Хасинто Канек
Вызревавшее в течение многих лет недовольство вылилось в середине XVII века в восстание, которое возглавил Хасинто Ук де лос Сантос Канек. Воспитанный во францисканском монастыре, он прекрасно — гораздо лучше, чем большинство его современников,— знал историю своей страны. Знаток не только европейской культуры, но и магического мира майя, в котором продолжали жить его соотечественники, он использовал атрибуты этой магии, чтобы привлечь население на свою сторону. Поддавшись его внушению, поверив в него как во всемогущего защитника прав народа, индейцы провозгласили его королем, надели на него голубую мантию и корону. Божий помазанник получил имена Ук Канек и Чичан Монтесума. Представители многих городов и селений присягнули ему на верность.
Такова внешняя сторона событий. Причина же их кроется в глубокой убежденности Канека, в его желании помочь своим братьям, влачившим ужасное существование, освободить их. Выступив перед своими соплеменниками в Систейле, он сумел воспламенить их взволнованной речью против тирании и непосильного труда, ставшего уделом порабощенных. Было решено подняться с оружием на борьбу. Эта весть разнеслась по всей стране, и восстание началось. Из дальних районов к повстанцам стекались наследники древних родов со своими людьми. Трехчасовая битва с испанцами завершилась печальным итогом: погибло шестьсот повстанцев и восемь жрецов, сгоревших во время пожара в королевском доме, где они находились, охраняя своих богов. Канек с тремястами повстанцами некоторое время оборонялся, укрывшись в одном поместье, но затем был вынужден покинуть его и сражаться на открытой местности. Бой продолжался еще несколько часов и завершился окончательным разгромом восставших. Их захватили в плен и не замедлили предать правосудию. Вначале Канека подвергли пыткам, дабы вырвать у него признание, а затем огласили приговор, согласно которому его предписывалось «пытать каленым железом и четвертовать, а тело его сжечь и пепел развеять»107. Пытки происходили в присутствии прекрасных дам и элегантных кавалеров-христиан. Восемь соратников. Канека были повешены двумя днями позже. Их трупы расчленили и разослали «в назидание» в их родные города. Остальные участники восстания кончили свои дни в застенках Сан-Хуан-де-Улуа.
Коренное население повсеместно давало отпор колонизаторам, но самое упорное и длительное сопротивление испанцы встретили на севере Петена (нынешняя Гватемала), населенном народом ица, которым управляли представители династии Канеков. Конкистадоры много раз пытались покорить этот край: и с помощью религии, и различными мирными средствами, и оружием.
В 1618 году монахи Фуэнсалида и Орбита поселились на этой территории и долгое время поддерживали мирные отношения с местными жителями, пока однажды Орбита в порыве религиозного рвения не разбил статую языческого идола. Вероятно, этот поступок переполнил чашу терпения индейцев, и они изгнали незадачливых миссионеров.
В 1622 году в этих краях появилась экспедиция, которую возглавлял капитан Моронес, но она также потерпела неудачу. А год спустя местные индейцы убили нескольких монахов и сопровождавших их лиц, показав, что не желают изменять своим обычаям и жить по чужим законам.
В 1624 году индейцы внезапно напали на церковь во время мессы и перебили всех находившихся там испанцев, что еще на двенадцать лет отсрочило новые попытки христианизации.
Применяя тактику, удивительно схожую с той, какую используют и в наше время, индейцы похищали оружие у своих врагов, чтобы успешнее бороться с ними.
Все героические выступления жестоко подавлялись: Ах-Кимполь, касик-жрец, напавший на монахов, после долгих поисков был схвачен и повешен. Касик Андрес Коком, обвиненный в злонамеренном отправлении языческих обрядов, был осужден на пожизненную каторгу епископом Монтальво. Наказание он должен был отбывать в Сан-Хуан-де-Улуа или в Гаване. Доставленный в Кампече, откуда ему предстояло отправиться в Веракрус, Коком умолил капитана корабля отпустить его, и тот позволил ему сойти на берег. Касик убежал в горы, и долгое время о нем не было никаких известий. Ходили слухи, что он готовит восстание, чтобы объявить себя королем Юкатана. На его поиски был снаряжен отряд, захвативший касика вместе с его сообщниками и большим количеством оружия в одной из пещер. По обвинению в заговоре все пленники были отправлены на виселицу.
Запрещенные языческие обряды продолжали совершаться, что приводило к фанатичному преследованию, неизменно заканчивавшемуся трагедией для упорствовавших в идолопоклонстве. В доме Андреса Чи, объявившего себя Моисеем,— все же новая религия оставила свой след — собирались его адепты, которые слушали святого духа, говорившего устами подростка, который был спрятан от глаз присутствующих. Судя по всему, эти собрания имели своей целью подготовку восстания против испанцев в Сотуте. Они закончились казнью Андреса Чи.
Тех, кто, следуя обычаям предков, «предавался дурным, постыдным и мерзким грехам», ожидали жестокие кары.
Хотя репрессии не всегда сопровождались кровавыми трагедиями, их жестокий характер оставался неизменным. Зачастую они приводили к роковым последствиям. Примером могут служить действия фанатичного епископа Ланды, описанные им самим: «Мы нашли большое число книг, начертанных их письменами, и, поскольку они не содержали ничего иного, кроме суеверий и дьявольской лжи, все их сожгли, о чем индейцы необычайно сожалели...»
На протяжении полутора веков Петен оставался непокоренным. Расположенный между двумя порабощенными областями, Гватемалой и Юкатаном, этот край сохранял независимость до тех пор, пока его правитель, касик Канек, не решил покориться судьбе. Из священных книг он знал о пришествии чужих людей, новых богов. Знал он также и дату их пришествия и решил дождаться ее. Когда наступил 1695 год, указанный в предсказании, он направил мирное посольство в Мериду. Вероятно, не все подданные касика разделяли его фатализм, ибо, когда год спустя, в ответ на посольство в край вступил испанский отряд, он встретил решительный отпор на берегу озера Петен.
Миновал еще год, прежде чем целое войско, снабженное всем необходимым для того, чтобы построить судно и атаковать местных жителей с озера, достигло своей цели. На берегу озера испанцы возвели форт, построили галеру и начали боевые действия. На озере тут же замелькали лодки индейцев, которые отнюдь не собирались сдаваться. Однако местные жители до сих пор не сталкивались со смертоносной силой огнестрельного оружия. Когда загрохотали залпы, началось беспорядочное бегство, и конкистадоры без помех добрались до противоположного берега, где находилась столица Тайясаль.
«И тогда произошла ужасная сцена. Мужчины, женщины и дети, правители, жрецы и вассалы — все обитатели острова в отчаянии бросились на берег и стали прыгать в озеро, не заботясь о том, достанет ли у них сил, чтобы доплыть до противоположного берега»108
Весь день потратили победители на разрушение идолов. Они окрестили новую испанскую колонию именем Нуэстра-Сеньора-де-лос-Ремедиос-и-Сан-Педро-де-лос-Ица. Это произошло 13 марта 1697 года. До этого времени майя-ица сохраняли свою независимость.