Кабальное рабство
Кабальное рабство. На ряду с военным рабством, здесь можно предполагать наличие зачатков кабального рабства. Первым шагом по пути порабощения своих родичей мы считаем наличие категории клиентов. Правда, это еще довольно слабая форма подчинения, но она уже предполагает большое неравенство внутри рода. В легендах клиенты упоминаются на ряду с рабами, хотя они еще свободные члены рода. Они используются на всевозможных работах, составляют свиту вождя, сопровождают его всюду. Вождь приказывает „своим людям и рабам накормить гостей";[1] они убирают дом, разводят огонь, варят пищу, носят воду, охотятся, ловят рыбу.
Описание характерного случая мы встречаем в легендах квакиютль. Вождь обращается к охотнику: „я хочу, чтобы ты перешел жить в мой дом, иначе ты будешь чувствовать себя одиноким". На это охотник отвечает: „нет, вождь, я не пойду в твой дом, чтобы быть водоносчиком".[2]
Клиентами, по свидетельству Boas, „могут быть младшие члены семьи вождя или люди, не принадлежащие к хорошим семьям, или рабы; часто это бывают его племянники и зятья”.[3] Дальнейшим более поздним шагом является закладывание себя и членов своей семьи. В легендах цимшиян указывается на возможность закладывания жены и детей проигравшимся индейцем. У квакиютль „человек, имеющий плохой кредит, может заложить свое имя. Это называется q!aq!axo продажа раба".[4] Несомненно, что, закладывая свое имя, человек тем самым ставит себя в кабальную зависимость от кредитора. В материалах хайда отмечен случай, когда женщина была отдана своему же соплеменнику — племяннику вождя в качестве „жены-рабыни". Это было для нее наказанием, заменявшим смерть.[5]
Все эти факты говорят о наличии зародышей кабального рабства у племен побережья, правда, в весьма ограниченных размерах.
Появление кабального рабства Ф. Энгельс непосредственно связывает с военным рабством. Так, в главе о греческом роде мы читаем, что одним из разрушающих элементов рода было „рабство сперва только военнопленных, но уже подготовляющее возможность порабощения собственных соплеменников и даже сородичей".[6] Следовательно, рабство военнопленных настолько увеличивает имущественное неравенство внутри рода и племени, что влечет за собой закабаление сородичей и соплеменников. На связь этих двух форм рабства указывает и вышеприведенный нами термин квакиютль (q!aq!waxo).