Ханааб-Пакаль III
Ханааб-Пакаль III. Также известен как 6 Кими-Пакаль
Правитель Паленке
Воцарился: 9.18.9.4.4, 7 К’ан 17 Муван (13 ноября 799 года).
Годы правления: 799 - ?
Имя последнего правителя Паленке, имевшего «эмблемный иероглиф» Баакаля присутствует на резной чаше из черной керамики, обнаруженной в жилом квартале вне территории царской резиденции. Она была спрятана в подземном помещении гробницы. «Календарные имена», подобные Вак-Кими («Шесть Смерть»), были следствием усиления в эту позднюю эпоху мексиканского влияния, но здесь наблюдаются долговременные контакты между культурами, в частности в западном регионе майя (Мартин и Грюбе 2008:175).
Последняя известная надпись с упоминанием Баакаля помещается на обожженном глиняном кирпиче из Комалькалько и датируется 814 годом. Это, однако, не прерывает отсутствия сведений о Паленке, поскольку Комалькалько также использовал «эмблемный иероглиф» Баакаля (там же: 165, 175).
Вышеизложенное основывается на «Хронике царей и цариц майя» Саймона Мартина и Николая Грюбе (2008: 174). Другим источником является исследование Джин-Мишель Хоппан (1996) о дате «814 год» из Комалькалько.
«Календарное имя» имел Чан-Ахав («Четвертый Владыка»), один из стоящих на коленях персонажей, изображенных на скульптурной платформе из Храма 19 в 731 году (Стюарт 2005:115-117). Это имя также присутствует в качестве подписи скульптора на панели неизвестного происхождения с изображением Иш-Оок-Ахиин из Йомопа.
Рис.144. Чаша из черной керамики в музее города Паленке (фотография Джоела Скидмора).
Резная чаша из черной керамики с именем Ханааб-Пакаля экспонируется в музее города Паленке (рис. 144). На этикетке чаша отнесена к Зданию III из подгруппы «Мурсьелаго» Группы В и описывается следующим образом: «На этой чаше зафиксирована дата 9.18.9.4.4, 7 К’ан 17 Муван, что соответствует 13 ноября 799 года, самая поздняя известная дата из Паленке. В надписи упоминается о воцарении владыки Вак-Кими-Ханааб-Пакаля, последнего правителя Паленке. Тем не менее, это лицо не имеет титула «к’ухуль Баакаль ахав», «Священный Владыка Паленке», это свидетельствует о том, что, вероятно, он был сановником низшего ранга». ******
Комментарии Виктора Талаха
****** Более внимательный анализ текста обнаруживает, что его понимание как записи о воцарении Вак-Чам-Ханааб-Пакаля весьма проблематично. После даты записано: a-LAY-ya i-K’AL-AJ-SAK-HU’N tu-ba-ji CHAN-ch’o-ko-TAK. Перевод этого фрагмента: «Вот получены/повязаны белые головне повязки на головы Четверых Юношей». «Четверо Юношей» или «Четверо Владык» – известная в текстах группа богов; таким образом, в надписи речь идет об украшении изображений божеств (такой ритуал в Паленке упоминается в тексте центральной панели Храма Надписей); был ли указанный обряд частью коронационной церемонии правителя Паленке – неизвестно.