Второе открытие Америки
ГОРОДА, ЗВОНКИЕ, КАК ОТКРЫТОЕ МОРЕ! У КАМЕННЫХ ВАШИХ НОГ, ПОД СЕНЬЮ ШИРОКИХ ОДЕЖД, ОПОЯСАННЫХ ПРЕДАНЬЕМ, МЛАДЕНЕЦ-НАРОД ИГРАЕТ В ПОЛИТИКУ, В ТОРГОВЛЮ, В БИТВЫ, А КОГДА ЦАРИТ МИР, МУДРЫЕ КУДЕСНИКИ УЧАТ И В ГОРОДЕ, И В СЕЛАХ ТКАТЬ, СЕЯТЬ В НУЖНУЮ ПОРУ И ПОСТИГАТЬ ТАЙНЫ СЧЕТА.
Мигель Анхель Астуриас
Эта книга посвящена индейцам майя — удивительному народу, история которого представляет собой непрерывную цепь загадок и парадоксов. Известно, что все великие цивилизации древности возникли и развивались в условиях сухого и теплого климата, в долинах крупных рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали наиболее благоприятные возможности для земледелия. Так было в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. В Новом Свете воинственные обитатели Центральной Мексики — теотихуаканцы, тольтеки и ацтеки — создавали свою блестящую культуру в засушливых горных долинах и на плоскогорьях. Правда, из-за отсутствия крупных рек местные индейцы широко использовали для искусственного орошения полей разветвленную систему пресноводных и мелких озер.
И только древ
ние майя, словно бросая вызов капризной судьбе, на века обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои каменные города, полные воздуха и света.За пятнадцать веков до Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуля, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а пути движения планеты Венера вычислили всего лишь с ошибкой четырнадцать секунд в год.
Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и керамическом производстве.
Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись только из дерева и камня. Майя не знали металлов, колесных повозок, плуга, гончарного круга, вьючных и тягловых животных. Вся гигантская программа их архитектурного строительства была выполнена исключительно мускульной силой человека.
«Культура-загадка», «культура-феномен»— такими определениями награждают зачастую культуру майя в своих трудах зарубежные ученые, пытаясь скрыть свое бессилие познать истинный характер этой действительно выдающейся цивилизации Американского континента.
О майя в настоящее время написано множество различных отчетов, книг, публикаций и статей. Однако одни из них принадлежат перу специалистов-археологов и, будучи насыщены чисто техническими деталями и описаниями, слишком трудны и малопонятны для восприятия широкой публики. Другие, созданные профессиональными журналистами, искателями приключений и путешественниками, к сожалению, во многих случаях грешат разного рода сенсационными выдумками и фантазиями. Предлагаемая вниманию читателей книга известной советской писательницы и переводчицы А. Ю. Макаровой выгодно отличается от названных выше видов литературы о майя тем, что в ней занимательность изложения сочетается с добросовестным подбором фактического материала. В основу книги положены путевые записки американского путешественника и дипломата Джона Ллойда Стефенса (1805—1852)—«Эпизоды путешествия в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан», впервые изданные в Нью-Йорке в 1841 году. Рассказ Стефенса о первых шагах в изучении древностей майя А. Ю. Макарова дополняет сведениями, почерпнутыми из трудов других известных исследователей в области археологии Центральной Америки — А. Моудсли, Г. Спиндена, С. Морли, Дж. Вайяна и других. Велик их вклад в развитие науки о древних майя. Но для того, чтобы лучше понять и оценить конкретный вклад этих первопроходцев в изучение давно погибших городов майя, необходимо хотя бы кратко остановиться на истории развития центральноамериканской археологии.
До эпохальных путешествий Колумба жители Старого Света вряд ли вообще подозревали о том, что за голубыми просторами океанов обитает еще немалая часть человечества. Отдельные случаи доколумбовых плаваний в Западное полушарие почти не отразились на знаниях древних географов и ученых. Поэтому первые надежные сведения о самобытных культурах американских индейцев появились лишь с началом европейской колонизации Нового Света — в XVI веке.
Испанские завоеватели, столкнувшись с наиболее развитыми народностями Американского континента (в Мексике и Перу), были поражены своеобразием их культуры и необычайно высокими достижениями во многих областях знания — математике, астрономии, архитектуре и т. д. Сохранившиеся до наших дней письма, отчеты и воспоминания участников и очевидцев основных этапов завоевания (исп.— конкиста) — Кортеса, Берналя Диаса, Альварадо и др.— содержат ценные сведения о религии, быте и нравах коренного населения этих областей Нового Света.
Однако ни о каких настоящих исследованиях далекого прошлого индейцев в то время никто не помышлял. Завоевателей, короля и духовенство, занятых грабежом колоссальных богатств вновь открытого материка, вряд ли могли увлечь поиски истоков древних языческих цивилизаций. Выжженные солнцем горы и долины Центральной Мексики, влажные джунгли Северной Гватемалы и покрытые колючим кустарником известняковые равнины полуострова Юкатан были буквально усеяны тысячами безымянных холмов и руин. И в каждом из них могли скрываться свои Троя, Ниневия и Пергам. Но, ослепленные золотым блеском сказочных сокровищ ацтекских государей, конкистадоры равнодушно проходили мимо тысячелетних следов индейской культуры, спеша добраться до богатых кладовых Теночтитлана.
Не слишком повезло в этом отношении и тем индейским народностям, которые были современниками конкисты.
Наиболее развитые цивилизации Центральной Америки того времени — ацтекская, миштекская и майяская были насильственно уничтожены европейцами в самом расцвете сил. А их богатое культурное наследие безжалостно вытравлено из памяти последующих поколений многовековым колониальным гнетом.
Испанские власти постарались отгородить свои американские владения от остального мира непроницаемой стеной всевозможных запретов и ограничений, своего рода санитарным кордоном. Стоит ли после этого удивляться, что уже через 200—300 лет после конкисты сам факт существования в прошлом высокоразвитых индейских цивилизаций на территории Нового Света был почти полностью забыт. Их пришлось открывать заново уже в наше время. И решающую роль сыграла здесь археология. Причем важнейший ее раздел всегда составляла археология майя.
Со времен Колумба среди руин майяских городов успели побывать конкистадоры, священники, чиновники, путешественники, искатели приключений, географы, археологи, астрономы — и каждый из них на всю жизнь уносил с собой неизгладимое впечатление о самобытной и яркой культуре этого древнего народа.
В 1576 году некий Диего Гарсиа де Паласио во время одного из своих путешествий в город Гватемалу обнаружил на берегу р. Копан (Западный Гондурас) заросшие лесом руины — остатки некогда цветущего города. «Я со всем тщанием,— пишет он,— пытался выяснить у местных индейцев: нет ли в их древних преданиях сведений о людях, живших когда-то в этом городе. Но у них не оказалось книг с описанием их прошлой истории... Правда, они сообщили мне, что в древние времена сюда пришел с Юкатана великий правитель, который построил все эти здания, но затем, бросив все, вернулся в родные края». Подробный отчет о своей находке Гарсиа де Паласио направил в Мадрид, императору Филиппу II. Но и сам монарх и высшие придворные чины пропустили это сообщение мимо ушей.
В конце XVIII века в глубине джунглей Чьяпаса, в Мексике, был найден еще один город древних майя — Паленке, погибший в IX веке н. э. Обнаружили его индейцы. Они-то и сообщили о причудливых белоснежных зданиях, затерявшихся в лесу, местному священнику. А от него о таинственных руинах узнали потом и испанские чиновники. В 1784 году в Паленке был направлен военный отряд во главе с капитаном Антонио Дель Рио, с тем чтобы проверить слухи о погибшем городе. Капитан «успешно» справился со своей задачей. Сказочный белокаменный город действительно существовал, и его внушительные постройки отнюдь не походили на бесплотные фантастические призраки. Не будучи профессиональным археологом, Дель Рио сделал лишь самое необходимое: он расчистил от зарослей и кратко описал важнейшие сооружения в центральной зоне Паленке. В отчете испанскому королю он между прочим с гордостью докладывает с чисто солдатской прямотой и лаконичностью: «Решительно было сделано все, что необходимо, чтобы не осталось ни одного заблокированного окна или ворот, ни одной не пробитой стены, ни одного помещения, коридора, двора, башни и подземелья, где бы не было произведено глубокое рытье...»
Археологи еще долго будут вспоминать катастрофические последствия этого лихого набега ретивого служаки на древний город.
В 1822 году отчет Дель Рио был опубликован в Лондоне, и хотя научная значимость его была равна нулю, он разбудил интерес к загадочным руинам среди исследователей.
Не прошло и полутора десятков лет, как в Паленке объявился граф Жан Фредерик де Вальдек — немного археолог, немного художник и немного авантюрист. Результаты своего кратковременного пребывания в древнем городе он описал в книге «Живописное и археологическое путешествие по провинции Юкатан», появившейся в Париже в 1838 году. Как выяснилось впоследствии, он вовсе не был графом; под стать громкому титулу оказались и многие его рисунки скульптур из Паленке:
одного из правителей древних майя он изобразил во фригийском колпаке, а чисто американских животных — ягуаров превратил в... слонов.
Столь же неопределенный характер носили и сообщения некоего полковника Хуана Галиндо из Гондураса о существовании в лесных дебрях долины реки Копан какого-то огромного разрушенного города.
Однако этих смутных рассказов и слухов оказалось вполне достаточно для того, чтобы разжечь энтузиазм молодого американского адвоката Стефенса.
В октябре 1839 года он отправился в Гондурас на поиски руин забытого города Копана. Его сопровождал в этом смелом предприятии одаренный английский художник Фредерик Казервуд.
Шел XIX век — время величайших археологических находок и открытий. И тот, кто имел хоть немного честолюбия и романтического воображения, спешил к далеким берегам Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья, чтобы поисками исчезнувших цивилизаций увековечить свое имя в анналах истории. Шампольон, Ботта, Лэйярд, Шлиман известны теперь всему миру.
Однако американским древностям долго не везло. Многие ученые упорно считали тогда, что индейцы никогда не выходили в своем развитии за рамки варварства, и поэтому, дескать, искать в Новом Свете остатки каменных храмов и дворцов — сущая бессмыслица.
Заслуга Стефенса состоит как раз в том, что он бросил прямой вызов этим устаревшим и косным взглядам и, несмотря на все трудности и лишения, стоявшие на его пути, победил.
Однажды Стефенс случайно узнал в одной из издательских фирм, что книги с описаниями далеких путешествий пользуются у читающей публики наибольшим спросом. Это натолкнуло его на мысль попробовать свои силы на писательском поприще. Обладая несомненным литературным дарованием и гибким, живым умом, Стефенс в поразительно короткий срок создал двухтомное повествование о своей недавней поездке в некоторые страны Старого Света. Вопреки его опасениям, книга имела шумный успех. Только за один год она выдержала шесть изданий.
На очереди стояли новые экзотические страны и континенты, причем первое место занимала в его планах Центральная Америка. И осенью 1839 года Стефенс вместе со своим спутником — художником Казервудом оказался вдруг вдали от нью-йоркской сутолоки, в Белизе, на восточном побережье Карибского моря. Здесь кончались последние форпосты цивилизации. Впереди лежали безбрежные, как море, вечнозеленые тропические джунгли. Однако ни грязь и бездорожье, ни мародерствующие шайки разбойников, ни змеи, москиты и ягуары не смогли остановить отважных путешественников на пути к заветной цели. Они упорно искали в лесной чаще древний Копан и, наперекор всем препятствиям, наконец нашли его. «Какой же народ построил этот город? — писал позднее Стефенс. — В разрушенных городах Египта, даже в давно заброшенной Петре, чужестранец знает в общих чертах историю того народа, следы деятельности которого он видит вокруг. Америку же, по словам историков, населяли дикари. Но дикари никогда не смогли бы воздвигнуть эти здания или покрыть резными изображениями эти камни...
Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежит, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели... Все представлялось загадкой, темной и непроницаемой».
После Копана путешественники побывали и в других городах древних майя, затерянных в лесных дебрях Южной Мексики и полуострова Юкатан: Паленке, Ушмаль, Сайиль, Тулум, Кабах, Лабна, Чичен-Ица длинной и красочной чередой прошли перед их взорами. Общие результаты экспедиции превзошли все ожидания: Стефенс нашел и обследовал 46 древних памятников, из которых только 3 были известны до него. И каждый раз восторженные описания величественных руин каменных городов в дневнике Стефенса сопровождались документально точными рисунками Казервуда. Теперь уже никто не мог больше утверждать, что в доколумбовой Америке не существовало высокоразвитых культур и цивилизаций. Вполне осязаемые их следы были найдены в джунглях Центральной Америки и вынесены на суд ученых кругов и читателей. Итогом этой длительной одиссеи явилась книга «Эпизоды путешествия в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан» (1841).
Учитывая тот огромный эффект, который произвели на ученых Европы и США открытия Стефенса, можно с полным правом утверждать, что именно он пробил первую брешь в хаотическом нагромождении беспочвенных гипотез и фантазий относительно доколумбовой истории Нового Света, именно он положил начало науке о древних майя — майянистике.
Задолго до начала широких археологических раскопок Стефенс пришел к выводу о том, что некогда Центральную Америку населял многочисленный и одаренный народ-строитель, с единым языком, письменностью и культурой, и что современные индейцы — его ближайшие потомки.
Именно руками индейцев, а не греками, римлянами, египтянами и халдеями были построены те великолепные города, развалины которых встречались путешественникам в лесных дебрях этого края.
Стефенса не случайно называют «отцом майяской археологии». Его заслуги в изучении далекого прошлого индейцев майя велики и бесспорны. Но вместе с тем необходимо помнить, что сам он жил и работал в начале прошлого века и был истинным сыном своей страны и своей эпохи. Романтическая страсть к приключениям и путешествиям постоянно влекла его в дальние страны. Образованный и начитанный человек с живым умом и горячим воображением, археолог по призванию, он знал и умел многое, но не был профессиональным археологом в том смысле, как мы теперь понимаем. Его представления о методах и задачах археологии в Новом Свете, естественно, не соответствовали нынешним, отсюда ряд промахов, допущенных им. Так, возвращаясь из своего путешествия, Стефенс сумел вывезти в США немалую коллекцию древностей майя: терракотовые статуэтки из Санта-Крус-дель-Киче, древние вазы из раскопок в Тикале и Уеуетенанго, деревянные с резными изображениями балки из храмов Кабаха и Ушмаля и ряд каменных скульптур, удобных для транспортировки. Все эти сокровища были выставлены им в Нью-Йорке в деревянном павильоне вместе с панорамой художника Казервуда. Но в один несчастный день павильон сгорел дотла, а вместе с ним исчезли в бушующем пламени и эти бесценные произведения древнемайяского искусства.
Джон Ллойд Стефенс умер в 1852 году в Нью-Йорке от малярии, полученной им во время скитаний по Панаме. А его друг и соратник Фредерик Казервуд трагически погиб в 1854 году в океанской "пучине при столкновении двух пассажирских судов в Атлантике.
Но первый шаг был уже сделан. И по следам Стефенса к руинам городов древних майя отправились другие исследователи и путешественники: француз Дезире Шарнэ, англичанин Альфред Моудсли, австриец Теоберт Малер, американцы Альфред Тоззер и Эдвард Томпсон.
Эти экспедиции открыли новую страницу в изучении культуры майя, показав всему миру богатство погибшей индейской цивилизации. И все же это было только начало. Археологические раскопки древних городов Мексики и Центральной Америки стали повсеместным явлением гораздо позднее — в 20—30-х годах нашего века.
С тех пор научные учреждения и специалисты Мексики, США и отдельных стран Европы продолжают вести систематические исследования наиболее важных памятников культуры майя: Копана, Киригуа, Вашактуна, Тикаля, Паленке, Пьедрас-Неграса, Бекана, Сейбаля, Цибильчальтуна, Чичен-Ицы, Майяпана и многих других.
В нашей стране интерес к древним майя особенно заметно проявился в последнее время, после того как Ю. В. Кнорозов и Р. В. Кинжалов опубликовали ряд ценных работ об искусстве, религии и письменности этого индейского народа. Правда, эти многообещающие исследования родились отнюдь не на пустом месте. В начале XX века в Мексике побывал русский этнограф С. К. Патканов, подробно описавший свое путешествие на полуостров Юкатан в серии статей по археологии и этнографии майя.
Почти все выдающиеся памятники майя посетил и другой русский путешественник — поэт и переводчик К. Д. Бальмонт. Не будучи профессиональным ученым, он тем не менее сделал немало любопытных наблюдений. Вот, например, как описывает он свое пребывание среди руин Ушмаля:
«Руины Ушмаля совсем близко от усадьбы, верстах в двух-трех. Мы поехали туда на другой день утром... Пирамидный храм, который называется Домом Колдуна или Домом Карлика, хорошо сохранился. К верховной молельне ведет крутая лестница саженей в десять... Вид с пирамиды — один из самых красивых, какие мне когда-либо приходилось созерцать. Безмерный зеленый простор. Изумрудная пустыня. Четко видятся седые здания там и сям вблизи от пирамиды. Это древние руины, священные остатки погибшего величия. Здесь был когда-то могучий город. Теперь это — царство растений. Они захватили все кругом. Они захватили и эти погибшие храмы и дворцы...»
Майя едва ли назовешь «исчезнувшим народом», поскольку их и сегодня насчитывается еще в общей сложности свыше двух миллионов человек. Это — крупнейшая группа американских индейцев к северу от Перу. Они, как и в древности, населяют одну сплошную и значительную территорию, которая включает в себя полуостров Юкатан и части штатов Табаско и Чьяпас — в Мексике, всю Гватемалу, Белиз (Британский Гондурас), западные районы Сальвадора и Гондураса. Величественна и разнообразна природа страны майя. «Полные удушающих испарений джунгли, выжженные солнцем каменистые нагорья, где днем палит зной, а ночью замерзает вода, грозные вулканы, покрытые снегами, время от времени заливающие долины раскаленной лавой, частые разрушительные землетрясения, хищные звери и ядовитые змеи» — такова была среда, в которой обосновались с незапамятных времен местные индейцы.
Их происхождение окутано пеленой таинственности. Мы знаем только, что рождение развитой (классической) культуры майя относится к первым векам нашей эры. В течение многих столетий процветали здесь многолюдные царства и города. Но в IX—X веках н. э. этот период закончился внезапным упадком. Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и вскоре жадная тропическая растительность надежно укрыла своим зеленым покровом все памятники некогда блестящей цивилизации. После X века развитие культуры майя, правда уже значительно измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей — тольтеков, пришедших из Центральной Мексики, продолжалось на полуострове Юкатан. Испанцы застали там в XVI веке свыше полутора десятков небольших, вечно враждующих между собой государств, каждое из которых имело свою династию правителей.
Но «золотой век» майяской цивилизации остался уже позади. Страна переживала явный упадок. Беспрерывные войны, эпидемии, засухи и неурожаи опустошали некогда цветущие земли этого края...
Загадки, загадки, одна сложнее другой. Они сопровождают нас на протяжении всего знакомства с цивилизацией древних майя. Ирония судьбы заключается в том, что доколумбова культура, о которой написаны горы книг и статей, до сих пор известна нам ничтожно мало. Однако яркий свет познания начинает все больше пробиваться сквозь сумрачные тени столетий.
Ученые используют самые разные методы для воссоздания прошлого майя.
Значительную часть всей информации дают археологи, раскапывающие руины древних городов и селений, с их скульптурами, надписями, храмами и дворцами. Историки упорно выискивают необходимые сведения в пыли архивов, среди немногих дошедших до нас письменных свидетельств о майя: здесь и повествования самих индейцев, записанные вскоре после конкисты на майяском языке, но буквами латинского алфавита («Пополь-Вух», книги «Чилам-Балам»), и свидетельства первых конкистадоров и монахов, вторгнувшихся в XVI веке с мечом и крестом на земли майя.
Наконец, заслуживают пристального внимания и современные индейцы. Некоторые из них, обосновавшиеся в наиболее глухих и труднодоступных уголках страны, все еще сохранили старый уклад жизни. Они говорят только на родном языке, верят в языческих богов, пользуются древним земледельческим календарем — словом, буквально во всем следуют проторенными путями своих далеких предков. Традиции старой культуры у современного индейского населения тщательно изучают и описывают ученые-этнографы.
Эти исследования и позволяют нам уже сейчас дать ответ на многие загадки истории древних майя.
В старинном эпическом повествовании «Пополь-Вух», созданном народом майя-киче (горная Гватемала), есть рассказ о сотворении мира. В нем говорится, что руками великих богов были созданы твердая земля, солнце, луна. Боги населили землю различными животными, птицами и растениями, а затем из кукурузного теста сотворили и первых людей — предков киче.
Это, пожалуй, единственное во всей доиспанской литературе Упоминание о происхождении одной из групп майя. Но древние легенды и пожелтевшие от времени рукописи были не в силах помочь исследователю пробиться сквозь плотную пелену неизвестности, которой до сих пор окружены истоки майяской цивилизации. Вырвавшись из-под властной руки времени, каменные города майя словно застыли в немой неподвижности. И каждый такой мертвый город отражает лишь самый поздний этап его жизни. Следы более ранней культуры погребены под многометровыми напластованиями последующих эпох. Да и разрушительная деятельность неистовой тропической природы сыграла немалую роль в уничтожении следов первых поселений майя в джунглях Петена (Сев. Гватемала) и Юкатана.
Если мы обратимся к лесным низменным районам майя, где находился центр цивилизации классического периода, то увидим, что самые ранние памятники относятся здесь только к началу I тысячелетия до н. э. С другой стороны, в горах Южной Мексики (Чьяпас) и Гватемалы значительное население, и в его составе, несомненно, далекие предки майя, имелось уже с 12—10 тысячелетий до н. э. Затем линия почти непрерывного развития местной культуры прослеживается здесь вплоть до испанского завоевания.
По находкам древнейшей керамики и глиняных статуэток можно проследить постепенное распространение раннеземледельческой культуры из горных районов Чьяпаса на юго-восток, вдоль реки Усумасинты, в самую глубину джунглей Петена и на северо-восток, в Юкатан. Но это — лишь один из возможных источников массового переселения земледельцев майя в равнинные лесные области. Другие находились, вероятно, на юге — в горах Гватемалы, в Сальвадоре и Гондурасе. Во всяком случае, многие важнейшие черты классической майяской цивилизации — иероглифическая письменность, каменные скульптурные алтари и стелы, нефритовые украшения и маски — появляются раньше у горных майя, чем у жителей лесистых равнин.
В горном Чьяпасе найдена резная каменная стела с календарной надписью 36 года до н. э.— самая ранняя на территории майя. В то же время первая известная нам стела из Тикаля — крупнейшего классического города Петена — относится только к 292 году н. э.
Совсем недавно в горах Сальвадора археологи обнаружили и частично раскопали крупный населенный пункт древних майя — Чальчуапа, с рядами каменных храмов, стоявших на вершинах ступенчатых пирамид, широкими, вымощенными камнем площадями и обилием каменных скульптур. Этот предшественник будущих блестящих созвездий городов существовал уже с конца I тысячелетия до н. э. К рубежу н. э. здесь возводились ряды стел и алтарей с иероглифическими надписями и календарными датами по эре майя. Однако некоторое время спустя Чальчуапа внезапно гибнет, став жертвой катастрофического извержения близлежащего вулкана Илопанго, засыпавшего толстым слоем черного пепла окрестные районы.
Все вышесказанное позволяет предполагать, что предки майя пришли на лесистые равнины Петена и Юкатана из горных районов Чьяпаса, Гватемалы и Сальвадора в начале I тысячелетия до н. э. и продолжали сохранять тесную связь со своей прародиной в течение многих веков. Основы цивилизации и все признаки государства складываются здесь в начале классического периода — примерно на рубеже н. э.
Еще несколько лет назад в трудах самых авторитетных зарубежных исследователей рисовалась идиллическая картина внутренней жизни древнемайяского общества: мирные земледельцы-общинники благоденствуют под отеческим присмотром правящей элиты — аристократов и жрецов,— поставляя им продукты со своих полей и даровую рабочую силу для строительства храмов и дворцов. И всё исключительно из глубокой любви к богам, религии и ее служителям.
Эти авторы избегали писать о жизни простого народа — подлинного творца великолепной культуры, зато не уставали восхищаться духовным миром сановников и жрецов, сложностью их религиозных и философских воззрений, богатством их познаний в области астрономии, математики и искусства. Направляемые опытной рукой подобных специалистов, читатели получают слишком искаженное и однобокое представление о характере древней цивилизации майя. Достаточно сказать, что время расцвета классической культуры — I тысячелетие н. э.— было объявлено для майя абсолютно мирной, лишенной каких-либо крупных войн и столкновений эпохой, своего рода «золотым веком».
Однако новые археологические открытия не оставили камня на камне от всех этих идиллических утопий. Жестокие и кровавые порядки, которые принесло с собой нарождавшееся раннеклассовое государство, бесконечные войны с соседями из-за спорных земель, беспощадная эксплуатация основной массы населения — общинников, зависимых людей и рабов, чья жизнь проходила в тяжелом труде на полях и строительных площадках — все это, конечно, мало походило на истинный золотой век.
Анализ археологических находок показывает, что уже с первых веков нашей эры у майя наблюдается значительное классовое расслоение. Величественные каменные храмы и пышные многокомнатные дворцы резко контрастируют с убогими деревянными хижинами рядовых горожан и земледельцев. Великолепные гробницы аристократов и жрецов с драгоценными вещами и человеческими жертвоприношениями — с одной стороны, и скромные могилы простого люда — с другой красноречиво говорят о той глубокой пропасти, которая отделяла правящую верхушку от остального населения.
Долгое время считалось, что майя испокон веков культивировали у себя самое примитивное подсечно-огневое земледелие, которое требовало больших массивов свободной земли и частой смены выжигаемых участков в связи с быстрым истощением плодородия почвы. Такое земледелие не могло обеспечить пищей сколько-нибудь значительное население. Как же появились у майя в таком случае пышные и многолюдные города? Почему они существовали на одном и том же месте непрерывно, в течение сотен лет?
В результате последних исследований ученых удалось установить, что подсечно-огневое земледелие майя, при всех его внешних минусах, не было столь примитивным, как представляется на первый взгляд. Уже в глубокой древности жрецы разработали весьма совершенный солнечный календарь, точно регулирующий все сроки основных земледельческих работ: вырубка леса, его выжигание, сев в начале сезона дождей, уборка урожая. Земледельцы майя путем длительных опытов и отбора сумели вывести гибридные, высокоурожайные сорта основных сельскохозяйственных растений — кукурузы, бобовых и тыквы. Наконец, ручная техника обработки небольшого участка и сочетание на одном поле посевов нескольких культур (например, кукурузы и фасоли) позволяли долгое время сохранять его плодородие и не требовали частой смены участков. Природные условия Петена (плодородие почв и обилие влаги) позволяли древним земледельцам собирать здесь в среднем не менее двух урожаев в год. Кроме того, возле каждого индейского дома имелся приусадебный участок с огородами, рощами фруктовых деревьев и т.д. Последние (особенно хлебное дерево — рамон) не требовали особого ухода, но давали значительное количество пищи, повышая тем самым степень оседлости рядового крестьянина.
Но и это не все. Сейчас твердо установлено, что майя в I тысячелетии н. э. знали и другие, более интенсивные формы земледелия. На юге Юкатана и в Белизе на склонах холмов найдены земледельческие террасы с особой системой увлажнения почвы. В Петене и в бассейне реки Канделарии (Кампече, Мексика) археологи обнаружили следы орошаемого земледелия в виде каналов и так называемых «приподнятых полей»— искусственно сделанных длинных грядок земли, полузатопленных водами реки или озера. Подобные земледельческие системы, которые весьма напоминают знаменитые «плавучие сады» («чинампы») ацтеков, способны были давать огромные урожаи и практически обладали неистощимым плодородием.
К концу IX века н. э. жизнь на большей части низменных лесных районов майя прекращается или уменьшается до незначительных пределов. Остановились научные изыскания. Не строились новые здания. «На священных алтарях,— пишет американский археолог Ч. Галленкамп,— не воскуривался больше душистый копал. На широких площадях умолкло эхо человеческих голосов. Города остались нетронутыми — без следов разрушений или перестроек, как будто их обитатели собирались вскоре вернуться. Но они не вернулись. Города окутало безмолвие... Дворы заросли травой. Лианы и корни деревьев проникли в дверные проемы, разрушая каменные стены пирамид и храмов. За одно лишь столетие заброшенные города майя оказались вновь поглощенными джунглями».
В качестве возможных причин этой гигантской по масштабам катастрофы называют землетрясение, резкое изменение климата, эпидемии страшных болезней, крах местной системы земледелия, восстания угнетенных против засилья правящей верхушки аристократов и жрецов и, наконец, чужеземное нашествие. Наименее вероятно, что города майя погибли в результате землетрясений: Петен, как известно, лежит вне пояса активной вулканической деятельности.
Не выдерживает критики и гипотеза о катастрофическом сокращении дождевых осадков. Последние геохимические и ботанические исследования в Петене показали, что незначительное уменьшение влажности, действительно наблюдавшееся здесь в конце классического периода, никак не могло отразиться на культуре майя, а тем более привести ее к гибели.
Версия о повальных эпидемиях малярии и желтой лихорадки, и по сей день опустошающих целые районы Латинской Америки, тоже несостоятельна, так как обе указанные болезни не были известны в Новом Свете до прихода европейцев.
Одной из наиболее распространенных оставалась до последнего времени гипотеза об упадке системы майяского земледелия, оказавшегося неспособным обеспечить потребности быстро растущего населения. К концу классического периода — считает, например, американский ученый С. Морли — все запасы земель, годных для обработки, были исчерпаны, а их плодородие полностью истощено. И тогда наступил экономический крах: голод, народные восстания и кризис власти.
Но исследования в различных районах обширной и разнообразной по природным условиям территории майя не позволяют принять и эту гипотезу.
На наш взгляд, ближе всего к истине мнение, которое связывает гибель классических городов майя с нашествием чужеземных племен. Несколько волн завоевателей, вышедших из Центральной Мексики и побережья Мексиканского залива, затопили некогда цветущую страну. Только массовое вторжение врагов извне могло привести к резкому сокращению населения и гибели культуры такой огромной области, какой была область майя в конце I тысячелетия н. э. Продвигаясь с северо-запада на юго-восток по наиболее выгодным и легкодоступным направлениям, орды захватчиков постепенно опустошали земли майя Красноречивые следы их пребывания в виде обломков центральномексиканской керамики, статуэток и каменной скульптуре обнаружены прежде всего на западе майяской территории: Алтар-де-Сакрифисьос, Сейбале, Паленке. Один за другим гибли древние города. Дольше всех держался Тикаль — великолепная и гигантская по размерам столица одного из государств майя. Это свидетельствует о том, что географическое положение в самом центре Петена, в глубине непроходимых джунглей, и сила сопротивления на какое-то время сдержали натиск чужеземцев, но не могли окончательно спасти город от вторжения врага. У большинства народов древности войны велись для захвата добычи и рабов. Поэтому не приходится удивляться, что в результате вторжения мексиканских армий население в низменных районах майя резко сократилось (одни были убиты в ходе военных действий, других увели в плен победители). Не исключено, что известную роль в гибели классической культуры майя сыграли и внутренние социальные неурядицы, ослабившие силу сопротивления майяских городов вражескому нашествию. Из всех коренных обитателей Нового Света майя — единственный индейский народ, который создал задолго до прихода европейцев развитую систему иероглифической письменности. У них были целые библиотеки рукописных книг, сделанных из бумаги луба фикуса и снабженных кожаными обложками. Однако большинство этих книг погибло от времени и от рук испанских монахов и солдат в годы конкисты. До наших дней сохранилось всего три таких рукописи-книги, названные по именам городов, где они сейчас хранятся: Дрезденская, Парижская и Мадридская. Они относятся к самому концу существования культуры майя — к XII—XV векам. Недавно советский исследователь Ю. В. Кнорозов дешифровал и перевел текст рукописей на русский язык, впервые заставив заговорить их таинственные письмена. Рукописи представляют собой книги-календари для сельских жрецов и содержат перечень празднеств и обрядов в честь различных богов майя и точное указание полагающихся даров и жертвоприношений[1].
Для классического же периода (I тысячелетие н.э.) мы имеем пока только иероглифические надписи, запечатленные на камне и дереве. Их знаки имеют своеобразное написание и мало похожи на иероглифику рукописей. Да и язык майя должен был претерпеть значительные изменения за прошедшие столетия. Из всего богатства классических письменных источников ученые смогли до недавних пор прочитать только календарные даты. Таким образом, классическая цивилизация майя — это «великий немой» неспособный рассказать потомкам о своем богатом прошлом. Археологи открывали в джунглях новые великолепные города. На свет появлялись вычурные каменные храмы, дворцы, стадионы для игры в мяч, красочные фрески, статуи богов и гробницы царей, изящная керамика. Но весь этот богатейший материал был поразительно скуп на историческую информацию. И все же удалось подобрать ключ даже к этому заповедному «царству молчания».
Все началось с того, что американский исследователь Майкл Д Ко собрал по частным коллекциям и музеям изображения значительного числа красочно расписанных глиняных ваз майя, относящихся в основном к VI—IX векам н. э. На каждом сосуде древний художник изобразил определенный сюжет, сопроводив его короткой надписью. Большинство упомянутых предметов происходило из грабительских раскопок и, естественно, никогда не попадало в сферу внимания археологов. Издав три больших альбома древнемайяской керамики, М. Д. Ко ввел тем самым в оборот совершенно новый вид исторических источников — как письменных, так и изобразительных.
Выяснилось, что все изображения на этих сосудах сводятся к нескольким группам мотивов: правитель или царь, сидящий на троне, боги и духи подземного царства смерти, куда, по верованиям индейцев, попадали души умерших, и т. д. Причем все персонажи, представленные там, имели на теле черные точки — трупные пятна, символ смерти. Да и сами глиняные вазы были аккуратно пробиты посредине каким-то острым предметом — имитация ритуальной смерти предмета. Наконец, удалось твердо установить, что почти все эти красочные сосуды происходят из наиболее богатых и пышных погребений майяских городов, которые с большой долей вероятности можно считать царскими. Суммировав все имеющиеся данные, М. Д. Ко предположил, что изящная полихромная керамика майя делалась специально для царских погребений, а сюжеты на ней изображали перипетии странствий души почившего властителя в лабиринтах подземного царства мертвых. Кроме того, американский ученый заметил, что надписи или отдельные их части на многих сосудах повторяются, то есть имеют стандартный характер. Но это и был тот предел, которого он смог достигнуть.
На помощь ему пришел Ю. В. Кнорозов. «Перевод рукописей — говорит советский исследователь,— это хорошая база для изучения более ранних текстов на каменных стелах, стенах здании и керамических сосудах». Особенно важное значение имеют последние из названных предметов, ведь знаки на них наносились с помощью краски и кисти, как и в рукописях, что обусловило значительное сходство формы иероглифов в обоих случаях. Первые удачные опыты по прочтению этих древнейших надписей майя Ю. В. Кнорозовым уже сделаны. И нет сомнения в том, что давно погибшая цивилизация американских индейцев скоро раскроет нам многие свои секреты и тайны.
От первых романтических путешествий к руинам забытых городов до комплексных, вооруженных всеми достижениями! науки и техники археологических экспедиций сегодняшнего дня — таков гигантский путь, который прошла центральноамериканская археология за истекшее столетие. Но останавливаться на достигнутом пока рано. Новому поколению исследователей, пришедшему на смену первопроходцам, предстоит еще немало потрудиться, прежде чем история майя будет нам так же хорошо известна, как история греков, римлян, египтян, шумерийцев и других цивилизованных народов Старого Света. Но время это близко. Второе, подлинное открытие Америки уже не за горами.
В. И. Гуляев, доктор исторических наук
[1] В 1973 г. американский ученый Майкл Д. Ко опубликовал вновь найденную, четвертую рукопись майя — «Рукопись Гролье».