От автора
Первые впечатления о замечательной культуре и искусстве майя я получила еще в молодости — в США. В Нью-Йорке, в залах известного Музея естественной истории, где я работала в 20-х годах референтом по русской естественнонаучной литературе, имелась экспозиция, на которой демонстрировались памятники архитектуры и скульптуры древних майя.
Там я впервые увидела четырехметровую стелу — каменный монолит из древнего города Копана, культурного центра народа майя. На передней стороне стелы изображена фигура правителя в пышном одеянии, на задней и боковых поверхностях — иероглифический текст. Это было прекрасное воспроизведение настоящей стелы — слепок, передающий всю тончайшую резьбу по камню.
Алтарь "Q". Иероглифический текст на верхней поверхности алтаря. Копан. Рис. Казервуда.
Среди других экспонатов я увидела и копию знаменитой кочны из «Храма ягуаров», украшенной у основания головой змеи открытой пастью. Храм был воздвигнут в Чичен-Ице, в поздний период истории майя, накануне испанского завоевания.
Работая в музее, я познакомилась с доктором Герберте Спинденом, крупнейшим специалистом по культуре майя, него я много узнала об этом талантливом народе. С тех пор всегда прислушивалась к рассказам об индейцах майя, собирала литературный материал и репродукции их памятников.
Каменный диск с изображением игрока в мяч. Барельеф. Чикультик. 590 г.н.э.
И после возвращения в 1924 году домой, в Москву, интерес к замечательной культуре майя не пропал.
В январе 1940 года по московскому радио передали мой инсценированный рассказ для детей «Путешествие в древнюю страну индейцев майя». Сразу после того, как окончилась передача, кто-то позвонил в Радиокомитет и высказал сомнение в достоверности переданного рассказа. По счастливой случайности я встретила в Москве ленинградского ученого — академика Николая Ивановича Вавилова. Он в 1921 и 1932 годах посетил родину народа майя — Центральную Америку и Юкатан, возглавив научные ботанические экспедиции. Вавилов искал диких прародителей ряда культурных растений и привез оттуда богатый ботанический материал. Попутно академик познакомился с развалинами замечательных древних городов майя и сфотографировал знаменитый «Храм воинов» в Чичен-Ице. Николай Иванович по моей просьбе написал письмо в Радиокомитет, подтверждающее правильность данных рассказа о стране майя.
Стела "D". Копан. 761 г. н.э. Рис.Казервуда
Я была очень благодарна Николаю Ивановичу за поддержку и решила продолжать работу на эту тему, тогда еще мало знакомую советскому читателю.
Среди сокровищ Библиотеки имени Ленина я отыскала путевые дневники американского путешественника Джона Ллойда Стефенса. Впервые дневники были изданы в Нью-Йорке в 1841 — 1846 годах, под названием «Эпизоды путешествия в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан» и «Эпизоды путешествия по Юкатану». Общий объем этого труда — 1800 страниц. Путевые дневники Стефенса сопровождались прекрасными зарисовками памятников, тщательно и любовно выполненными его другом и спутником — английским художником Фредериком Казервудом.
Портал "Храма ягуаров". Чичен-Ица.
Виктор фон Хаген — автор предисловия к дневникам Стефенса («Эпизоды путешествия по Юкатану»), переизданным университетом в Оклахоме в 1962 году,— дает интересную характеристику этому талантливому человеку: «Юрист по образованию, путешественник по любви к странствованиям, археолог по призванию, он положил начало археологической науке в Америке. Его увлекательные, хорошо иллюстрированные книги воспитали пять поколений археологов».
Джон Ллойд Стефенс родился 28 ноября 1805 года в местечке Шрюсбери, штат Нью-Джерси, в США. Через год после рождения сына вся семья переехала в Нью-Йорк, который не был в то время городом небоскребов, а носил характер разбросанного голландского поселения. (Нью-Йорк был основан в 1626 году голландской Вест-Индской компанией на территории индейского племени ирокезов.) Первоначальное образование получил в классической школе, потом окончил колледж и Высшую юридическую школу. Прежде чем заняться работой адвоката в городе Олбани, ему пришлось задержаться в Нью-Йорке из-за президентских выборов. Работа оратора, на которую молодой Стефенс был приглашен, привела к тяжелому заболеванию горла и, следуя настоянию врачей, он решил отправиться в длительное путешествие по Европе, а затем и по странам Азии и Африки.
Джон Ллойд Стефенс. Гравюра.
Осенью 1835 года Джон Стефенс покинул берега Америки. С юных лет он был страстным путешественником: ездил по своей стране, плавал на баржах по Миссисипи. За два года Стефенс побывал в Италии, Греции, во Франции, Англии, России, Аравии, Турции, Сирии, Палестине и Египте. Он любовался шедеврами античной культуры, восхищался памятниками Древнего Востока, видел египетские пирамиды. Это путешествие обогатило духовный мир Стефенса. Вернувшись в Нью-Йорк, он поделился своими впечатлениями с друзьями, и они посоветовали ему записать все, пока не стерлось в памяти. Через два года вышли два тома дневников его путешествия по странам Старого Света, вызвавшие огромный интерес у американских читателей.
В 1839 году Стефенс собирается в малоисследованные страны Центральной Америки. О древней истории этих стран было высказано немало пустых догадок и беспочвенных гипотез. Создание их таинственных городов поочередно приписывалось: древним египтянам, индусам, финикийцам, китайцам, сказочным обитателям Атлантиды и даже пришельцам из космоса. И Стефенс со своим другом художником Казервудом решил вплотную заняться исследованием загадочных культур древней Америки. Для того чтобы облегчить себе доступ к руинам давно погибших городов майя, он согласился занять пост посланника США в Центральной Америке. Два года путешествует Стефенс, изучая древности Центральной Америки, Чьяпаса и Юкатана. Его путевые дневники, иллюстрированные Казервудом, вызвали живой интерес у читателей всего мира.
* * *
В марте 1941 года журнал «Пионер» напечатал мой рассказ, написанный под впечатлением прочитанного первого тома путевых дневников Стефенса. Рассказ вышел под названием «В страну майя» и был иллюстрирован фотоснимками с зарисовок древних памятников, исполненных Казервудом.
Змеевидные колонны "Храма воинов". Чичен-Ица.
Последующие годы я была занята работой над переводами найденных мною в библиотеках Москвы книг индейских авторов — Серой Совы и Мато Нажина. Но мечта написать книгу о прекрасном искусстве и трагической судьбе индейцев майя не оставляла меня. Создавая ее, я перечитала много работ, написанных на разных языках, но касающихся одной волнующей меня темы. В конце концов я решила положить в основу моей книги путевые дневники Стефенса, хранящие аромат эпохи.
Большую помощь в работе над новой книгой оказали мне сотрудники Библиотеки имени Ленина, которым я, пользуясь случаем, хочу принести искреннюю благодарность.
Внукам своим посвящаю.