Изготовление орудий труда и средств передвижения
Все известные, дошедшие до нас орудия не могли быть, конечно, изготовлены лишь руками человека, без помощи инструментов дающих увеличение производительности трудовых усилий. Действительно, мапуче располагали различными инструментами, с помощью которых изготовляли необходимые в обиходе вещи. Прежде всего такими обрабатывающими инструментами были каменный топор, а также майчигуэ и койпо.
Топор изготовлялся из твердой кремневой породы. Ударами по этому материалу придавали ему плоскую и острую форму размером в 20—30 см на рубящей стороне. Острие оттачивали трением и полировкой. Противоположная сторона заканчивалась наконечником. Общая форма представляла собой удлиненный треугольник. Взяв его в руку, использовали его просто, для долбления например. В других случаях каменный топор привязывали кожаными ремнями к короткой деревянной ручке и использовали при земляных работах. Употреблялся он в основном для производства предметов из дерева, например изготовления каноэ, блюд, древков и т. д. Удлиненные топоры употреблялись для забоя лам, гуанако и других животных и для нарезки мяса. Они служили также оружием.
Принадлежностью каждой хижины было майчигуэ — вид плотницкого инструмента, тесло. Инструмент использовался для обработки бревен или пней; им делали скамейки, плоскодонки, другие предметы вогнутой формы.
Койпо представляет собой палку с сильным изгибом на конце, к которому прикрепляется остро отточенный камень. Применялось оно для выдалбливания желобов и для извлечения сердцевины из срубленного куска дерева, чтобы сделать из него стержни для изготовления труб. Использовалось и для производства бочек, ступ и т. д. Название этому инструменту было дано из-за его сходства с острыми зубами-резцами грызуна койпо.
Кроме этих инструментов, использовались обломки камней, которые имели подходящую форму и были достаточно острыми для обработки дерева. Такой материал имелся, естественно, в достаточном количестве и мог быть употреблен непосредственно, без предварительной обработки. Некоторые мапуче весьма ловко обращались с этими естественными инструментами и порой употребляли в работе камни различной конфигурации достаточно большого размера.
С помощью этих каменных инструментов изготовляли все деревянные сельскохозяйственные орудия, о которых мы расскажем в дальнейшем.
К перечисленным выше основным орудиям труда можно добавить «масо» — вид молота. Он изготовлялся из корневища дерева, снабжался рукояткой или стержнем; делалось все это из одного цельного куска. Maco употреблялся для вбивания свай, столбов, кольев при постройке хижин, заборов, для расщепления бревен с помощью деревянных или каменных клиньев. Весил этот молот до двадцати и более килограммов.
Некоторым исследователям до сих пор кажется странным, что мапуче, равно как и другие племена Америки, не знали колеса, сыгравшего чрезвычайную роль в развитии Старого Света. Колесо как элемент исторического прогресса по своему значению, наверное, не может быть сравнено ни с одним другим изобретением человека. Его использование воспринимается как образ развития общественной жизни. Колесо явилось основой создания средств связи между народами, отсутствие же таких средств, естественно, ограничивало миграцию и препятствовало обмену передовых инициатив. Определенная изоляция мапуче на их землях — тому подтверждение.
Культуры инков, майя, ацтеков и муисков не противоречат этому утверждению, так как их достижения осуществились лишь в пределах границ того, что может быть достигнуто без применения колеса. Материально- технический прогресс шел за счет употребления физической силы человека. Это препятствовало производству многих орудий, не давало возможности строить машины, увеличивающие результаты труда человека. Они достигли крайней точки в своем развитии, и думаем, что уже не могли продвигаться вперед без колеса. Однако мы видели, что в процессе своего, им присущего исторического развития они обошлись без него, не чувствовали в нем особой необходимости.
Объяснение этого обстоятельства имеет свои причины. Индейцам прекрасно была знакома круглая форма. Они использовали ее при создании многих предметов: блюда из глины или дерева, корзины и т. д. Единственным же движущимся предметом, относящимся к такой системе, было веретено. Но вращающийся круг не использовался для передвижения. Видимо, можно полагать, что здесь сказалась исходная самоизоляция этих сообществ.
Сельское хозяйство, как мы знаем, было основой существования народа мапуче. Каждое реуэ производило все первично необходимое для пропитания группы; создавался также небольшой резерв на всякий экстренный случай. Не было излишков, предназначаемых для рынка или продажи другим группам. Такое сельское хозяйство носило интенсивный характер. Для развития какого-либо другого типа хозяйства не было условий из-за отсутствия тягловой животной силы: все работы производились человеком. Применить при этом колесо просто не представлялось возможным. Поэтому не было и транспорта для перевозки продукции в значительных количествах, а распределение брал на себя тот, кто осуществлял перевозку на ламах или «на хребте», в плетеных мешках. Не было транспорта, не было и дорог в нашем представлении. Дороги мапуче, «репиль», были тропами, и всегда прямыми. Если встречался холм — взбирались на него. Единственным собственно транспортным средством у мапуче была лодка-каноэ. Каноэ изготовлялась из расщепленного надвое бревна, сердцевина которого выжигалась огнем по всей его длине. Делался центральный желобок, вдоль него разжигались маленькие очажки, куда клались камни, накалявшиеся докрасна и постепенно выжигавшие сердцевину бревна до нужной глубины. Затем выжженное бревно сглаживалось и полировалось изнутри и снаружи каменным инструментом. Мапуче были весьма искусны в этом деле и изготовляли лодки, обладавшие превосходными судоходными качествами.
В сельском хозяйстве основным орудием труда был «гуалато», представлявший собой палку в метр длиной с загнутым под прямым углом и острым в 40 см концом, с ровными поверхностями и отточенными краями. Без этого орудия для мапуче было невозможно производить сельскохозяйственные работы. Поэтому с полным основанием можно говорить о земледелии типа гуалато у этого народа.
Мы должны еще упомянуть «родильо»—цилиндрические палки различной толщины и длины, употреблявшиеся для перемещения значительных тяжестей, для чего нужна была немалая физическая сила и объединенное усилие многих людей. Это орудие применялось, в частности, в случаях, когда надо было сдвинуть или переместить большие каноэ.
Сеть для рыбной ловли плелась из волокон жонкиля и других растений, не размокающих в воде. Пользовались при этом плоскими иглами с отверстием посредине, в которое продевалась нить. Сеть достигала тридцати метров в длину и трех и более в ширину. В качестве поплавков применялись куски легкого дерева, грузилами служили камни соответствующего размера. Концы сети закреплялись на длинных шестах, поддерживаемых людьми, волокущими сеть по дну таким образом, чтобы образовался загон для рыбы, а затем вытаскивающими ее на берег.