Изделия из дерева
Многие предметы повседневного обихода мапуче делали из дерева: примитивную мебель, посуду, лодки и т. д. Оружие также в основном было деревянным. Лес Араукании предоставлял необходимое количество сырья для производства этих предметов. Только на севере, где растительность была скудна, дерево часто заменяла глина.
С переходом народов к оседлому образу жизни и строительству постоянных жилищ возникает необходимость обзаведения различными предметами домашнего обихода. Наиболее развитым культурам Америки известно производство мебели, что свидетельствует об определенных достижениях в обработке дерева. Однако мапуче не слишком стремились к комфорту и не придавали большого значения удобствам. Они обходились лишь самым минимумом, и предметы их обихода были крайне просты н непритязательны. Но несмотря на это, вещи, которыми окружали себя мапуче, удовлетворяли требованиям простой жизни и естественным образом соответствовали уровню достигнутой ими культуры.
Мапуче спали на соломе, покрытой шкурой гуанако,, ламы или тканым пончо, шерстяной накидкой. Такая постель могла располагаться на полу или подвешиваться на полуметровой высоте над землей. Для изготовлении походной складной кровати применяли длинные жерди, поперек которых клали другие, покороче. Такая кровать называлась «кауиту». Подушкой, «метрель», служил обрубок бревна, размер и толщину которого каждый выбирал сам. Клали под голову и «трипин» — циновку из соломы. Вместе с пончо такая подушка составляла спальную принадлежность мапуче — «нектанту».
Для маленьких детей предназначались «купелуэ» — колыбели высотой 60—90 см и шириной 30 см. Они делались из двух параллельных шестов, поперек которых клались короткие палки, скрепленные кожаными ремнями и лентами из шерсти. Концы продольных шестов оставались свободными, для того чтобы можно было привязать, колыбель сзади к шее матери, когда она занималась своими делами. Выступающая часть шестов с бородкой и отверстиями служила также для того, чтобы подвешивать люльку в хижине. Такое обращение с младенцами соответствует, как мы видим, современным тенденциям, ибо в таком положении ребенок имеет больше возможностей обозревать окружающее, что в свою очередь способствует лучшему развитию его зрительного и слухового восприятия.
Еще один вид люльки — «чинуа» — представлял собой неглубокую корзину, сплетенную из «кила», длиной около метра. Она поддерживалась четырьмя ремнями, которые на высоте переплетались, соединяясь в жгут длиной до двух метров. Когда ребенок плакал, люльку покачивали, и он успокаивался.
Для детей, начинающих ходить, делали «киль-киль», представлявший собой два параллельных бруса длиной 4 метра, опирающихся на два столбика, вкопанных в землю, высотой в полметра. В это сооружение мать помещала ребенка и учила его делать первые шаги. На таком «снаряде» ребенок укреплял ножки и ручки, опираясь ими на брусья.
В качестве сидений в хижине использовали обработанные для этой цели чурбаки. На таком сидении мог разместиться один или несколько человек. Иногда изготавливали примитивные скамейки «анатуэ» из ствола дерева. Ни столов, ни чего-нибудь похожего на них у мапуче не было. «Кипангуэ» — подобие вешалки, прикрепленной к какой-либо подставке.
Разнообразна была деревянная посуда мапуче. «Гуага» представляла собой пустотелый сосуд из очень твердой коры, по форме напоминающий тыкву или кабачок. Из него пили, ели или держали в нем воду. Ели также на деревянных блюдах, называемых «тонко». В зависимости от размера они употреблялись для различных целей, например для приготовления «ньячи» (свернувшейся свежей крови) или для хранения продуктов. «Кончео» — вид корыта с ручкой, в которое накладывали горячий песок для поджарки манго. «Дунга» напоминала ведро для воды. Мясо резали на «катрэм-мамель» — массивном цилиндрическом дубовом чурбане, на котором также вялили мясо — «чарки». Пищу перемешивали длинной палкой с плоскими концами— «костиуэ».
Употребляли мапуче и большие сосуды цилиндрической формы, изготовленные из выдолбленных бревен. Их использовали для хранения зерна и других продуктов. Были сосуды и прямоугольной формы. Для них бревно выдалбливали не вглубь, а вдоль, как для каноэ. Применялись они для приготовления чичи из яблок или других 'фруктов. Распространены были также ступы — «транатрапиуэ» — для растирания перца, измельчения соли и т. п. Они имели круглую или квадратную форму с небольшим углублением посередине, которое со временем становилось все глубже. «Рали» — деревянная сферической формы плошка на конических ножках, в которую клали маис, поджаренную муку. «Лупе» — большое блюдо с прямыми ручками в нижней части. Существовали разных размеров разливательные ложки «уитри» с длинными ручками. Из дуба или лавра делали емкости объемом до 150 литров, высотой 80—100 см с плоским дном. В них замачивали пшеницу, замешивали тесто, стирали белье и т. д. «Кауэль» — цилиндрической формы ларь для хранения семян.
Для выбивания тканей, шкур, а также для игры на барабане употребляли «трипууэ» — деревянные палочки разных размеров. «Колиу» — палочка, к нижней части которой привязывали круглый камень, кусок глины или кость, чтобы палочка могла вращаться. С ее помощью пряли шерсть, причем заниматься этим могли даже во время ходьбы. Мотки наматывались на «аспауэ», представлявший собой длинную тонкую палку с маленькими поперечинами на концах.
Ткацкий станок «уитрал» — одно из важнейших орудий труда мапуче — состоял из деревянной прямоугольной рамы, скрепленной по углам тростником или жонкилем. Две ее более длинные стороны упирались в пол и потолок хижины.
Для ночного освещения хижины, помимо очага «кутраль», использовали сухие лучины длиной до полутора метров, дававшие яркое пламя.
Каноэ, или «уампу», изготавливались из цельного куска дерева, специально выбираемого для этой цели. Уампу была до 5 метров длиной. Выдалбливалось дерево каменными топорами и затем выжигалось огнем. По бортам делались пазы, куда вставлялись весла длиной два-три метра, имевшие форму лопаты. Рукоятка весла была утолщенной, что облегчало усилия гребца и одновременно служило противовесом. Лодка имела превосходную плавучесть, небольшую осадку и легкое управление. После плавания ее вытаскивали из воды и оставляли на берегу. Если уампу в данный момент не использовалась в качестве лодки, то в ней хранили продукты, ткани и другие предметы, нередко затаскивая ее для этого в хижину.
Изготовляли каноэ и из коры некоторых деревьев. Один круговой надрез делали у основания ствола подходящего дерева, другой — на высоте ветвей. Затем кору разрезали вдоль и осторожно отделяли от ствола, придавая ей нужную форму. После сушки кора укреплялась шпангоутами из тростника.
На острове Чилоэ из лиственницы или кипариса делали лодки «далка» длиной до 15 метров, предназначавшиеся для плавания по морю. Ствол расщепляли на доски, затем их скрепляли между собой, делая для этого множество отверстий, через которые пропускали тростник. Места стыков конопатили измельченной корой или травой, пропитанной жиром тюленя. Изнутри лодка была укреплена шпангоутами, а дно устилалось досками. В такой лодке размещалось до 20 человек. Первые европейцы, появившиеся у чилийских берегов, были восхищены устойчивостью и крепостью этих лодок. Далка — результат общего труда и предмет общего пользования. Законченная лодка передавалась в пользование определенным членам группы. Поэтому далка имела определенное социальное значение, объединяя реуэ.
Каноэ на острове Чилоэ и на побережье являет собой предмет и мистический, и хозяйственный. Считалось, что на нем из-за моря приплывают духи. Оно служило транспортным средством для передвижения с острова на остров, для сообщения между группами, проживающими на побережье или по берегам больших рек. Изготовление каноэ требует совместных усилий многих членов группы, способствует приобретению ими определенных навыков и слаженности в работе. Каноэ высоко ценилось и было предметом постоянной заботы. Оно всегда должно было быть проконопачено. Злейший враг его — солнце: под прямыми лучами лодка рассыхается. Поэтому каноэ держали либо в воде, либо на берегу в густой тени деревьев.
Делали и плоты из сухих деревянных жердей, из камыша и тростника. Такой плот мог держать шесть и более человек. На них плавали по рекам или вдоль побережья, пользуясь лишь одним веслом, установленным на корме, и парусом из плетеных волокон или кожи. Из стеблей агавы и других растений, которые хорошо держались на плаву, делали решетки, которые обладали прекрасной устойчивостью и также служили чем-то вроде плотов. На них индейцы с острова Моча ходили по морю на десятки километров к реке Тируа для обмена товаров.
«Сачо» — якорь, использовавшийся индейцами для удержания на месте лодок и плотов, — делали также из дерева. Он имел четыре лапы в виде креста и был снабжен камнем в качестве балласта.
Различные деревянные приспособления использовали индейцы и в своем туалете, например булавки для скалывания частей одежды. Были у них и своеобразные пинцеты «паюнтуэ» для выщипывания волос. Они представляли собой две дощечки, концы которых были слегка загнуты.
Для обозначения границы своих владений индейцы вкапывали в землю столб, который назывался «реуэ». Мачи использовали этот столб во время нгильятунов. Служил он и «средством» избавления от болезней: больной прислонялся к столбу и оставался в таком положении некоторое время, ибо прикосновение к реуэ сулило исцеление. Такой столб, установленный на кладбище, означал место захоронения какого-либо важного касика, а установленный перед домом служил для защиты от злых духов.
Установка реуэ — тщательно выполняемый ритуал. Иногда его вкапывали наклонно. На стволе делалось семь пазов, обозначавших, согласно теогонии мапуче, семь плоскостей мира. Одновременно пазы служили ступеньками, по которым взбирались мачи во время культовых обрядов. Столб этот, без сомнения, имел большое значение; с ним связаны многие действия и выражения чувств мапуче. Например, во время отдыха воины втыкали свои копья в землю с таким же наклоном, как и реуэ. Во время игильятуна реуэ становился священным. Без него церемония была бы недействительна.
Обычай носить маски во время празднеств связан на Американском континенте в основном с переходом к оседлому образу жизни и занятием земледелием и сопутствующими ему обрядами. Здесь мапуче не являются исключением. Для них было обычно использование масок — «кольонов» — во время церемоний и праздников по случаю окончания сева или уборки урожая. Во время нгильятунов танцоры появлялись в масках из дерева. Их носили только мужчины. Женщины никогда и ни по какому •случаю масок не надевали, ибо маски воплощали в себе дух богов-покровителей, а женщины не могли их представлять.
Можно назвать еще множество деревянных предметов, которые сопровождали мапуче в повседневной жизни. У них были приспособления для размягчения кож в виде подпорки, один конец которой закреплялся с помощью лассо. В нижней части подпорки делались пазы с просунутыми в них гребнями, через которые с силой протаскивали кожу. Один конец кожи придерживали ногой, другой тянули руками через подпорку столько раз, сколько было нужно для того, чтобы сделать кожу эластичной. Все это сооружение делалось из мирта и некоторых других пород дерева.
Была у мапуче и деревянная игла—«комиуэ», — которая применялась для сшивания крыши хижины.
Мапуче не могли изготавливать мебель столярным способом, так как не располагали металлическим инструментом, а каменный топор — орудие малопригодное для этой цели. Единственное, что можно было им соорудить,— это подставку, подпорку, связав ее части веревкой, В каждом доме имелся запас и того, и другого. Разнообразные подпорки были, пожалуй, самой распространенной принадлежностью в хозяйстве мапуче. Их использовали при сооружении хижин, для изготовления различного рода каркасов, а также в земледельческих орудиях.
В дальнейшем повествовании мы еще вернемся к деревянным изделиям при описании музыкальных инструментов, спортивных, обрядовых и культовых предметов.