Глава 1. Король Фердинанд II и поиски вечной жизни.
Шел 1511 год.
В своем дворце Арагонского королевства престарелый и грустный король Фердинанд II Арагонский сидел на своем стуле и смотрел в окно.
Раздался стук в дверь. На пороге комнаты появился личный епископ короля – бишоп (bishop) Фонсека43.
- А, дорогой Фонсека входи! Как ты сам? Это опять плохие новости? Или в моей жизни, наконец-то, что-то будет хорошее?
- Все зависит от того, под каким углом Вы желаете на это посмотреть!
- Я… - сказал король растерянно… - Да ты шутник! Подаешь блюдо и говоришь, что я должен сам выбрать - вкусное оно или нет! Оно будет таким, каким ты его приготовишь!..
- Начну издалека… Вы, Ваше Высочество (Royal Highness)1, все-таки должны подумать о наследнике…
- Опять ты заводишь пустой разговор... – грустно ухмыльнулся король. - Судя по всему надо оставить уже затею…
- Нет уж, Ваше Королевское Высочество! – воскликнул Фонсека.
«Если вы уйдете из этого мира, то этот мир уйдет навсегда и от меня!» пронеслись мысли у него в голове.
- Ладно! - вздохнул король. – Раз нечем заняться в этот дождливый и унылый день, давай уж доведем этот разговор до конца…
- Давайте по порядку, Ваше Высочество. Ваш брак с вашей троюродной сестрой - Королевой Кастилии и Леона - Изабеллой в 469 году2 (т.е. 1469 год – прим. К.А.) был самым замечательным на свете. И вы были всегда радостны, бодры и счастливы… Когда она умерла в 504 году… Все думали, что вы умрете от тоски по ней… Но время все-таки воистину лечит…
Король тяжело вздохнул. Ему стало невыносимо тяжело дышать, а на его глазах снова выступили слезы.
Не давая ему глубоко уйти в воспоминания его лучшей жизни, Фонсека продолжил:
- И вот, через два года - в 506, году Вы женились на 18 летней француженке Жермене де Фуа (Germaine De Foix – прим. К.А.)! Мы думали, что этот брак даст не только Вам возможность начать новую жизнь, но и принесет Вам наследника. И, на радость нам, у вас в 509 году родился ребенок – наследник - Хуан Жиронский!
- Которого вы все, включая Жермену, не смогли сохранить!.. – перебивая Фонсеку, воскликнул Фердинанд в порыве мимолетного гнева (наследник умер через несколько часов, после рождения – прим. автора К.А.).
- Ваше Высочество…- понурив голову и тяжело вздохнув, продолжил Фонсека. – Если Господу нашему захочется кого-то прибрать к себе, то это он сделает так или иначе…
Фонсека немного подождал, пока Фердинанд из гнева перейдет в депрессию, а затем продолжил:
- Но наследник, Вам и всей стране, очень нужен, Ваше Высочество!
- У меня уже был великолепный сын - Хуан, которого Бог тоже прибрал к себе в его восемнадцатилетние! И когда? Спустя полгода после свадьбы своей же сестры! В то время, когда вся страна радовалась тому, что его сестра и моя дочь Изабелла вышла замуж за Португальского короля Мануэла, мой сын умирал от лихорадки! Конечно, это все происки евреев, которых она требовала убрать из Португалии, как мы с Изабеллой убрали их из Испании!.. Это из-за них она умерла на следующий год при родах и ее никто не смог спасти!!!
- Ваше Высочество! Ваш сын – Хуан Астурийский - был самым великолепным принцем, которого знала Земля… А ваша дочь – Хуана была самой замечательной и любящей Вас девушкой… Мы до сих пор не знаем, как это произошло…
А сам священник про себя подумал:
«Какой могущественной силой обладает молитва, так такой же могущественной силой обладает проклятие… и проклятие целого еврейского народа и мусульман, изгнанных из Кастильской и Арагонской земли, тоже имеет огромную силу35… если столько нехристиан ненавидят Христианских королей, из-за которых они покинули сотнями лет насиженные ими места! Разве можно после этого удивляться, что их ненависть к Фердинанду и Изабелле перенеслась на их детей! Но все равно Дева Мария должна помочь тем, кто выгнал язычников и расширил пределы Христианского мира! Хотя, конечно, и побежденные нами португальцы всей своей нацией также ненавидят Фердинанда! А от их мольбы уже и Святой Сантьяго36 и Дева Мария может не защитить…»
Фонсека тряхнул головой, как бы освободившись от своих мыслей, роем зашевелившихся в его голове, и продолжил:
- Но давайте не будем говорить о тех тягостных днях 497 года... Господь Бог и Дева Мария принимают Ваших детей, потому что там – на небесах - нужны чистые и прекрасные души. Они творят оттуда дела Земные…
- А когда они умирают, то умирают в муках! – закричал король Фердинанд…
- Потому что они истинные Святые! – сказал Фонсека. – И все-таки давайте говорить о настоящем… мы хотим, чтобы у Вас был наследник.
- Святая Дева Мария! - воскликнул Фердинанд. – Мне уже почти 60!
- Ну и что? А вашей жене – двадцать три! – сказал в ответ Фонсека.
- Дело не в ней, а во мне! – заявил Фердинанд. – Во мне! Я не могу, а не она не хочет!..
- Ваше Высочество... Мы с вами вели много разговоров об этом в прошлом... Много… но из-за множества государственных дел вы, возможно забыли… что ваш род – древний род Трастамара (исп. Casa de Trastamara – прим. К.А.) может закончиться на Вас, а род Габсбургов взойдет на трон.
- Я очень надеюсь на рождение наследника. Я и так уже пью всякие любовные зелья целыми ведрами. Я не желаю уступать Арагонское Королевство наследнику моего нелюбимого зятя - этого французишки – Филиппа! Мертвое тело, которого моя безумная старшая дочь Хуана возила по городам, выставляя меня на посмешище!!!
- А если бы у Вас был наследник мужского пола, то он унаследовал бы Арагонскую корону... – продолжил его мысль Фонсека.
- Я думаю, что наш брак с Жерменой очень много значит и уже в следующем году я смогу заполучить французскую Наварру! - перебил его Фердинанд. – Но…Вопрос о наследнике… остался… и мне в этом может помочь лишь чудо… Чудо и Дева Мария!
- Так, собственно, по этому вопросу я и явился к Вам, Ваше Высочество… и принес важные новости.
- Вот как? – спросил король. – Тогда я весь обратился в слух…
- Ваши деяния на благо расширения Христианского мира фантастичны! – начал Фонсека… ваша жизнь – это объединение всего мира под Христианским знаменами3...
Фонсека долго перечислял все титулы короля Фердинанда. Фердинанд в это время вышел из плохо настроения и стал улыбаться. Это увидел епископ и, после паузы, продолжил:
- Ваше Высочество! Как вы и просили ранее, я собрал все документальные и не документальные сведения об Источниках Молодости, которые на сегодняшний день имеются в нашем распоряжении.
- О! – оживился Фердинанд. – Было бы неплохо посмотреть! Присаживайся и скажи, чтобы нам никто не мешал...
- А., как же ваша супруга – королева Жермене де Фуа? – спросил бишоп Фонсека короля Фердинанда.
– Хм… не думаю, что наш разговор ее вдохновит… - рассмеялся 59 летний король Арагона. – Так что давай, выкладывай что там у тебя…
- Итак, начнем все-таки сначала… - начал Фонсека. – Наши космографы изучили...
И далее он долго и нудно, но с гордостью и пафосом стал долго перечислять все труды всех известных и малоизвестных космографов, путешественников и путешествующих монахов, которые свидетельствовали об Источнике Молодости
(Подробное перечисление всех источников смотри сноски в конце книги – прим. К.А.) 4.
- Достаточно, дорогой Фонсека! – воскликнул Фердинанд и поднял руки к небу. – Давай говори по делу, и не ходи около – я не ученый и мне это мало интересно сейчас… давай по существу…
- Конечно, Ваше Высочество! - продолжил Фонсека. – Космографы всегда располагали Райское место на неком Острове, ибо Господь не смог бы создать места, куда каждый пришел бы за секретом молодости. На этом острове должно быть и непростое место - а место, которое скрыто от глаза простого человека - или гора или непроходимые леса! Когда-то благородный древнегреческий философ Плутарх в жизнеописаниях Сертория говорил, что встречал моряков, которые приплыли с «Островов Блаженных». Именно там и надо понимать существуют Елисейские поля7– обиталища блаженных, которое воспето еще греком Гомером, об этих же островах и сообщает «Роман об Александре». «Сады Гесперид» и «Острова Блаженных», судя по всем документам, расположены на западе в неведомом океане. Ирландцы, прекрасные моряки, которые служат и у вас, Ваше Высочество, и они все говорят о райских местах. Вы, возможно, забыли, но еще при жизни Королевы Изабеллы - вашей бывшей жены - наш посол в Лондоне докладывал Вам, что: «Английский король снарядил флотилию, чтобы открыть некие острова и материк, которые в прошлом году нашли, по их уверениям, моряки из Бристоля… Жители Бристоля в течение семи лет снаряжали ежегодно экспедицию из двух-трех и даже четырех каравелл, чтобы по причуде этого генуэзца Кабота искали острова Бразил и Семи Городов. Теперь король распорядился выслать экспедицию, ибо уверен, что они в прошлом году нашли ту землю».
- И что? - нахмурился король. – Что из того?
- Мы думали, что «Земля Бразильского Дерева» – «Терра ду Бразил» – это тот остров, но тут возникла замечательная мысль, что еще в письме пресвитера Иоанна была описан Источник Вечной Молодости, что находится вблизи Земного Рая и который дарует молодость, здоровье и телесную крепость всякому, кто в нем купается…и в «Романе об Александре» говориться об этом источнике с живой водой, которая сушеную рыбу превращала в живую и сам он купался там… и он и его спутники стали крепкими и здоровыми… и славный рыцарь Джон Мандевил пил ту воду …
- А почему же этот источник не нашел наш нелюбимый Христофор Колумб32 или Америго Веспучи? Или семья Колумбов тоже забрала этот источник себе?
- Нет, Ваше Высочество, – усмехнулся Фонсека. – Во-первых, Америго Веспучи указывал о необыкновенно долгой жизни аборигенов в Новом Свете – почти 130 лет! Кроме того, мы нашли записи, где сам Христофор Колумб писал о водах тех рек, что они исцеляют человека, значит, и сам источник должен быть где-то близко5...
- А что же писал Колумб поточнее? - с сомнением спросил Фердинанд.
Фонсека вытащил свои записи, порылся в них и прочитал:
«И заверяю вас, что нет и, как мне кажется, не может быть под солнцем земель более плодородных и более обильных водами чистыми и здоровыми, совсем не такими, как гвинейские реки (реки Африки – прим. К.А.), которые несут мор и недуги, и что нигде во всем мире не чередуются так благоприятно теплые и холодные времена года, ибо, хвала Господу, до сих пор ни у одного из моих людей даже не болела голова, и никто из них еще не лежал по болезни в постели, если не считать одного старика, всю жизнь страдающего от камней, да и тот излечился здесь от этого недуга в течение двух дней».
- Вот значит, как! - удивился Фердинанд. – Все вокруг все знают, а мне никто даже об этом не говорит.
***
Король Фердинанд II Арагонский Католик. Песета 1943 г.
- Я думаю, что мы близки к открытию Источника Молодости! Вы помните Педро де Мартира? Так вот, он сейчас учит молодых аристократов и пишет книги, а поскольку он достаточно хорошо общается с семьей Колумба, то и нам стало известно, что вся семья Колумба также пытается найти этот остров. И расширение их влияния, и экспедиция на Кубу, которая сейчас будет также находиться под юрисдикцией Колумбов – это тоже не только добавление новых земель к их семье, но и поиск этого прекрасного источника. Многие из тех, кто приезжают сюда из Нового Света рассказывают будто индейцы говорят о каком-то озере на острове… в котором излечиваются болезни, и старики снова становятся молодыми…
Король грустно посмотрел на Фонсеку и поднял руку, прерывая его речь…
- Слушайте, Фонсека, мы должны с Вами найти точное описание - где этот остров и привезти сюда для меня воду из Источника! И, ради Девы Марии, давайте уже найдите кого-нибудь из тех, кто готов отправиться на поиски этого Источника. И этот человек должен быть ближе ко мне и подальше от семьи Колумба – желательно найти какого-нибудь идальго - арагонца, или кастильца8, а лучше того, кто не любит Колумба и предан мне! Давайте завершим этот разговор. Он должен остаться между нами и это будет Вашей задачей собрать все сведения и найти человека, который найдет этот Источник… мммм… Источник Молодости…
***
Хуан Родригес де Фонсека (1451-1524)