Был ли Будда в Америке?
Сторонники «диффузии» утверждают, что азиатско-американские параллели в искусстве — это убедительное доказательство исторических связей двух континентов. В длинный список таких параллелей они включают каменные храмы на ступенчатых пирамидах (Камбоджа и Мексика); изображение дракона, солнечные и небесные божества (рис. 12); архитектурные полуколонны на фасадах зданий (рис. 13); рельефы с изображением правителей или богов, сидящих на низких тронах (рис. 14—15); жезлы, носилки, зонтики и балдахины — как символы власти — и многое другое.
Особенно ярко это сходство проявляется в изображении лотоса (лотос — это любимая тема буддийского искусства Индии). Интересно, что и на мексиканских рельефах Чичен-Ицы и на индийских панелях из Амаравати лотос имеет весьма специфическую черту — горизонтальный отросток корня, который растет глубоко под водой и не виден человеческому глазу. Как в Мексике, так и в Индии растение лотоса часто изображается в сочетании с полулежащей человеческой фигурой или с морскими чудовищами и рыбами (рис. 16). Не менее поразительно сходство меандрового узора на бронзовых сосудах из Юго-Восточной Азии и на мексиканских рельефах из камня.
К сожалению, все это — лишь чисто внешнее сходство. Хронологический разрыв между приведенными выше примерами каждый раз достигает многих столетий. Если, скажем, рельефы с лотосом из Амаравати (Индия) относятся ко II веку н. э., то их мексиканские двойники из Чичен-Ицы были созданы в лучшем случае в XII веке н. э. Пирамиды в Камбодже впервые появляются в X веке н. э., тогда как древнейшие пирамиды Мексики — в начале 1 тысячелетия до н. э. Однако это не помешало «диффузионистам» сделать решительные выводы о характере азиатско-американских связей. «Большое число очень специфических параллелей,— писал Экхольм,— предотвращает любую возможность случайного совпадения. Очень существенно, что как в Мексике, так и у майя черты явно буддийского происхождения обильно представлены в религиозной архитектуре, космологии, мифологии и иконографии, но их почти нет в материальной культуре... Это не позволяет свести индо-буддийское влияние на Центральную Америку к случайным контактам, вроде кораблей, пригнанных штормами и течениями к американскому побережью. Такие корабли могли иметь на своем борту моряков и купцов, а не тех, от кого мы можем ожидать познаний в области архитектуры и религии».
Следовательно, говорят «диффузионисты», главную роль в азиатско-американских связях играли буддийские миссионеры и жрецы. Но каким же образом преодолевали они огромные пространства Тихого океана? По мнению «диффузионистов», в начале 1 тысячелетия н. э. кораблестроение и мореходство в Индии и Юго-Восточной Азии были достаточно развиты для того, чтобы совершать далекие морские походы.
Недавнее открытие большого древнего города в Кохинхине, где найдены римские предметы II века н. э., подтверждает большой размах морской торговли в ту эпоху. Новая теория имела некоторый успех. Однако сторонники азиатско-американских связей не остановились на достигнутом. Теперь они уже попытались заронить сомнение в самостоятельности таких крупнейших культурных завоеваний индейцев, как земледелие, керамика, металлообработка, архитектура, письменность и календарь. Опять начались поиски мифического азиатского источника для всех этих изобретений. Даже такое чисто американское растение, как кукуруза, было объявлено азиатским, поскольку в 1948 году ботаники нашли ее дикую разновидность в Ассаме. В воздухе вновь запахло порохом. Но здесь в дальнейшее развитие спора вмешалась наука. Открытия последних лет убедили буквально всех в том, что высокие цивилизации индейцев происходят от более древних земледельческих культур Архаического времени (2000—300 г. до н. э.). Значит, для того чтобы доказать, какой характер имели индейские цивилизации, нужно было прежде всего решить вопрос о происхождении раннеземледельческих культур Америки.