Глава 14. Смерть старого Вождя индейцев Таино. Как индейцы Таино стали Врагами Испанцев.
В царском доме касика Гуайбана собралась знать индейского племени Таино – ни-тайно (знать у индейцев Таино – прим. К.А.) и бохики (шаманы и священнослужители – прим. К.А.), а также касики (вожди) подчинявшиеся Гуайбана.
Их созвал всех Гуайбана, чтобы помочь собрать золото для Понсе де Леона в знак благодарности за его помощь против нападения карибов.
Однако уже с первого мгновенья все пошло не так. Перебивая друг друга, шаманы и касики стали говорить о том, что бородатые пришельцы притесняют и мучают их. Все жаловались на то, что теперь белые поселенцы многих мужчин посылают на золотые рудники, насилуют женщин, берут любых девушек для своих прихотей, мучают и издеваются над всеми жителями острова. Что раньше их было немного, но сейчас их все больше и больше, и они уже неуважительно относятся к жителям Борикена.
В конце концов, брат Гуайбана, которого звали Агуэбана (Cacique Aguebana II - прим. К.А.), встал и произнес:
- У нас огромное количество наших людей болеют неизвестными неизлечимыми болезнями и умирают целыми селеньями. Наш непосильный труд забирает у твоего народа лучших воинов, которые вместо того, чтобы охотиться вынуждены работать под землей и добывать золото для твоего «кровного брата» бородача! Ты сам взял его имя и теперь заодно не со своим народом, а с теми, кто убивает твой народ день за днем… но ты этого не замечаешь, потому что твоя семья и ты сам ослеп из-за подарков, которые ты получаешь от пришельцев.
Лицо добряка Гуайбана выражало недоумение и обиду.
- А еще, и это главное, – он переписывает на своих бородатых людей наши земли вместе с нами! Как будто мы какие-то животные или деревья, а не живые люди! И для пришельцев нет разницы – простолюдин ли ты или знатная особа!
- Ты забываешься, брат мой, Агуэбана! – зло сказал Гуайбана.
Тогда Агуэбана повысил голос, заглушая голос вождя.
- Ты смеешься каждый день и пьешь напитки с главным бородатым пришельцем Понсе, думая, что он тебя защитит! Но нет – многие его же люди смеются в ответ, когда мы называем его имя. Говорят, что скоро его не будет и тогда весь остров будет их, а мы будем ходить связанные веревками и работать всю свою жизнь на то, чтобы накормить этих пришельцев! Посмотри на тех, кто работает у них на рудниках! Эти люди не видят света, возвращаются домой истощенными и не могут делать детей для твоего племени. Их жен пришельцы заставляют работать у себя и копать каждый день палками землю. Посмотри вокруг. Ты ослеп! Или пришельцы ослепили тебя или заколдовали?
- И что ты хочешь? Войны с этими бессмертными людьми? – спросил грустно Гуайбана. – Ты видел, как они расправляются с нашими врагами? Они также могут расправиться и с нами!
- Это еще надо проверить бессмертны ли они! - зло и с ненавистью сказал Агуэбана.
- Ты хочешь, чтобы наш народ погиб в бою с пришельцами, а наших оставшихся женщин увели карибы? – зло спросил Гуайбана.
- Да твои бородатые друзья нанесли нам больше вреда, чем все нашествия карибов! - также зло ответил Агуэбана.
Среди присутствующих прошел звук одобрения.
И вдруг, не поднимаясь, стал говорить один из шаманов, продолжая речь Агуэбана.
- Ты забыл своих богов, Гуайбана! Ты скоро будешь похож на тех, кто мучает твой народ. Ты каждый день смеешься и радуешься, а народ твой как рабы с веревками на шеях работают на пришельцев. Женщины рожают от них детей, твой народ гибнет. А ты даже не замечаешь этого. Мы должны подняться на битву и выгнать бородачей! Но ты не сможешь сделать этого – зато может сделать твой брат Агуэбана. Боги на нашей стороне. Они придут нам на помощь! Мы спрашивали их о том, что нам делать и нам пришло видение от богов, что нам нужно избавиться от белых людей.
***
- Это все очень огорчает меня! – сказал грустным голосом Гуайбана. - Я схожу к моему бородатому брату и попрошу его изменить все и отпустить наших людей!
- Ха-ха-ха! – громко засмеялся Агуэбана. - Как можно попросить акулу не есть? Или как можно попросить птицу не клевать? Они умрут! Это невозможно! Так и твои пришельцы – их нельзя попросить – их можно только выгнать или убить! Надо вообще проверить - смертны ли они или нет! Сдается мне, что они такие же, как и мы – они также страдают от болезней, так же плачут от боли. У нас есть много рассказов от тех, кто приплыл к нам с других островов, что их видели мертвыми! Говорят, что их можно убить, если они будут без своих доспехов и своей одежды.
- Ты ведешь глупые речи! – сказал Гуайбана. – Твой разум уступил место твоей гордыни. Лучше жить в мире и просить этих людей о помощи, чем погибнуть всем народом от их мечей и от их страшных собак.
- Да лучше погибнуть, чтобы дети наши жили свободными, чем пресмыкаться и ходить в ошейнике у беспощадных бородатых! – закричал в ответ Агуэбана.
- Тогда и детей у тебя тоже не будет, потому что нас всех тоже не будет, если ты пойдешь войной! – грустно сказал Гуайбана и его лицо перекосилось от боли, которую он почувствовал в груди.
И тут с разных мест посыпались плохие слова и упреки в адрес Гуайбана. Его называли трусом, предателем своего народа, слепцом и еще прочими словами. Один из касиков – Брайоан (Brayoan) больше всех насмехался над испанцами и над ним. Гуайбана пытался увидеть хотя бы одно лицо, которое его поддержало бы, но тщетно – все вокруг были злы, кричали или с ненавистью смотрели на него.
Ему вдруг стало плохо, все завертелось у него перед глазами, и он упал…
Последнее, что он увидел в своей жизни – это склонившиеся над ним головы брата с шаманом и его собратьев со злорадным выражением лица.
Всегда веселый и добродушный Гуайбана неожиданно умер. И мало кто понял, что случилось.
После его похорон все в один голос объявили нового вождя, которым, конечно, стал его брат – Агуэбана, ненавидящий испанцев.
***
Гуайбана (Агуэбана I “Великое Солнце”).
Касик Индейцев племени Таино (фото на коробке сигар).
Индейцы Таино.
Агуэбана (Агуэбана II. Вождь Таино). Пуэрто-Рико.