Бартоломе де Лас-Касас — друг индейцев
Бартоломе де Лас-Касас[42] — друг индейцев
Много горя и зла причинили испанские конкистадоры коренному населению Юкатана и Центральной Америки — индейцам майя, слезами и кровью была залита их прекрасная земля.
Приведу свидетельство великого гуманиста Лас-Касаса. Он писал:
«В году тысяча пятьсот двадцать шестом другой бессовестный муж был поставлен над королевством Юкатана. Сей тиран с тремя стами людей начал вести войну против невинных, в собственной отчизне живущих и никому вреда не чинящих туземцев, чем вызвал гибель несметного множества народа. А поелику в крае том отсутствует золото, дабы все ж таки извлечь золото из тел и душ их,— всех, у кого не отнял жизнь, сделал он рабами и наполнил ими корабли, приведенные в места сии молвой и слухами, и наполненные отсылал, выменивая индиан на вино, на оливковое масло, на уксус, на засоленную свинину, на одежду, на лошадей и на все прочее, что, по его суждению и разумению, может кому-либо быть потребно. Он предлагал выбор из пятидесяти или ста дев и ту, которая иных затмевала, выменивал на самый малый бочонок вина, оливкового масла, или уксуса, или на солонину. И такой же выбор предлагал из юношей. И случалось, что отрока, бывшего, по всей видимости, сыном вождя, отдавал за круг сыра, а сотню человек за коня. И сим преступлениям он предавался с года двадцать шестого по год тридцать третий»[43].
Лас-Касас проявил себя защитником индейцев не только в своем главном труде «Краткое донесение о разорении Индий», но также в предпринятой им попытке практически решить индейскую проблему в духе своих представлений о «мирной» и «гуманной» колонизации европейцами только что открытых земель Нового Света.
Убедив короля в справедливости своих воззрений, он вместе с несколькими другими доминиканцами в 1520 году отправляется в Куману (Венесуэла). Он хочет создать там своего рода «заповедник» — индейскую территорию, куда доступ белым был бы запрещен.
Доминиканские монахи собираются вести здесь пропаганду христианства и обучать индейцев, как обрабатывать землю, изготовлять плуги и другие орудия земледелия. Для реализации этого плана король наделил Лас-Касаса землями на побережье Венесуэлы (Жемчужный Берег). Король удовлетворил и другую просьбу Лас-Касаса — он запретил белым появляться в миссии.
И тем не менее проект Лас-Касаса не был осуществлен. В малодоступной Кумане ни один испанец не принимал приказ короля всерьез. И когда Лас-Касас уже находился на территории своей миссии, на неприкосновенную землю вторгается экспедиция Гонсалеса де Окампо, который охотится здесь за рабами для шахт и плантаций, расположенных поблизости от Антильских островов.
Лас-Касас едет к губернатору, чтобы просить его о вмешательстве. А тем временем в миссии истребляет индейцев экспедиция Кастельяно. Так был похоронен план Бартоломе де Лас-Касаса — первая попытка практического решения индейской проблемы.
Бартоломе де Лас-Касас был страстным защитником индейцев.
«Я убеждаю и клянусь в верности моих слов,— писал он,— что сами индейцы не давали никакого повода и не были виноваты в том, что одних из них убивали, а других обращали в рабство. И еще утверждаю, я могу поклясться, что ни одного смертного греха против христиан индейцы не сделали — не было ни мести, ни ненависти, которые они могли бы испытать против христиан, таких страшных для них врагов. Может быть, некоторые индейцы и пытались мстить, но я знаю совершенно точно, что индейцы вели только справедливые войны против христиан, а христиане никогда не были справедливы, и все их войны против индейцев — самые неправедные, захватнические и тиранические из всех, что бывали на земле»[44], (Лас-Касас имел в виду «крестовые походы».)
В знакомом нам штате Чьяпасе, где находятся развалины древнего города Паленке, стоит памятник Бартоломе де Лас-Касасу, епископу этого штата. На памятнике надпись: «Чужеземец, если тебе дорога добродетель, остановись и отдай дань уважения этому человеку. Это — монах Бартоломе де Лас-Касас отец индейцев».
В 1974 году исполнилось 500 лет со дня рождения Бартоломе де Лас-Касаса, великого испанского гуманиста, первого в истории обличителя колониализма и расизма. Он умер в 1566 году в штате Чьяпас, преследуемый инквизицией.
Хосе Марти, кубинский писатель и революционный демократ XIX века, сказал о нем: «Он использовал свои знания религии и законов для защиты прав человека на свободу. В те времена надо было иметь очень большое мужество, чтобы говорить подобные вещи, так как за такие речи инквизиция сжигала людей».
Такова была трагическая история покорения Юкатана испанскими авантюристами во главе с жестоким конкистадором Франсиско де Монтехо. Белокаменные города майя постепенно исчезли в зарослях тропического леса. Замечательная культура майя была предана забвению, окружена тайной.
Разгадать эту тайну, найти и исследовать древние города, превратившиеся в развалины, было целью путешествия американского археолога Джона Стефенса и английского художника-архитектора Фредерика Казервуда.
Я продолжу свой прерванный рассказ об их замечательном путешествии.
[42] Лас-Касас – монах доминиканского ордена, позже епископ штата Чьяпас.
[43] Бартоломе де Лас-Касас. История Индий. Л., 1967.
[44] Мелентьева Е. А. Голос Лас-Касаса. Журн. «Латинская Америка», 1975, № 1, с. 137.