Ушмаль
Общий вид Las Monjas («Женский Монастырь») Ушмаля
На рисунке изображены руины Ушмаля, древнего города, расположенного на полуострове Юкатан, бывшего когда-то бурно развивающимся политическим и религиозным центром майя 800-1000 гг. н.э. На рисунках Казервуда, как, например, на этом, не часто встретишь изображения открытого пространства.
Здания Ушмаля построены в соответствии с направлениями четырех сторон света, что не является типичным для зодчих майя, которые при постройке зданий использовали топографические особенности территории. Такой же нетипичной постройкой является и Пирамида Волшебника (на рисунке справа) – она имеет эллиптическую форму, а не прямоугольную. В центре картины расположен «Женский Монастырь», названный так испанскими открывателями, поскольку внутренние комнаты напомнили им кельи монастырей. Четыре здания этого комплекса расположены на разных уровнях – северное здание выше остальных, ниже расположено восточное, затем западное и, наконец, самое низкое – южное здание. На переднем плане картины местные жители расчищают площадку перед «Дворцом Губернатора».
Орнамент над главным дверным проемом Casa del Gobernador («Дворца Губернатора»), Ушмаль.
Серьезной проблемой для археологов и изучения доколумбовых культур является проблема разграбления древних памятников. Подсчитано, что на каждого археолога приходится порядка 200 грабителей, которые проводят несанкционированные раскопки и продают найденные артефакты в частные коллекции. Таким образом, исчезает ценная информация по истории древних народов и не только майя, но и других народов стран мира.
Арка, Casa del Gobernador («Дворец Губернатора»), Ушмаль
На рисунке представлен северный фасад Дворца Губернатора, расположенного в южной части городища Ушмаль. Строение выполнено в стиле Пуук и построено без использования металлических инструментов. Казервуд изобразил лишь небольшую часть огромного здания, показывая нам то, что посчитал важным. Взгляду путешественника представлено множество масок Чака (бог дождя у майя) и змеиных украшений. В левом верхнем углу можно увидеть выступающую змеиную голову с открытой пастью, а если провести взглядом вниз в центр картины, то можно лицезреть даже настоящую змею. Казервуд закончил эту картину по возвращении в Лондон и Нью-Йорк, таким образом можно предположить, что он намеренно нарисовал живую змею, чтобы подчеркнуть важную роль, которую играло изображение змей в этой части здания.
Исходя из расположения строения учёные предполагают о его большой значимости для Ушмаля. И в самом деле, даже Казервуд его зарисовал дважды во время своего шестинедельного пребывания на развалинах Ушмаля (всего им было сделано 25 изображений).
Вход в Главный Теокалли, Ушмаль.
Часто на картинах Казервуда помимо руин древних городов майя можно увидеть и местное население. На этой литографии изображена сцена открытия руин древних майя самими майя – в дверной проем, осторожно ступая, заходит индеец майя, он явно исследует то, что находится внутри храма. Таким образом, Казервуд подчеркивает, что руины являются неисследованными не только для путешественников из далёких стран, каким он сам и является, но и для самих местных жителей.
Орнамент над дверным проемом Главного Теокалли, Ушмаль.
Изучение древних цивилизаций часто сопровождается мифами, которыми овеяны многие таинственные места, что ещё больше подстёгивает исследователей на изучение древней культуры. Так, когда Джон Стефенс и Фредерик Казервуд прибыли в Ушмаль в 1840 году, индейцы рассказали им легенду о «Доме карлика». Как потом пересказал Стефенс, по этой легенде у одной старой женщины из яйца родился карлик, затем карлик состязался в силе с правителем Ушмаля. Правитель дал ему задание построить за одну ночь дом и чтобы тот был выше всех других строений. Карлик отчаялся, но мать сказала ему не волноваться и на следующее утро он проснулся как раз в том самом высоком строении, которое ныне именуется «Домом карлика». Эта легенда привлекла к себе внимание европейца и Казервуд даже сделал несколько эскизов этого строения. И Стефенс, и Казервуд именовали «Дом карлика» Главным Теокалли (теокалли – по-ацтекски храм, дословно «дом бога»).
На этом рисунке изображен фасад «Дома карлика». Стену отличает элегантный каменный орнамент. Когда-то стена была раскрашена, но время стерло краску.
Общий вид на Ушмаль из арки Las Monjas («Женский Монастырь»), вид на юг.
На рисунке местные потомки древних майя отдыхают у южного входа в «Женский Монастырь». Их окружает бурно растущая зеленая растительность, в то время как на заднем плане древние руины представлены в «сухой дымке», напоминающей о предыдущих путешествиях Казервуда по Египту, Греции и Палестине.
Часть здания Las Monjas («Женский Монастырь»), Ушмаль.
На ярком фасаде рисунка привлекает к себе внимание два переплетенных между собой пернатых змея – из открытой пасти одного из них виднеется человеческая голова. Казервуд именовал ту змею «пасть монстра». Архитектура этих руин поразительна, даже несмотря на разрушения временем, которые она претерпела.
Часть здания La Casa de Las Monjas («Женский Монастырь»), Ушмаль
Строение было названо «Женским Монастырем» испанскими первооткрывателями. Учёные до сих пор не могут дать четкого ответа на вопрос о предназначении здания, однако, они все убеждены, что монастырём оно точно не было. На этом фасаде самым ярким орнаментом являются маски бога дождя Чака (вверху справа).
Общий вид развалин. Ушмаль.
"Дом волшебника" и "Дом монахинь"
Храм, венчающий "Дом волшебника". Реставрирован по рисунку Казервуда
"Дом монахинь". Восточное здание, внутреннее помещение.
"Дом монахинь". Уцелевшая от разрушения часть западного крыла
Юго-восточный угол "Дома монахинь".
"Дом монахинь". Восточная сторона
Часть фасада "Дома правителя".
Скульптурный орнамент над централным входом "Дома правителя".
Широкий орнамент, высеченный на камне, украшает верхнюю часть стен в покоях дворца.
Полуразрушенный фасад "Дома черепах".
"Дом голубей" - ещё один пример богатой фантазии народа майя.
"Дом птиц"