока внутренней двери сделана из дерева сапоте и украшена резным узором. Косяки снизу засыпаны мусором, а выше на них все еще видны фигуры людей с развевающимися перьями на голове. Через эту дверь посетитель входит в комнату, стены и потолок которой сплошь расписаны живыми, яркими красками. Присмотревшись, вы увидите фигуры сражающихся людей, дома, деревья, сцены домашней жизни и очень отчетливо на одной из фресок — большую ладью.
Но первые радостные впечатления у археолога и художника сменились разочарованием: фрески местами обсыпались от времени, местами злонамеренно испорчены. «Всюду на стенах видны глубокие царапины, искажающие рисунок,— замечает Стефенс,— и хотя местами отдельные фигуры людей не были повреждены, но сюжет рисунка нельзя было разгадать. Мы долго мучились над фрагментами фресок, стараясь воссоздать их целиком в своем воображении и понять. В конце концов у нас сложилось впечатление, что достижения древних художников страны майя в стенописи, таком недолговечном искусстве, свидетельствовали о еще большем мастерстве, чем в скульптуре.
Цветной барельеф. "Храм воинов", Чичен-Ица. Рис. Казервуда.
Краски на фресках — зеленые, желтые, красные, синие и красновато-коричневые: последними обычно пользовались художники, когда изображали тело человека. Предлагаемый рисунок не воспроизводит красок оригинала и, конечно, не может передать полного впечатления, которое производят эти фрески. И тем не менее они приковывают к себе внимание свободой контурного рисунка, которая могла возникнуть лишь в результате дисциплины и обучения под руководством мастера».
У Стефенса был замечательный художественный вкус и умение видеть главное. В унисон с его высказываниями звучат высказывания современного мексиканского искусствоведа Франсиско Сентено, который о фресках майя говорит:
«Народ майя достиг такого совершенства в настенной живописи, какого не удалось добиться ни одному индейскому народу Америки. Майя делали фрески на затвердевшей белой извести (штук) для украшения домов снаружи и внутри»[62].
Настенные росписи в "Храме воинов", Чичен-Ица. X-XII в.н.э.
Самая старая и красивая фреска древнего периода истории майя была найдена в городе Вашактуне, около озера Петен в Гватемале. Эту настенную роспись древних майя ученые относят к середине I тысячелетия нашей эры.
Совсем недавно, всего лет двадцать пять назад, американский фотограф, служащий известной «Юнайтед фрут компани», открыл в джунглях бассейна реки Усумасинты город индейцев майя, выстроенный в V веке нашей эры. Американцы дали ему название Бонампак (дословно «роспись на стенах»), потому что в одном из зданий этого города были обнаружены великолепные фрески, по художественному мастерству не уступающие знаменитым фрескам из Кносса, города древней культуры на острове Крит.
[62] Франсиско Сентено. 400 веков настенной живописи. «За рубежом», 1972, № 46.