По дороге в Чичен-Ицу
Седьмого марта 1842 года путешественники выехали из Мани.
Стефенс записывает в своем дневнике, что доктору Кэботу (участнику второй экспедиции) удалось сделать интересные наблюдения над птицами Юкатана, еще никем не изученными; и особенно интересен материал, собранный доктором Кэботом, о диких индюках — птицах, придающих особый колорит стране майя.
Ночь провели в Тисмечуане — маленькой деревушке с глубоким колодцем. Вода в нем находилась на глубине пятидесяти метров. Женщины шли одна за другой к колодцу, и каждая, набрав ведерко воды, оставляла горстку кукурузы — дань хозяину асьенды. А путешественники напоили лошадей за деньги и еще до рассвета двинулись в путь.
В 9 часов утра они прибыли в маленький городок Пето, где Стефенса поджидал Казервуд. Они с радостью воспользовались гостеприимством дона Пио Переса — старого знакомого и доброго друга Стефенса.
Пето был красивый городок. Улицы его, как и в Мериде, обозначались изображением разных фигур на домах. Церкви и монастыри, как и в испанских городах, доминировали над другими зданиями.
На страницах дневника Стефенс высказывает глубокую благодарность Пио Пересу, который принял горячее участие в их исследованиях и сделал все, что мог, чтобы облегчить им труд.
Время археолога было целиком занято очень интересными беседами с ним о древних сокровищах страны. Пио Перес подготовил для Стефенса словарь глагольных форм языка майя и материал, поясняющий их грамматику. Он подарил ему словарь, написанный от руки и содержащий четыре тысячи слов на языке майя. И главное, этот образованный человек, большой знаток языка майя и того немногого, что о них известно, подарил Стефенсу копию очень важного исторического документа о тольтеках — народе, который сыграл большую роль в поздний период истории майя. (Слово «тольтеки» означает «строители». Происхождение их неизвестно. Ученые предполагают, что они были родом из племени нахуа.)
В X веке тольтеки вторглись в Чичен-Ицу, но, вопреки обычаю чужеземных завоевателей, не разорили город. Со временем они оказали положительное художественное влияние на архитектуру Чичен-Ицы, хотя их искусство было более примитивным.
Искусство тольтеков растворилось в искусстве майя. Ученые предполагают, что влияние тольтеков на архитектуру Чичен-Ицы длилось от XI до XIII веков нашей эры.