Фредерик Казервуд: зарисовки древних городов майя
Светлой памяти Казаковой Ольги Николаевны посвящается…
04.09.2010.
В 1839 году двое отважных исследователей, англичанин Фредерик Казервуд и американец Джон Ллойд Стефенс, прорубаясь с мачете сквозь непроходимые джунгли, обнаружили руины легендарного города Копан – древнего центра культуры индейцев майя. Пирамиды города полностью покрылись зарослями и уже никто не мог сказать, кто были его строители. «С непередаваемым интересом мы начали исследование развалин, - пишет Стефенс. – О них никто ещё ничего не знал. Они не значились ни в одном путеводителе. Это была девственная почва для исследователя».
Город проигнорировали испанские конкистадоры и он был предан забвению. Стефенс и Казервуд были первыми, кто намеренно искал развалины города для его исследования. Их восхищению не было границ, пальцы их рук касались вырезанных на камне причудливых иероглифов загадочного языка древних. С детским любопытством они осматривали при помощи масляных ламп темные комнаты полуразрушенных зданий.
В последующие годы (1841-1846 гг.) Джон Ллойд Стефенс издал путевые дневники под названием «Эпизоды путешествия в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан» и «Эпизоды путешествия по Юкатану», в которых описывал свои экспедиции по Центральной Америке, а Фредерик Казервуд в 1844 году выпустил собственный труд «Views of Ancient Monuments in Central America, Chiapas and Yucatan», который также, как и труды Стефенса, вызвал широкий интерес читателей. Общие результаты экспедиций Стефенса и Казервуда поразительны – они нашли и обследовали 46 древних памятников, из которых только 3 были известны до них. Общий объем изданных в Нью-Йорке дневников Стефенса составил 1800 страниц – все дневники сопровождались прекрасными и документально точными зарисовками памятников, которые тщательно и любовно выполнил Фредерик Казервуд. Именно рассказы Стефенса и зарисовки Казервуда положили начало науке о древних майя – майянистике.
В молодости Казервуд изучал архитектуру в Оксфорде. Он очень любил изобразительное искусство и путешествия. Когда Казервуд посещал руины древних цивилизаций, существовавших когда-то на территории современных стран Греции, Турции, Египта, а также территории Палестины, он не просто лицезрел их, а делал великолепные зарисовки древних памятников, получивших впоследствии всеобщее признание. В 1836 году Фредерик Казервуд знакомится с американским адвокатом и писателем-путешественником Джоном Ллойд Стефенсом - они вместе знакомятся с сообщением Хуана Галиндо о руинах Копана и принимают решение о путешествии в Центральную Америку.
Английский художник Фредерик Казервуд как будто родился под несчастливой звездой. Из огромного количества его рисунков и акварелей, зарисованных во время путешествий по Старому Свету, многое осталось неопубликованным, а многие работы и вовсе пропали. В Нью-Йорке, в залах, где раньше художник устраивал платную панораму Фив и Иерусалима, путешественники выставили картины, рисунки и первые археологические находки, привезенные из страны майя. Но в здании случился пожар, после которого мало что уцелело. Но это было еще не самое страшное в судьбе Казервуда. Несколько лет спустя, в 1854 году, возвращаясь из Англии (Ливерпуля) в США, Фредерик Казервуд погиб: корабль, на котором он плыл, столкнулся в море со встречным французским кораблем.
Сам Фредерик Казервуд остается для нас загадкой и по сей день. Прежде всего, нужно отметить, что не осталось ни одного достоверного портрета Казервуда (за исключением зарисовки Храма в Тулуме, где считается, что одна из человеческих фигур принадлежит ему). Также оказалось практически невозможным найти персональные сведения о его внешности и характере. Даже его близкие друзья не оставили ни строчки о нём – только мимолетное упоминание. И это несмотря на то, что он был другом многих поэтов и художников… Что остается неоспоримым, так это то, что Фредерик Казервуд был исключительным «документалистом» и выдающимся художником – в нем горели ярким пламенем любознательность, знание и культура.
Предлагаем Вашему вниманию небольшую часть зарисовок (72) Фредерика Казервуда с короткими комментариями к ним.