Колониальная эра
Начало колониальной экспансии Великобритании в Америке датируется 1607 г. Правда, еще в конце XV в. английские мореплаватели У. Рейли, Дж. и С. Кабботы и другие обследовали атлантическое побережье континента от полуострова Лабрадор до нынешней Южной Каролины. Именно в тот год Лондонской биржевой компанией в устье впадающей в Чесапикский залив р. Джеймс был заложен город Джеймстаун, который США положил начало первой постоянной колонии — Виргинии. По иронии судьбы в день основания города произошло и первое вооруженное столкновение с местным индейским населением. Группа колонистов напала на поселок индейцев и убила двух человек. Так под грохот мушкетных выстрелов начался почти 200-летний колониальный период истории США.
Как это ни странно, хотя в новых владениях насчитывалось значительное количество коренных жителей, для британской короны в то время не существовало индейской проблемы, по крайней мере в теоретическом плане. Индейцы, населявшие побережье Атлантики, автоматически рассматривались как подданные правившего английского монарха. Подобный принцип вытекал из общепризнанной в тогдашней Европе концепции феодального суверенитета над новыми землями и их обитателями-язычниками, по которой над территориями, не входившими в королевский домен и не принадлежавшими иным христианским правителям, власть британского сюзерена устанавливалась по праву первооткрытия.
Установив суверенитет над заокеанскими территориями, британские власти, однако, в определенной мере признавали за коренным населением право на его исконные земли. В силу этого в первые десятилетия колониального господства англичане, как правило, практиковали мирные, экономические формы отчуждения индейских земель: покупку, обмен, договорную уступку и т. п. Большинство сделок такого рода, впрочем, были надувательством коренного населения, которое, не зная истинной стоимости, уступало свои земли в обмен на пригоршню никчемных безделушек.
В отличие от ситуации во французских владениях в соседней Канаде, где индейцы были для колонизаторов прежде всего поставщиками ценнейшей пушнины, в английских колониях, протянувшихся вдоль побережья Атлантики с севера на юг от залива Мэн до полуострова Флорида, экономические отношения с аборигенами, исключая некоторые районы Новой Англии, не имели большого значения. Напротив, для переселенцев из Великобритании особую ценность представляли земли. Пока белое население было малочисленным и колонии экономически слаборазвитыми, контакты пришельцев и местных жителей оставались относительно мирными.
Англичане жили с индейцами как соседи, допуская автономное положение племен. Но по мере освоения континента и прибытия новых иммигрантов жители колоний, чтобы увеличить свои территориальные владения, начали захватывать новые пространства индейских земель.
Систематическому вытеснению индейского населения предшествовал пересмотр политического взгляда на права аборигенов. Сомнительная честь этого пересмотра принадлежала пуританскому законоведу, губернатору колонии Массачусетс Д. Уинтропу, провозгласившему в 1629 г. следующее: «Основная часть земель на этом континенте подпадает под юридическое определение «вакуум доминиум» (ничейное владение), ибо индейцы никогда не возделывали их. Следовательно, они имеют в отношении этих земель только природное, а не законное право»1 Доктрина «ничейного владения» послужила оправданием массового захвата земель коренных американцев. По всему атлантическому побережью началось уничтожение индейских поселений и избиение их жителей, которые неожиданно узнали, что они являются незаконно вторгнувшимися в... собственные угодья! В ответ на репрессии колонизаторов вспыхнуло сопротивление индейцев. По британским владениям в Америке прокатилась волна индейских войн и восстаний. Отметим лишь наиболее крупные из них.
Весной 1644 г. восстали поухата в Виргинии, возглавлявшиеся вождем Опеканканом. В ответ на террор властей индейцы уничтожили поселения белых в долине р. Йорк. 18 апреля 1644 г. Опеканкан разгромил брошенный на его усмирение отряд колониальной милиции. Лишь спустя месяц ополчению Виргинии под командованием губернатора колонии У. Беркли удалось рассеять войско восставших, использовав артиллерию. После этого началось методичное уничтожение поухата, численность которых за короткий срок сократилась с 8 тыс. до 1 тыс. человек.
В 1675—1676 гг. мощное восстание вампаноагов едва не поставило под угрозу существование колонии Массачусетс. С июля по декабрь 1675 г. отряды вампаноагов, во главе которых стоял умный, энергичный вождь Метаком, прозванный англичанами «королем Филиппом», практически очистили от белых поселенцев территорию вокруг столицы колонии г. Бостона. Только благодаря приходу подкреплений из соседнего Коннектикута массачусетскому ополчению 19 декабря 1675 г. удалось отбросить индейцев от окрестностей города. Несмотря на это поражение, восстание не затухало до июля 1676 г. Лишь смерть Метакома от руки предателя положила конец сопротивлению вампаноагов.
С разгромом «короля Филиппа» погас последний крупный очаг индейского сопротивления в районе побережья Атлантики. Коренное население этих территорий было почти полностью истреблено, а его остатки «усмирены». Поток колонистов между тем двинулся далее к западу и перевалил за Аллеганские горы. К середине XVIII в. он достиг района Великих озер, где в то время жили племена виандотов, чиппева, потаватоми, кикапу, шауни, оттава. Массовый захват земель этих народов начался еще во время Семилетней войны Англии и Франции 1756—1763 гг. Однако более чем столетний опыт контактов с британскими колонизаторами научил индейцев многому. На этот раз белым пришлось столкнуться с организованным сопротивлением. Вождь оттава, талантливый военачальник и стратег Понтиак, заключив союз с соседними племенами, 10 мая 1763 г. с огромным по тем временам — около 1 тыс. человек — отрядом индейцев атаковал г. Детройт. И хотя их штурм был отбит, индейцы в течение следующих шести месяцев держали город в осаде, попутно уничтожив окружавшие его форты и поселки и перебив почти 2 тыс. британских солдат и поселенцев. Лишь подкупив некоторых вождей — союзников Понтиака, англичане сумели ослабить войско индейцев, которые в октябре 1763 г. вынуждены были снять осаду Детройта.
Грозное восстание Понтиака, показавшее мощь сплоченных действий индейцев, заставило метрополию отказаться от конфронтации с коренным населением колоний. 7 октября 1763 г. была издана прокламация короля Георга III, регламентировавшая отношения с индейцами в британских владениях в Америке. В документе, с одной стороны, подтверждался феодальный суверенитет королевской власти над этими, территориями, а с другой — индейцам «гарантировались земли к западу от Аллеган и р. Миссисипи», где белым «под угрозой наказания и монаршей немилости» запрещалось без особого на то разрешения приобретать собственность и создавать поселения. Наряду с этим королевская прокламация преследовала еще одну цель. В условиях недовольства и брожения в колониях накануне Войны за независимость британская корона пыталась укрепить там свою власть. С этой целью она стремилась противопоставить колонистам коренных жителей, используя этот рычаг для сохранения заокеанских владений. Однако начавшаяся в 1776 г. Американская революция положила конец колониальному периоду истории страны.