Календарь майя и современный «ньюэйдж». Предсказывали ли майя конец света в 2012 году?
На протяжении последних лет цивилизация майя и ее культурное наследие привлекают к себе пристальное внимание со стороны не только ученых мужей, но и широкой публики. К сожалению, этот интерес подогревался не только естественным желанием познать наследие древней и самобытной цивилизации. Он был подхвачен и раздут людьми, весьма далекими не только от академической науки, но даже от искреннего энтузиазма увлекающихся темой дилетантов. На почве сомнительных «открытий», привязанных к календарю майя, особенно прославился американский писатель, художник и псевдоученый Х. Аргуельес. В частности ему принадлежит разработка календаря «заклинания снов» (Dreamspell). Этот довольно запутанный и сложный календарь имитирует некоторые внешние черты циклических календарей майя и был объявлен их «продолжением». По утверждениям Аргуельеса, Dreamspell можно использовать для ежедневных астрологических предсказаний, основанных на дате рождения. В Dreamspell активно используется майяский антураж (комбинации чисел 13 и 20, термины цольк’ин, хааб и так далее), его часто принимают за подлинный календарь майя. Поскольку сегодня «гороскоп майя» широко представлен на многочисленных сайтах, следует особо подчеркнуть, что он является современной выдумкой и не имеет никакого отношения к реальным системам счета времени и предсказаниям судьбы, применявшимся в Мезоамерике до и после прихода испанцев.
Календарь Dreamspell, придуманный Х. Аргуельесом и выдаваемый на многих ресурсах за аутентичный «гороскоп майя».
В последние годы особенно бурно многочисленные последователи «ньюэйджа» раскручивали и обсуждали тему «конца света», который майя якобы предсказывали на 23 декабря 2012 года. Еще недавно полки книжных магазинов пестрели грозными и в то же время пробуждающими любопытство названиями: «Конец времен. Новый взгляд на пророчества майя», «Тайна священного календаря майя», «2012: космогенез майя» и тому подобное. Не менее активно тема «конца света», о котором нас якобы предупреждали мудрые жрецы майя, обыгрывалась на телевидении и в массовой культуре. В 2009 году на экраны вышел фантастический американский фильм о всемирной катастрофе с красноречивым названием «2012».
Но что сами древние майя говорили о 23 декабря 2012 года и связывали ли они вообще с этой датой какие-то особые ожидания? Как мы уже знаем, представления майя о времени и Вселенной отличались от привычных для нас античных или христианских концепций. Наш современник воспринимает время линейно, в виде поступательного движения от прошлого к настоящему и будущему. Именно из такого мировоззрения исходили европейские философы-позитивисты, когда разрабатывали идею прогресса, исторического перехода к более совершенному обществу. Но у любого линейного движения должна быть конечная точка, следовательно, наш мир в какой-то момент времени придет к своей гибели. Подобная логика не вызывает сомнений у представителя европейских или ближневосточных культур, воспитанного на идеях апокалипсиса и страшного суда человечества за грехи. Однако майя и многие другие народы древности рассматривали исторический процесс как цикл, череду постоянно повторяющихся фаз разрушения и возрождения.
Поскольку же мир и Вселенная существуют циклически, они не могут иметь четкой даты конца света. По окончании любого крупного цикла начнется следующий. 23 декабря 2012 года произошла очередная смена календарных циклов. В СМИ при попытках развенчать ожидания конца света часто звучало утверждение, что в 2012 году «у майя просто закончился календарь», но это ошибочное мнение. Мы уже убедились, что, как и остальные календари майя, Долгий счет основывается на идее сменяющихся циклов, поэтому «закончиться» он не может. 23 декабря 2012 года подошел к концу большой календарный цикл из тринадцати четырехсотлетий, начавшийся 13 августа 3114 года до нашей эры. Однако возможности системы Долгого счета на этом вовсе не исчерпались, начался отсчет нового цикла. В данном случае вполне уместно провести аналогию с нашим собственным григорианским календарем. Совсем недавно, в 2000 году, мы стали свидетелями окончания второго тысячелетия от рождества Христова. Тогда тоже были сильны панические ожидания катастрофы, но конца света так и не случилось, как не закончился и календарь. Сегодня человечество живет уже в третьем тысячелетии. Аналогичным образом, если бы мы пользовались календарем майя, то 23 декабря 2012 года просто перешли бы из одного цикла тринадцати четырехсотлетий в другой.
Итак, речь может идти не о гибели мира, а лишь о смене эпох. Но вслед за таким выводом неизбежно возникает вопрос: как майя представляли себе эту смену, не связывали ли ее с какой-либо масштабной катастрофой или напротив выходом человечества на новый качественный уровень? Если в поисках ответа мы обратимся к древним иероглифическим надписям, нас ожидает разочарование: тема 2012 года в них практически отсутствует. В корпусе текстов из всех городищ майя пока обнаружено только два упоминания даты 13.0.0.0.0, 4 Ахав 3 К’анк’ин (23 декабря 2012 года). Давайте проанализируем их по отдельности.
Первый пример даты окончания тринадцати четырехсотлетий уже давно известен и тщательно изучался многими ведущими исследователями. Он сохранился на монументе 6 из городища Эль-Тортугеро. Текст этого памятника чрезвычайно важный и интересный, поскольку содержит уникальную информацию об истории одной из ветвей династии «Священных Баакальских Владык». Авторы надписи связали внутри единого повествования события далекого прошлого, настоящего и будущего, при этом основное внимание было уделено жизни и свершениям правителя по имени Бахлам-Ахав, царствовавшего в середине VII века. В контексте «проблемы 2012 года» нас интересует, прежде всего, один из последних фрагментов текста, в котором сказано следующее: «2 дня, 9 двадцатидневок, 3 года, 8 двадцатилетий, 3 четырехсотлетия [пройдет после дня 9 «Эцнаб» 6 К’анасиий] (16 января 669 года), окончится тринадцатое четырехсотлетие, [день] 4 Ахав 3 Унив (23 декабря 2012 года) настанет».[i]
Монумент 6 из Тортугеро, правая панель. Прорисовка С. Гронемейера.
В приведенной цитате использована традиционная для иероглифических текстов майя схема, когда два отдельных события связываются между собой при помощи интервального числа. Вторая дата 4 Ахав 3 К’анк’ин (Унив) явно относится к будущему времени, это окончание тринадцатого четырехсотлетия 13.0.0.0.0, которое настанет 23 декабря 2012 года по григорианскому календарю. К сожалению, конец надписи сохранился очень плохо, некоторые важные иероглифы полностью разрушены, поэтому ученые не могут сказать с уверенностью, оставили ли древние авторы хоть какое-то пояснение, что именно должно произойти в этот день. В любом случае, никаких сообщений о катастрофе в сохранившихся частях монумента 6 из Эль-Тортугеро не содержится.
До недавнего времени этот памятник считался единственной надписью, имеющей отношение к окончанию тринадцатого четырехсотлетия в день 4 Ахав 3 К’анк’ин. Но в июне 2012 года стало известно об открытии в городище Ла-Корона новых ступеней иероглифической лестницы 2. На одном из блоков после описания событий политической истории майя следуют даты окончания двух важных будущих периодов Долгого счета: 10.0.0.0.0, 7 Ахав 18 Сип (15 марта 830 года) и 13.0.0.0.0, 4 Ахав 3 К’анк’ин. С этими датами не связано никаких пророчеств или событий, вероятно, они были включены в повествование с пропагандистской целью подчеркнуть особую духовную связь майяских царей с циклами времени. Главный герой надписи «Священный Кану’льский Владыка» Йукно’м-Йич’аахк-К’ахк’ в 692 году провел юбилейную церемонию по случаю окончания тринадцатого двадцатилетия 9.13.0.0.0 и после этого принял титул «владыки тринадцати двадцатилетий». Очевидно, писцы из Ла-Короны стремились придать данному факту особое значение, поместить его в более масштабный временной контекст, поэтому провели параллель между окончанием тринадцати двадцатилетий в 692 году и тринадцати четырехсотлетий в далеком для них будущем.[ii]
Новая надпись с упоминанием 2012 года из Ла-Короны. Прорисовка Д. Стюарта.
Итак, даже в тех редких случаях, когда майя обращались к дате 23 декабря 2012 года, они не связывали с ней никаких страшных пророчеств о катастрофах и бедствиях, а тем более о гибели мира. Напротив, майя были убеждены, что жизнь на планете Земля продолжит идти своим чередом и в новом космическом цикле. Об этом убедительно свидетельствует примечательный текст на западной панели из «Храма надписей» в Паленке. Сам храм был возведен над усыпальницей самого известного местного правителя К’инич-Ханаахб-Пакаля и, очевидно, в древности служил святилищем, в котором его дети и внуки могли почтить память великого предка. Неудивительно поэтому, что К’инич-Ханаахб-Пакаль выступает главным героем запечатленного на трех панелях храма длинного и подробного повествования об истории своего царства, в котором сообщения о реальных правителях неразрывно переплетаются с рассказами о деяниях богов и легендарных персонажей. При этом его царствование вписывается в огромный, невообразимый временной контекст. Говорится, что К’инич-Ханаахб-Пакаль стал царем 29 июля 615 года, через более чем миллион лет после мифического воцарения бога Миина. Далее следует отсчет времени от рождения К’инич-Ханаахб-Пакаля к дням, которые еще только «настанут» в далеком даже для нас будущем, в 4772 году.[iii] Как и на примере из Ла-Короны, мы видим здесь стремление связать разные эпохи с персоной правителя, показать его фигурой космического масштаба, соединяющей прошлое и будущее. Но самый важный вывод состоит в другом: древние майя не имели никаких сомнений, что 4772 год «настанет», то есть они не ограничивали свои представления о будущем той эпохой, в которую выпало жить нам с вами.
[i] Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична історія… С. 583.
[ii] Stuart D. Notes on a New Text from La Corona // Maya Decipherment: A Weblog on the Ancient Maya Script, June 30, 2012. URL: http://decipherment.wordpress.com/2012/06/30/notes-on-a-new-text-from-la-corona/
[iii] Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична історія… С. 331-338.