Классический Эц’на
На западе Юкатана крупнейшим городским центром Классического периода являлся город Эц’на, расположенный в центральной части современного мексиканского штата Кампече. В период наибольшего расцвета городской центр занимал территорию около 6 квадратных километров, в городе выделяется по крайней мере шесть крупных архитектурных ансамблей, самыми примечательными из которых являются «Большой Акрополь» со знаменитым «Пятиэтажным Зданием», «Малый Акрополь», «Нохочна», Южная Группа, «Платформа Ножей».
Карта Эц’на
«Пятиэтажное Здание» в Эц’на
Эц’на, «Дом Луны» и «Юго-Западный Храм». Фото Л. Шиле
На городище обнаружены 2 иероглифические лестницы и 32 каменные стелы. Те из них, на которых имеются даты, практически все посвящены «юбилейным» церемониям, охватывающим отрезок времени с 633 по 810 годы. В текстах с Эц’на связывается два топонима. Один из них, который мексиканский исследователь Карлос Пальян предлагает читать как Цабналь («Место Гремучей Змеи»), по всей видимости, обозначает собственно город или местность, в которой он был расположен. Царство или династия, центром которой был Эц’на, имеют особый «эмблемный иероглиф», для которого предлагается чтение Вайваль[1].
Эц’на, ступени иероглифической лестницы. Фото Л. Шиле
Самым ранним из известных в настоящее время правителей Эц’ны-Цабналя был Унен К’авииль, справивший в 633 г. «юбилейную» церемонию в ознаменование середины «четырёхсотлетия» 9.10.0.0.0. Его правление, вероятно, не было очень долгим, так как от этого царя дошла одна единственная Стела 23. Следующий Вайвальский владыка, Сийяхчан К’авииль правил менее 20 лет и потому в «юбилеях» участия не принимал. Тем не менее, он оказался вовлечен в большую международную политику тогдашнего майяского мира. Дело в том, что его супруга Хут Чан Эк’ была царевной из далёкого Ицана в области реки Пасьон[2]. А именно в середине VII столетия ицанский царский дом оказывается связанным с тогдашней главной сверхдержавой мира классических майя – царством Канульских владык из Чиикнааба-Калак’муля. По крайней мере, другая ицанская царевна двумя или тремя десятилетиями позже стала супругой важнейшего канульского союзника в Петене, правителя Дос-Пилас Бахлах Чан К’авииля. Связь с Чиикнаабом становится ещё более очевидной при преемнике Сийяхчан К’авииля, его брате или старшем сыне … Каль Чан Чаахке, вступившем на престол в 649 г. Запись о его коронации на «Иероглифической лестнице 1», сооруженной на «Большом Акрополе» указывает, что об инаугурации нового правителя «позаботился» некий священный Канульский владыка, вполне возможно, сам могущественнейший из майяских властелинов Йукноом Ч’еен II. От … Каль Чан Чаакха остались Стела 22 и Стела 21, поставленные в связи с «юбилеями» 9.11.0.0.0 (652 г.) и 9.11.10.0.0 (662 г.). До установления «двадцатилетия» 9.12.0.0.0 (672 г.) он, однако, не дожил, так как Стелу 18, поставленную в этот «юбилей», соорудил уже Ханааб Йоок К’инич, который называет себя сыном Сийяхчан К’авииля. В его правление вероятно присходили какие-то изменения в составе населения Эц’ны либо в её торговых связях, по крайней мере, городская керамика утрачивает черты сходства с посудой из северного Петена и сближается с образцами Южного Кампече. На поставленной сыном Ханааб Йоок К’инича и его вероятным преемником Хуль Ханааб Чан Эк’ом Стеле 19 (692 год) определённо зафиксировано столкновение с Коба. Впрочем, сам этот правитель опять-таки царствовал недолго, меньше 20 лет, так как «юбилей» 9.14.0.0.0 (711 г.) отметил уже другой владыка – Чан … Чуваах. От него осталось три «юбилейные» стелы (1, 2 и 3), поставленные в 711, 721 и 731 годах. Ему же, возможно, принадлежит Стела 7, которую относят к 741 г. Особенностью памятников Чан … Чувааха является внимание к военной тематике. В частности, он несколько раз сообщает о захвате пленников из политий Чан-Петен (4-PET) и Сууц’ (AJ-SUUTZ’). К. Пальян связывает первую с позднейшим Чанпутуном-Чампотоном в южной части современного Кампече, а вторую с Ушулем или Ошпемулем в Эль-Мирадорском бассейне[3], однако, оба предположения достаточно спорны.
Стела 19 из Эц’на. Прорисовка Э. фон Эу
С расположенной к северо-западу, на побережье политией Чан, чьей столицей была Хайна, у позднеклассического Цабналя по некоторым признакам сложились дружественные отношения, хотя имеющиеся в нашем распоряжении данные слишком скудны для сколько-нибудь определённых выводов[4].
На Чан … Чуваахе классическая эпоха в истории Цабналя закачивается. В городской эпиграфике со второй трети VIII в. наблюдается по меньшей мере полувековой пробел. Он мог стать следствием военного поражения. Безмолвие прерывается Стелой 5, ознаменовавшей «юбилей» 9.18.0.0.0 (790 г.). Однако, поставивший её, как и относящуюся к 810 г. Стелу 9 правитель по имени Ах Коот Чова Нах Кан, по всей видимости не принадлежал к прежней династии, так как не употреблял традиционного «эмблемного иероглифа» Эц’ны. Стиль его памятников отличается от классических образцов и демонстрирует влияние искусства побережья Мексиканского залива и Центральной Мексики. Одновременно меняется распространённая в городе керамика, что может указывать на изменения в этническом составе населения. Язык надписи на стеле 9 следует формам юкатекского, на котором, вероятно, разговаривало городское население, а не принятым ранее в Эц’на классическим чоланским.