Работорговля
Работорговля. Рабы были одним из ходовых товаров побережья. По данным исследователей, работорговля на северо-западном побережье процветала; в ней имелось два направления: одно — с юга, откуда доставлялись рабы от ¡племен северной Калифорнии, другое — с севера. В Даллес существовал регулярный рынок, находившийся в руках племени вишрам. „Жители Даллес скупали рабов и перепродавали их. Это были преимущественно девочки и мальчики и немного взрослых".[1] Основными поставщиками рабов в Даллес, по свидетельству Spier и Sapir, были племена кламат, кликитат и др. Кламат обычно делали экстенсивные набеги с целью захвата рабов; большинство последних они привозили в Даллес для продажи. По данным 1857 г., они захватили 56 женщин и детей индейцев р. Пит и продали их в Даллес.[2] По свидетельству Swan, племя маках скупало рабов с о-ва Ванкувер и продавало их также в Даллес;[3] также и по свидетельству Sproat это племя было особенно активно в работорговле.[4] Таким образом Даллес был наиболее бойким местом работорговли. Северные племена побережья — тлинкиты, квакиютль — непосредственно с Даллес связаны не были и сносились с ним при посредничестве племени чинук. Чинук авторы характеризуют, как занимающихся, главным образом, торговлей рабами, которых они скупали у южных и материковых племен и продавали с выгодой северным племенам. Это племя скупало рабов в Даллес у племен кламат и васко, которые захватывали их в набегах, главным образом, на племена северной Калифорнии. По свидетельству Boas, племя чинук до прихода белых являлось в северной и средней части побережья главным посредником в торговле. К тлинкитам рабы попадали через посредничество цимшиян.[5] Sproat сообщает, что ему известны случаи работорговли между западным побережьем о-ва Ванкувер и Викторией в течение последних двух лет, следовательно уже после значительной колонизации побережья 'белыми и после основания европейского города Виктория на юге острова Ванкувер. Эта колонизация дала новое направление работорговле. „Раньше, — пишет этот автор, — мужчины предпочитались женщинам, но после колонизации острова цена на женщин значительно возросла, благодаря проституции среди холостого населения колонии.[6] Молодая женщина, стоящая, напр., на северном конце западного побережья острова 30 одеял, в Виктории будет стоить 50—60 одеял, или около 30 англ. фунтов... Побережье Британской Колумбии и острова на севере являются главными источниками этой позорной торговли с Викторией".[7]
Во времена Wrangel раб мог быть выменен на 15—20 оленьих шкур, 25 речных бобров или две шкуры морской выдры.[8] В середине XVIII в., после прихода европейцев, стоимость раба равнялась 60 одеялам „с присовокуплением и других товаров на 100 рублей".[9]
Среди тлинкит, по данным, которые приводит Weitzner, рабы имели определенную цену в шкурах оленей: от 12 до 25 шкур.[10] В легендах цимшиян указывается, что вожди уплачивают за раба 19—20 одеял.[11] Strong в отношении чинук сообщает, что мальчик-раб 10 лет стоил 5 одеял, несколько старше—10 одеял, но это было хорошей ценой за них.[12]
С приходом белых и целым рядом ограничительных мер, ими проводимых в интересах капиталистического производства, количество рабов все уменьшалось, и увеличивалась их цена. McLeod приводит данные о племени хайда, согласно которым хороший раб стал стоить до 200 одеял. Эти данные заимствованы у Dawson[13].
В Даллес рабы выменивались на шкуры зверей, лодки; среди южных племен побережья—на лошадей, на шерстяные одеяла, ставшие с приходом белых денежной единицей. Цена раба вариировала в зависимости от возраста и отдаленности от рынка. По данным Gatchet, в 1857 г. в Даллес калифорнийская женщина продавалась за 5—6 лошадей местной породы; мальчик—за 1 лошадь.[14] Но цена эта увеличивалась по мере продвижения рабов на север. „Цена раба постепенно возрастает, пока он будет доставлен на лучший рынок, благодаря тому, что сильные племена не пропускают даром лодки более слабых племен, ищущих покупателей".[15] Spier и Sapier говорят о племени кламат, что последнее установило цену за 2 рабов-детей в Даллес 5 лошадей, несколько шкур бизона и бисер.[16] Таким образом в этой оценке исследователи сходятся. Данные исследователей о цене рабов в одеялах также почти сходятся. По данным Swan, в 1860 г. „цена раба колебалась от 20 до 100 одеял".[17] Это сообщение совпадает с вышеприведенными данными Sproat, относящимися к тому же времени. Henshaw также указывает, что в среднем „цена взрослого раба равнялась 500 долларам, цена же детей 150 долларам в одеялах.[18]
Надгробный памятник одному из вождей квакиютль. Форт Руперт. 1930 г. (Фото автора.)
Мы располагаем интересным сообщением о том, что рабы мужского пола у тлинкит ценились вдвое дороже, чем женщины. Такое явление вполне закономерно и в отношении других племен побережья потому, что труд мужчины и в рыболовстве и в охоте племен побережья важнее и ценнее, чем труд женщин.
Интересны данные Teit в отношении индейцев томсон. У них 1 раб стоил большую сеть для ловли лосося; хороший раб—10 футов нанизанных раковин (вампум) плюс 2 выделанных шкуры оленя плюс 1 выделанная шкура лося; менее ценный раб—25 футо вампум плюс 1 лодка.
О цене рабов среди племен залива Пюджет, ближайших соседей рассматриваемых нами племен, с которыми их связывал рынок в Даллес, Gunther приводит следующие данные: 1 раб стоил 20 саженей нанизанных раковин, а хороший раб стоил и 30—40 саженей или 2—4 больших северных раковины; мальчик-раб стоил 5 шкур выдры, или 2 шкуры бобра, или 5 невыделанных шкур дикого оленя, или 1 выделанную шкуру последнего; рабыня или раб во цвете лет могли быть куплены за 10 шкур выдры, за 5 шкур бобра, за 2 медвежьих шкуры плюс 1 шкура бобра, или за 10 невыделанных шкур дикого оленя.[19]
Эти сведения важны для выяснения нашего вопроса, потому что, как мы уже выше указали, эти индейцы были в торговых связях с индейскими племенами разбираемого нами района.
Уже цена на рабов указывает на то, что рабы имели важное значение в жизни народов северо-западного побережья.
[1] T eit, Middle Col. Sal., p. 121.
[2] Spier and Sapir, Wishram Ethn., p. 221.
[3] Swan, Indians of Cape Flattery, p. 11.
[4] Sproat, Scenes and Studies, p. 92.
[5] В о a s, Report N.-W. Tribes, 1898.
[6] Отметим попутно, что в этом виде „промысла" индейцы использовали не только рабынь, но и жен и своих дочерей.
[7] Sproat, Scenes and Studies, p. 92.
[8] Wrangel, Nachrichten, p. 64.
[9] Тихменев, Историческое обозрение Русско-американской компании, р. 345.
[10] Weitzner, Primitive Dollars, p. 329.
[11] Boas, Report N.-W. Tribes, 1891, p. 416.
[12] Strong, Wah-kee-nah, pp. 131—133.
[13] Dawson, The Queen Sharlotte Ind., p. 132.
[14] Gatchet, Klamath, p. IX.
[15] Sproat, Scenes and Studies, p. 92.
[16] Spier and Sapier, Wishram Ethnography, p. 224.
[17] Swan, Indians of Cape Flattery, p. 12.
[18] Henshaw, Slavery, p. 596.
[19] Gunther, Klallam Ethnography, p. 29.