Испанцы задумали строить свой город
Спустя некоторое время Франсиско де Монтехо-младший по совету отца отправился в провинцию Кехпеч и выбрал место для постройки испанского города вблизи индейской) города Тхо (иначе Тихоо).
Тхо — крупный религиозный центр индейцев майя. Диего де Ланда считал Тхо одним из прекраснейших городов того времени. Ансамбли домов были соединены в нем белокаменными дорогами.
Не желая медлить со строительством, Франсиско де Монтехо-младший попросил своего двоюродного брата капитана Франсиско отправиться вперед, во главе отряда из шестидесяти пяти человек. Он сам остался в Кампече, чтобы принимать и обучать пополнение, которое посылал ему отец.
Капитан, направившийся в Тхо, во всех донесениях сообщал о многочисленных препятствиях и опасностях, которые возникали на пути следования отряда,— глубокие рвы, заграждения из свай, повсюду отряды вооруженных индейцев. Завоевателей мучила жажда и голод: индейцы маскировали колодцы и прятали съестные припасы. Так, однажды, приблизившись к городу под названием Покбок, испанцы разбили лагерь и соорудили укрепления в надежде немного отдохнуть. Но ночью они проснулись от удушья: их лагерь был объят пламенем. Завоеватели не сомневались, что лагерь подожгли индейцы.
Капитан срочно послал донесение о случившемся своему двоюродному брату, и, через несколько дней после того как отряд прибыл в Тхо, к нему присоединились сорок испанцев, посланных аделантадо.
В те дни индейцы пришли к испанцам и спросили: «Что вы тут делаете, испанцы? Скоро придет сюда множество индейцев, их будет больше, чем волос на шкуре оленя». Испанцы ответили, что они выступят им навстречу.
Оставив стражу охранять лагерь, капитан Монтехо вышел с военным отрядом и встретил индейцев на расстоянии пяти лиг[40] от лагеря.
Произошла горячая битва. Индейцы отступили.
В те дни Монтехо-младший прибыл в Кампече на встречу с отцом, чтобы обсудить дела,— положение испанцев оставалось тяжелым.
Нежданно-негаданно здесь появился знатный касик Тутуль-Шив, прибывший из центральных районов страны, и объявил, что он готов признать власть испанского короля. Вскоре еще несколько касиков из соседних районов тоже признали власть короля.
Испанцы воспрянули духом и твердо решили строить свой город в непосредственной близости от древнеиндейского города Тхо[41].
Тем временем все индейские племена с территории, лежащей на восток от города Тхо, стали стягивать свои силы. И в один из июньских вечеров многочисленное индейское войско подошло к отряду испанцев, состоявшему приблизительно из двухсот человек.
Индейцы окружили вражеский лагерь со всех сторон, и произошла такая жестокая битва, какую испанцы не могли припомнить за все время войны с индейцами.
Битва продолжалась большую часть дня. «Индейцы падали, как колосья, скошенные в поле, но их место тотчас же занимали другие, ведь их было так много, как листьев на деревьях» (со слов индейцев).
Испанские аркебузы и арбалеты вносили смятение в ряды индейцев, а быстрые всадники преследовали бежавших, и лошади топтали копытами раненых и умирающих.
Индейцы потерпели полное поражение,— земля была покрыта телами убитых на большом расстоянии вокруг поля боя, оставшиеся в живых не могли больше продолжать сражение.
* * *
Прошло 16 лет с тех пор, как король Испании послал дона Франсиско де Монтехо покорить Юкатан. Индейцы майя оказывали героическое сопротивление на протяжении всех этих лет, пока не потеряли последнюю надежду на победу.
«Каждый из конкистадоров, открывавший новое место,—-читаем в дневнике Стефенса,— прежде всего должен был водрузить королевский флаг на берегу неизвестной страны и вывесить объявление об обязанностях населения, составленное известными испанскими юристами и священнослужителями — в форме, еще невиданной нигде в мире. Оно требовало признать католическую веру и королевскую власть. В случае неповиновения конкистадор грозил: «Я ворвусь в твою страну силой и буду воевать, не щадя никого. Я заставлю тебя подчиниться церкви и королю. Я заберу твою жену и твоих детей, сделаю их рабами и продам или же предоставлю в распоряжение Его Величества короля. Я схвачу твоих идолов и причиню тебе столько зла, сколько хватит сил, за твою непокорность королевской власти. И я предупреждаю, что виновником кровопролития и несчастий, которые произойдут, будешь ты, а не Его Величество король, и не я, и никто из тех, кто подчинен мне».
[40] Лига (исп.) - старинная испанская мера длины, равная в среднем 4.83 км.
[41] В 1542 г. там был заложен город Мерида. (Примеч. В. И. Гуляева.)