Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

«Гимназиум» — спортивная площадка

Макарова Алла Юльевна ::: Путешествие в страну майя

Все эти здания находятся на открытом месте, в западном на­правлении от большой белокаменной дороги. На той же тер­ритории, кроме сохранившихся строений, Стефенс видел много курганов с остатками разрушившихся построек.

И вот исследователи пересекли большую дорогу и останови­лись перед очень интересным сооружением. Оно состояло из двух массивных параллельных стен в девяносто метров длиной и десять шириной. Расстояние между ними было сорок метров.

Здание в конце спортивной площадки (Гимназиум). Чичен-Ица. Рис. Казервуда.
Здание в конце спортивной площадки ("Гимназиум"). Чичен-Ица. Рис. Казервуда.

На расстоянии тридцати трех метров от северного конца этой площадки, лицом к ней, стоит на возвышении здание (двенадцать метров длиной), в нем всего одна комната с обвалившейся стеной. Среди обломков возвышаются две колонны, украшен­ные скульптурным орнаментом. Уцелевшие части стены покрыты снизу доверху барельефом с изображением людей, но барельеф поблек и сильно осыпался.

На противоположном конце, также на расстоянии тридцати метров от площадки, стоит другое здание на возвышении. Его длина по фасаду двадцать семь метров. Оно тоже полуразрушен­ное, и среди обломков также высятся две колонны.

В центре каменных стен — точно против друг друга — на вы­соте семи метров от земли прикреплены два массивных камен­ных кольца —1,3 метра в диаметре, толщиной в один метр. Коль­ца украшены скульптурным орнаментом, изображающим изви­вающихся змей.

Параллельные стены с каменными кольцами напомнили Стефенсу аналогичное сооружение в Ушмале. Он высказал пред­положение, что эта площадка была предназначена для больших народных состязаний в играх. Археолог назвал ее «Гимназиум»—«спортивной площадкой для игры в теннис». Описанная территория соответствует тому, что у нас называется площадкой для игры в мяч. Игра древних майя называлась «пок-а-ток» и бы­ла очень похожа на баскетбол. Однако во времена Стефенса этого сравнения не могло возникнуть, так как играть в баскет­бол стали только с 1891 года. Майя называли эту террито­рию «Иглесия» — «Церковь», во-первых, в честь двух церк­вей, расположенных по краям площадки, во-вторых, потому, что игра «пок-а-ток» носила в старину религиозный харак­тер.

Стефенс в дневнике своего путешествия приводит описание игры в мяч известного испанского летописца Герреро. Наблюдать игру в мяч было одним из развлечений Монтесумы, верховного вождя другого индейского народа — ацтеков. Герреро величает Монтесуму «королем» и пишет: «Королю доставляло большое удовольствие наблюдать игру индейцев в мяч, которая называ­лась «тлачтли»— ее испанцы потом запретили, ссылаясь на не­счастные случаи, иногда происходившие на спортивном поле. Мяч для этой игры делали из липкого смолистого сока расте­ний жарких стран. Чтобы добыть этот сок, пробивали отверстие в стволе дерева, и он вытекал оттуда крупными каплями. Сок быстро затвердевал и, после того как его мяли, придавая форму мяча, становился твердым и черным, как смола. Мячи, сделан­ные таким образом, хотя были твердые и тяжелые, прыгали и летали с большой легкостью.

Играют две команды — одни бросают мяч в стену, другие отбивают его. Разрешено отбивать мяч плечом, головой, ногой — как выйдет, только не рукой; самым большим достижением счи­тается отбить его бедром, и, чтобы удар был сильнее, прикреп­ляется к набедренной повязке кусок твердой кожи. Правила игры разрешают отбивать мяч, сколько кто сможет, иногда это делается по многу раз подряд, так что создается впечатление, что мяч летает взад и вперед, словно живой.

Индейцы играли на золото, но чаще всего на одежду, на изделия из перьев тропических птиц, а иногда побежденные проигрывали самих себя.

Местом игры была узкая длинная площадка между двумя высокими стенами. Индейцы следили за тем, чтобы эти стены и пол были гладко заштукатурены. На той и другой каменной стене укреплялись каменные кольца с отверстием посередине, достаточно большим, чтобы мяч мог проскочить. Но это слу­чалось редко,— попадание мяча в отверстие кольца считалось большим событием, и победители получили право снимать одеж­ду у зрителей: это было установлено древними обычаями и во­шло в законы игры. И было очень весело смотреть на внезапное оживление, которое наступало, как только мяч попадал в коль­цо,— зрители бросались бежать со всех ног, чтобы их не разде­ли, смеясь и радуясь, если им удавалось убежать. Одновременно раздавались восклицания неудовольствия и досады команды по­бедителей, если они не могли отнять одежду: ведь они должны были устроить жертвоприношение идолу спортивной площадки и отдельно идолу каменного кольца, через отверстие которого проскочил мяч».

Приведя описание испанского летописца, Стефенс в заключе­ние говорит: «Общий характер устройства спортивной площадки в Чичен-Ице настолько похож на ту, что в Теночтитлане (столи­ца ацтеков), что не остается сомнений в том, что она сооружена для такой же игры».