Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Владельцы пирог и мореплаватели

Луи-Рене Нужье ::: Майя, ацтеки и инки

Углубляясь внутрь материка, охотники долгое время ориентировались по рельефу местности, а именно: по линии берега (зачастую негосте­приимного) и, прежде всего, по высокогорным плато, простирающимся с севера на юг, следуя за очертанием Скалистых гор, мексиканского «альтоплано» и Анд. Так они достигли мыса Горн.

Встреча викингов со «скрэлингами», американскми дикарями.

 

К десятому столетию до н. э. полоса земли, составлявшая Берингов перешеек, исчезла. В наше время Азия и Америка разделены проли­вом. Вот почему вторая очередь переселенцев пришла на американский континент по воде. Миновало сколько-то времени, и люди привыкли к морским переходам. Так окончательно закрепилась мореплавательская традиция.

Ирландская повесть VI века содержит очерк удивительного путешествия святого Брандана, приплывшего из Восточной Ирландии сначала в Исландию, затем в Гренландию и наконец в Америку. Его кораблем была ладья, сделанная из тридцати двух бычьих шкур, натянутых на ивовый каркас.

 

Арктика — страна ледяная и безлесая. Но уже первые охотники научились сдирать с животных шкуры и сшивать их. Вот отчего за неимением дерева они стали делать суда из звериных кож. Любопытным пережитком той поры являются ладьи из шкур, которые ныне можно увидеть на Аранских островах, на восточном берегу Ирландии, и как теперь не поверить рассказу святого Брандана, жившего в VI веке нашей эры!

Когда после оледенения климат стал мягче, Берингов «мост» мало-пома­лу сузился. Сегодня над водой высту­пают лишь некоторые вершины, а то­чнее Алеутские острова. Охотники ими пользуются, как камнями, для перехода с острова на остров, чтобы попасть на американский континент. Не имея толстых деревьев, из кото­рых можно было бы вырубать лодки, они делают их из кож, натягивае­мых на легкие остовы из веток или толстых костей. Плававшие на пи­рогах алеуты были знакомы с «чудес­ной иглой» так же хорошо, как дордоньские мадленцы, их европейские со­временники.

 

Достигшие юга Америки алакалуфы и яганы, теснимые новыми переселенцами, оказались на самом краю света, на суровой Огненной Земле. Эти люди, жившие в холодной стране, прони­зываемой штормами и ливнями, одеждой не поль­зовались и питались моллюсками, собирая их на берегу.

 

Взяв старт в Японии, миновав Алеутские острова, а иногда идя путем еще более прямым, рыбаки — владельцы пирог — сумели пересечь Тихий океан, следуя вдоль северных широт. Они максимально держались берега и постепенно его заселяли. Увы, холодный и сырой климат при­нудил их подняться в горы. Там они и остались, научившись возделывать землю.

Оседлав холодное течение Гумбольта, берущее на­чало у Южного полюса, владельцы пирог плыли вдоль андских берегов. Устойчивость их судов тог­да, как и теперь, обеспечивали два небольших боковых поплавка, игравших роль балансиров. Эти переселенцы нашли себе пристанище в Вальдивии, в Перу.

 

Храбрый норманнский вождь Торфин Кальсельни в 1000 году высадил­ся в Винланде, «Виноградной стране», на берегу нынешнего штата Мэн. Край был богат пастбищами, а его реки кишели семгой и лососем. Повсюду рос дикий виноград. Однако это предприятие, хотя и было более основательным, чем приключение святого Брандана, осталось без послед­ствий. Америка ждала Христофора Колумба!

Рыбаки, обретавшиеся по соседству с морем и на узких прибрежных рав­нинах, над которыми возвышаются отроги Анд, жили в небольших дерев­нях. Спасаясь от морских туманов, эти первые перуанцы заселили все имевшиеся поблизости горные долины и плоскогорья.