Изобретательные рыболовы и охотники
В Магеллановом проливе, между обрывистыми берегами Патагонии и Огненной Земли, на берестяных лодках плавали рыбаки и охотники... Эти яганы с помощью дротиков и пращей охотятся па морских выдр.
Хозяйственная деятельность индейцев основывалась на охоте на тех животных, все части которых можно было пустить в ход. Так существовала «бизонья цивилизация». У бизона «годилось все»: его мясо ели, из сухожилий изготовляли тетиву, рога использовали как сосуды, лопатками копали землю, жиром освещали жилища. Шли в дело даже высохшие экскременты: ими отапливались жилища.
«Вапити», крупные олени, пасущиеся в долинах Запада, великолепные животные весом до восьмидесяти килограммов, очень осторожны и быстры. Два индейца спрятались под оленьими шкурами. Водрузив себе на головы рога, они изображают оленей. Это позволяет им приблизиться к добыче на расстояние полета стрелы.
Индейцы, обретавшиеся в умеренном климате равнин Дальнего Запада, жили охотой на бизонов точно так же, как наши мадленцы из Дордони за несколько тысячелетий до них. Но XIX век истребил почти всех бизонов, а заодно и индейцев, которые не могли без них существовать. Вот страница истории, забыть которую невозможно!..
Охотники на китов и тюленей, эскимосы Крайнего Севера, живут в землянках, кровли которых держатся па китовых ребрах. Кожаная лодка-«умяк» — судно, без которого эти охотники выйти в море не могут. На рисунке виден «умяк», поставленный па подпорки для просушки и починки.
На более холодных землях северной части американского континента другие народы жили охотой на оленей-«вапити», а также на северного оленя-«карибу». Подобные цивилизации имелись за многие тысячелетия до нашей эры и в Европе.
Море, будучи более надежным, чем суша, убежищем для животных и людей, успешнее способствует выживанию этих «звериных» экономических систем, основанных на китовом или тюленьем промыслах, ведущихся на ледяных просторах Арктики. Известна экономическая система, базирующаяся на добыче лосося, рыбы, характеризующейся регулярностью и предсказуемостью миграций и в высушенном состоянии сохраняющейся до очередной промысловой страды.
На западном берегу Тихого океана со Скалистых гор течет бурная река. На ее быстрине индейцы устанавливают сети, сплетенные из волокон крапивы, с привязанными к ним лесками по сотне крючков на каждой. Осенью, когда семга идет вверх, улов бывает фантастическим.
Экваториальный лес, простирающийся от тропика Рака до тропика Козерога, при всей своей обширности и густоте, обеспечивает охотникам и рыбакам добычу сколь случайную, столь и скудную. Кроме того, он трудно проходим. Его малочисленное население изолировано и даже сегодня не доступно для воздействия внешнего мира.
Охотники, обретающиеся в многочисленных протоках реки Мараньон, текущей средь амазонского леса, используют «сарбакан», трехметровую бамбуковую трубку, дуя в которую, выстреливают стрелы, смоченные в яде кураре, который они носят в небольших горшочках, подвешенных на шее.
Полдюжины бальзовых деревьев (распиленных на толстые доски) образуют плот. Бальза, древесина чрезвычайно малой плотности, легка, как пробка, и совершенно не тонет в воде. Сидя на таких плотах, оснащенных треугольными парусами, амазонские индейцы спускаются вниз по реке Мадре-де-Диос («Богоматерь»), стекающей с боливийского плоскогорья.