Глава 20. Тяжелые времена. Победителя судят! Палки в колеса судьбы.
8 сентября 1511 года двери в дом Понсе де Леона распахнулись, а в проеме появился сияющий казначей Его Величества короля Фердинанда II - Пасамонте.
- Друг мой, Понсе! – улыбаясь проговорил Пасамонте. – Ты можешь прыгать от счастья и удачи, что свалилась тебе на голову! Король наш принял присланное тобой золото и прислал тебе предложение, равному которых не получал давно никто! Тебе лично сам король Фердинанд II сделал предложение о покорении всех новых островов, лежащих на Севере от Кубы и не открытых семьей Колумба! Поэтому мы садимся сейчас с тобой и составляем ответ. И, дай Бог, уже вскоре ты сможешь открыть Свою Землю!
(Письмо можно посмотреть в книге Robert Fusion Juan Ponce de Leon and Spanish discovery of Puerto Rico and Florida.2000 year. - прим. К.А.)
***
И все было бы хорошо, если бы 28 ноября 1511 года в Сан Хуан Батисту не прибыл новый проколумбовский губернатор – Хуан Церон, вместе с ним приехали Мигель Диаз и Франсисо ле Лизуар (Juan Ceron and Miguel Diaz and FRANCISCO LE LIZUAR, came back to Boriquen).
Вся жизнь и все планы Понсе де Леона вмиг были разрушены. Его недавние друзья, а затем - враги, которых он отправил на суд в Кастилию – Хуан Церон и Мигель Диаз, вернулись оправданными и готовыми уничтожить своего обидчика – Понсе Де Леона и всю его семью. Суд королевства Кастилии и Леон постановил, что назначение губернатором Понсе де Леоном в 1509 году было ошибкой и теперь остров Сан-Хуан-Батиста (Пуэрто-Рико), открытый Христофором Колумбом, должен был управляться губернатором, назначаемым вице-королем Индий - Диего Колумбом.
Самому королю Фердинанду II, скрепя зубами от злости в суде, пришлось признать ошибочность действий в Сан-Хуане. Весь мир для Понсе де Леона померк.
Рухнули надежды на будущее. Все было сметено вынужденным приказом короля Фердинанда II о передаче Сан-Хуана в руки врага Понсе де Леона – вице–короля Индий – Диего Колумба. В утешение король написал специальную бумагу, предписывающую новому губернатору Сан-Хуана не трогать имущество, нажитое Понсе де Леоном за время губернаторства. Но что это означало для того, кто потерял власть и теперь суд, законы и люди стали против него самого?!
И это была «благодарность» для того человека, кто выиграл финальную битву с 300 поселенцами против 10 000 войска индейцев!!!
Пощечина, нанесенная решением суда о правомерности губернаторства Понсе де Леона на острове Сан-Хуан, была дана не только самому Хуану Понсе де Леону, но и самому королю Фердинанду II, который рассматривал это решение своим личным оскорблением. Поэтому то, что король не смог сделать в открытой борьбе через суд, он сделал это другими путями.
Вскоре после смещения Понсе с поста губернатора Сан-Хуана и замещение его проколумбовским ставленником, произошло следующее.
Двадцать третьего февраля 1512 г. Хуан Понсе де Леон получил Контракт от короля Фердинанда II Арагонского на открытие острова Бимини (Bimini), где, по всем сведениям, собранным из разных источников – от Рима и Португалии до Эспаньолы и Сан-Хуан-Батисты, должен находится Фонтан Молодости (Фонтан Молодости (Fountain of the Youth) – прим. автора К.А.).
Также король Фердинанд назначил Хуана Понсе де Леона аделантадо и алькальдом острова Бимини (аделантадо означает Титул конкистадора, который направлялся королём на исследование и завоевание земель, лежащих за пределами испанских владений. – прим. автора К.А.).
Чтобы не повторить ошибки предыдущих лет, Фердинанд ограничил в договоре время открытия и заселения новой земли. У Понсе де Леона было всего три года.
Узнав об этом, Диего Колумб и его дядя Бартоломео Колумб – брат Христофора Колумба, начали буквально войну против Понсе де Леона, чтобы сжить его со света и не дать ему возможности организовать экспедицию на новые острова. Понсе быстро осознал, что он имеет мало времени до осуществления предписанного.
Однако он оказался на своем Сан-Хуан-Батиста как в тюрьме. Его сместили с поста губернатора и теперь делали все, чтобы подставить и подвести под суд его и его семью. И хотя он был землевладельцем, начальником Юстиции и военачальником на Сан –Хуана, но фактически у него не было никакой власти.
Далее события развивались с молниеносной быстротой.
Особо зверствовал и мешал Понсе де Леону человек, присланный из Кастилии по имени Лизаур. Этот человек подговаривал жителей и новых поселенцев острова выступать против Понсе. Он строчил доносы, отбирал индейцев с работ Понсе в пользу нового губернатора Хуана Церона. Постоянно не исполнял законы и решения, которые принимал Понсе. Основной задачей тех, кто пришел к власти – нового губернатора Хуана Церона, Лизаура и Мигеля Диеза было - помешать Понсе де Леону нанять и исполнить экспедицию в Новые Земли. Это была главная цель семьи Колумбов. Поэтому решение короля Фердинанда II о наборе солдат на острове Эспаньоле, покупке кораблей в Индиях и помощи в подготовке к открытиям новых земель не только не исполнялось, но и тормозилось постоянно семьей Колумба, бывшей бельмом в глазу у короля Фердинанда II и его бишопа Фонсеки.
Действия нового губернатора Церона и его приспешника - Лизаура, при подстрекательстве Диего Колумба, вылилось в то, что корабль Понсе де Леона был арестован, а его друг и капитан корабля - Хуан Боно де Кэхо (JUAN BONO DE QUEJO) посажен в тюрьму вместе со многими друзьями и поселенцами, которые были на стороне Понсе.
Понсе де Леон с помощью монахов доминиканцев и казначея Пасамонте отправил жалобы королю Фердинанду и Бишопу Фонсеки, что подготовка к открытиям новых земель во славу Короля специально блокируется лично Лизауром и новым проколумбовским губернатором Цероном. Эти письма возымели действия.
В конце концов, с разрешения короля, Лизаур был арестован самим Понсе де Леоном и выслан в Испанию. После этого враждебные действия проколумбовским ставленников резко снизили свою активность.
А 2 июня 1512 вместо губернатора Хуана Церона был назначен другой губернатор Родриго де Москосо (PODRIGO DE MOSCOSO), который заменил Хуана Церона (JUAN CERON). И для Понсе де Леона наступило спокойное время, когда он смог заняться подготовкой к экспедиции.
Однако подготовка похода требовала различного рода решения вопросов и именно решение этих вопросов по юрисдикции самой экспедиции требовали прибытия Понсе в Бургас – столицу Кастилии и Леона, где располагался король Фердинанд II. И Понсе де Леон отправился в Испанию в Бургас.
***
Послесловие к главе.
Поездка к королю Фердинанду II дала свои плоды и вице-король Индий Диего Колумб, скрепя сердце, был вынужден пойти на попятную.
12 августа 1512 года Понсе де Леону был возвращен арестованный ранее корабль.
Позже - 10 декабря 1512, чтобы подготовке экспедиции уже не смогла мешать семья Колумба, дальновидный король назначает Хуана Понсе де Леона инспектором (ALCADE) и казначеем (TESORERO) 10 острова Сан-Хуана Батисты (SAN BATISTA).
В это же время к королю приехали доминиканские монахи, возглавляемые Антонио де Монтесино19 , выступившие против дома Колумба и заклеймивших позором его правление на Эспаньоле и в Новых Индиях. Доминиканцы вступили в конфликт с францисканским орденом, поддерживающим правление колонистов. Доминиканские монахи привезли огромное количество обличительных документов против массового истребления индейцев Таино и их похищения с близлежащих островов самими испанцами.
Францисканские монахи по поручению вице-короля Западных Индий Диего Колумба (Диего Колон) первыми добрались до короля и очернили доминиканцев. Тщетно много дней после этого доминиканец Антонио де Монтесинос добивался аудиенции. Однако король не желал его видеть. Однажды, прорвавшись через приемную короля, прорвавшись через пытавшегося удержать их привратника.
- Государь! – воскликнул доминиканец Антонио де Монтесинос, оказавшись у тронного возвышения короля Фердинанда II. – Умоляю Ваше Высочество удостоить меня аудиенции, ибо то, что я имею сказать, весьма важно для блага короны!
- Говорите, святой отец, все, что хотите сказать! – разрешил набожный король.
Доминиканец Антонио де Монтесинос вытащил свиток, где по главам были расписаны все жестокости, которые совершалась по отношению к индейцам Таино и стал читать королю, стоя на коленях.
Они говорили о том, что они видели собственными глазами и то, что рассказывали им сами индейцы.
- …И поселенцы, с попустительства или с одобрения Диего Колона (Диего Колумба) отбирают у индейцев жен и дочерей их, забирают сыновей у этих несчастных, заставляют служить себе и если идут куда-то, то навьючивают на них тяжелую поклажу как на скотину, приковывая их друг к другу цепями за шею, чтобы они не убежали. Испанцы чинят над ними жестокости и насилия, а индейцы пытаются убежать в горы…
Рассказывал Антонио де Монтесинос как индейцев-аборигенов убивали нагих безоружных, жгли живьем и творили несовместимые с христианином жестокости. Рассказывали, как издевались колонисты на Эспаньоле над детьми и бросали их в воду, чтобы они утонули…
Долго еще доминиканцы приводили примеры и говорили о жестокостях и насилии над местными аборигенами. Говорили святые отцы-доминиканцы о резне и побоище, которые испанцы совершали в Западных Индиях, о злодеяниях вовремя репартимьенто.
Вдруг Монтесино прервался и спросил короля:
- Разве вы, ваше Величество, приказывали совершать такие дела? Я уверен, что нет!
- Нет, господь свидетель, никогда в жизни не давал я подобных приказов! - воскликнул впечатленный король Фердинанд.
Оставшись наедине с самим собой и поразмыслив, что это может служить достаточно большим и весомым аргументом против правления вице-короля Диего Колумба и части кастильского двора, король созвал Совет по делам Индий. Через какое-то время король Фердинанд Арагонский под влиянием свидетельских рассказов доминиканских монахов, а также чтобы навредить и осудить правление дома Колумбов 27 декабря1512 года выпустил свод законов «Законы Бургаса», регулирующих поведение Испанцев в Америке (прочесть это можно у Алносо де Эспиналя – прим. К.А.).
Все это играло на руку Понсе де Леону как противнику дома Колумбов.
Получив полную поддержку и заручившись необходимыми бумагами и личными уверениями в помощи при открытии Новых островов от короля Фердинанда II в декабре 1512 Понсе де Леон уехал из Кастилии в Санто-Доминго.
***
Статуя Антонио де Монтесиноса. Сан Диего.
Гравюра. Испанская экзекуция индейцев.
Доминиканские монахи - защитники индейцев.
Доминиканский монах Антонио де Монтесинос и другие борцы за права индейцев на монете 1 песо 1984 г., Доминиканская Республика.