Коротко о народе майя
МУДРЫЕ ДРЕВНИЕ МАЙЯ ОСТАВИЛИ НАДПИСЬ: «ТЫ, КОТОРЫЙ ПОЗДНЕЕ ЯВИШЬ ЗДЕСЬ СВОЕ ЛИЦ.О! ЕСЛИ ТВОИ УМ РАЗУМЕЕТ, ТЫ СПРОСИШЬ, КТО МЫ. КТО МЫ? СПРОСИ ЗАРЮ, СПРОСИ ЛЕС, СПРОСИ ВОЛНУ, СПРОСИ БУРЮ, СПРОСИ ЛЮБОВЬ, СПРОСИ ЗЕМЛЮ, ЗЕМЛЮ СТРАДАНЬЯ, ЗЕМЛЮ ЛЮБИМУЮ. КТО МЫ? МЫ — ЗЕМЛЯ».
И. К. Рерих. Радость Искусству
Коротко о народе майя
Где же находится страна индейцев майя? Это вся Гватемала, Западный Гондурас, Белиз (Британский Гондурас), Западный Сальвадор, мексиканские штаты: Чьяпас, Табаско, Кампече, полуостров Юкатан, территория Кинтана-Роо. Здесь зародилась и расцвела великая культура майя.
Горные районы, включая плоскогорье Чьяпас, Центральную Гватемалу и часть Гондураса, хранят памятники глубокой древности. В низменных, тропических районах первые следы обитания ученые относят ко II—I тысячелетиям до нашей эры. Древнейшие памятники ранних земледельцев в низменных районах майя относятся к эпохе за 1000 лет до нашей эры.
Схематическая карта распространения языковых групп майя в XVI веке
Природа в этих местах крайне разнообразна. Здесь и заросшие хвойными лесами горы Гватемалы, и болотистые низменности, покрытые тропической растительностью, на побережье Тихого океана и Мексиканского залива, и сухая известняковая равнина полуострова Юкатан. С севера на юг вся страна пересекается могучим горным массивом — Кордильерами.
Майя создали высокоразвитую культуру: их искусство занимает почетное место среди великих культур мира Влияние майя в Центральной Америке было таким же значительным, как влияние греков в Европе.
«Художники многих стран мира,— пишет доктор Г. Спинден,— считают, что скульптура и другие произведения искусства майя не уступают самым прекрасным произведениям, созданным на земном шаре, а астрономы поражаются успехам народа, добившегося удивительно точного измерения времени в процессе наблюдения за движением небесных светил. Больше того: майя изобрели удивительную систему иероглифического письма, благодаря которой они смогли записывать события и факты своей истории; они строили каменные города, которые свидетельствуют о величии и великолепии архитектуры, невиданной во всей Америке». В то же время майя не знали ни колеса, ни гончарного круга. Они не применяли железа для изготовления орудий труда; они валили лес каменным топором; их зодчие создавали прекрасные произведения искусства, работая резцом с острием из вулканического стекла — обсидиана.
Глиняный сосуд с изображением священной птицы кецаль. Копан. I тыс.н.э.
Искусство майя возникло в условиях родового, первобытнообщинного строя. Оно воплощало представления людей о мире и являлось фокусом всей духовной жизни народа. Майя создавали легенды о мироздании и о своих героях. На смену глиняным статуэткам архаического периода (I тысячелетие до нашей эры) приходит прекрасная реалистическая скульптура классического периода (I тысячелетие нашей эры). Многообразна керамика майя, особенно хороши расписные вазы.
Майя были оседлым земледельческим народом. Они возделывали кукурузу с помощью подсечно-огневой системы земледелия (их поля назывались мильпы). В истории майя некоторые небесные явления очень рано стали считаться прямо связанными с урожаем. Жрецы наблюдали за небесным сводом, чтобы в точности предсказать начало дождливого сезона, необходимого для посева кукурузы. В результате им удалось установить взаимосвязь между временем года и постепенным перемещением звезд.
Майяская астрономия отличалась большой сложностью. Путем тщательных наблюдений майя определили, в частности, продолжительность года на 0,0001 дня более точно, чем это удалось создателям юлианского и современного григорианского календарей. Майя определили также продолжительность обращения Луны вокруг Земли и вычислили ее необычайно точно, даже с точки зрения людей нашей кибернетической эры. Майяские астрономы умели также точно предсказывать время затмения Луны.
Обсерватория древнего города Майяпана. Рис. Казервуда.
У майя было два календаря. Согласно «священному» календарю, который назывался «цолькин», в году насчитывалось 260 дней, согласно второму, «хаабу»,— 365 дней. Майяский месяц и в той, и в другой календарной системе состоял из 20 дней.
С успехами в астрономии возникла потребность постоянной записи календарных вычислений. Жрецы начали создавать письменность и систему чисел[2]. Первые шаги на пути к этим изобретениям нам почти неизвестны. Ученые предполагают, что начала иероглифической письменности и календаря майя были запечатлены не на камне, а на деревянных дощечках, кожаных свитках или каких-либо других разрушающихся материалах.
Майя — единственный народ доколумбовой Америки, который создал письменность более сложную, чем простые пиктографические изображения.
Храм I. Тикаль, Гватемала. VIII в.н.э.
Майя называют первоначальную дату своей истории—3113 год до нашей эры.
На рубеже нашей эры в Северной Гватемале возникли древнейшие города майя — Вашактун и Тикаль. Самая ранняя из известных датированных стел была воздвигнута в 292 году нашей эры. Это стела 29 в Тикале.
Народ майя издревле строил храмы. Сначала храм был хижиной, построенной на холме. Люди приносили сюда цветы, плоды, бобы какао, жгли ароматную смолу, приносили в жертву богам животных. Позже майя стали строить высокие пирамиды и на площадках этих пира пирамид — каменные храмы, с узким внутренним помещением — святилищем. Таковы храмы в Тикале — они скорее напоминают памятники,— религиозные церемонии происходили под открытым небом, а не внутри храма[3].
В более поздний период, в бассейне полноводной реки Усумасинты, выросли города: Йашчилан, Пьедрас-Неграс, Паленке, а на юге — города Копан (в Гондурасе) и Киригуа (в Гватемале). Самая ранняя из обнаруженных здесь надписей датируется V веком.
Внутреннее помещение «Храма солнца» и «Храма надписей» в Паленке просторнее по сравнению с ранними храмами Тикаля, а стены здания тоньше. Какие там происходили церемонии, нам неизвестно.
Никаких исторических сведений об упомянутых городах нет, иероглифические надписи — единственный возможный источник знаний — в большей части не прочтены. О высоком уровне культуры этих городов можно судить лишь по великолепным памятникам архитектуры, скульптуры и настенной живописи.
Хижина индейца майя. Рис. Казервуда
Период истории майя с I по IX век называется Древним царством (классический период). В этот период города быстро растут, искусство и наука процветают. Культура майя достигает своего «золотого века».
В IX веке н. э. происходит загадочное событие в истории народа майя: население покидает свои прекрасные города, оставив их на произвол судьбы. Почему майя покинули места своего обитания на юге? И куда они ушли? У исследователей нет никаких письменных источников, где можно было бы найти ответ. Эта неразгаданная тайна — один из самых интригующих вопросов истории майя.
Столетия спустя после перемещения народа стало известно, что на архитектурных памятниках майя в покинутых городах редко встречались иероглифические надписи IX—X веков и что хронологические надписи так называемого «длинного счета», характерные для культуры майя Древнего царства, вообще с тех пор исчезают.
Как только ученые убедились в правильности этих наблюдений, они стали искать объяснения. Был выдвинут целый ряд гипотез и предположений. Предположения, что население бежало от каких-то стихийных бедствий — землетрясения, засухи или, быть может, эпидемии,— были скоро опровергнуты учеными:
не было найдено следов ни засухи, ни землетрясения, а эпидемии появились в этих краях лишь с приходом европейцев.
В 30-х годах нашего столетия американский археолог Сильванус Морли выступил с теорией, которую некоторое время считали наиболее убедительной. Суть ее в следующем.
Триумфальная арка. Лабна, Юкатан. Конец I тыс.н.э. Рис. Казервуда.
В общественной структуре майя с годами начинают все больше обнажаться классовые противоречия, которые особенно наглядно выявились в застройке городов. Дворцы аристократии и храмы составляли отдельный район, своеобразную крепость, где жили правители и жрецы; вокруг каменного города теснились хижины, покрытые пальмовыми листьями.
Жизнь индейцев зависела от урожая кукурузы. Часть этого урожая земледельцы отдавали городу. Чтобы вырастить кукурузу, они выжигали участок джунглей и на полученной таким образом поляне делали заостренной палкой ямки, куда и бросали зерна. Когда земля на участке истощалась и переставала родить, земледельцы переходили на другое место. Заброшенные участки зарастали деревьями и кустарниками, только спустя много лет их можно было снова обрабатывать. В поисках плодородной земли земледельцы все больше углублялись в джунгли, удаляясь от городов, которые им приходилось кормить. Между городами и кукурузными полями увеличивались широкие пояса выжженной и бесплодной земли. Жить горожанам становилось все труднее, и они начали голодать. Огромные пространства оказались истощенными, и народ понял, что единственное спасение — это 1 переселиться в другие края. Среди многочисленных гипотез и предположений одной из первых была выдвинута гипотеза о военном нападении — народ бежал, изгнанный воинственными чужеземными племенами. Но и эта гипотеза встретила сначала возражение ученых, так как никаких следов нападений не было в свое время найдено. Однако недавние открытия при раскопках городища Алтаря Жертв подтверждают это раннее предположение[4].
Город возник в архаический период, около 1000 года до нашей эры, и существовал до 900 года нашей эры. Все находки свидетельствуют о непрерывном развитии культуры одного и того же населения. И вдруг в 900 году нашей эры картина резко меняется.
Здание с колоннадой. Тулум. X-XII в. н.э. Рис. Казервуда.
На смену классической культуры майя приходит совершенно новая, лишенная местных корней культура, получившая условное название «химба». Материалы «химба» носят ярко выраженный центральномексиканский (тольтекский) характер: здесь и типичная для долины Мехико керамика и терракотовые тольтекские статуэтки. Этих находок так много, что их присутствие нельзя объяснить торговыми связями, да и никаких чисто майяских материалов в археологических слоях «химба» нет. Поэтому современные исследователи склонны считать, что одной из основных причин гибели южных городов майя в эпоху Древнего царства было, скорее всего, вторжение иноземных захватчиков — племен центральномексиканского происхождения. Это тем более вероятно, что в X веке — в период блестящего расцвета Нового царства — мексиканцы-тольтеки вторглись на территорию майя в северном Юкатане.
Источниками исторических сведений о городах Нового царства (X—XVI в. н. э.) являются хроники, записанные жрецами на языке майя латинскими буквами (в XVI—XVII в. н. э.) и: названные в честь группы, жрецов, славившихся своими пророчествами, книгами «Чилам-Балам».
О древней истории майя (I—IX в. н. э.) очень мало известно. Исследователи почти полностью лишены письменных источников, освещающих этот период, они ищут крупицы истины в старинных легендах, пытаясь с их помощью воссоздать историю. Почему же не сохранились письменные источники? Известно, что у народа майя издревле была иероглифическая письменность, они создали настоящие книги, у них имелись библиотеки с большим количеством книг и рукописей. Но эти бесценные сокровища были уничтожены врагами. Так, все книги и рукописи столичного города Мани на Юкатане были сожжены по распоряжению испанского епископа Диего де Ланды.
Древние иероглифические надписи на стелах и на каменных плитах в храмах еще недостаточно расшифрованы, несмотря на усилия ученых, в том числе нашего известного исследователя Ю. В. Кнорозова, который недавно прочитал и перевел на русский язык четыре знаменитых «кодекса», написанных иероглифами на языке майя в XII—XV веках н. э. Эти рукописи являются жреческими требниками: они содержат подробный перечень обрядов, жертвоприношений и предсказаний, связанных со всеми отраслями хозяйства (земледелием, охотой, рыбной ловлей, пчеловодством). Никаких других, исторических сведений они не содержат[5].
Архитектура, скульптура и живопись — по-прежнему единственные немые свидетели замечательной истории майя. На долю археологов выпал почетный долг восстановить их древнюю историю.
[2] Появление письменности было вызвано не только и не столько потребностями астрономии, сколько социально-экономическим развитием общества и потребностями нарождающегося государства. См. Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. М.—Л., 1963, с. 45. (Примеч. В. И. Гуляева.)
[3] Внутри храма тоже производились религиозные церемонии и обряды, но лишь для горстки избранных. (Примеч. В. И. Гуляева.)
[4] Данные о гибели Алтаря Жертв взяты из Послесловия В. И. Гуляева к книге: Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации. М., 1966, стр. 197.
[5] Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975.