К вопросу о возникновении культур Нового Света
Формирование научных знаний в древней Америке: свое или заимствованное?
Сходство элементов культуры у разных, порою весьма удаленных друг от друга этносов, как известно, предполагает несколько вариантов объяснений: это может быть и генетическое родство, и культурное заимствование вследствие длительных контактов или территориальной близости, и ассимиляция, а иногда — правда, в реальности весьма незначительное — культуртрегерство, а также некоторые другие причины.
Американских индейцев постоянно обвиняют в заимствовании своих культурных достижений от самых различных цивилизаторов — от древних евреев по инопланетян. С момента открытия континента казалось невероятным, чтобы находившиеся в полной изоляции от Старого Света народы развивались в основном по тем же законам и шли теми же шагами, что и этносы давно освоенных регионов. Однако в реальности проблема общего и единичного в ци-вилизационном развитии оказывается куда более сложной и увлекательной.
Особое место эта проблема занимает в исследованиях связей между Старым и Новым Светом, а точнее, заселения Американского континента. Исследуя происхождение языка и культуры майя, Ю. В. Кнорозов еще в 60-е годы пришел к выводу о трех волнах заселения Американского континента из Северо-Восточной Азии в периоды оледенений. Первая волна — к которой и относились предки майя, находившиеся в тот период на безъязыковой стадии леваллуа-мустье — осуществилась около 40 тыс. лет до н. э., что теоретически обосновывалось в концепции Ю. В. Кнорозова как лингвистическими, так и некоторыми этнокультурными и антропологическими особенностями[89]. Вторая и третья волны переселенцев пересекли Берингию, уже неся язык и культуру, возникшие в Азии[90]. Археологи долго отказывались воспринимать данную гипотезу, аргументируя свою позицию отсутствием следов человека на Американском континенте, которые датировались бы ранее двадцатого тысячелетия до н. э. Теперь, когда уже составляется целый атлас пещер по всему континенту, от Севера до Юга, со следами присутствия человека, датируемыми тридцатью пятью тысячами лет, а возможность заселения континента 40 тыс. лет назад даже не дискутируется[91], теоретические выкладки Ю. В. Кнорозова оказались (в очередной раз) блестяще подтвержденными.
Однако сразу же со всей очевидностью возникла неожиданная проблема: если до принятия концепции Кнорозова все этнокультурное сходство объяснялось генетическим — в той или иной степени — родством между азиатскими и американскими группами и речь шла лишь о выявлении степени этого родства в каждом конкретном случае, то как объяснить в свете «нового» взгляда на заселение Америки все же существующее сходство некоторых базовых элементов мировоззрения (и, как следствие, культуры) между генетически неродственными и территориально удаленными народами Старого и Нового Света?
К «общему» можно отнести, в частности, ранние мифы о сотворении мира самых разных народов, отражающие существование однотипных моделей мира[92]. Распространенными являются и представления о Млечном Пути как о «дороге мертвых» или опоре мира, которое существовало и у древних американцев, отождествлявших его с Небесной Рептилией, и у тувинцев, именовавших его Черной Собакой, и даже у скандинавов, видевших в нем Дорогу Одина. Общим является как для индейцев, так и для коренных жителей Сибири и Востока, да и вообще половины земного шара восприятие Севера в качестве страны предков или мертвых. Не уникальны представления американских и сибирских аборигенов о реинкарнационных циклах, основанные на разделении функций духовной и телесной сущностей человеческого существа.
Нельзя не отметить и того факта, что типология человеческой деятельности и ее материальных признаков на самых ранних этапах, начиная с палеолита, практически универсальна во всем мире, затем начинает приобретать некоторое разнообразие в неолите, обретает региональные особенности в цивилизациях древнего мира, формирует стойкий национальный колорит к середине второго тысячелетия н. э., а к концу его начинает этот колорит утрачивать.
Работа над темой привела к еще более широкой постановке вопроса: как структурировать те универсальные духовные и культурные явления, которые присущи разным этносам, при этом возникают и одинаково видоизменяются на определенных стадиях развития общества и практически неотделимы от организации жизнедеятельности человека, как бы он сам к этому ни относился?
Естественно, что подобная проблема давно интересовала не одно поколение исследователей, однако ни «либидо» и «комплексы» по Фрейду, ни «коллективное бессознательное и архетипы» Юнга не являются объяснением, а всего лишь отражают взгляд на проблему с точки зрения психических особенностей личности.
В чем существо системной позиции Ю. В. Кнорозова?
Более продуктивным выглядит «системное» направление, обозначенное Ю. В. Кнорозовым в его тезисной статье «К вопросу о классификации сигнализации»[93]. Ввиду важности высказанных в ней позиций для дальнейших рассуждений позволю себе достаточно подробно изложить ее некоторые положения.
Все системы неживой и живой природы, отмечает Кнорозов, подчиняются общим закономерностям, действующим во Вселенной («универсальной системе»). Основной закономерностью для всех систем является тенденция к развитию от низших форм к высшим. Развитие можно интерпретировать как приобретение данной системой в определенной степени некоторых свойств «универсальной системы». Воспроизведение уже сложившейся системы идет в обратном порядке, то есть развитие замедляется.
Возникновение системы высшего порядка в результате качественного скачка приводит к появлению новых свойств, которые, естественно, не могут быть сведены к свойствам составляющих систему единиц... Каждому уровню свойственны свои особенности и закономерности развития. Ассоциация людей не является дальнейшим развитием или высшей формой объединения животных, а представляет собой следующий тип дифференцированной системы, то есть «объединение объединений».
Сигналы, возникающие в ассоциации для координации действий ее членов, можно рассматривать как частный случай физического воздействия. Расчленение ситуации на триаду (субъект — действие — объект) потребовало увеличения количества сигналов, Это увеличение пошло по пути их сдваивания, что в свою очередь привело к созданию сигнализации принципиально нового типа, то есть языка с его громадной избыточностью.
Расчленение ситуации обусловило возможность моделировать ее, то есть сообщать о такой ситуации, которая была бы такой, которая могла бы быть, а также о такой, которой вообще не может быть. В связи с этим основной функцией языка стала моделирующая (помимо прежней коммуникативной). Мышление, то есть внутреннее немое воспроизведение сигнального ряда, в основном является моделированием ситуаций.
Таким образом, Кнорозов увязывает синхронное становление речевой функции с развитием абстрактного моделирующего мышления и усложнением человеческой деятельности, вскрывая законы и показывая механизмы этой связи.
Как можно представить этапы эволюции?
Основываясь на данной концепции, мы можем выделить несколько этапов эволюции такой постоянно усложняющейся дифференцированной системы, как ассоциация людей, где человек — единица системы (сама по себе являющаяся системой, развивающейся по собственным законам). Эти этапы характеризуются все теми же специфическими и определяющими для данной системы признаками:
1.На уровне единицы системы: развитие мыслительных способностей как внутренний признак, выражающийся в развитии функциональной асимметрии полушарий головного мозга[94] и проявляющийся в создании все более сложной картины мира с увеличивающимся радиусом центризма.
2.На уровне целой системы: развитие коллективной деятельности как внешний признак, зависящий от расширения и изменения типов связей между членами ассоциации и выражающийся в усложнении социальной структуры общества, идущего по пути «объединения объединений» (от социо-репродуктивной группы к сложному коллективу).
Попробуем тезисно обозначить основные этапы развития человека и коллектива, естественно, не претендуя на всю полноту охвата признаков, поскольку подобная задача выходит за рамки данной публикации. Нашей же целью является систематизация так называемых «общих» явлений культуры, относящихся исключительно к ранним периодам эволюции человеческого общества.
Первый этап, начавшийся, по всей видимости, около 40 тыс. лет назад и продлившийся примерно 30 тыс. лет, антропологически отмечен резким увеличением объема мозга и развитием функций левого полушария, постепенным развитием и укреплением гортани. Характеризуется превращением сигнализации в коммуникацию, то есть возникновением речи. Освоение огня в качестве управляемой энергии резко снизило основной обмен и обеспечило принципиально новый образ жизни (что нашло свое отражение в мифах об огне). Первое абстрактное восприятие окружающего мира отличается почти неразрывным с биологией антропоцентризмом. Абстрактное мышление также глубоко антропоцентрично.
В изобразительном материале развитие абстрактного мышления проявляется в отождествлении живого с его макетом и, что еще более важно, отождествлении живого предмета с плоскостным изображением, зафиксированным, в частности, в бесконечном воспроизводстве отпечатков рук и линий (около 30—25 тыс. лет), а спустя некоторое время — плоскостном изображении животных и знаков (15—20 тыс. лет)21.
На уровне онтогенеза, при всей условности подобного сопоставления, этот этап филогенетического развития соответствует примерно возрасту от 8 мес. до 3 лет.
Биологическая память суточного цикла осмысляется наблюдениями за суточным циклом Солнца (что находит свое выражение в наиболее архаических
Гнезерман Т.В. Нейропсихологический подход к изучению генетической детерминации функциональной асимметрии мозга: Докл. / МОИП.— 1980; Дубинин Н.П. Булаева К.Б. Трубников В.И. Изменчивость и исследуемость нейродинамических и психодинамических параметров в популяции человека // Генетика.— 1983.— Т. 19, № 8,— С. 1353—1359; Доброхотова ТА., Брагина H.H. Левши.— ч 1994; Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых "поражений мозга.— М., 1977. Дэвлет Е.Г. Пещера Анри Коске // Природа,— 1993.— № 8.
солярных культах) и постепенно сменяется левополушарным членением времени, предусматривающим не только прошлое и настоящее, но моделируемое время, то есть будущее. Таким образом формируется бесконечная последовательность вчера — сегодня — завтра.
Отрабатываются способы воспроизведения фенотипа в виде вербализованной формы филогенетической памяти, что впоследствии оформится в «мифы» о сотворении мира и человека.
Человек различает живое как самовоспроизводящееся в пределах длительности собственного жизненного цикла. Однако он не выделяет себя из животного мира, а лишь отождествляет себя с тем или иным видом.
Для этого периода характерно формирование абсолютного антропоцентризма — полный перенос свойств человека на свойства окружающего мира, и потому мир материальных объектов абсолютно равен миру духовных сущностей, воспринимаемых интуитивно, но обладающих той же, а то и большей реальной властью над окружающей действительностью. Антропоцентризм возникает как первый метод познания действительности и предопределяется доминированием правополушарного реагирования.
Хотя сведения об общине (системе ассоциации) этого периода достаточно скудны, все же исследователями отмечается, что «праобщина поздних палеоантропов представляла собой прочный коллектив с резко сократившимся числом конфликтов, все члены которого осознавали в форме тотемизма свое единство»[95].
Идет процесс формирования дуальной общины, обеспечивающий достаточную гибридизацию за счет увеличения генетической комбинаторики. Важно отметить, что процесс носит панойкуменный характер[96]. Формируются системы группового (социального) родства с унилатеральным счетом родства, тяготеющим к материнской линии. В регуляции жизнедеятельности коллектива половые биологические отношения начинают оформляться в социальные.
Присваивающий тип хозяйства (собирательство, рыболовство, охота) определяет сферу интересов коллектива, и тем самым закладывается его будущее культурное своеобразие.
Когда наступает следующий этап?
Второй этап приходится на временные рамки, называемые традиционно неолитом (9—3 тыс. до н. э.), и характеризуется «революционными» переменами в жизни человека и коллектива, поскольку в результате его осуществляется переход к производящему типу хозяйствования. Этот период в 3—4 раза короче предыдущего, но богаче и интенсивней по проходящим в нем преобразованиям.
Если вновь попытаться обратиться к сопоставлению филогенеза с онтогенезом, то некоторые элементы развития абстрактного мышления в коллективе этого периода соответствуют аналогичным процессам, происходящим в возрасте от 3 до 6 лет.
Складывается сложная модель мира, предусматривающая несколько уровней. В ней человек отделяет себя от прочих неживых и живых объектов. Все большее становление функций левого полушария приводит к тому, что мир духовных сущностей начинает занимать отдельное место, предопределяя возникновение нового социального института для осуществления контактов между этими мирами, в котором центральное место отводится шаману, который хотя и обпадает особыми способностями, но, тем не менее, равен любому другому члену коллектива и не отрывается от основной хозяйственной деятельности.
Наблюдения за Луной позволяют выделить первые циклы из нескольких солнечных суток, также чрезвычайно тесно привязанные к биологии. Кроме того, вычленяется годовой солнечный цикл, подразделяемый на хозяйственные сезоны. Эти наблюдения постепенно подводят к закладыванию основы первых календарных систем.
Оставаясь антропоцентристом, человек приходит к структурированию вокруг себя географического пространства, которое включает как видимый живой мир, так и невидимый мир духовных сущностей.
Совершенствуется способ описания модели мира, который затрагивает не только проблемы «становления» мира и «возникновения» человека и его этапов развития, но и некоторые реальные события из жизни племени, правда передаваемые пока без соблюдения временной последовательности и масштаба — в виде набора отдельных историй.
Как и в предыдущем периоде, доминирует ритмическое изложение текстов, предназначенных для обучения как способа воспроизводства фенотипа популяции, если рассматривать коллектив как условие среды обитания.
Научные, религиозные и исторические представления составляют единый комплекс знаний и входят в компетенцию людей с особыми интеллектуальными способностями —шаманов. Эти «особенности» (паранормальная феноменология) определяются специфическим профилем функциональной асимметрии головного мозга человека[97].
Степень развития абстрактного и моделирующего мышления характеризуется в изобразительном материале возникновением сюжетных изображений и символов-маркеров, отражающих представления о модели мира.
Возникают различные мнемонические системы для фиксации блоков информации.
Племя, сформированное на основе дуально-фратриальной системы родства, все больше превращается в социальный организм. Отношения родства в виде памяти о предках приобретают мифологизированный характер, а термины родства «размываются» и уже могут не отражать реальных отношений.
Что происходит в древнем мире?
Третий этап, известный под названием древний мир, охватывает уже значительно меньший период в филогенезе, всего около 4—5 тыс. лет. При этом цивилизации древнего мира уже значительно разнятся между собой, приобретая все больший и явный локальный культурный колорит. Хотя первые культурные различия отмечаются исследователями еще во времена нижнего палеолита[98].
Внимание человека обращается к Солнцу, но совершенно на ином уровне. Осуществляется не только переход к выделению годовых солнечных циклов, но и членение их на равные отрезки.
Научные знания периода формирования государственности рассматривают место обитания человека в качестве единицы пространства, благодаря чему расширяется комбинаторная способность использования астрономических данных для систематизации во времени и в пространстве все большего числа явлений и объектов. Формируется последовательность фиксации памяти об исторических и прочих событиях в пределах линейных отрезков циклов времени, что, с точки зрения антропо- и социоразвития, невозможно в племенных образованиях. Как следствие, возникают календарные системы, которые также эволюционируют по мере изменения общества и типов хозяйствования — от разнотипных маркеров-заметок до сложных календарно-цифровых записей.
На смену антропоцентризму приходит геоцентризм. Строится новая картина мира, создается современная календарная система.
Анимистическое восприятие мира, как устаревшая форма абстрактного мышления, мифологизируется и уходит в прошлое. Мир духовных сущностей все больше обособляется от реальных, оформляясь в самостоятельную социальную подсистему — религию, которая все больше переходит в ведение специальных членов социума, занимающих особое положение «избранных».
Некоторые характеристики проявления мыслительных функций этого периода соответствуют отдельным процессам, проявляющимся в развитии ребенка в возрасте от 6 до 10 лет.
В изобразительном творчестве возникает перспектива.
Формируется способность соблюдения временной последовательности изложения событий, что предопределяет возникновение истории как науки.
Возникает фонетическое письмо.
Творчество утрачивает свое чисто утилитарное или мнемоническое назначение и переходит в совершенно иное качество, возникает и начинает бурно развиваться искусство.
Наука постепенно начинает обретать собственные черты, все еще являясь частью религиозно-мифологических комплексов. Как реликт сохраняется тенденция ритмизации научных трактатов.
Становится сложной социальная структура общества, меняется тип производства и распределения. Кардинально меняется структура семейно-родственных связей, следуя по пути их сокращения, но все еще сохраняясь на уровне достаточно прочных внутриклановых отношений. В системе терминов родства возникает все больше дифференцированных названий, а реальные отношения родства все меньше соответствуют системе терминов. Системы родства стремительно эволюционируют от так называемых классификационных к описательным.
Важным этапом становится переход к восприятию человеком Земли внутри армиллярной сферы. Хотя первые представления о совмещении земной и небесной сфер, видимо, проявлялись в особом восприятии Полярной звезды. Разработка подобной схемы как символа геоцентризма уже несла в себе саморазрушающий элемент, правда, пока на уровне гениальных догадок (Аристарх Самосский, современник создателя армиллярной сферы Клавдия Птолемея, недаром был назван «Коперником античности» — он утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца). Этот скачок в абстрактном мышлении осуществляется практически в самом конце античности (второе столетие н. э.) и знаменует собой наступление качественно нового этапа в развитии человеческой цивилизации.
Наступало время господства мировых религий, приведшее к окончательному отделению мифологического восприятия мира от абстрактного мышления. Наращивается культивирование религиозной догмы — христианства — как смоделированного учения, недоступного индивидуальному чувственному восприятию и познанию, что привело к формированию принципиально нового способа абстрактного мышления.
И этот процесс, как и все предыдущие, также относится к панойкуменным,но подчиняется общим законам эволюции, которые с точки зрения человеческой жизни не являются синхронными, а дихрония в приобретении и закреплении признаков может затянуться на столетия. Несмотря на особенности функциональной асимметрии мозга населения Европы и Азии, являющейся помимо прочего формой адаптации к экологическим условиям[99] и потому предопределяемой фенотипически, формирование нового типа абстрактного моделирующего мышления в Европе находит свой аналог (примерно в то же время) в развитии конвенциональных знаний конфуцианства на Востоке[100].
От Тацита до Данте — тысяча лет молчания...
Примечательно, что в Европе процесс формирования нового типа мышления совпадает с периодом научного «молчания» на протяжении более чем тысячи лет. Для этого периода характерно лишь постоянное переосмысление и уточнение религиозной догмы, что косвенно может свидетельствовать о ее несоответствии научной картине мира. Так, в списке «великих имен» после Тацита (ок. 58 — ок. 117) следует долгий перерыв, затем, знаменуя совершенно новый этап восприятия мира, появляются Данте Алигьери (1265—1321), человек нового времени, философ-энциклопедист, и Леонардо да Винчи (1452—1519) — гениальный изобретатель, инженер, ученый, художник.
И, наконец, приходит время гелиоцентрической картины мира, разработанной Коперником. Абстрактное мышление, выпестованное в Европе христианством, стало могильщиком и самого христианства — как разрушает цыпленок ставшую ненужной для его дальнейшего развития скорлупу.
Джанбаттиста Вико в XVIII веке окончательно обозначил разницу между религией, историей, мифологией и философией.
Наука отделилась от поэзии.
Семья сократилась до предельного минимума.
Конец XIX века ознаменовал собой кардинальный пересмотр картины мира.
Процесс удлинения радиуса «центризма» набирал все большую скорость, таким образом, что переход в галакциоцентризм и дальше даже перестал производить особое впечатление на человека. Человек ушел далеко от своего архаического антропоцентризма на уровне абстрактного левополушарного мышления, но... вместе с тем он так и остался антропоцентристом на уровне индивидуального восприятия актуальной действительности.
Что это такое — «языческое мировоззрение» ?
Этим термином принято именовать некоторые феномены культуры, возникшие на ранних этапах эволюции человека и социума и присущие и в настоящее время в том или ином виде самым разным этносам, в том числе и аборигенам Нового и Старого Света и называемые иногда «языческим мировоззрением».
Хотелось бы заметить, что так называемое «языческое мировоззрение» чрезвычайно мобильно и восприимчиво ко всему новому, но в ключе традиционной парадигмы, которая, как оказывается, обладает достаточно широкими адаптационными возможностями. Однако воспроизводство этой парадигмы осуществляется не через специальные духовные практики, а через весь уклад жизни, который определяется «связями между самыми различными духами», если пользоваться языческой терминологией. При разной степени агрессивном наступлении иного типа цивилизации, приводящем к разрушению традиционного уклада, исчезают связи между духовными сущностями объектов мира и тем самым разрушается модель мира, что в результате приводит в худшем случае к деградации или исчезновению этноса, а в лучшем — к его культурной ассимиляции и даже этническому самоотрицанию. Весьма сходные результаты подобных процессов наблюдаются как у не знавших государственных образований аборигенов Американского континента, так и у находящихся на аналогичном уровне жителей Северо-Востока и Сибири нашей страны.
Примечания:
[89] Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Легенды о происхождении майя // Экология американских индей-цев и эскимосов.— М, 1988.— С. 247—256.
Кнорозов Ю.В. Вступит, ст. // Галич М. История доколумбовых цивилизаций.— М., 1990.
" Arqueología Mexicana.— Vol. 4, № 24.-^- Р. 43.
Как известно, универсальность типологических моделей мифов осмыслялась еще Платоном, еговоря уже о более поздних исследователях. А параллелизм мифов Старого и Нового Света был °тмечен в начале XVIII в. Ж.-Ф. Лафито.
[93] Кнорозов Ю.В. К вопросу о классификации сигнализации // Основные проблемы африканис
тики.— М., 1973.— С. 324—334.
[95] История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины.— М., 1986.— С. 73.
[96] Там же.— С. 99.
[97] Доброхотова Т. А., Брагина H.H. Парапсихология: психология или патология левшей? // Парапсихология в СССР.— 1991.— № 1; Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные пространство и время человека // Вопросы философии.— 1978.— № 3; Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Загадки неправорукого меньшинства человечества // Вопросы философии.— 1980.— № 1.
Алексеев В.П. Становление человечества.— М., 1984.— С. 169.
[99] Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. К проблеме адаптации человека в приполярных районах северо-востока СССР.— Владивосток, 1988.
[100] Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Докл. АН.— '"2.-Т. 324, №6.