"Храм Надписей"
Главные герои и заказчики паленкских надписей – местные правители, носившие титул k’uhul Baakul ‘ajaw, "священный Баакульский владыка", и принадлежавшие (по мужской, или, в некоторых случаях, по женской линии), к одному роду. По сути, большинство текстов из города – это династийная хроника царства Баакуль, начиная с мифических времен божественных предков и до поры создания надписей. В центре исторических текстов Лакамха - Паленке – фигура правителя К’инич Ханааб Пакаля (родился в 603 г., правил в 615 – 683 гг.). При нем, насколько мы можем судить как из эпиграфики, так и по археологическим данным, произошло укрепление баакульской государственности после череды поражений первых десятилетий VII века, и подъем города Лакам-Ха, где со второй половины 640-х годов начинается оживленное строительство каменных сооружений.
"Храм Надписей" в Паленке. Современная фотография.
Самой известной, самой грандиозной и самой красивой постройкой К’инич Ханааб Пакаля является двадцатичетырехметровая ступенчатая пирамида с храмом наверху, известная как "Храм Надписей" (завершена она была уже после смерти Ханааб Пакаля, в 690 г. [Stuart & Stuart, 2008: 171]). Раскопками А. Руса Луилье в 1949 -1952 годах в недрах пирамиды было обнаружено роскошное погребение: в двадцатипятитонном резном каменном саркофаге покоились буквально осыпанные драгоценным жадеитом останки мужчины, как оказалось – строителя храма.
Внутри помещения над пирамидой находятся три резные панели, содержащие второй по объему (617 блоков) иероглифический текст майя. По содержанию он оказывается своего рода официальной историей Баакульского царства со времен перенесения его столицы в Лакам-Ха и до смерти К’инич Ханааб Пакаля. Впрочем, с точки зрения современного читателя история эта довольно странная: главные события в ней – участие правителей в строго распределенных по окончаниям календарных циклов обрядах служения богам, войны упоминаются либо как препятствия надлежащему отправлению таких обрядов либо как повод к ним, а краткие биографические заметки служат не более, чем рамкой для повествования о царском благочестии. Жизнь как упорядоченная во времени последовательность религиозных ритуалов – такую картину бытия открывают нам причудливые знаки, высеченные на стенах "Храма Надписей".
Особое место в текстах занимают упоминания так называемых "юбилейный церемоний". Так их назвали потому, что они устраивались по истечении целых хронологических периодов: "двадцатилетий" и "пятилетий". Кроме того, в позднем Классическом периоде их справляли также в конце 13-го "года" (когда название дня и число "недели" совпадали с названием дня и числом "недели" в канун текущего "двадцатилетия"), а также, в отдельных городах (в том числе в Паленке), по прошествии некоторого числа отрезков в 1/8 "двадцатилетия".
Центральной частью "юбилейного" ритуала было установлении "камня" (tuun) или "великого камня" (lakam tuun). В большинстве городищ майя этот объект легко отождествляется с так называемыми "стелами". Об установлении стел в окончание "двадцатилетий" пишут юкатанские источники колониальной эпохи. У Д. де Ланды, например, читаем, что "они имели обычай сооружать один из этих камней через каждые двадцать лет, число, которое употребляли, чтобы считать свои века" (Ланда 1955: 134), другой испанский историк, Диего Когольюдо, пишет: "Когда проходило пять таких периодов, составлявших двадцать лет, их называли к’атун [katún], и ставили обработанный камень на другой обработанный, закреплявшийся при помощи извести и песка на стенах храмов и жилищ жрецов" (Historia de Yucatán 1688: 186), автор индейской "Хроники из Чик Шулуб Чен" На К’ук’ Печ указывает: "В этом году закончилось двадцатилетие, и тогда было закончено установление камня в городе, потому что каждый двадцатый год они устанавливали в городе камень" (The Maya Chronicles 1969: 227). В Паленке, однако (это его особенность), ни стел, ни их остатков (за двумя исключениями) не найдено, поэтому неясно, что именно было здесь предметом обрядовых действ с "камнями".
Смысл и происхождение "юбилейных" церемоний также не вполне ясны. Запись мифа о начале новой мировой эпохи, содержащаяся на восточной стороне "стелы С" из Киригуа, указывает, что создание нынешнего мира по представлениям классических майя началось с неких трех первичных камней. Можно предположить, что "юбилейный" ритуал воспроизводил акт творения космоса. Интересное предположение о происхождении "юбилейных" обрядов высказал Ю. В. Кнорозов: по его мнению, у древних майя правитель поселения первоначально избирался сроком на полгода, затем на 1 год, из представителей четырех сменявших друг друга по очереди родов. "В более позднем варианте двадцатилетие, по образцу 4-летнего цикла, было разделено на четыре пятилетних правления. Далее жрецы обосновали продление власти правителя до 20 лет, разработав учение о 13 небесных богах, поочередно правящих миром во время 260-летнего цикла … Фактически власть правителя стала постоянной и наследственной. Когда истекал номинальный срок власти, объявлялось, что правитель получил от очередного бога права на власть в его период, в честь чего сооружены многочисленные юбилейные стелы (ст. тун ках "городской камень") пятилетий и особенно двадцатилетий" (Кнорозов 1975: 255). Кроме того, как следует из текстов, во время "юбилеев" идолам богов жертвовались одежда и украшения. Перечень "юбилеев" с 514 по 672 год с краткими сведениями о принимавших в них участие Баакульских владыках занимает всю восточную и центральную панели, при этом особенно подробно описываются обряды, совершавшиеся Ханааб Пакалем. Описанию благочестия, проявленного им при проведении обрядов в завершение "двадцатилетий" в 652 и 672 годах, посвящена вся центральная панель.
Начальный раздел надписи на западной панели (блоки 20-133) описывает бытие души Ханааб Пакаля в потустороннем мире. В частности, надпись сообщает о неких событиях с участием души усопшего правителя, которые состоятся в 692, 830 и 4772 годах. Кроме того, она содержит известие о событиях в окончание 12-го и 14-го множеств-четырёхсотлетий. Проще всего было положить, что здесь речь идёт об окончаниях соответствующих календарных периодов после смерти Ханааб Пакаля, которые соответствуют юлианским 1618 и 2407 годам. Однако, употребленные в связи с этими датами глаголы имеют форму совершенного вида, которая отписывает реально произошедшие события и действия. Таким образом, речь может идти об окончаниях "множеств" предыдущей мировой эпохи, состоявшихся соответственно в 6268 и 5479 гг. до н.э. Текст крайне сложен для понимания и перевода, однако его общий смысл, кажется, сводится, к утверждению: "К’инич Ханааб Пакаль был и будет всегда".
Затем, безо всякого перехода надпись возвращается к описанию земных дел усопшего правителя: его военным победам (одна из которых опять сравнивается с победой Бога Дождя над Богом Смерти), женитьбе, наконец, болезни, смерти и воцарению преемника. В конечной клаузуле указано название и предназначение "Храма Надписей": "Болон Йет Наах, "Чертог Девяти Свершений" – это имя усыпальницы К’инич Ханааб Пакаля".
Восточная панель
/1/ Счет года [Звезды]1, 9 множеств, 4 двадцатилетия, 0 лет, /5/ 0 двадцаток, 0 дней, день 13 Ахав 18 число месяца Йаш Сихо’м (16 октября 514 г.), [Затемняющий Солнце – чтец книги]2. /10/ Даровал облачения3 своим богам, …м-Чаахку, Малышу-К’авиилю, /15/ Солнечному Щитоносцу4 через 3 (дня), 10 двадцаток и 13 лет после того, как воссел в диадеме, /20/ Ахкуль Мо’ Нахб, священный Баакульский владыка5.
16 (дней), 7 двадцаток и 5 лет6 /25/ после того, как воссел [в диадеме К’ан Хой Читам, священный Баакульский владыка] [стерто] /30/ до обретения камня7 дня (9.5.0.0.0) 11 Ахав 18 числа месяца Касев (3 июля 534 г.), 5 двадцатилетия [34-40 – стерто] он Даровал облачения …м-Чаахку, Малышу-К’авиилю и /45/ Солнечному Щитоносцу, Трем Божественным Близнецам [47-52 – стерто].
Иероглифическая запись имён богов "Паленкской Триады". "Храм Надписей", западная панель.
В день (9.6.0.0.0) 9 Ахав 3 числа периода Вайхаб (20 марта 554 г.), /55/ после того, как [стерто] год …м-Чаахк в день (9.5.17.17.3) 13 Ак’баль 16 числа месяца Бишохль (13 марта 552 г.), 17 днями [и 2 годами ранее]8.
/60/ В день (9.6.10.0.0) 8 Ахав 13 числа месяца Паш (27 января 564 г.) [стерто] …м-Чаахк, /65/ Малыш-К’авииль и Солнечный Щитоносец. Даровал облачения своим богам приветствуемый поцелуем (?) [70-76 – стерто].
19 восходов, 12 двадцаток и 1 год были9 /80/ от того, как воссел в диадеме соименный своему деду, до обретения камня /85/ дня (9.6.13.0.0) 9 Ахав 18 числа месяца Муваан (11 января 567 г.), тринадцатого камня [88 - 89 – стерто]. /90/ [Даровал облачения своим богам (?)] Ахкуль Мо’ Нахб, /95/ священный Баакульский владыка.
8 (дней), 12 двадцаток и 1 год были10 [от того, как воссел] в диадеме /100/ [Кан Бахлам], священный Баакульский владыка, [до обретения камня] дня (9.7.0.0.0) 7 Ахав 3 числа месяца Унив (5 декабря 573 г.); /105/ он даровал облачения своим богам, когда воссели на владычество /110/ в …наль его боги.
В день (9.7.5.0.0) 13 Ахав 18 числа месяца Чак Сихо’м (9 ноября 578 г.), пятый камень, – /115/ одеяния [116 - стерто] богов Кан Бахлама, священного Баакульского владыки.
/120/ 12 восходов, 14 двадцаток, 9 лет11 от того, как воссела в диадеме /125/ Иш Йохль Ик’наль, священная Баакульская владычица, до обретения камня в день (9.8.0.0.0) 5 Ахав 3 числа месяца Ик’ Сихо’м (22 августа 593 г.). /130/ Даровала облачения своим богам Иш Йохль Ик’наль, священная Баакульская владычица.
/135/ 10 (дней), 8 двадцаток и 1 год12 от того, как воссел на владычество Ахен Йохль /140/ Мат, священный Баакульский владыка, до обретения камня дня (9.8.13.0.0) 5 Ахав 18 числа месяца Касев (15 июня 606 г.), /145/ тринадцатого камня, но не было установления камня13, это видел Ахен Йохль /150/ Мат, священный Баакульский владыка.
14 восходов и 6 двадцаток после дня (9.8.17.9.0) 13 Ахав /155/ 18 числа месяца Мак (21 ноября 610 г.)14 , разорен Лакам Ха в день (9.8.17.15.14) 4 Хиш 7 числа месяца Ик’ат (4 апреля 611 г.), /160/ это совершил Ук’ай Кан, священный Канульский владыка15.
2 (дня), 10 двадцаток16 от того, как /165/ воссел на владычество К’ас (?) Муваан Мат17, священный Баакульский владыка, до обретения камня дня (9.9.0.0.0) 3 Ахав /170/ 3 числа месяца Сууц’ (9 мая 613 г.), [конца] девятого двадцатилетия. Даровал облачения своим богам К’ас (?) Муваан Мат, /175/ священный Баакульский владыка.
9 множеств и 9 двадцатилетий, после которых многочисленные пожарища, /180/ погибла священная владычица, погиб владыка, не были принесены18 /185/ владыки Хуун Тайаль Чан, не был пожертвован дар туталь19 девяти небесным пращурам, шестнадцати пращурам, владыкам девяти поколений.
В завершение /195/ двадцатилетия 3 Ахав, он не даровал дар туталь Саванновому /200/ Маису Разрушительному (?) Ястребу-Баклану, он даровал облачения своим богам, /205/ К’ас (?) Муваан Мат, священный Баакульский владыка.
12 (дней), 13 двадцаток и 17 лет от того20, как воссел /210/ на владычество К’инич Ханааб Пакаль, священный Баакульский владыка, до обретения камня дня (9.10.0.0.0) 1 Ахав /215/ 8 числа месяца К’анаси (24 января 633 г.), установления камня десятого двадцатилетия, когда минула середина множества.
/220/ После того, как сделался владыкой Первый Маис21, украшены ожерельями и одарены серьгами девять небесных пращуров, /225/ шестнадцать пращуров и владыки девяти поколений.
В завершение двадцатилетия 1 Ахав, /230/ в первое установление камня, даровал облачения своим богам К’инич Ханааб /235/ Пакаль, священный Баакульский владыка.
Коронация К’инич Ханааб Пакаля. "Овальная палетка" из Дворца Паленке.
Центральная панель
/1/ Второе установление камня в день (9.11.0.0.0) 12 Ахав 8 числа месяца Чак Сихо’м (11 октября 652 г.), /5/ одиннадцатое двадцатилетие. Стал владыкой Маис Поверхности Небес22, поднялось Древо с Лунной Поверхностью23, /10/ поднялось Древо Пяти Миинов24.
В небесах дань, /15/ на земле дань – ожерелья и серьги для девяти небесных пращуров, /20/ шестнадцати пращуров и владык девяти поколений. В завершение двадцатилетия 12 Ахав /25/ это увидел воскуряющий в течение двадцатилетия25 К’инич Ханааб Пакаль, священный Баакульский владыка.
Он даровал /30/ "Орудия Жертвенного Самоистязания"26 – его шлем, и двадцать облачений …м-Чаахку, /35/ он даровал "Акулу Циниль (?)27 Чаахка" – его шлем, и двадцать /40/ облачений Малышу-К’авиилю, он даровал " [стерто] Диадему" – его шлем и /45/ двадцать покровов Солнечному Владыке; он повязал диадемами изваяния28 /50/ Трех Божественных Близнецов, …м-Чаахка, Малыша-К’авииля и Солнечного Щитоносца; об этом позаботился /55/ К’инич Ханааб Пакаль, священный Баакульский владыка.
В третий раз установление камня /60/ в его владычество в день (9.12.0.0.0) 10 Ахав 8 числа месяца Йашк’ин (28 июня 672 г.), двенадцатое двадцатилетие, это видел /65/ К’инич Ханааб Пакаль, священный Баакульский владыка. Стал владычествовать Владыка-Скелет29 /70/ в пору смерти.
Склонилось30 Древо с Лунной Поверхностью; повержены /75/ восточные владыки, повержены западные владыки, достигнуто расположение31 девяти небесных /80/ пращуров, шестнадцати пращуров и владык девяти поколений.
Повторно … он повязал белыми диадемами /85/ изваяния своих богов.
Он даровал его священное(?)32 облачение, /90/ двадцать покровов, его белое бумажное ожерелье, "Йаш К’ахк’ К’уум" (?) – /95/ его серьги, "Священные Орудия Жертвенного Самоистязания" – его шлем, богу …м-Чаахку, белому Йаш Бахламке33. /100/ Их даровал воскуритель двадцатилетия К’инич Ханааб Пакаль, священный Матавильский владыка.
/105/ Он даровал его облачение, двадцать покровов, его белое бумажное ожерелье, "Священный Расписной Небесный Чертог" – /110/ его серьги, "Новую Акулу Цинииль (?)" – /115/ его шлем, юному Малышу-К’авиилю.
Он даровал его облачение, /120/ двадцать покровов, его белое бумажное ожерелье, "Йаш Паак" – /125/ его серьги, "Священную (?) Диадему" – его шлем, владыке огня Солнечному Щитоносцу, /130/ Трем Божественным Близнецам, владыкам(?) алого жилища, алопокровного небесного чертога, /135/ "Вознесшегося в Небеса Ствола"34, подножия35 Хуун Йе..нааль …м-Чаахка, белого Йаш Баламке и /140/ трех родственников.
Западная панель
/1/ Позаботился о богах воскуритель двадцатилетия /5/ К’инич Ханааб Пакаль, он повязал диадемы на изваяния своих богов, …м-Чаахка, /10/ Малыша-К’авииля и Солнечного Щитоносца, Трех Божественных Близнецов. Удовлетворены сердца его /15/ богов в день (9.12.0.0.0) 10 Ахав 8 числа месяца Йашк’ин (28 июня 672 г.), в установление камня.
/20/ Да станет получающим36 удовлетворение твое сердце /25/ в день (9.13.0.0.0) 8 Ахав 8 числа месяца Ик’ат (15 марта 693 г.), установление камня.
Да будет получающим удовлетворение /30/ твое сердце, воскуритель, от Матавильского владыки, от Баакульского владыки, /35/ дарующий пробуждение в день (10.0.0.0.0) 7 Ахав 18 числа месяца Чакат (11 марта 830 г.).
Да будет получающим /40/ удовлетворение твое сердце на троне в Пяти …н, владеющий циновкой, владеющий престолом, /45/ в день (1.0.0.0.0.0.0) 10 Ахав 13 Йашк’ин (11 сентября 4772 г.), когда один цикл из двадцати множеств завершится37.
8 (дней), 9 двадцаток и /50/ 12 лет от того, как рожден К’инич Ханааб Пакаль в день (9.8.9.13.0) 8 Ахав 13 числа месяца К’анхалав (23 марта 603 г.), /55/ до повязания диадемы на чело К’инич Ханааб Пакаля в день (9.9.2.4.8) 5 Ламат /60/ 1 числа месяца Моль (26 июля 615 г.), через 8 восходов, 4 месяца и 2 года после дня (9.9.0.0.0) 3 Ахав 3 числа месяца Сууц’ (9 мая 613 г.), /65/ установления камня.
1 (день), 12 двадцаток, 1 год, 9 двадцатилетий, 2 множества, /70/ 18 больших множеств и 7 конечных множеств от того, как стал владыкой Миин в день 1 Маник’ /75/ 10 числа месяца Касев (26 мая 1 246 185 г. до н.э.) до того, как стал владыкой К’инич Ханааб Пакаль.
Через 8 (дней), 5 двадцаток, /80/ 10 лет, 16 двадцатилетий и 10 множеств наступит день (1.0.0.0.0.0.8) 5 Ламат /85/ 1 число месяца Моль (19 сентября 4772 г.) 38, через 8 дней после установления камня дня 10 Ахав /90/ 13 числа месяца Йашк’ин, тогда наступит день 5 Ламат 1 число месяца Моль.
В день 4 Маник’ 10 число месяца Чакат /95/ (у бога) Хуун Виник Наах Чана звёздное облачение39. После он был тем, кто увидел окончание /100/ двенадцатого множества, это случилось в Месте Водяного Столпа, в Ха Окналь, это видели /105/ бог Йаш Чиит Ми’ и К’инич Ханааб Пакаль, священный Матавильский владыка.
Он [стёрто] четыре угловых /110/ … камня40, четыре престола (?) небес, … четыре драгоценных знамени (?). Он пожертвовал /115/ дар туталь верхним богам и нижним богам.
Четырнадцать множеств /120/ до того как [стёрто], это видели … /125/ Ягуаровый Гребец – дух года, … совершающий покаяния и ночные бдения, и владыки девяти поколений по причине (?)41 /130/ …, по причине (?) К’инич Ханааб Пакаля, по причине (?) … владык девяти поколений.
17 восходов, /135/ 16 двадцаток и 6 лет было после дня (9.11.0.0.0) 12 Ахав (11 октября 652 г.), установления камня, до того, как пришел Ну’н Ухоль Чаахк, /140/ Вак’аабский42 владыка в день (9.11.6.16.17) 13 Кабан 10 числа месяца Ик’ Сихо’м (13 августа 659 г.), /145/ в присутствие бога Йаш Чиит Ми’ и К’инич Ханааб Пакаля, священного Матавильского владыки43. /150/ Туда пришли девять раз по восемь тысяч священных владык44, [стерто] Небесный К’авииль, /155/ Йаш … Каб, Йаш Саль, Йаш Ицамнах-Кокаах, Ча Йаш Ат Те’. Пришел его бог /160/ Йашхаль Чаахк, владыка вод и утесов, его сопровождал Чан Йаш Холь К’ух, "Бог с Четырьмя Зелеными Головами", У(?)кабский владыка45. Их пожрали Три Божественных Близнеца и /165/ … К’авииль в (здании?) К’ан Вай А’к, "Желтая Черепаха-Оборотень", /170/ бог Болон Окте’ и К’инич Ханааб Пакаль, священный Баакульский владыка.
Следование по порядку 11 двадцатилетий /175/ в день 12 Ахав 8 числа месяца Чак Сихо’м (11 октября 652 г.).
6 (дней), 6 двадцаток и 3 года после дня (9.12.0.0.0) 10 Ахав (28 июня 672 г.), установления камня, до того, как он пришел /180/ в Саклак(?) Па К’ин в день (9.12.3.6.6) 7 Кими 19 числа месяца Чак Сихо’м (17 октября 675 г.) 46.
9 множеств, 7 двадцатилетий, 11 лет, 3 двадцатки и 0 (дней) от того, как /185/ вырвано сердце Владыки-Скелета в день (4.12.3.6) 1 Кими 19 числа месяца Паш (18 июля 3023 г. до н.э.), когда …м-Чаахк выбросил его /190/ своей рукой в глубину моря, до того, как [стерто] в день 7 Кими 19 числа месяца Чак Сихо’м (17 октября 675 г.), /195/ [стерто] воскуритель двадцатилетия К’инич Ханаб Пакаль.
Настал 17 день после дня (9.9.13.0.0) 3 Ахав 3 числа периода Вайхааб (2 марта 626 г.), когда /200/ явилась и приблизилась Иш Ц’ак[буль] Ахав в день (9.9.13.0.7) 7 Кабан 15 числа месяца К’анхалав (19 марта 626 г.).
Погребальная маска Иш Ц’акбуль Ахав.
/205/ 1 (день), 6 двадцаток, 7 лет и 2 двадцатилетия от того, как она поместилась в Хо Йаах47, /210/ до того, как прервалось … светлое дыхание Иш Ц’ак(буль) Ахав в день (9.12.0.6.18) 5 Эц’наб 6 числа месяца Унив (13 ноября 672 г.).
2 (дня), 11 двадцаток /215/ и 9 лет от того, как она отправилась в путь48, до того, как настал день (9.12.10.0.0) 9 Ахав 18 число месяца Сууц’ (7 мая 682 г.), последнее обретение камня К’инич Ханааб Пакалем, священным Баакульским владыкой.
В день (9.12.11.4.10) 4 Ок (3 числа месяца Ик’ Сихо’м, 31 июля 683 г.) трижды взят /220/ Владыка-Скелет, божественный (?)49.
Через 8 (дней) и 1 двадцатку после дня 4 Ок /225/ настал день (9.12.11.5.18) 6 Эц’наб 11 число месяца Йаш Сихом (28 августа 683 г.), отправился в путь К’инич Ханааб Пакаль.
18 (дней), 10 двадцаток, 1 год и /230/ 4 двадцатилетия от того, как он поместился в месте владык, до его отправления в путь .
В день (9.12.11.12.10) 8 Ок 3 числа месяца К’анхалав (7 января 684 г.) повязание белой диадемы на чело владыки /235/ К’инич Кан Бахлама, священного Баакульского владыки.
Он даровал свою заботу Болон Йет Наах, "Чертогу Девяти Свершений", это имя усыпальницы /240/ К’инич Ханааб Пакаля50, священного Баакульского владыки.
Погребальная маска К’инич Ханааб Пакаля. Национальный музей антропологии, Мехико.
Комментарий:
Надпись, известная с начала исследований города, находится на первоначальном месте в "Храме Надписей" в Паленке, Чиапас, Мексика. Публикации: Maudslay A. P. Biologia Centrali-Americana. Archaeologia. London, 1889-1902. Vol. IV. Pl. 74; Schele L. Notebook for VIIth Maya Workshop. Austin, 1983 (переиздан в 1986 г. для X-го семинара); Robertson M. G. The Sculpture of Palenque. Vol. I: The Temple of the Inscriptions. Princeton, 1985. Pl. 95; Schele L. and P. Mathews. The Code Of Kings: The Language Of Seven Sacred Maya Temples And Tombs. N. Y,1998. P. 102; Guenter S. The Tomb of K’inich Janaab Pakal: The Temple of the Inscriptions at Palenque. 2007 // Mesoweb: www. mesoweb. com/articles/guenter/TI. pdf. В последней публикации предлагается приблизительный английский перевод. Переводы текстов из Паленке, предлагаемые Ю.Ю. Полюховичем, помещены в качестве приложения к его диссертации (Полюхович 2012).
1. Так называемый "вводный иероглиф" в датах "Длинного счета", указывает, по всей видимости, покровителя месяца.
2. Неясная по смыслу формула указывает позицию соответствующих суток в 9-суточном цикле.
3. "Облачения", pik, букв. "юбки", по всей видимости, одежда, закрывавшая идолов от пояса и ниже.
4. Речь идет о так называемой "Паленкской Триаде", членов которой Г. Берлин в свое время обозначил как богов GI, GII и GIII. В надписях они обозначаются как "три божественных близнеца" или "три родственника". Из них имя GI читается Хуун Йенааль …м (возможно – Акуум) Чаахк (I-ye-NAAL-li T1011-CHAA[h]K). Он выступает как божество, связанное с водой, опустошительными ливнями и Солнцем, восходящим над океаном (Stuart 2006: 88; Stuart&Stuart 2008: 189-190). Согласно мифологическому тексту из "Храма XIX" в Паленке GI становится владыкой в 3309 г. до н.э., а в 3298 г. до н.э. обезглавливает космическое чудовище Звездного Ящера. Надписи из паленкского "Храма Креста" описывает его как активного участника событий начала мировой эпохи в 3114 г. до н.э., который "кружил в небесах", а затем "спустился с небес" где-то "на севере". Затем, в 2360 г. до н.э. он возродился в местности Матавииль (расположенной где-то неподалеку от Паленке) вместе с двумя другими членами триады.
Божество GII – Малыш-К’авииль (Unen K’awiil) сложный многоплановый персонаж, восходящий к известному еще у "археологических ольмеков" младенцу-ягуару, изображается также одноногим карликом, изо лба которого бьет молния, а вторая нога превращается в гигантского змея. Согласно текстам на керамике выступает также в качестве хозяина вахйев, духов – спутников правителей.
Имя так называемого "бога GIII" является описанием "Солнечного Щита" – объекта, представленного на центральной панели из "Храма Солнца" в Паленке и известного по изображениям на керамике. Д. Стюарт полагает, что это божество воинственного Солнца (Stuart&Stuart 2008: 190).
5. Расчет ведет от окончания к’атуна 9.4.0.0.0 ко дню коронации Ахкуль Мо Нахба I, указанному также в надписи на центральной панели из "Храма Креста": 9.4.0.0.0 – 13.10.3 = 9.3.6.7.17, 5 Кабан 0 Сууц’, 3 июня 501 г. Ахкуль Мо Нахб родился в день 9.1.10.0.0, 5 Ахав 3 Касев, 5 июля 465 г. Он был первым Баакульским владыкой, имевшим в качестве резиденции Лакамха – Паленке (до того она находилась в неидентифицированной местности Токтахн).
6. Расчет ведет от окончания к’атуна 9.5.0.0.0 ко дню коронации К’ан Хой Читама I (родился в день 9.2.15.3.8, 12 Ламат 6 Ик’ат, 3 мая 490 г.): 9.5.0.0.0 – 5.7.16 = 9.4.14.10.4, 5 К’ан 12 К’анаси, 23 февраля 529 г.
7. Альтернативные переводы: "повязание камня", "создание камня".
8. "И два года", необходимые согласно расчету, в тексте пропущено.
9. Расчет ведет от окончания "тринадцатилетия" ко дню воцарения Ахкуль Мо’ Нахба II: 9.6.13.0.0 – 1.12.19 = 9.6.11.5.1, 1 Имиш 4 Чакат, 2 мая 565 г. Ахкуль Мо’ Нахб II родился в день 9.4.9.0.4, 7 К’ан 17 Моль, 3 сентября 523 г.
10. Расчет ведет от окончания к’атуна ко дню воцарения Кан Бахлама I (родился в день 9.4.10.1.5, 11 Чикчан 13 Ик’ Сихо’м, 18 сентября 524 г.): 9.7.0.0.0 – 1.12.8 = 9.6.18.5.12, 10 Эб 0 И’кат, 6 апреля 572 г.
11. Расчет ведет от окончания к’атуна ко дню воцарения Иш Йоль Ик’наль: 9.8.0.0.0 – 9.14.12 = 9.7.10.3.8, 9 Ламат 1 Муваан, 21 декабря 583 г.
12. Расчет ведет от окончания "тринадцатилетия" ко дню воцарения Ахен Йоль Мата: 9.8.13.0.0 – 1.8.10 = 9.8.11.9.10, 8 Ок 18 Муваан, 1 января 605 г.
13. Неисполнение "юбилейного" обряда было, по всей видимости, связано с военными неудачами Паленке.
14. Дата 9.8.17.9.0, 13 Ахав 18 Мак указывает одну восьмую до конца "двадцатилетия".
15. Правитель Канульского царства со столицей в Ц’ибанче (современный мексиканский штат Кинтана-Роо) с 579 г. Это было не первое столкновение Баакуля с Канульским царством. Согласно надписи на лестнице из Дворца в Паленке в апреле 599 г. Лакам-Ха было разгромлено объединенным войском Кануля, Вак’ааба (Санта-Елена-Баланкан) и Пачана (Йашчилан).
16. Расчет ведет от окончания к’атуна ко дню воцарения … Муваан Мата: 9.9.0.0.0 – 10.2 = 9.8.19.7.18, 9 Эц’наб 6 Чак Сихо’м, 19 октября 612 г.
17. Д.Д. Беляев и А.В. Сафронов предлагают для начального знака в записи этого имени чтение K’AS (Беляев, Сафронов 2013: 535).
18. Альтернативный перевод: "не были показаны".
19. Этот термин употребляется в иероглифических текстах для обозначения некоего типа жертвенного дара, точное значение и этимология неясны.
20. Расчет: 9.10.0.0.0 – 17.13.12 = 9.9.2.4.8, 5 Ламат 1 Моль, 26 июля 615 г. К’инич Ханааб Пакаль родился в день 9.8.9.13.0, 8 Ахав 13 числа месяца К’анхалав (23 марта 603 г.), то есть, в момент воцарения ему было 12 лет и 4 месяца.
21. Упомянутый в полустертом блоке 221 Juun Ixim, "Первый Маис" (другое чтение – Juun Ixik, "Первая Женщина") – хозяин числа "1" (его голова является лицевым вариантом соответствующей цифры) и всего первого, в том числе, дня 1 Ахав и завершавшегося в этот день "двадцатилетия".
22. Знак CHAN-IXIM, "Небесный Маис", является лицевым вариантом цифры "12", т.е., это божество является хозяином числа 12 и всего двенадцатого, в том числе дня "12 Ахав", в который завершилось соответствующее "двадцатилетие", и самого "двадцатилетия".
23. Слово ‘uh может означать "лунный", а также "драгоценный", "сияющий".
24. Миины – группа древнейших зооморфных божеств с чертами тапира.
25. Перевод титула правителей ch’a-ho-ma обычно связывается со словом ch’ah, "воскурение, фимиам", вместе с тем, слово может быть связано с зафиксированным в языке чольти словом chahom, "юноша".
26. Здесь и далее указаны индивидуальные названия головных уборов и украшений, которые правитель Лакам-Ха даровал своим богам (наблюдение Ю.Ю. Полюховича). Такие индивидуальные названия ("имена") ритуально значимых вещей указаны во многих текстах майя. Знак Т272:183 (здесь и далее номера знаков приводятся по каталогу Томпсона; Thompson: 1976) изображает сосуд с принадлежностями обряда жертвенного кровопускания: шип ската, свернутую веревку для продевания через раны в теле и раковину для собирания крови; его чтение неясно, однако, слово оканчивается на -l. В иконографии Классического периода бог GI действительно имеет головной убор в виде этого знака.
27. Этот же мифологический персонаж указан в надписи на "Трехфигурной Панели" из Дворца Паленке в качестве одного из хозяев перестроенного дворцового "Корпуса A-D".
28. Употребленное здесь сочетание знаков Т174:643 на резном "алтаре Q" из Копана обозначает сам алтарь; отсюда предлагается перевод "изваяние". С.Гюнтер полагает, что выражение следует переводить "он поместил диадему на алтарь" (Guenter 2007: 30). Д.Беляев и А.Токовинин предлагают для идеограммы Т174:643 чтение AMAYTUUN, "четырехугольный камень" (Беляев, Токовинин 2005: 155). Алехандро Шесенья – AW, "место для статуи" (Sheseña 2013).
29. Букв. "Владыка с обликом костяка". Бог Смерти считался хозяином числа 10 и всего десятого (его голова – лицевой вариант цифры "10" ), соответственно – хозяином "двадцатилетия" 10 Ахав.
30. Альтернативный перевод: "иссушено".
31. PAAT-ba-ja, букв. "были сделаны благожелательными", ср. юкатек pa’t, ‘provecho’.
32. Знак не вполне ясно читается. С.Гюнтер полагает, что это u-KUH-hu-lu, ‘uk’uhul (Guenter 2007: 34).
33. Йаш Бахламке (Ш-Баланке в "Пополь-Вух") – младший из пары божественных близнецов-мстителей. Неясно, почему бог GI назван "белым Йаш Бахламке" (слово sak кроме собственно "белый" значит также "ненастоящий", "не обладающий полнотой качества").
34. "Вознесшийся в Небеса Ствол" – паленкское святилище бога GI. Так назывался посвященный в 690 г. преемником Ханааб Пакаля Кан Бахламом II храм, известный в настоящее время как "Храм Креста".
35. Ku-nu, ср "платформа, место для хранения", из чоль kunil "plataforma para maíz" ("платформа для маиса").
36. Употребленный здесь глагол ‘ichnik можно связать с цоциль ich’, "получать, нести, брать" ("receive, carry, take"), ych, "держать, иметь" ("tomar, tener"). Букв.: "пусть станет полученным удовлетворение твоего сердца". Альтернативный перевод: "возможно разольётся удовлетворение твоего сердца" ("may it pour out the appeasement of your heart").
37. В целом фрагмент 20-49 содержит пожелания на будущее душе К’инич Ханааб Пакаля, находящейся в загробном мире.
38. Указан интервал между рождением К’инич Ханаб Пакаля и наступающим в 4772 г. н.э. восьмидесятым "Календарным кругом" со дня его воцарения. Содержащиеся в этом и предыдущем абзацах грандиозные по протяженности календарные интервалы, связывающие воцарение Ханааб Пакаля с прошлыми и будущими событиями очевидно призваны придать его приходу к власти характер космического по значению явления.
39. Бог Хуун Виник Наах Кан ("Первый из двадцати Первозданных Змеев"), или Йаш Чиит Хуун Виник Наах Кан (в литературе обычно упоминается под условным именем "Water Lily Serpent", "Змей Водяной Лилии") является олицетворением космических вод, а также хозяином земных водоёмов. Выражение ek’-pik, "звёздное одеяние" (букв. "звёздная юбка"), является калькой известного в мифологии науа эпитета женской ипостаси бога-творца – Ситлаллиникуэ (Citlallinicue).
40. Употреблённый в блоке 110 перед словом tuunil, "камни" знак (так называемый "chinstrap glyph") в надписях из Тонина в сочетании со словом te’, ("дерево","древко"), обозначает некий объект, устанавливавшийся в окончание девятилетних календарных циклов (Stuart 2002)
41. Употреблённое в тексте слово yutib (yu-ti-bi) можно сопоставить с юкатекским uchbal, "causa y razón", "причина", uchebal, "para que", "для чего, ради чего". Альтернативный перевод может быть связан со значением uchuk, "poderoso", "могущественный", uchukil, "poderío", "могущество".
42. Название городища Санта-Елена-Баланкан. Чтение Wak’aab основывается на записях на Притолоке 16 из Йашчилана: AJ-wa-k’a-bi и wa-k’a-be-AJAW. Д.Беляев предлагает чтение Вабе’ (wa-BE’).
43. Надпись на лестнице из Дворца Паленке сообщает, что тот же Нун Ухоль Чаахк был захвачен в плен шестью днями раньше, в день 9.1.6.16.11, 7 Чувен 4 Ик’ Сихом (7 августа 659 г.). Вместе с ним были захвачены Ахиин Чан А’к, "владыка" (ajaw) из Пипа, т.е. Помона (или Эль-Ареналя), крупного города на Усумасинте, восточного соседа Паленке, Наль А’к из "земли Хо-Пет" (топоним, известный в надписях на керамике), Сакхаль Ицам-Кокаах из неустановленного места и некий Ах Ман А’к, "человек из Ман А’к".
44. В данном случае под "священными владыками" очевидно имеются в виду божества, мистически созванные наблюдать триумф Баакульского владыки.
45. Упомянутые здесь Йашхаль Чаахк ("Чаахк Первого Дождя") и Чан Йаш Холь К’ух ("Бог с Четырьмя Зелёными Головами") – идолы побежденного Нун Ухоль Чаахка, захваченные в битве. Текст "Пополь-Вух" и изображения на фресках из Бонампака свидетельствуют, что майя брали с собой в военные походы идолов божеств. Их захват неприятелями был тождественен утрате знамени в современном понимании.
46. Речь в блоках 177 – 196 идет, по всей видимости, о каком-то военном походе, который сравнивается с древней мифологической победой бога GI над Богом Смерти.
47. Хо Йаах (HO’-ya-ji), по всей видимости, название помещения, в котором произошла свадебная церемония.
48. Выражение "отправился в путь" (OCH-bi-ja) означает "умер, скончался".
49. Неясное выражение. Возможно, речь идет о некоем врачебном ритуале; бога Ахав Чам, "Владыку Смерти", чествовали лекари на празднике в месяце Сип, согласно автору начала XIX в. Б. дель Гранадо Баэса индейцы Юкатана приносили жертвы yun kimil ("господину смерти"), чтобы выкупить душу больного (Informe del cura de Yaxcabá 2008: 5-6).
50. То есть, "Чертогом Девяти Свершений" в древности именовался "Храм Надписей".