Ик’а’ во второй половине VIII века
Итак, приблизительно в 760-х годах новым царем Ик’а’ стал К’инич-Ламав-Эк’. В надписи на вазе K1728 он назван сыном «владыки на третьем двадцатилетии» То’к’-Йаас-К’инича.[i] Мы не знаем, связывали ли К’инич-Ламав-Эк’а какие-либо родственные связи с Йахавте’-К’иничем, в любом случае, его путь на вершины власти был долгим. К’инич-Ламав-Эк’ начинал как «начальник трона», затем, вероятно, стал соправителем и, наконец, превратился в единоличного властителя. В отличие от предшественника, он оставил после себя мало ваз, всего исследователи связывают с ним шесть сосудов.[ii]
Политическая ситуация в регионе в 760-х годах оставалась нестабильной. Южный Кукуль распался, но это не принесло покоя на границах Ик’а’. Важная информация о событиях того времени содержится в надписи на стеле 17 из Ицана. Сначала сообщается, что в день 9.16.16.11.5, 7 Чикчан 18 Кех владыка Лакамтууна, сопровождаемый «хозяином …-Бахлама», «высверлил огонь в Ик’а’», то есть, по-видимому, напал на это царство. В том же тексте владыка Лакамтууна носит титул «хозяин Ик’-Чих-Шоока», возможно, это пленник, захваченный в ходе кампании. Из продолжения надписи становится понятно, что «хозяин …-Бахлама» – это правитель Ицана. В день 9.16.17.4.18, 6 Эц’наб 6 Шуль (17 мая 768 года) он нанес поражение «человеку из Ик’а’» и захватил его в плен. Таким образом, начало царствования К’инич-Ламав-Эк’а выдалось трудным, он столкнулся с враждебной коалицией. К Лакамтууну, традиционному противнику Ик’а’, присоединился Ицан. Одновременно разладились отношения с Па’чаном, поскольку Йашуун-Бахлам IV избрал своим наследником сына от местной женщины, а не от царевны из Ик’а’.[iii]
Стела 2 из Мотуль-де-Сан-Хосе. Фотография Т. Малера, опубликованная в 1910 г.
Как и в случае с другими владыками Ик’а’, упоминаний К’инич-Ламав-Эк’а на монументах из Мотуль-де-Сан-Хосе пока не обнаружено. Правда, есть основания считать, что он установил в городище стелу 2. Фотографии этого памятника делал еще Т. Малер, но уже тогда монумент был сильно разрушен. На его восточной стороне изображены двое танцоров – такой сюжет характерен для ряда ваз Йахавте’-К’инича, поэтому Э. Веласкес счел стелу 2 из Мотуль-де-Сан-Хосе монументом этого правителя.[iv] Однако А. Токовинин и М. Зендер, проанализировав иероглифические надписи, пришли к иному выводу. Имя первого участника танца на стеле 2 не сохранилось, но очевидно, что это должен быть сам владыка Ик’а’. Зато заключительная часть текста читаема, из нее мы узнаем, что партнером местного правителя выступил Ху’н-Цак-То’к’, «Священный Владыка Ица’». Видимо, он специально прибыл в Ик’а’ с визитом для участия в церемонии. «Священный Владыка Ица’» Ху’н-Цак-То’к’ известен не только по этой надписи, в день окончания двадцатилетия 9.17.0.0.0, 13 Ахав 18 Кумк’у (24 января 771 года) он установил стелу 7 в соседнем Ицимте. Если в обоих случаях речь идет об одном и том же персонаже, то стелу 2 из Мотуль-де-Сан-Хосе можно датировать примерно 771 годом, началом царствования К’инич-Ламав-Эк’а.[v]
Ваза K1728. Сцена подношения дани правителю. К’инич-Ламав-Эк’ сидит на троне и принимает от своих подданных свертки ценной ткани йубте’. Двое мужчин в сходных одеждах стоят с факелами в руках. Видимо, событие происходило поздно вечером или даже ночью, поэтому слуги освещали комнату.
Дата смерти К’инич-Ламав-Эк’а неизвестна. Последнее упоминание о нем присутствует на красочной чаше для питья какао K1728. К’инич-Ламав-Эк’ сидит на троне и принимает дань от подданных, среди которых по титулам упомянуты ах к’уху’н Бахииб-Чуц и сахаль (областной наместник) Тик-Ханаахб-Муут. Крайний слева мужчина, держащий в руках сверток ткани, обозначен просто как «юноша с йубте’». Ближайшего к трону правителя персонажа в белой одежде звали Чих-Лам, его титул или должность неясны. Безымянными остались двое мужчин в сходных одеждах, которые стоят с факелами в руках. Видимо, событие происходило поздно вечером или даже ночью, поэтому слуги освещали комнату. Подпись к изображению гласит, что в дату 1 Маник’ 5 К’айаб была «приближена (принесена) ткань йубте’, разгружено послание (дань) – это плата Тик-Ханаахб-Муута, сахаля».[vi] Таким образом, областной наместник вручил дань своему повелителю. Упомянутая здесь ткань йубте’ – это традиционная для майя форма уплаты регулярных поборов, много столетий спустя ее подносили правителям на Юкатане перед конкистой.[vii] Сцена, кажется, свидетельствует о богатстве и процветании двора Ик’а’, которому не положили конец даже военные неудачи. На чаше записаны сразу две даты Календарного круга. Первая соответствует дню 9.17.8.0.7, 1 Маник’ 5 К’айаб (20 декабря 778 года), когда была получена дань. Вторая дата, 9.17.8.9.15, 7 Мен 8 Моль (26 июня 779 года) – это день нанесения росписи на чашу. Таким образом, изображенное на сосуде событие произошло примерно за полгода до его создания.
Ваза K1399. Йехте’-К’инич II танцует с персонажами, которые, как и он, носят титул «Священный Владыка Ик’а’».
Вскоре после этих событий новым царем Ик’а’ стал Йехте’-К’инич II. Самое ранее упоминание о нем присутствует на вазе неизвестного происхождения, фотографии которой ныне хранятся в архиве Думбартон-Окс. На ней представлена уже известная нам церемония «одевания», возможно, связанная с воцарением. Дата на сосуде приведена по Календарному кругу и может соответствовать дню 9.17.10.8.17, 7 Кабан 0 Йашк’ин (28 мая 781 года), что хорошо подходит для начала царствования Йехте’-К’инича II. Еще на двух вазах, K534 и K1399, Йехте’-К’инич II принимает участие в ритуальных танцах, но даты событий сохранились плохо.[viii] Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в сценах на этих сосудах Йехте’-К’инич II танцует с персонажами, которые, как и он, носят титул «Священный Владыка Ик’а’». Доминирующее положение Йехте’-К’инича II подтверждается разве тем, что на вазе K1399 он один имеет дополнительные титулы калоомте’ и «главный на земле». Подобное сосуществование особ с титулом суверенного правителя может свидетельствовать о том, что династия Ик’а’ распространила свое влияние на несколько центров, и во главе каждого из них стоял «священный владыка». Не исключено, впрочем, другое объяснение, что в конце VIII века в Ик’а’ просто ослабла центральная власть, поэтому правителю пришлось поделиться полномочиями и привилегиями со своим окружением. Схожие центробежные процессы наблюдались в ряде царств майя в преддверии коллапса цивилизации классического периода.[ix]
Стела 21 из Йашчилана. Прорисовка П. Мэтьюза.
Других сообщений о Йехте’-К’иниче II не сохранилось. Возможно, его имя было записано на сосуде, найденном в Дос-Пиласе.[x] Между тем, к рубежу VIII-IX веков охлаждение отношений между Ик’а’ и Па’чаном достигло крайней точки и переросло в открытое противостояние. На иероглифической лестнице 5 из Йашчилана подробно описаны успешные походы в 796-800 годах нового «Священного Па’чанского Владыки» Ицамкокаах-Бахлама IV против соседей: Намаана, Хишвица и Лакамтууна. Царство Ик’а’ также стало жертвой экспансии. На стеле 21 из Йашчилана Ицамкокаах-Бахлам IV среди прочих носит титул «хозяин человека из Ик’а’». Это означает, что либо Па’чан непосредственно напал на это царство, либо Ик’а’ оказало военную помощь его противникам. Как бы там ни было, можно констатировать, что от былого союза не осталось и следа.[xi]
[i] Отец К’инич-Ламав-Эк’а носил еще один владыческий титул, но исследователи читают и интерпретируют его по-разному. Смотрите: Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 46.
[ii] Reents-Budet D., Guenter S., Bishop R., Blackman J. Identity and Interaction… P. 86.
[iii] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 34, 54-55.
[iv] Velásquez García E. Los señores… P. 60-62.
[v] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 55. Любопытно, что в том же 771 году «владыка Лакамтууна» Ху’н-Цак-То’к’ воздвиг стелу 5 в Эль-Пальма. Видимо, в данном случае можно говорить просто о тезках. Царство Ица’ помимо стел из Ицимте и Мотуль-де-Сан-Хосе упоминается также на вазе K6547. Подробнее о нем смотрите: Boot E. Continuity and Change in Text and Image at Chichen Itza, Yucatan, Mexico: A Study of the Inscriptions, Iconography and Architecture at a Late Classic to Early Postclassic Maya Site. – Leiden: Research School CNWS, 2005. – P. 36-39.
[vi] Перевод Ю. Полюховича дан по его диссертационному исследованию: Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична історія… С. 565-566. Смотрите также: Just B. Dancing into Dreams… P. 148-151.
[vii] Беляев Д. Д., Пакин А. В. Правитель и его подданные в государствах древних майя // Правитель и его подданные: социокультурная норма и ограничения единоличной власти. – М.: Институт Африки РАН, 2009. – С. 147. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/ruler_vassals.html
[viii] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 46-47; Just B. Dancing into Dreams… P. 189-192.
[ix] Помимо «священных владык» в обеих сценах присутствует ах к’уху’н по имени Ху’н-Туун-Чак, следовательно, мы имеем дело с событиями из жизни одного и того же двора. Смотрите: Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 48-49, 59.
[x] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 55.
[xi] Подробнее о кампаниях Ицамкокаах-Бахлама IV смотрите: Сафронов А. В. Завоевания Ицамнах-Балама IV в конце VIII в. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/icamnah.html