Дорога к развалинам Ушмаля
УШМАЛЬ
ОДНИМ ИЗ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, ЗНАЧЕНИЕ КОТОРОГО ЕЩЕ НЕДОСТАТОЧНО УЧИТЫВАЕТСЯ В ИЗЛОЖЕНИИ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ, ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЮЖНОЙ МЕКСИКИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ, И ПЕРУ, И БОЛИВИИ, ДОСТИГШИХ НЕЗАВИСИМО ОТ СТАРОГО СВЕТА ВЕЛИЧАЙШИХ УСПЕХОВ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА, НАУКИ, ТЕХНИКИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА[45].
И. И. Вавилов
Дорога к развалинам Ушмаля
Стефенс со своими спутниками отправился к развалинам Ушмаля. Впереди ехал индеец-проводник, слуга сеньора Пеона. За чертой города началась ровная каменистая дорога; казалось, это был огромный пласт белого известняка, врезавшийся в заросли кустарника.
Жара стояла невыносимая. Местные седла своеобразной конструкции были очень неудобными для приезжих; пять километров пути показались очень длинными.
Наконец путешественники остановились перед серым каменным зданием, похожим на замок немецкого барона; в тени величественных деревьев они с удовольствием соскочили с лошадей и поднялись по широкой каменной лестнице на просторную галерею. Не оставалось сомнений, что это было богатое поместье. Тысяча пятьсот индейцев находились в полной зависимости от хозяина этой асьенды[46] с ее законами и обычаями, напоминавшими феодальные отношения.
Совершенно неожиданно путешественники столкнулись с порядками, для них совсем неизвестными и ни на что другое не похожими.
Карта древних городов майя в Центральной Америке и на Юкатане
Полуостров Юкатан, расположенный между заливом Кампече и Гондурасским заливом, представляет собой огромную равнину. Земля здесь необычайно суха. Вдоль всего побережья от залива Кампече до мыса Каточе нет ни одного ручейка или родника с пресной водой, выходящих на поверхность. Вода находится глубоко под землей, и местные индейцы стараются селиться возле естественных карстовых колодцев — сенотов. Такое же безводье характерно и для внутренних провинций страны. Вода — это самая большая ценность на Юкатане. Во время дождливого сезона ее здесь в изобилии. Но палящее солнце следующих шести месяцев высушивает землю до предела. И если бы в апреле не была запасена вода, то погибли бы и люди и животные и страна превратилась бы в необитаемую пустыню. Поэтому все владельцы поместий устраивают огромные резервуары для воды и всякого рода водохранилища; сооружение и содержание этих водоемов обходится очень дорого: необходимо в течение шести месяцев обеспечивать водой всех, кто связан с асьендой. И это делает хозяина поместья — асьендадо — подлинным господином всей окружающей территории.
После того как потомками завоевателей была провозглашена независимость от Испании, формально индейцы стали свободными. Но так как бедняки по-прежнему ничего не имели, они помимо воли держались за какую-либо богатую асьенду. За право пользоваться водой индеец должен был платить своим трудом. Таким образом, он попадал в зависимое, полурабское положение от креольских асьендадо.
«Такого положения вещей,— замечает Стефенс,— я не наблюдал ни в одной стране Латинской Америки, за исключением Юкатана».
[45] Известия Государственного географического общества, т. 71, выпуск 10, 1939 г., стр. 1487.
[46] Асьенда (исп.)— поместье, имение.