Тайны мексиканских пещер
Канадский археолог Ричард Мак Нейш оказался тем человеком, которому суждено было сделать еще один шаг в изучении этой сложной проблемы. Рано увлекшись археологией Центральной Америки, он не отправился, подобно большинству ученых, в джунгли Мексики и Гватемалы, где под зеленой шапкой растений скрывались руины многих древних городов, хотя именно там археолог скорее всего мог рассчитывать на эффектные находки — каменные рельефы, храмы, фрески и дворцы, которые послужили бы достойной наградой за его тяжелый и изнурительный труд. Но Мак Нейша интересовало совсем другое. Его волновало одно: как найти истоки древних земледельческих культур Мексики? Какие археологические памятники лучше всего подходят для этих поисков? И вот решение, наконец, найдено — ключ к происхождению мексиканского земледелия нужно искать в горных пещерах. Там, в сухих высоких местах, хорошо защищенных от влаги, в течение многих тысячелетий жили предки мексиканцев. Слой за слоем откладывались на каменном полу пещер хозяйственные отбросы, кости животных, орудия труда, остатки растений, тканей и корзин. А исключительно благоприятные климатические условия заботливо сохранили до наших дней эту самую правдивую летопись древней истории Мексики.
Приступив к раскопкам, Мак Нейш обнаружил, что наряду с иными находками в различных слоях пещер встречаются остатки диких и культурных растений: тыквы, бобов, кукурузы и перца. Что это могло означать? Только одно: отныне у археологов появилась реальная возможность решить многолетний спор о происхождении американского земледелия. Сопоставив находки растений с глубиной их залегания и с теми вещами, с которыми они находились, Мак Нейш установил приблизительный возраст важнейших из них. Правда, полученные археологом даты были слишком относительными. По глубине залегания предметов ученый знал, что появилось раньше, а что — позднее, но определить точную их дату он не мог. Однако вскоре на помощь археологам пришла физика. Для определения возраста древних вещей появилось новое эффективное средство — радиокарбонный анализ органических остатков. Результаты первых же лабораторных исследований по этому методу произвели настоящий переворот в американистике. Оказалось, что остатки растений, найденных Мак Нейшем в пещерах Мексики, имеют довольно почтенный возраст. Дикие предки кукурузы использовались индейцами еще в 6 тысячелетии до н. э., но культивированная кукуруза появляется лишь около 3600 г. до н. э. Древнейшие находки тыквы в Мексике относятся к 6 тысячелетию до н. э., а бобов — к 4 тысячелетию. Тщательное изучение находок из древних пещер позволило проследить мучительно медленный процесс постепенного культивирования полезных растений предками индейцев.
Итак, благодаря открытиям Мак Нейша впервые удалось доказать, что основа американского земледелия местная. Но это было далеко не все. В мощных напластованиях пещер содержались предметы различного возраста, начиная от эпохи первобытных охотников и кончая кануном испанского завоевания. При этом все исторические эпохи были тесно связаны между собой переходными этапами. В итоге получилась стройная картина непрерывного исторического развития древней Мексики, картина, не оставляющая никакого сомнения в местном происхождении индейских цивилизаций. Правда, не все еще известно нам до конца, и в общей цепи событий есть некоторые разрывы. Но они не мешают основному выводу. Отныне последнее слово принадлежат уже не кабинетным ученым, а полевой археологии. Каждое новое открытие будет вносить элементы порядка в ту гигантскую и хаотичную головоломку, которой до сих пор была проблема происхождения древних цивилизаций Америки.