Восприятие пространства и времени
Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь...
Антропоцентризм наблюдателя
Говоря об антропоцентризме, мы ведем речь об изначальной сознательной деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и воздействие на него. Подобное влияние на окружающую действительность возможно лишь при возникновении абстрактного мышления и способности моделирования ситуаций, а такое качество человек приобретает только с развитием так называемого левополушарного мышления, важнейшим этапом которого становится возникновение речи, что происходит около 50 тыс. лет назад28.
28 Проблема становления абстрактного мышления рассматривается в главе «Создание первой модели мира древним человеком». |
Антропоцентризм становится основной характеристикой первых картин мира, которые создает человек, и потому, естественно, проявляется как в восприятии и отражении пространства и времени, так и в переносе качеств, присущих человеку, на все остальные объекты действительности.
Солнце всходит и заходит...
Рецепторы живущих в наземном пространстве организмов всегда сориентированы на Солнце, что называется гелиотропизмом. Даже растения поворачивают свою «лицевую» сторону, то есть ту, на которой расположены рецепторы, в сторону света, естественным источником которого является Солнце. При наблюдении за комнатными растениями не составляет труда заметить, что те постоянно направляют свою верхнюю зелень и цветы, рецепторную поверхность, в сторону источника света, следуя за его движением, с востока на запад. Этот феномен называется гелиотропизмом.
В отличие от растений, у животных гораздо сложнее связать (без специальных исследований) ориентацию в жизненном пространстве с Солнцем. Они, с одной стороны, достаточно свободны в своем перемещении, а с другой, эта ориентация практически не находит прямого отражения в организации жизнедеятельности, косвенными показателями могут быть деление на дневной и ночной образ жизни, а также, конечно, наличие практически у всех позвоночных направленного развитого рецептора света — глаз. Кроме того, сюда же можно отнести и такое проявление пространственно ориентированной деятельности среди некоторых видов животных, как сезонные миграции по оси север — юг, которые, например у птиц, каким-то «интуитивным» образом соотносятся со склонением Солнца.
Во всяком случае, нет сомнений в том, что биологическая ориентация живых организмов на Солнце относится к функциям чрезвычайно древним и рациональным, не контролируемым сознанием.
На определенном этапе эволюции гоминид, соответствующем становлению человека (характеризуется увеличением объема мозга до практически современных размеров), чисто перцептивное или интуитивное восприятие окружающего мира постепенно, со все увеличивающейся скоростью, начинает преобразовываться в аналитически-мыслительное. Не трудно предположить, что первые наблюдения отражали биологическую зависимость и ориентацию гоминид на суточный цикл Солнца.
Членение пространственного мира также определялось через Солнце путем выделения двух пространств дневного цикла: пространства возникающего и поднимающегося в зенит Солнца и пространства, в котором Солнце исчезало. Таким образом «мир» грубо делился как бы на две не всегда равные половины: с Солнцем и без Солнца. Первая охватывала сектор с востока — через юг — почти до запада, а вторая, соответственно с запада — через север — почти до востока. Именно так делят географическое пространство нганасаны[101]. Естественно, что, строя субъектно-объектную модель «Я — Солнце», человек обязательно представляет себя повернутым к нему лицом, а точнее, важнейшим для слежения за светом рецептором— глазами. А реально воспринимаемый материальный мир для него таким образом заполняет все промежуточное пространство модели и тем самым неразрывно связан с присутствием Солнца. С этой точки зрения семантика образа «место под солнцем», входящего в различные поговорки у многих народов мира, сохраняет некую перцептивную архаику, поскольку речь идет отнюдь не о занимаемом положении в обществе, а о более широком выражении права человека на жизнь, на принадлежность его к реальному миру, а не к тому, который, как подразумевается, находится вне пределов присутствия Солнца и является, следовательно, миром без живых.
Первое осмысление солнечной позиции явилось, видимо, с одной стороны, следствием естественного стремления синхронизировать внутренние — биологические — часы с жизненными циклами и простейшей хозяйственной деятельностью. Оно нашло свое материальное выражение (как признак становления моделирующего мышления) в фиксации точек восхода, захода и зенита относительно актуального плоскостного пространства, воспринимаемого антропоцентрически.
Лингвистический антропоцентризм
Следы изначально присущего человеку антропоцентризма в восприятии окружающего пространства обнаруживаются в самых различных элементах культуры, в том числе и таком определяющем признаке человека, как язык.
Так, в качестве примера можно напомнить, что практически во всех языках обнаруживаются соответствующие формы наподобие наречий «там» и «здесь», отражающих степень удаленности объекта от говорящего. В языках с развитой системой глагольных времен (например, французском) эти времена как бы густо концентрируются вокруг настоящего, отражая множество модальных оттенков, а по мере удаления от него к прошлому или будущему как бы разрежаются, фиксируя свои функции практически только на отражении последовательности событийного ряда. Естественно, что настоящее время отражает актуальное время исключительно с точки зрения Ego говорящего. Даже когда модальное настоящее используется для передачи актуализированных событий прошлого (или будущего), говорящий как бы перемещает себя вместе со всей временной конструкцией назад (или вперед) в линейном отрезке событийного ряда. Сужение временного пространства в речи можно наблюдать при некоторых заболеваниях, связанных с поражением левого полушария головного мозга, когда в целом речевая функция не выглядит пораженной. Событийный ряд излагается предельно краткими фразами с использованием глаголов преимущественно в настоящем времени как для настоящего, так и для прошлого (мало в прошедшем времени, и практически отсутствует будущее время).
Лингвисты давно отметили, что в языке майя (например, юкатекском, расположенном на периферийной зоне и сохраняющем многие архаические языковые феномены) формы прошлого времени идентичны формам будущего. Этот лингвистический феномен отражает, в частности, не только тип мышления, но и своеобразие мировосприятия этого народа, строящегося на идее постоянных реинкарнационных циклов. Для майя реально существует только то, что антропоцентрично, актуально и синхронно Ego, и потому только этот событийный отрезок обладает линейностью, тогда как все остальные события за пределами отрезка являются частью временной цикличности, где прошлое воспроизводится и совпадает с будущем.
Человек в мире или мир вокруг человека?
К наиболее разработанным антропоцентрическим моделям мира следует отнести, пожалуй, модель мира бенинцев (Юго-Восточная Африка, приблизительно от 6° до 12° сев.широты). Мироздание, по их представлениям, состояло из четырех концентрических кругов, минимальный из которых принадлежал человеку и, в свою очередь, также делился на четыре мини-круга. Внешний круг охватывал Вселенную. При этом разделения пространств на реальное и мифологическое не предусматривалось, что делало мир единым, а человеческую жизнь цикличной[102].
У индейцев аймара (Боливия, Перу) антропоцентрический принцип переносился даже на структуру поселенческой модели, состоявшей из трех двойных общин, распределенных антропоморфно (голова, туловище, ноги). Кроме того, «этот антропоморфизм постоянно подчеркивается в повседневной жизни членов всех трех общин и особенно в ритуальной практике...»[103].
Антропоцентризм наблюдателя проявился, в частности, и в сохранявшейся вплоть до XIX века традиции составления карт и схем, на которых юг располагался сверху в качестве указателя направления движения. Север, естественно, оставался снизу. Восток, следовательно, был слева, а запад справа. И в данном случае речь идет о картах не «примитивных» народов, а вполне цивилизованных европейцев. Такой, например, выглядит карта знаменитого пирата и великолепного навигатора Фрэнсиса Дрейка, опубликованная в прижизненном издании «Журнала путешествий в Вест-Индию» в 1585 году[104].
Но если схемы пирата XVI века мы можем счесть недостаточно «академичными», то какие могут быть претензии к великолепному научному изданию XIX века Альсида Орбини, где мы видим детальную карту Южной Америки с мысом Горн сверху[105].
Испанские карты XVIII века, хранящиеся в Archivo General de las Indias и посвященные, в частности, острову Пасхи, все изображают этот остров с указанием севера внизу[106].
Вместе с тем нельзя не признать, что в эпоху великих морских открытий устройство компаса оставляло желать лучшего, а кроме того, для наблюдателя из северных широт в Южном полушарии полностью переворачивалось звездное небо. Известно, что подобная дезориентация в пространстве при пересечении экватора приводила многих мореплавателей в полное замешательство. И тем не менее помещение Юга наверху карты объясняется не только сложностями навигации в южных широтах, но и безусловным антропоцентризмом путешественников и мореплавателей в качестве наблюдателей окружающего их пространства. Доказательство тому — «перевернутая», с нашей точки зрения, карта Фрэнсиса Дрейка, которая воспроизводит район Венесуэлы, расположенный примерно на 10 широте Северного полушария.
Следует отметить, что традиция «естественного» для восприятия изображения пространства на картах и схемах прекрасно сосуществовала с «перевернутым» восприятием Земли внутри армиллярной сферы, идею которой разработал Клавдий Птолемей еще в самом начале н. э.[107]. И в том же издании Орбиньи карты естественные и координатные благополучно соседствуют друг с другом[108].
Карты, изображающие географические объекты Южного полушария, явно выполнялись в соответствии с направлением «к Солнцу», но с позиции путешественника, начавшего свой путь в Северном полушарии. При переходе в Южное полушарие Солнце оставалось уже «позади», однако система абстрактных знаний географии и астрономии уже позволяла без проблем преодолеть это противоречие. Хотя для жителей Южного полушария изображение Земли в армиллярной сфере совпадает с естественным положением наблюдения за пространством, в котором Солнце движется через север. И потому изображение мыса Горн сверху выглядит полным нонсенсом со всех точек зрения, кроме одной — антропоцентрической. И именно эта, самая архаическая, позиция твердо отстаивает свое право на существование даже в XIX веке, несмотря на все достижения абстрактной мысли и науки.
Следы антропоцентристского естественного восприятия географического пространства прекрасно сохраняются у народов Сибири и Дальнего Востока. Так, для нганасан, по данным Г. Н. Грачевой, север находится «нанизу», а в традиционной культуре этого этноса человек ориентирован лицом на юг, и те же данные получены у юкагиров[109].
Рассуждая об атропоцентризме пространства и времени филиппинцев, Н. И. Моисеева отмечает, что «пространство обретает реальность лишь в ближайшем окружении, и вопрос, продолжается ли оно за пределами этого окружения, не встает. Традиционно мыслящий филиппинец как бы носит свое пространство с собой. Его восприятие этой объективной формы существования материи можно было бы представить в виде круга, пределы которого очерчены радиусом досягаемости»[110]. Следует добавить, что данное описание с позиций антропоцентризма универсально для всякого наблюдателя.
Антропоцентризм пространства жизни и смерти
Антропоцентризм проявляется и в отождествлении бесконечности временного континуума с бесконечностью реинкарнационных циклов жизни человека в дуальном жизненном пространстве, создающемся в мифологии мироздания практически одновременно с возникновением человека.
По аналогии с самим собой ранний человек всем объектам окружающей природы приписывал помимо материальной формы также наличие нематериальной духовной сущности. Объекты природы отнюдь не делились на «живые» и «мертвые» — они все были тождественны человеку, каждый из них состоял из двух компонентов — материи и духа и подчинялся законам рождения, жизни и смерти. Дух относился к области временной бесконечности, тогда как жизнь тела-материи была линейна и конечна, но сроки жизни разных объектов могли сильно различаться между собой: сезон бабочки, годы животных, десятилетия людей, столетия деревьев и лесов, почти вечность водоемов, гор, пещер и прочих геологических образований. По материалам этнографии не трудно заметить, что чем дольше был срок жизни тела, тем, как считалось, большую силу набирал его дух.
Эту стадиальную филогенетическую особенность мировосприятия хорошо иллюстрируют хорошо всем известные данные раннего детства, когда ребенок примерно до трех лет «одушевляет» окружающий мир, то есть вовлекает в беседу и хвалит, пытается накормить и лечить, бьет и ругает, пугается и пытается напугать различные предметы, не говоря уже о животных.
Идея реинкарнации и реинкарнационных циклов возникала, по всей видимости, одновременно с формированием концепции живого, характеризовавшегося единством и противопоставлением души и тела. И в этом представитель гоминид был безусловно антропоцентричен, поскольку субъективные ощущения, получаемые в результате чувственного опыта, он переносил на все телесные объекты окружающей природы. Однако на этом этапе не только человеческие качества приписываются остальным объектам действительности, но и наоборот, человек заимствует характеристики различных объектов и переносит их на себя, отождествляя себя не только с живыми, но и неживыми объектами природы. Происходит некая антропоассимиляция. И память об этом периоде самоотождествления с окружающим миром органично продолжает существовать в нашемсознании, реализуясь в виде некоторых идиом, символов, образов поэтического языка или же в психотерапевтических практиках.
Основным признаком тождества человека и растения служило наличие измеряемой временем «жизни» того и другого. Когда росток пробивается сквозь землю, он, возрождаясь из темноты, тянется к Солнцу. При этом растение (особенно однолетнее) проживало свой цикл, погибало, но из того же места через некоторое время вырастало такое же растение — и так могло длиться бесконечно. Можно предположить, что отождествление с жизненными циклами растений сыграло немалую роль в формировании еще у мустьерцев представлений о живом и мертвом пространствах (под Солнцем и под землей), как и о цикличности жизни.
Подобные представления и в настоящее время являются основополагающими в мировоззрении индейцев уичолей[111], согласно которым каждый объект — горы, пещера, огонь, дерево и т. д. — обладает собственным «духом», у которого обязательно надо спрашивать разрешения для совершения любого действия. Причем это разрешение может быть получено в виде самых разнообразных «знаков». Так, например, уичоли, разрешив мне посетить пещеру предков и согласившись сопровождать меня в этом походе, несмотря на бесконечное запрашивание разрешений как у своих духовных властей, так и у многочисленных духов, постоянно ждали особого знака в качестве подтверждения согласия. И потому, когда во время перехода по горам меня скинула и попыталась забить лошадь, сопровождавшие индейцы некоторое время лишь молча наблюдали, как я, катаясь по земле, уворачиваюсь от копыт. Только когда для них стало очевидным, что мой «дух победил духа гор», они отвели лошадь, окончательно решив, что меня можно вести в священное место. Как особый знак было расценено то, что я вышла из этой достаточно сложной ситуации без единой царапины. Следует заметить, что на протяжении всего путешествия сопровождающие уичоли жевали пейот — кактус-психоделик, который, по их мнению, «дает силы» (наподобие коки перуанских индейцев). Мне, к сожалению, так и не удалось выяснить, сумели ли бы они увидеть «борьбу духов» без психоделика.
Можно ли продвигаться назад?
С точки зрения антропоцентризма движение назад относится к искусственной функции, относительное развитие которой возможно, но не имеет практического значения. Всякое полноценное движение должно быть движением вперед, и к этому приспособлен весь организм — и направленность органов восприятия, и устройство опорно-двигательного аппарата. У животных также продолжительное отступление назад исключено: животное или атакует, занимает оборонительную позицию, разворачивается и бежит, или ложится на спину и сдается. Наиболее отчетливо эта неспособность двигаться задом наперед прослеживается при спуске с высоты — всем известно, что человек без специальных приспособлений способен забраться почти на любую гору, но спуститься с нее может далеко не всегда. Даже кошки, отличающиеся своей ловкостью, зачастую, забравшись высоко на дерево, вынуждены криком оповещать общественность о своей неспособности вернуться на землю. Животные, которые ведут активный образ жизни на деревьях, вынуждены или приспосабливаться к прыжкам, или же они обладают длинными цепкими лапами с надежными когтями и сильным гибким хвостом, при умении довольно сильно изогнуть шею. Ленивец, известный своей способностью с одинаковой, правда весьма замедленной, грациейдвигаться и вперед и назад, совсем не случайно зависает вниз головой, тем самым он обеспечивает себе обзор пространства, по которому медленно передвигаются конечности. Обитатели нор или разворачиваются в основном помещении лабиринта, или роют дополнительные ходы.
И для человека и для коллектива отступление (причем как в прямом, так и в переносном смысле) равнозначно гибели. Спастись можно, двигаясь вперед, развернувшись и убегая (но «глядя правде в лицо», то есть адекватно оценивая и ситуацию, и свои способности) или же спрятавшись и выжидая момента, когда вновь можно двигаться вперед. Не случайно, видимо, что, работая над данным разделом, мне постоянно приходилось следить за некоторой «двусмысленностью» текста: пишешь о нейтральных физических возможностях предка человека, однако текст начинает работать и в переносном смысле на уровне психологии поведения, как бы провоцируя морально-оценочное отношение, что, впрочем, само по себе тоже закономерно.
Таким образом, совершенно очевидно, что видовая эволюция гоминид исключила движение назад из жизненно важных физических и психических функций.
Восприятие времен
Свое антропоцентристское отношение к движению древний человек подкреплял наблюдениями за природой, прежде всего за Солнцем. Под движением назад понималось движение против хода Солнца (против часовой стрелки). Так, у западных тувинцев продолжает существовать запрет движения по Солнцу во время похорон — покойника следовало выносить из юрты только против Солнца. Тогда как живые всегда должны были начинать свой путь «по Солнцу» — даже когда им надо было двигаться в противоположную сторону[112].
Согласно материалам М. А. Дэвлет, предшественники гуннов, оставившие на рубеже н. э. петроглифы Алды-Мозага в Саянском каньоне верховий Енисея, именно так изображали движение живых и мертвых: живые движутся вверху композиции, слева направо по движению Солнца, тогда как мертвые, сраженные оружием, — внизу, против движения Солнца (или же по Солнцу, но уже в нижнем подземном мире). Между сферой живых и мертвых помещен солярный знак в виде криволинейного триквестра. Как и тувинцы, предшественники гуннов представляли географическое пространство с югом сверху. Таким образом, по мнению М. А. Дэвлет, животные совершают как бы круговое движение, возможно неоднокатно повторяющееся, бесконечное [113].
Человек не мыслит себя вне времени. Все древнейшие мифы о сотворении мира неразрывно связывают возникновение человека с появлением категорий времени, материи и пространства. Именно человек начинает отсчет всеобщего планетарного и космического времени, деля всю его бесконечность на мгновенные отрезки человеческих жизней. Все, что не соотносится с этим живым циклом, не имеет ровным счетом никакого значения. Время всегда воспринимается антропоцентрично или индивидуально, что отражается и в творчестве некоторых писателей. Особенно ярко специфика индивидуального времени использована Льюисом Кэрроллом в «Алисе в Зазеркалье». Прекрасно подметил индивидуальность восприятия времени Грэм Грин в «Путешествиях с тетушкой»[114].
Человек окончательно осознает себя «созданным» только тогда, когда начинает ощущать себя и окружающее пространство внутри временной бесконечности, когда все происходящие изменения приобретают причинно-следственный характер.
Развитие левого полушария дает ему возможность воспринимать временную последовательность вчера — сегодня — завтра. При этом будущее приходит слева, становится на миг актуальным и тут же уходит в прошлое правого полушария[115].
Следующей ступенью постижения времени стало выделение лунных циклов. Их биологическое воздействие на организм уже достаточно хорошо изучено, вплоть до того, что издревле лунными месяцами отсчитывается период беременности. Лунные циклы удивительно тесно связаны с жизнью и человека, и планеты — регулярные приливы и отливы в океанах позволили человеку осознать связь между собой, Землей и Космосом. Но важно и то, что именно лунные периоды стали первыми временными отрезками, в которых человек мог последовательно планировать свое будущее.
Важным этапом постижения себя в Космосе стало открытие человеком годового солнечного цикла. Примерно с пятого по третье тысячелетие до н. э. Космос подарил человеку великолепную подсказку: небесная гармония сложилась так, что Солнце в день весеннего равноденствия вставало в пределах полосы Млечного Пути из яркого созвездия Ориона. Проходил ровно год, делившийся на разнообразные мелкие сезоны, и картина повторялась вновь. Такими временными отрезками уже можно было мерить человеческую жизнь.
Астрономия, как отметила при исследовании протоиндийской цивилизации М. Ф. Альбедиль, — первая в истории человечества наука, стремившаяся к познанию сущности времени[116]. Древним казалось, что чем большими временными циклами они овладеют, чем успешнее смогут осознать время всего сущего в Космосе, тем подвластней станет им само время. Постигая время, человек познавалпрежде всего самого себя. Суточный цикл Солнца согласовывался с циклом Луны. Цикл Луны согласовывался с годовым циклом Солнца. Вместе они согласовывались с циклом Юпитера, Венеры и других планет. Весь временной свод сопоставлялся, с одной стороны, с человеческой жизнью, а с другой, — уходил в космическую бесконечность. «Время становилось циклическим, обратимым и неоднородным»[117].
Как уже отмечалось, смерть ожидается человеком слева, поскольку именно левое полушарие головного мозга направлено на ожидание будущего. Тем не менеесмерть никогда не ассоциируется с будущим, поскольку не является предметом устремлений и целевых установок, за исключением особых случаев, свидетельствующих о психическом срыве личности. В обыденном сознании смерть связана скорее с прошлым в том смысле, что все, что прошло, — умерло. Но можно ли соединить умершее прошлое различных ситуаций, людей, событий со своей собственной смертью, которая еще не случилась? Видимо, можно, если только принять идею цикличности возрождения. Подобное отношение к смерти универсально для разных народов, поскольку в любом цикле, едва свершившись, прошлое сразу же становится будущим.
Так, христиане, отметив Пасху и связанную с ней смерть Христа, уже готовятся к встрече Рождества, которое знаменует начало нового цикла. Любопытно, что при этом жизненный цикл в примерно 33,4 года вписывается в солнечный год при расчете «лишних» месяцев по лунному календарю. Можно уточнить, что к солнечному календарю привязано рождение, а к лунному — смерть и реинкарнация. Таким наглядным образом цикличность христианских праздников идеально передает идею о повторяемости смерти, которая одновременно является и прошлым, и будущим. Мы не будем уточнять датировок и прочих обстоятельств рождения Христа, важен тот неоспоримый факт, что в христианской модели мира рождение этого персонажа действительно связано с солнечным календарем, поскольку приурочено к прецессионному переходу восхода Солнца в весеннее равноденствие из созвездия Овна в Рыбы. Кроме того, как и у древних майя, маркером солнечного календаря у евреев выступило присутствие кометы — Вифлеемской звезды. Тогда как смерть и реинкарнация представляются в архаическом варианте, отмечаясь в полнолуние (три центральных дня) первого месяца нисана, который стал считаться первым, максимально приблизившись к весеннему равноденствию. Причем первым месяцем нисан продолжал оставаться только до IIIвека до н. э. и уже во времена Христа считался намеренной архаикой. Таким образом, календарность христианского цикла, с точки зрения эволюции мировоззрения, отражает принадлежность к двум моделям мира — архаическую, подразумевающую цикличность реинкарнационных возвращений, и современную для начала н. э., отразившую переход к линейному восприятию времени. Противоречие универсальному принципу реинкарнации, согласно которому душа возрождается последовательно в разных телах, опосредованно наследуя предыдущий опыт, христианство также вынуждено было представить в специальной алогичной форме, упирая уже не на бессмертную душу, а на вполне смертное тело, которое надо было куда-то пристраивать, поскольку, оставаясь на земле, оно должно было бы неминуемо и безрадостно стареть. Связанное с солнечным календарем прагматическое доказательство телесности вернувшегося Христа, по всей видимости воспринимавшееся как абсурдное и в евангельские времена, лишало христианство реинкарнационной логики лунного календаря, превращая его в строго соблюдаемую догму. Поэтому и сам календарный цикл в период становления христианства как мировой религии предстает в качестве эклектичного лунно-солнечного, обсуждение которого, с точки зрения догмы, всегда относилось к области запретного.
Однако умереть означает уйти в бездну памяти правого полушария, и, казалось бы, с точки зрения традиционной науки о линейности времени, возврата оттуда нет и быть не может. Но устройство Космоса, а также человеческий опыт опровергают абсолютную линейность этой категории. Тем более что линейность времени доказывалась, как правило, через необратимую изменяемость сопутствующей материи, пространства и физической сущности человека.
В представлениях древних время было обратимо, что объяснялось его измеряемой цикличностью. Завершая цикл жизни, человек знал, что вернется. Таким образом, будущее мыслилось как повторение прошлого. А прошлое, таким образом, зависело от событий будущего.
Первым памятником духовной и интеллектуальной деятельности человека стал погребальный обряд, направленный на возрождение личности. И в этом также проявилась попытка человека осознать себя внутри временной бесконечности и тем самым как бы обессмертить себя.
В одну реку дважды? Реинкарнация
Бесконечная смена повторяющихся циклов жизни, смерти и возрождения подводит нас к более детальному рассмотрению вопроса реинкарнации. В контексте современной культуры понятие реинкарнации прочно привязано к поздней версии индийской-традиции перерождений, обусловленных поступками при жизни и искуплением грехов. Однако идея реинкарнации гораздо универсальнее й древнее: эта идея, по всей видимости, сформировалась у человека на самых ранних этапах его развития, и именно она предопределила возникновение первого культурного комплекса, а именно погребение.
Вследствие того, что термин «реинкарнация» в системе европейской науки почти неизбежно интерпретировался в восточных специфических представлениях или как принадлежащий новозаветной версии христианства[118], его, как правило, старались не употреблять, прибегая кразного рода описательным приемам. Хотя исследователи давно подметили универсальность метемпсихических представлений в разных культурах*.
Для сохранения экологической ниши возрождаться должно было все: не только человек, но и природа и животные. Поэтому забота о постоянном возрождении промысловых животных универсально выразилась в проведении обрядов задабривания душ убиваемых зверей. Известно, что сохранение поголовья было постоянной и очень серьезной заботой охотников. В государстве инков, например, даже существовало строгое законодательство, разрешавшее охоту только в специальные сезоны. За всякое незаконно убитое животное полагалась смертная казнь[119].
Однако воспроизведение поголовья, по представлениям многих народов, зависело и от иных причин, что подтверждается обрядами, направленными на задабривание духов убитых животных с целью возвратить их обратно. Так, например, анализируя эвенкийскую церемонию икэнипкэ, представляюшую охотничью мистерию-погоню за божественным оленем, убиванием его и превращением в мясо, Н. В. Ермолова приходит к однозначному выводу: «...за икэнипкэ следует божественная связь оленя с солнцем, со всей живой природой, в которой он выступает как бы стержневой основой — с убиванием оленя и его воскрешением оживает вся природа, а значит, продолжается жизнь человека...»[120] Но и на уровне обычной охоты тушу убитого оленя разделывали с большой осторожностью, «заботясь о его будущем возрождении»[121].
Современные уичоли считают себя «людьми оленя», и потому полное исчезновение поголовья оленей около 10 лет назад было воспринято ими как полная катастрофа. Раньше устраивались праздники «жертвоприношения» оленя (теперь олень заменен бычком), которые, по сути, весьма сходны с икэнипкэ эвенков — разве что непременным условием проведения праздника продолжает считаться употребление пейота для прямого общения душ уичолей и оленей. Примечательно, что католические миссионеры регулярно изгоняются уичолями со своих территорий, а жертвоприношения животных (отправление душ к общим прапредкам) они осуществляют прямо в старых христианских храмах, сливая дымящуюся кровь в отверстие перед алтарем. Вместе с тем все, что можно было взять из христианства, они с удовольствием приспособили для нужд своих традиционных обрядов. Так, например, современные уичоли считают духом пейота Франциска Ассизского, поэтому изображения этого святого пользуются исключительным почитанием, а его гимны считаются важными заклинаниями.
Как показали беседы с индейцами-информаторами, все мировоззрение уичолей строится на вере в постоянную реинкарнационную связь со своими прапредками. Умирает тело, тогда как душа направляется в небо или в море (на запад) и потом оттуда возвращается для того, чтобы возродиться в определенном младенце. По словам тех же информаторов, только специальные члены общины, именуемые «певцами» и по функциям соответствующие шаманам, точно могут сказать, в ком должна возродиться та или иная душа. Тело покойника для уичолей настолько не имеет значения, что хоронят его где придется и практически никогда не навещают. Зато сразу же после смерти родственники отправляются в священную Пещеру предков (неподалеку от селения Санта-Катарина), чтобы оставить там специальные подношения. «Навещают» и поминают покойника только в Пещере предков. Там же отмечается момент перехода его души к новорожденному младенцу, которого обязательно приносят в это священное место.
Система входа в ущелье с Пещерой предков построена на комбинации направлений на север и на запад. Само проникновение отождествляется с инициацией и сопровождается специальными очистительными обрядами, узкая расщелина входа уподоблена женскому влагалищу, а далее человек попадает в пещеру Матери-земли, отождествляемой с материнским лоном. Центральным местом этого святилища является расположенный прямо у северной стены на скользком, почти вертикальном, возвышении крохотный (диаметром около
Обратный выход происходит, естественно, в южном направлении и отождествляется с рождением на свет.
В Пещеру предков можно попасть, пройдя через Мать-землю и совершив долгое и достаточно рискованное путешествие по каньону таким образом, чтобы обиталище предков вновь оказалось на западе. Тогда выход из пещеры душ умерших оказывается сориентированным на восток.
Если обрядность для сохранения поголовья животных на этнографических материалах прослеживается достаточно отчетливо, то сохранение человеческой популяции преобразовалось в сложные метемпсихические и религиозные представления и потому утеряло свой четкий, чисто биологический вид. Однако идея реинкарнации имела первостепенное значение и легла в основу некоторых систем родства, как это можно проследить по реконструкции системы родства протомайя по терминам родства, о чем речь пойдет в следующих разделах. Естественно, что обрядность, связанная с захоронениями, должна была выражать в первую очередь именно эту идею — поэтому следует разобраться, как коллектив находил способы зафиксировать представления о том, куда уходит умерший, а также куда он должен вернуться. Идеальным вариантом выражения этой идеи должен быть привязанный к северо-западному (для Северного полушария) направлению погребальный комплекс и направленная на юго-восток голова. Первичность идеи реинкарнации при захоронениях подтверждает и то, что голова стала указателем направления движения при переходах между жизненными циклами, безусловно по аналогии с актом рождения, о чем свидетельствует и эмбриональное положение, часто придаваемое трупу. Кроме того, направление ног — видимо, в более позднем осмыслении — указывало на то, куда должен отправляться умерший и ни в коем случае не живой. Так нганасаны считают, что южная (юго-восточная) ориентация сопутствует каждому живому человеку постоянно. Живые люди никогда не должны ложиться ногами на восток или на север, «куда уходят умершие»[122]. Сама идея была достаточно незатейлива, но способы ее реализации в палеолите последовательно усложнялись. В неолите произошел резкий скачок в моделировании картины мира, она обросла множеством конкретных деталей и уточнений, появились привязки к реальным событиям (вследствие развития языка), и потому простая идея реинкарнации начала дополняться множеством локальных характеристик. Однако стержень продолжал оставаться единым, обусловленным эволюцией абстрактного мышления человека.
Укладывание покойника на спину соответствовало мысли о том, что все находящееся за затылком — «иной мир». Таким образом, укладывание лицом вниз могло быть упредительной мерой против возрождения нежелательного персонажа.
Фрэзер блестяще показал, что идея воскресения существовала задолго до христианства и во всех случаях на уровне мифологии и богов проявлялась в одном и том же контексте[123].
Чаще всего понятие реинкарнации следует искать за не очень адекватным термином «воскрешение», как это чаще всего делают многие авторы: «В других случаях состриженные волосы и ногти сохраняют для того... чтобы при воскрешении тела, на которое рассчитывают некоторые народности, они были в распоряжении владельца. Так, перуанские инки с крайней тщательностью сохраняли обрезанные ногти и состриженные или вычесанные гребнем волосы; они вставляли их в углубления в стенах и ниши. Если они выпадали оттуда, заметивший это индеец поднимал их и клал на место. В разное время я спрашивала различных индейцев о том, почему они так поступали, и всякий раз они отвечали мне одинаково: «Знай, все родившиеся люди должны возвратиться к жизни (слова для выражения понятия воскрешения у них нет), и их души вместе со всем, что принадлежало их телам, должны встать из могил»[124].
Тем не менее среди описаний обычаев разных народов не так трудно выделить комплекс, связанный с реинкарнационными представлениями. Так, североамериканские индейцы пуйаллуп по прошествии определенного времени после смерти человека решали, что «настало время выпрямить дерево или поднять покойника из могилы», что означало передать имя умершего другому человеку, который «становился его полноправным воплощением»[125]. У саамов, когда женщине приходило время рожать, во сне ей обычно являлся предок или родственник, который сообщал о том, кто из умерших воплотится в будущем ребенке и чье имя он должен унаследовать. Специальные обряды для определения того, кто из родственников возродится в новорожденном, существовали укондов, йоруба и многих других народов[126].
Материалы А. Н. Афанасьева позволяют, несмотря на явный христиано-языческий синкретизм, предположить, что сходные представления существовали некогда и у древних славян, и у ариев. И те и другие безусловно разделяли тело и душу. Душа отождествлялась с огнем или звездой. Смерть или гасилаее, или же исторгала из тела. Считалось, что для того, чтобы зажглась новая жизнь, необходимо было погаснуть предыдущей. При рождении ребенка смерть является дружелюбной гостьей и возжигает в нем свет жизни. Падающая звезда могла означать как чью-либо смерть, так и то, что эта звезда в момент зачатия или рождения нисходит в ребенка.
Афанасьев приводит предание о трех вещих сестрах, которые «так и остались в виде трех звезд на небе (видимо, пояс Ориона) возле Млечного Пути», который считался дорогой в «царство небесное», что указывает, по всей очевидности, невозможность возрождения их душ в силу особых колдовских способностей.
На старинных иконах душа изображалась в виде младенца, «который нисходит из уст покойника вместе с его последним дыханием и улетает на небо...»[127].
Подобное представление о возвращении умершего в младенческое состояние напрямую подводит к традиции так называемых «скорченных», то есть погребенных в эмбриональной позе, что практиковалось многими народами.
Подготовка к возвращению: погребение
Самые ранние ориентированные погребения появляются еще в мустьерском периоде[128]. Ю. А. Смирновым отмечено, что, несмотря на довольно ограниченный материал (59 погребений), все же прослеживается определенная динамика, согласно которой: во-первых, «неандертальцы» и «неандерталоиды» в целом больше «привязаны» к убежищу (чаще находятся под кровлей), а «сапиенсы» — к площадке перед ним.Причем «неандертальцы» тяготеют к задней стенке и левой стороне по отношению к входу; «неандерталоиды» помещаются в центре, в то время как «сапиенсы» предпочитают район «входа-выхода» и тяготеют к правой части поселения[129]. При этом «неандертальцы» при латеральном захоронении предпочитали укладывать покойников на правый бок, «неандерталоиды» — на левый, а «сапиенсы» в равной степени использовали и тот и другой[130].
Подобная динамика в ориентации погребенного позволяет отметить следующее: складывается впечатление, что «неандертальцы» в большей степени по сравнению с «сапиенсами» воспринимали неразрывность связи человека (умершего) с самим убежищем, являвшимся, как правило, пещерной нишей. Среди убежищ значительно преобладали сориентированные выходом на юг[131]. Таким образом, труп, помещенный к задней стенке, «оказывался» на севере, тогда как выход пещеры располагался по отношению к нему с юга. Ориентировка самого покойника в этих случаях, по всей видимости, не имела особого значения. Тогда как уже у «сапиенсов» убежище могло быть сориентировано выходом даже на север (С-3, С-В), но при этом уже покойник лежал головой в южную сторону (с возможными отклонениями на восток или запад).
Способ ориентирования захоронений свидетельствует, что существовавшие на протяжении мустьерского периода ориентировки укрытий и захоронений следовали определенной единой «пространственно-временной» концепции, согласно которой представитель гоминид по мере сапиенизации все больше отделял себя от окружающего мира. Складывается впечатление, что ориентация тела может иметь значение только в поздних, сапиентных погребениях, а в более ранних, как предполагал А. П. Окладников, она не имела особого значения[132]. На этом этапе важна была ориентация только самого места захоронения — грота-укрытия.
Возможно, что именно к этому времени относится возникновение распространенной у многих народов мифологемы пещеры-матери и пещеры-прародины, места где обитают умершие предки и откуда они выходят для возрождения. В сибирской мифологии — просто отверстие внутрь земли[133], а в Мезоамерике — сложная концепция, отождествляющая пещеры с Космосом, о чем речь пойдет далее.
Структурирование пространства
Именно биологическим восприятием пространства определяется столь универсальное «совпадение» моделей мира различных этносов, поскольку архаический суточный цикл Солнца предопределил направление развития интеллекта человека. О том, что наблюдение (неосознанное) засуточным движением Солнца играет скрытую от эмпирического понимания, но чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности человека, свидетельствуют активно проводившиеся в последние десятилетия опыты по помещению человека в условия сенсорной депривации, то есть длительной изоляции в пещерах и в лабораторных камерах. Достаточно сказать, что даже частичная сенсорная депривация приводит к тяжелым расстройствам психики и разрушению личности человека, делает невозможным его полноценное существование.
Итак, человек воспринимает Солнце, стоя лицом к нему. Движение Солнца начинается от человека слева снизу, поднимается вверх прямо и уходит вправо вниз.
Если мы будем говорить о первой модели Универсума, созданной человеком, то она включает в себя только лишь те понятия, которые находятся «под Солнцем». То есть первоначально структурируется только конкретное с точки зрения антропоцентризма пространство, очерчиваемое видимым (дневным) движением Солнца.
Важно отметить, что структурирование пространства — это не только выявление соотношения распределения окружающих предметов, но и жесткая фиксация в памяти последовательности распределения этих предметов и их расположения.
Пространство, остающееся позади, относится к ненаблюдаемой сфере части индивидуального опыта человека. И сам факт его восприятия свидетельствует о важном скачке в развитии его способности к абстрактному мышлению.
При анализе этнографических материалов одной из характеристик исторического прошлого того или иного народа являются представления о происхождении этого народа. Когда речь идет об исторически обозримом периоде, то здесь проще — странствия связаны с конкретными и реально имевшими место событиями, которые можно подтвердить этноисторическими материалами. Однако очень часто подобные упоминания о происхождении предков относятся к так называемому «мифологическому» времени и не имеют практически
8 López Austin A. Los milenios déla religión mesoamericana // Arqueología mexicana.— 1995.— Vol. 2, № 12.—P. 12
Примечания:
[101] Грачева Г.Н. К горизонтальной модели мира у нганасан // Традиционные верования в современной культуре этносов.— СПб., 1993.— С. 27.
[102]Бондаренко ДМ. Бенин накануне первых контактов с европейцами.— М.: Институт Абрики РАН, 1995.— С. 32. ' *К
[103] Якушенкое С.Н. «Вертикальная» экология и семантика пространства в представлениях аймара // Экология американских индейцев и эскимосов.— М., 1988.— С. 281.
[104]Expeditio Francisci Draki Equitus Angli in Indias Occidentales A.MDLXXXV qua urbes, Fanum D. Jacobi, D. Domonici, D. Augustini et Cartagena captae fuee. Additis passum reguonum locorumque omnium tabulis geographicis quam accuratisimus. — Leyde [
[105]D'OrbignyA. Voyage dans l'Amérique méridionale, exécuté pendant les années 1826—1833: Le Brésil, Uruguay, Argentine, Patagonie, Le Chilie, Bolivia, Pérou.— P., 1842.
[106]Mellen Blanco F. Manuscritos y documentos españoles para la historia de la isla de Pascua.— Madrid, 1986,— p. 60,62, 66, 88,92.
[107] Евдокс, предшественник Аристотеля, род в
[108]D'OrbignyA. Op. cit.
[109] Грачева Г.Н. К горизонтальной модели мира у нганасан // Традиционные верования в современной культуре этносов.— СПб., 1993.
[110] Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас.— Л., 1991.— С. 29.
[111] Здесь и далее мною приводятся материалы собственных полевых наблюдений, проведенных сРеди горных уичолей (Мексика, штат Халиско) в начале
[112] Соломатина С.Н. К мифологеме пути у западных тувинцев: направление движения // Традиционные верования в современной культуре этносов.— СПб., 1993.
[113] Дэвлет М.А. Три наскальные композиции из Тувы // Древнее искусство Азии: Петроглифы_
Кемерово, 1995.—С. 11—15. г -г
[114] Герой Грэма Грина создает себе субъективные условия продления жизни путем «растяжения» времени в собственном восприятии и сознании.
[115] Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Пространственно-временные факторы в организации не-Рвно-психической деятельности // Вопросы философии.— 1975.— № 5; Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные пространство и время человека // Вопросы философии.— 1978.— № 3.
"Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда.— СПб., 1991; Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация.— М., 1994.
[117] Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда.— СПб., 1991.— С. 161.
[118] Подобное отношение наблюдается, как это ни парадоксально, даже в наше время. Во время одной из лекций в Национальном автономном Университете Мехико, всегда отличавшемся своей «прокоммунистической» ориентацией, весьма уважаемый преподаватель — историк обратился ко мне с просьбой не употреблять этого термина, дабы не травмировать христианские чувства аудитории.
* Переселение душ.— М.: Золотой Век, 1994.
[119] Вега Гарсшасо дела. История государства инков.— Л., 1974.— С. 351—353.
[120]Ермолова Н.В. Олень в традиционных представлениях эвенков // Традиционные верования в с°временной культуре этносов.— СПб., 1993.— С. 156.
[121] Там же.—С. 157.
[122] Ершова Г.Г. Этносемиотический анализ иероглифических текстов майя: Дис... канд. ист. наук / Ленингр. отд. Ин-та этнографии АН СССР.— Л.,1985.
[123] Грачева Г.Н. К горизонтальной модели мира у нганасан // Традиционные верования в современной культуре этносов.— СПб., 1993.
[124] Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь.— М., 1980.— С. 402—403.
[125] Там же.— С. 268—269.
[126] Там же.— С. 290—291.
[127] Афанасьев А.Н. Древо жизни.— М., 1982.— С. 354—359.
[128] Смирнов Ю.А. Мустьерские погребения Евразии.— М., 1991.
[129] Там же.— С. 197.
[130] Там же.— С. 208—209.
[131] Согласно таблице, составленной Ю.В. Смирновым, зафиксировано следующее распределение ориентировок входа:
ЮГ: 23, Ю-В: 3, Ю-3:15,
СЕВЕР: 10 (все в одном месте: Схул), С-В: 1, С-3:3, ЗАПАД: 3.
[132] Окладников АЛ. О значении захоронений неандертальцев для истории первобытной культуры // Советская этнография.— М., 1952.— № 3.— С. 167.
[133] Симченко Ю.Б. Люди высоких широт.— М., 1972.— СП.