Ольмеки в древней Мезоамерике
Глава I
ЕДИНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОТ ОЛЬМЕКОВ ДО МАЙЯ
ОЛЬМЕКИ В ДРЕВНЕЙ МЕЗОАМЕРИКЕ
Где искать ольмеков?
Эта цивилизация возникла на побережье Мексиканского залива — на территории современных мексиканских штатов Табаско и южной части Веракруса. Земли здесь в основном болотистые, пересекаемые множеством рек и лагун. Именно здесь начинается путь внутрь континента по таким рекам, как Грихальва и Усумасинта. С севера, у побережья, имеются лишь небольшие горные массивы, расположенные в удалении от основных центров: Туштла, Серро-Синтепек. Горы начинаются ближе к границе со штатом Чьяпас — на юге. Жаркий влажный климат болотистой равнины отличается рекордным количеством осадков. Грозы поражают своей интенсивностью и мощью электрических разрядов.
Среди представителей фауны преобладают пресмыкающиеся и рептилии. Достаточно сказать, что на всей планете это один из самых насыщенных в видовом отношении змеями регион. Поскольку все так или иначе слышали о мексиканском «Пернатом Змее», то могут догадаться, что упоминание о рептилиях в этом разделе отнюдь не случайно — именно эти холоднокровные существа послужили прообразом важных персонажей мезоамериканской мифологии и даже космогонии.
Крокодил-дил-дил плывет...
Одним из самых достопримечательных мест штата считается парк столицы штата Вильяэрмосы, куда из труднодоступных археологических центров были собраны ольмекские памятники: алтари, монументы, гигантские головы и прочие каменные фигуры. Для полноты картины здесь же собраны и представители местной флоры и фауны. Однако главным героем парка, что отнюдь не случайно, считается гигантский кайман более
Как жилось мезоамериканцам до появления ольмеков?
До появления цивилизации ольмеков как раннегосударственного образования этот богатый пищевыми ресурсами и весьма комфортный климатически регион безусловно был уже заселен. На протяжении тысячелетий шло постепенное окультуривание растений — ив первую очередь маиса. Так тезисно выглядит описание культуры, предшествовавшей появлению цивилизации ольмеков, в изложении одного из крупнейших современных исследователей архаических культур Мезоамерики Ричарда Дайла:[11]
«Формативный период начался в Мезоамерике с маленьких поселений, живущих за счет сельского хозяйства и эгалитарных социальных систем. Этот тип жизни стал результатом нескольких тысячелетий культурного развития, тысячелетий, в течение которых бродячие охотники и собиратели одомашнили растения и разработали поселенческую модель. Эти правила, определяемые жизнью маленьких поселений, обеспечили создание сельскохозяйственной культуры, которая просуществовала в сельской местности Мексики до XX века. Эти культуры пережили взлеты и падения цивилизаций, конкистадоров, революции и миссионеров.
Маис был основой питания, женщины занимались его перемалыванием и приготовлением лепешек и других блюд. Пищевой рацион составляли фасоль, различные виды тыкв, перец чиле и овощи с огорода, мясо оленя, зайца, птиц и собачек. Были правители и чиновники, сборщики налогов. Семьи могли потреблять большую часть производимого.
Технология производства и материальная культура достаточно просты, но великолепно приспособлены для нужд населения. Из глины делались радовавшие глаз сосуды и фигурки с изображениями людей и животных. Зернотерки, инструменты для рубки и шлифовки. Сохранилось мало предметов из дерева, волокон и тканей.
Очень мало известно о религии. Однако захоронения людей сопровождаются в качестве инвентаря сосудами и фигурками из глины, которые создают впечатление богатой духовной жизни.
Фигурки людей в одеяниях игрока в мяч нам напоминают столь распространенный в более поздние времена ритуал. К сожалению, нам не известны ритуалы, связанные с жизненными циклами, космология и большая часть верований, которые должны были формировать основу религии.
Так выглядела сельская жизнь формативного периода. Не было еще городов, социальных классов, гражданских или религиозных чиновников, правителей, профессиональных торговцев, искусных ремесленников. Примитивная архитектура не имела каменных зданий, искусственных насыпей, обработанных монументальных памятников, систем алфавитного письма»[12].
Так достаточно бедно выглядит реконструкция духовной и творческой жизни в регионе на основании имеющихся — или, точнее, обнаруженных — археологических данных. Легко представляются тихие мирные сельские жители, думающие лишь о своем пропитании. Однако отсутствие памятников отнюдь не свидетельствует о застое в развитии. Не следует забывать, что уже в середине второго тысячелетия до н. э. в Куикуилко (неподалеку от нынешней столицы Мексики г. Мехико) возводится ракушковидная пирамида для астрономических наблюдений, что свидетельствует не просто о взлете научной мысли, но и о существовании прообраза единой идеологической модели, которая спустя две тысячи лет распространится по всей Мезоамерике в многочисленных памятниках материальной культуры.
Очень важно отметить, что в доклассическом периоде по всей территории — за исключением отдельных случаев на западе региона — существовала единая традиция захоронения. Мертвых захоранивали в пределах жилого пространства. И какими бы ни были религиозные представления, совершенно очевидно, что все обитатели региона придерживались единого мнения о посмертном существовании умершего и его постоянной связи с родственным кланом[13].
Какие даты ориентируют нас в культурной истории региона?
Присутствие человека и следы его деятельности отмечены в этом регионе чрезвычайно давно.
Однако о духовных представлениях жителей региона можно судить отнюдь не по бытовому инвентарю, а лишь по тем предметам (или декоративным элементам), которые, казалось бы, не играют никакой роли в «народном хозяйстве»: орнаменты, «бесполезные» фигурки и сооружения, росписи.
Археолог Кристин Нидербергер датирует 2300 годом до н. э. именно такой предмет — женскую фигурку, обнаруженную в долине Мехико. С 1600 года до н. э. количество подобных фигурок резко возрастает.
С 1200 года до н. э. появляются любопытные антропоморфные фигурки: двуголовые или же двуликие с тремя глазами, двумя носами или двумя ртами. Иногда двуликость символизирует дуальность существования человека не только в самом общем смысле оппозиции: жизнь — смерть, но и отражает понимание эволюционной асимметрии, при которой правая половина лица — кости скелета лица (прошлое и смерть), а левая половина предстает как живое лицо, устремленное в будущее.
Как отмечают археологи, судя по захоронениям, в это же время начинается социальное расслоение мезоамериканских обществ и возникает иерархия.
Тогда-то, с осознанием соотношения человеческой жизни и времени в виде триады «прошлое-настоящее-будущее», и появляются ольмеки.
А о каких ранних датах не хотели забывать сами мезоамериканцы?
Последовательность и нарастание количества фиксируемых дат достаточно наглядно позволяют представить динамику эволюции древнего мезоамериканского общества. В основу таблицы положена схема, предложенная Ю. В. Кнорозовым[14].
«легендарная» эпоха
|
0.0.0.0.0.0.0.0. |
5 Ахав, 8 Йашкин |
Копан, стела 16. Так называемая «нулевая» дата хронологии майя. Дата представляет собой чисто теоретический расчет от Начальной даты |
|
1.11.19.0.0.0.0.0 |
4 Ахав 8 Кумху |
Начальная дата хронологии — прецессионный сдвиг восхода Солнца из полосы Млечного Пути в весеннее равноденствие |
|
1.18.5.3.6.12 |
13 Кими 19 Кех |
Паленке, Храм Солнца |
|
1.18.5.4.0. |
1 Ахав 13 Мак |
Паленке, Храм Лиственного креста |
«ольмекская» эпоха
|
7.0.0.0.0. |
10 Ахав |
|
|
|
|
Стела Е., фрагмент в виде эпи-ольмекской маски, дата в стиле Долгого счета в черточках и точках. |
|
бактун 7 |
|
Три стелы, обнаруженные в Чьяпасе и Гватемале, с надписью, похожей на Длинный Счет. Во всех трех случаях просматривается надпись «бактун 7». |
|
7.16.0.0.0 |
4 Ахав |
|
|
7.19.15.7.12 |
12 Эб |
Стела 2 из Абах-Такалик |
|
7.19.(15.7).12 7.?.?.?.? |
12 Эб |
Стела 1 из Эль-Баул Стела 2, Санта-Маргарита Коломба |
|
|
|
Стела 2 из Чьяпаса-дель-Корсо |
|
(7).16.6.16.18 |
6 Эц'наб |
Стела С изТрес-Сапотес |
раннеклассический период (Чиканель)
|
8.5.0.0.0 |
12 Ахав 13 К’анк'ин |
Сосуд из Вашактуна |
|
8.5.3.3.5 |
13 Кан 3 К'айяб |
Стела из Мохарры |
|
Стела 11 из Каминальгуйу |
||
|
8.5.16.9.7 |
5 Маник 15 Поп |
Стела из Мохарры |
|
8.5.18.4.0. |
7 Ахав 3 К'анк'ин |
Стела 25 из Наранхо |
|
8.6.0.0.0 |
10 Ахав |
|
|
8.6.2.4.17 |
8 Кабан |
Фигурка из Сан-Андрееде Туштла |
« Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя.- Л., 1963,- С. 633-637.
|
8.7.0.0.0 |
8 Ахав |
|
|
8.7.13.4.11 |
Притолока 49 (Нашчилан) |
|
|
8.12.0.0.0 |
11 Ахав |
|
|
8.12.14.8.15 |
Стела 29 из Тикаля |
|
|
8.14.0.0.0 |
7 Ахав 3 Шул |
|
|
8.14.3.1.12 |
1 Эб 0 Йашк'ин |
Лейденская табличка (Рио-Грасиосо) |
|
8.14.10.13.15 |
8 Мен 8 К'айяб |
Стела 9 из Вашактуна |
Итак, археологические датировки и календарные записи и расчеты, сделанные индейскими астрономами, примерно совпадают и не противоречат общим выводам о том, что где-то с середины второго тысячелетия до н. э. в мезоамериканских обществах нарастают качественные мировоззренческие (и экономико-политические) изменения, которые достаточно быстро приводят к началу нашей эры к возникновению специфического культурного комплекса, основные параметры которого воспроизводятся впоследствии во всех мезо-американских цивилизациях: в Монте-Альбане, Исапе, Теотиуакане, Каминальгуйю, долине Мотагуа.
Каковы же основные признаки этого нового культурного комплекса?
1. Архитектура:
Городской центр вокруг прямоугольной площади. Ориентировка центра по странам света, причем северная (западная) часть всегда является сакральной. Вход в комплекс с южной стороны. Формируется комплекс пирамида-храм и дворцовые постройки. Если пирамида является воспроизведением горы, внутри которой находится Пещера предков (захоронение), а храм воплощает выход из пещеры, то внутренняя композиция дворцовых построек явно ориентирована на имитацию пространства длинных пещерных переходов.
2.Погребальный комплекс, связанный с пирамидой (рядом с пирамидой, как в Ла-Венте; внутри толщи пирамиды, как в Теотиуакане; под храмом, как обычно предпочитали майя).
3.Монументальная скульптура:
—комплекс стела / алтарь (как в едином ольмекском варианте, так и в раздельных объектах композиционно вместе или по отдельности с компенсацией отсутствующего элемента),
—«сидящая фигура»,
—«гигантская голова».
4. Мелкая пластика.
5. Письмо и знаковая система единого типа.
6. Календарь.
7. Настенные росписи.
8. Специфическая иконография.
Традиционно сложилось, что в популярной литературе этот комплекс цивилизационных признаков принято называть «искусством Мезоамерики». Однако, приступая к анализу памятников, как нам кажется, следует уточнить содержание понятия «искусство» применительно к археологическим культурам.
Кто и когда обеспечил «победу над дьяволом» на культурном фронте?
В Америке, пожалуй, как нигде больше в мире, архитектура, настенная живопись и другие виды художественного творчества превратились в объект внимания прежде всего археологов. Причин тому несколько — малое количество и плохая сохранность образцов; угасание автохтонной культуры при вытеснении и замещении ее новой, генетически чуждой, различающейся стадиально и исключившей, помимо всего прочего, малейший намек на равноправное взаимное обогащение и существование. Немалую роль в этом торможении сыграла, безусловно, официальная религиозная догма, относившая на протяжении по крайней мере трех веков все проявления традиционного индейского искусства к обширнейшей и непризнаваемой в христианском обществе сфере деятельности дьявола. Католическая церковь отважно и самозабвенно боролась с исчадием ада и, в целом, победила — культурная традиция художественного творчества аборигенов Нового Света практически была оборвана или же приобрела маловразумительные синкретичные формы.
Однако для нас уже сам этот факт «идеологической войны» имеет особое значение, поскольку косвенно подтверждает, что в основе всего мезоамериканского культурного комплекса лежала стройная и достаточно мощная идеологическая концепция, на истребление которой прежде всего и была сориентирована христианская идеологическая машина.
Что мы называем «искусством Древней Америки»?
Сразу следует оговориться, что термин «искусство» должен применяться к древним культурам с достаточной мерой условности.
Если попытаться определить кратко различие «древнего искусства» от современного, то можно сказать, что в древнем семиотика доминирует над эстетикой, но не вытесняет, а совершенствует ее. В современном искусстве эстетика подчас становится самоцелью в ущерб смыслу и функциональному назначению.
При подобных условиях приходится рассматривать объекты археологического искусства прежде всего в качестве знаков семиотической системы, несущих бесценную информацию, по которой постепенно становится возможным реконструировать и саму эту систему, а именно выявлять отдельные элементы общей концепции индейского мировоззрения. Одной из таких уже достаточно отчетливо выявившихся черт является преимущественно коммуникативный характер мезоамериканской живописи и скульптуры. Как оценивать это археологическое искусство? Совершенно очевидно, что определение выходит далеко за рамки конкретного произведения. Оно охватывает сложный творческий процесс, в который вовлечено множество компонентов: индивидуальность художника как творческой личности, художественная концепция, при помощи которой автор передает как свою личностную позицию, так и идеологический канон. Нельзя забывать и о технике исполнения и материале, которые должны соответствовать создаваемому произведению. Следовательно, здесь существенно все: и собственно произведение искусства, и та степень удовлетворенности, которую испытывает художник от своего творения, и, что важнее, то впечатление, которое получит зритель от его созерцания.
Таким образом, искусство представляется в виде последовательного творческого процесса, и потому при его исследовании (особенно это касается так называемого «археологического» искусства) желательно обращаться к анализувсех выделенных компонентов. Вместе с тем справедливости ради стоит заметить, что полноценный (с учетом всех составных) анализ мало осуществим, так как, например, получить сведения о художнике как личности в случае древнего искусства невозможно. Остается, при желании, лишь интуитивно воссоздавать его образ и позицию. Наибольший интерес для нас представляет та функция искусства, согласно которой оно расценивается как часть культуры в качестве адаптивной ниши. В этом смысле искусство помогает познавать действительность, отражать ее посредством образов, а также передавать о ней информацию. И здесь нельзя не согласиться с Леви-Строссом в мысли о том, что «искусство выступает как своеобразный язык, как система или группа значимых элементов, которые всегда остаются посредине между речью и объектом»[15]. Леви-Стросс в этом безусловно прав. И с такой точки зрения искусство — это первая форма воспроизведения результатов познания, материализации отражения нематериального образа. В этом значении искусство отражает определенные этапы эволюции функций полушарий головного мозга человека, соответствующие достаточно ранней стадии формирования абстрактного левополушарного мышления.
Отсюда, помимо уже упомянутой коммуникативной функции, следует и специфическая функция, исходящая из самой сущности искусства: систематизировать, развивать и определять место человеческих знаний, то есть речь идет об одном из способов организации опыта человечества. Однако искусство не столько затрагивает разум левого полушария мозга (как в случае языка или науки), сколько взывает к чувствам и идеальным образам правого полушария, заставляя сопереживать все человеческое существо.
В бесписьменных культурах изобразительное искусство удерживает особую значимость, поскольку берет на себя обязанность фиксации и передачи информации, разделяя их с устным творчеством, танцами и праздничными ритуалами. Однако в отличие от последних оно напрямую входит в сферу интересов археологов.
В ранних обществах искусство бесспорно является чрезвычайно «общественным» феноменом, в котором все принимают то или иное участие. Оно обращено к целому обществу и в этом смысле становится коллективным, поскольку личность творца размывается из-за того, что создаваемое им произведение обращено абсолютно ко всем и должно быть легко понято всеми и каждым в отдельности. В таком обществе не может быть и намека на «искусство для искусства». Анонимность художника в подобном обществе — это отнюдь не форма личной скромности, а четкое осознание незначительности своей мимолетной жизни по сравнению с теми вечными догмами, которые призвано передавать создаваемое произведение.
Как следует изучать мезоамериканское искусство?
Когда речь заходит о небогатых памятниками археологических культурах, то вообще сложно воссоздать образ искусства по отдельным, оставшимся вне культурного контекста образцам. И потому основной целью исследователя должен стать конкретный объект, рассмотренный со всех возможных сторон. И это зачастую лишь для того, чтобы в результате добиться каких-либо данных, относящихся к культуре, к которой этот объект относится. Познание таким образом археологических культур ведется преимущественно «индуктивными» методами, где частное порой может быть представлено ограниченно единичным. Любопытной и вполне приемлемой для анализа произведений изобразительного искусства Мезоамерики выглядит методика, разработанная испанским искусствоведом Э. Санчес-Монтанес[16]. Она выделяет несколько основных аспектов исследования:
1.« Формальный» аспект — затрагивает форму произведения как стабильную основу, состоящую из определенным образом сплетенных компонентов, позволяющих в конечном счете определить произведение искусства как таковое.
Форма — это не нечто мертвое и застывшее,— она состоит из множества элементов и черт, которые смогут определяться как проявления формы, выражаться графически или пластически. Без стабильной формы не может быть и речи о стиле, а стиль, в свою очередь, является одним из важнейших аспектов для оценки памятника культуры.
Все исследования стиля в этих культурах сводятся к выявлению того уровня постоянства, на котором и существует искусство. И в свою очередь смена стиля свидетельствует о глубоких культурных и даже политических изменениях в раннем обществе.
Некоторые исследователи[17] выделяют три основные формы пластического изображения, к которым по традиции относятся имитационная, информационная и декоративная, что соответствует реалистическому портрету, пиктографическому знаку и абстрактному орнаменту. Именно первая, имитационная форма позволяет нам почерпнуть прямые сведения о материальной культуре и религии общества. На этом же уровне становится возможным и опознание фантастических образов, то есть определение направлений, по которым реальность, с нашей точки зрения, пересекается с ирреальностью.
2.«Тематический» аспект — в его центре находится изображаемый образ, сюжет, который часто позволяет почерпнуть наибольшую информацию об исследуемой культуре. Вместе с тем совершенно необходимо признать, что чрезвычайно трудно пытаться вскрыть сущность искусства археологической культуры, имея в распоряжении всего лишь отдельные произведения как источник информации.
3.«Сигнификативный» аспект— определяется тем замыслом, основной идеей произведения, которая должна передаваться, сообщаться в виде, абсолютно доступном для человека того общества, но зачастую с большим трудом воспринимается неподготовленным, посторонним (современным) человеком, особенно в случае непонимания сущности рассматриваемой археологической культуры.
4.«Функциональный» аспект — он определяется самой сущностью цивилизации, согласно которой искусство всегда имеет конечную конкретную направленность, а произведения никогда не создаются «по наитию».
Функциональный аспект произведения искусства, выявляемый из его сигнификативного аспекта, выходит за рамки художественного исследования в той мере, насколько функция связана с независимым объектом при рассматривании его как произведения искусства. Но он должен непременно учитываться, особенно если речь идет об изучении археологической культуры.
Хотелось бы оговориться, что это небольшое отступление в область теории было сделано лишь для того, чтобы, ничуть не умаляя художественную ценность мезоамериканских памятников как произведений искусства, обратиться лишь кодному, наиболее важному в данный момент аспекту, попытаться понять, как воплощалась (и модифицировалась) во всех этих археологических памятниках единая идеологическая модель, о которой мы ведем речь.
Примечания:
[11]Diehl RA. La presencia olmeca en Mesoamérica durante el período formativo: una evaluación personal // Perspectivas antropológicas en el mundo maya.— Madrid, 1993.— P. 37—43.
[12] Ibid.
[13] На Юкатане индейцы и поныне живут в плетеных хижинах. Под влиянием христианства они хоронят, а точнее, вторично перезахоранивают своих умерших на кладбищах. Эти могилы выглядят
[14]куда более солидно и долговечно, нежели жилища-хижины. Каждая могила представляет собой каменный домик, воспроизводящий некоторое подобие в миниатюре то ли католической церкви, то ли индейской пирамиды с храмом. В небольшой платформе под храмом-алтарем помещаются вторично захороненные, очищенные от тканей кости умершего.
[15]Lévi-Strauss С,Charbonnier G. Arte, lenguaje, etnología.— México, 1969.— P. 53.
[16] Sánchez Montañés E. Algunas consideraciones sobre la arqueología y arte // Antropología de España y América.—Madrid, 1977.— P. 139—149.
[17] HauserA. Historia social de la literatura y el arte.— Madrid, 1969.