Немного о языческих обрядах и религиозных представлениях индейцев майя
Францисканский монах Когольюдо, летописец Юкатана, пишет в своих трудах, что когда в памятные дни он посетил великий храм в Ушмале, то увидел там в одном из святилищ на жертвенном камне бобы какао и кусочек смолы-копаль, все еще наполнявшей воздух ароматом. Когольюдо счел это доказательством языческого ритуала, недавно здесь совершенного. Эта маленькая запись говорит о многом, и прежде всего о том, что Ушмаль не был покинутым городом, когда сюда пришли испанцы.
Стефенс внимательно прислушивается к рассказам современников, читает и с любопытством изучает немногие исторические документы, которые ему удается обнаружить в монастырях. Дон Симон Пеон показал археологу интересный документ. В нем говорилось о том, что в январе 1588 года испанская корона передает Ушмаль и большую прилегающую к нему территорию испанскому аристократу дону Лоренсо де Эвиа. Здесь же делается ссылка на то, что эта земля якобы не пригодна для посева кукурузы и индейцам она не нужна, а что дон Лоренсо ее может использовать для выгона скота.
В документах дона Симона Пеона встречаются постоянные упоминания, что политика испанской светской власти и церкви была направлена на то, чтобы сломить обычаи и веру индейцев и заставить их уйти подальше от храмов, где они совершали свои языческие обряды.
Познакомимся с верованиями майя.
В языческих представлениях майя бог Хунаб Ку — творец мира. Сын его, Ицамна,— владыка небес, верховный бог. Иногда народ отождествляет Ицамну с солнцем. Майя верили, что Ицам-на дал людям письменность и книги. Известна Ишчель — богиня луны, покровительница женских работ.
Особо большое значение имел для майяских крестьян Чак — бог дождя. Их было много. Четыре Чака владели странами света, и каждый имел свой собственный цвет. Чак Шиб Чак — Красный Чак Востока; Сак Шиб Чак — Белый Чак Севера; Эк Шиб Чак — Черный Чак Запада и Кан Шиб Чак — Желтый Чак Юга.
Всем, кто интересовался культурой майя и посетил выставку «Искусство Мексики» (Москва, 1960), запомнилась большая скульптура еще одного майяско-тольтекского божества — Чак-Мооля, изображенного в полулежащей позе.
Чак-Мооль - майяско-тольтекское божество. Известняк, инкрустация. Чичен-Ица. Коллекция Национального музея антропологии, Мехико.
Одним из любимых богов был Йум Кааш—бог кукурузы. Шаман Эк — бог Северной звезды — по всей вероятности, покровительствовал путешественникам и купцам. Знаменитый Кукулькан — оперенная змея — почти так же могуч, считали майя, как Ицамна. Ему посвящен величественный храм в Чичен-Ице, который испанцы назвали «Эль Кастильо» («Замок»).
Небо было не одно — майя верили, что их тринадцать, расположенных одно над другим. А под землей — потусторонний мир, ад из девяти ярусов. Этим подземным миром тоже правили боги, в самом темном и глубоком пекле владыкой был Ах Пуч.
Каждый день календаря майя имел своего бога. Имели своих богов и все цифры, от единицы до тринадцати. Собственный бог был даже у нуля.
Религиозный культ у майя отличался невероятной разветвленностью, а майяские ритуалы были необычайно пышны. Жрецы, профессиональные церемониймейстеры, принадлежали к избранным, к верхушке майяского общества.
По-видимому, у майя отправлением религиозных обрядов в каждом городе-государстве руководил верховный жрец — Ах Май. Он следил за воспитанием детей высокой знати и обучал подчиненных жрецов. Помимо религиозных догматов, он преподавал жрецам основы иероглифического письма, астрономию, астрологию и т. д. Жрецы, в отличие от халач-виников и других представителей светской аристократии, носили одежду, ничем не отличающуюся от одежды простонародья, зато на голове у них была высокая «митра».
Основным обрядом майяского религиозного культа было жертвоприношение.
На жертвенный камень клали цветы, плоды, бобы какао, драгоценности; чаще всего в жертву богам приносились животные — индюки, олени, ящерицы и т.д.— и пища; в редких случаях совершались человеческие жертвоприношения[52].
* * *
Я рассказала о том, что удалось археологу и художнику увидеть, зарисовать, услышать, узнать на развалинах древнего города Ушмаля — одного из прекраснейших, удивительных городов народа майя, воздвигнутого талантливыми зодчими в I тысячелетии н. э., еще в классический период, и процветавшего вплоть до кануна конкисты.
И мне хочется еще раз напомнить читателю о необыкновенной ценности работы этих исследователей, успевших увидеть и запечатлеть то, что потом стало недоступно для большинства ученых и художников мира. Вспыхнувшее на Юкатане — вскоре после путешествия Стефенса — в 1847 году восстание («война каст») затянулось на два десятилетия. Индейцы майя на долгие годы стали хозяевами значительной части своей страны и не пускали к себе мексиканских чиновников и солдат,— слишком тяжелы были испытания, перенесенные народом под властью помещиков-латифундистов.
Дальнейшее изучение культуры майя на Юкатане возобновляется лишь в начале нашего века, шестьдесят — семьдесят лет спустя.
Из статьи известного американского археолога Джорджа Вайяна «Скрытая история» мы узнаем, что в двадцатых — тридцатых годах нашего столетия, на протяжении десяти лет, совместными усилиями вашингтонского Института Карнеги и мексиканского правительства проводились археологические раскопки и большая работа по реставрации древних зданий в Чичен-Ице, и особое внимание было уделено «Храму воинов»— шедевру архитектуры доколумбовой Америки.
Известно также, что в 1956 году начались и продолжались до 1968 года большие работы по реставрации одного из крупнейших городов древнего периода — города Тикаль в горной Гватемале. Работы велись под руководством и на средства Пенсильванского университета (США).
Продолжаются и открытия древних городов, воздвигнутых народом майя. В 1941 году были получены первые известия о найденных в лесах Юкатана, недалеко от одинокой асьенды, развалинах древнего города Цибильчальтун. Несколько лет спустя туда была послана экспедиция Ново-Орлеанского университета (США).
[52] О человеческих жертвоприношениях, совершавшихся жрецами майя, свидетельствуют изображения в Пьедрас-Неграсе, Бонампаке, Тикале и т. д., относящиеся к I тысячелетию и. э. (Примеч. В. И. Гуляева.)