К’инич-К’ук’-Балам II
К’инич-К’ук’-Балам II («Сияющий Кецаль-Ягуар»). Также известен как Бахлум-К’ук’ II и Мак’ина-Кук
Правитель Паленке
Воцарился: 9.16.13.0.7, 9 Маник’ 15 Во (4 марта 764 года)
Годы правления: 764 - 783
Отец: К’инич-Акаль-Мо’-Наб III
Мать: Иш-Мен-Ник
Памятники: «Панель 96 иероглифов»; «Панель Творения»; Фреска «Корпуса В»?; фрагмент из запасника № 218
По иронии судьбы, царствованию этого последнего значительного правителя Паленке принадлежит одно из величайших достижений скульптуры классических майя; «Панель 96 иероглифов» по праву знаменита за то мастерство, с которым иероглифическая каллиграфия была передана в камне (Мартин и Грюбе 2008:174). В ее тексте К’инич-К’ук’-Балам II помещается в династический ряд, идущий от К’инич-Ханааб-Пакаля Великого путем сообщения о посвящении последним в 654 году в построенном здании Дворца тронного зала, в котором происходило воцарение последующих правителей, в том числе К’инич-Акаль-Мо’-Наба III, отца К’инич-К’ук’-Балама II, и самого К’инич-К’ук’-Балама.
Недавно была обнаружена каменная голова, возможно, являющаяся портретом К’инич-К’ук’-Балама II, который может быть опознан по головному убору кецали (к’ук’) и ушам ягуара (балам).
Вышеизложенное основывается на «Хронике царей и цариц майя» Саймона Мартина и Николая Грюбе (2008: 174). Другим источником является исследование Джеймса Б. Портера (1994) о стиле резной каллиграфии, характерном для монументов К’инич-К’ук’-Балама II.
Изображение каменной головы на подставке для курильницы могло быть портретом одного из царей по имени К’ук’-Балам. Мэри Миллер и Саймон Мартин (2004:230) отмечают: «Учитывая особую роль этого предмета в почитании предков, вероятнее всего, как полагает Дэвид Стюарт, на ней представлен исторический «основатель» династии Паленке К’ук’-Балам I, который правил в 431-435 годах».
Рис.143. Фрагмент «Панели 96 иероглифов» (прорисовка Линды Шиле).
После сообщения о воцарении Пакаля Великого и промежуточных династов, на «Панели 96 иероглифов» повествуется о К’инич-К’ук’-Баламе II (рис. 143). После вводного иероглифа в Е7 следует интервальное число в 5 к’инов и 14 виналей (F7), 2 тууна (Е8) и 2 к’атуна (F8), которое ведет к 9 Маник’ (H1) 15 Вo (G2), дате воцарения К’инич-К’ук’-Балама.
Блок в Н2 читается CHUM-la-ja ta-AJAW-le, «чумлах та ахавлель», «он воссел на владычество».
В G3 содержатся титулы «Баакель Вайяль» и «Игрок в мяч», с которыми, как мы видели выше, упоминался К’инич-Кан-Балам II. Второй из этих титулов представлен в полной форме как AJ-pi-tzi-la-OHL, «Ах Пицаль Оль», где «Ах» является обозначением лица мужского пола, «Пицаль» (или, возможно «Пицииль») – прилагательное от слова «Пиц», «Игра в мяч», а «Оль» означает «Сердце». Тем самым выражается мысль, что К’инич-К’ук’-Балам II имел «сердце игрока в мяч» (Марк Зендер, личное сообщение 2007).
Затем в G4-H4 мы имеем собственно его имя, K’INICH-K’UK’[BAHLAM]-ma K’UH(UL)-BAAK-AJAW, «К’инич К’ук’ Балам, К’ухуль Баак(ель) Ахав».
В правой части G5 снова присутствует глагол «воссел», графически и словесно указывающий, что К’инич-К’ук’-Балам воссел на покрытую шкурой ягуара подушку или трон.
В следующем иероглифе названо место, где произошло событие воцарения: в Н5 мы читаем SAK nu-ku NAAH, «Сак Нук Наах», «Дом с Белой Кожей?». Это упоминание «Корпуса Е» Дворца, названного так потому, что это было единственное здание Дворца, не окрашенное в красный цвет (Мартин и Грюбе 2008:163).